Сюжетно-тематическое рисование как вид изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 10:14, контрольная работа

Описание работы

Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. В настоящее время существует множество средств развития детского творчества: аппликация, лепка, конструирование, рисование.

Работа содержит 1 файл

Документ WordPad.doc

— 589.83 Кб (Скачать)

Попытки учить детей рисовать человека, животных, птиц привели многих воспитателей к неудачам. Отсюда делался вывод, что программа трудна. Но если исключить из нее все трудное, что же останется от изображения окружающей жизни, поможет стремлению детей отразить в рисунках живые впечатления? Нужно сказать, что можно требовать от детей и что соответственно их возрасту, степени познания окружающего мира и развитию чувств ищут в своих рисунках, важно предоставить свободу инициативе детей.

Воспитателя часто огорчает то, что в рисунке ребенка предмет будет упрощенным, схематичным, непропорциональным. Между тем детям 5--7 лет предъявлять требования полного подобия в рисунке преждевременно. В детском обобщении и упрощении рисунка заложен глубокий смысл: отбрасывая многие детали, дети выясняют для себя главные, типичные признаки и свойства предмета. Поэтому в ряде случаев уместнее применение народных игрушек как предметов для рисования. Сделано художественное обобщение. В изображении исчезли лишние детали, осталось только самое главное, характерное для данного предмета, то, без чего его было бы его узнать.

Предметы, которые могли бы служить натурой, можно сгруппировать их примерно так: человек; строения; четвероногие; транспорт; пернатые; растения, рыбы.

В каждую такую группу включено несколько предметов различных очертаний и разной степени сложности. Это дает возможность, сохраняя основные признаки данной группы каждый раз придавать изображению новый смысл, новые подробности включать в различные сюжетные рисунки, обогащая их содержание. Нельзя дать стандартного изображения, годного на все случаи. Надо постепенно подводить детей к тому, чтобы они сами, пользуясь усвоенными знаниями, смог ли бы по-новому изобразить тот или иной предмет, передать движение, позу, по-разному одеть человеческую фигуру и т. д.

Для старших групп нецелесообразно давать тематику и определенной последовательности на год, как это было в предыдущих группах. Нельзя определить заранее, когда и какой предмет следует рисовать, так как речь идет не о последовательности развития навыков и приемов рисования, а об отражении в рисунках предметного мира, который входит в жизнь детей в самое различное время, в зависимости от местных природных условий, от наличия тех или иных игрушек) и т. д. Даже наступление сезонных явлений различно во времени в разных частях нашей страны. Только революционные праздники занимают определенное место в календаре. Поэтому воспитателю нужно самому составлять тематический план рисования.

Важен вопрос о соотношении рисования карандашами и красками для этой возрастной группы. Если в работе с детьми трех и четырех лет преобладающее место занимали краски, а в карандашных рисунках были только слабые попытки за штриховать изображение внутри контура, то пятилетние дети могут упражняться в штриховке. Рука ребенка к этому времени окрепла, движения приобрели уверенность и координацию. Это дает возможность ритмически наносить штрихи, подчиняя их направление и длину контуру предмета или его строению. В одном случае надо закрыть ровными штрихами поверхность, не заходя за контур, например крышу, стены окна; в другом, наоборот, нужно смелыми штрихами пере дать характер поверхности колючих, ворсистых, пушистых и других подобных предметов. И в том и в другом случае техника пользования карандашом подчиняется требованиям выразительной передачи предмета. Ограничивать все карандашные рисунки только требованиями аккуратной заштриховки внутри контура нельзя.

Как же обучать рисованию детей пяти-шести лет? Начнем с того, как дети изображают строения, постепенно усложняя в зависимости от новых наблюдений и впечатлений во время прогулок по городу.

К концу пятого года жизни дети пытаются рисовать двухэтажный дом, не удовлетворяясь более игрушечным домиком. К изображению многоэтажного дома, который дети видят каждый день, вполне закономерен.

Многоэтажный дом (краска). Прежде всего рисуют дом самой простой конструкции -- гладкий прямоугольник стен с рядами окон без всяких украшений, дверей одна в середине или две по бокам (смотря по тому, какой рассматривали). До занятия на прогулке воспитатель расспрашивает с детьми дом, отойдя от него на некоторое расстояние. Внимание детей останавливается на таких признаках, которые легко передать детям в рисунке (разная окраска домов на улице, разная их высота, стена прямоугольная, гладкая, на ней ровными рядами с одинаковыми промежутками расположены окна, невысокая, длинная крыша слегка выступает над стеной). Хорошо, если в одном из таких домов живет кто-нибудь из ребят, тогда дом становится не безликим, а Коли или Миши. При повторном наблюдении дом рассматривают на вечерней прогулке. Детям нравится, как светятся окна домов. На занятии дети вспоминают, какой дом у Коли, какого он цвета, сколько в нем этажей, где дверь (или ворота). Затем воспитатель рассказывает, как рисовать дом (сначала надо «рисовать прямоугольник -- стену, затем крышу со скатом, если она видна; когда подсохнет краска, можно аккуратно наносить ряды окон на равном расстоянии между ними и друг под другом). При рисовании дома можно предложить детям прием, который широко практикуется в группе шестилеток: нарисовать простым карандашом контур дома и ряды окон, а потом закрасить его вертикальными сливающимися полосами, недокрашенными окна. Когда краска высохнет, дети закрашивают окна по карандашному контуру. Можно предложить детям в оставшееся время что-либо добавить к изображению по их желанию. Дети рисуют -- и на крышах домов появляются антенны телевизоров, возле дома деревья или возникает человеческая фигурка. Так один предмет включается в различные сюжетные композиции, придуманные детьми. Могло этих занятий можно предложить детям рисовать на тему «Наша улица».

Во время Октябрьского праздника дети рассматривают, как меняются дома. Воспитатель обращает внимание на различное размещение красных полотнищ, которые вывешены то вертикально, то горизонтально. Флаги располагаются на крыше, над входом, сбоку. Лампочки иллюминации прикрепляются к рейкам или висят гирляндами. Характерны для праздничного Ленинграда мосты, украшенные алыми или голубыми флагами. Все это находит отражение в рисунках детей. В конце занятия хорошо прикрепить все работы ребят в ряд на полосу обоев. Сразу получается целая картина «Город в праздник». Такое объединение индивидуальных работ в общий фриз доставляет детям огромную радость. Каждый видит долю своего участия в этой картине и в то же время гордится за весь коллектив. Фриз можно повесить в вестибюле, чтобы родители могли увидеть работу детей и порадоваться их успеху. Подобные занятия можно организовать и после майского праздника; к концу года изображения города значительно более интересны и сложны.

В течение года дети рисуют улицу не только праздничную, но и обычного трудового дня. На прогулке они видят, как строят новый дом, как работает подъемный кран, подавая на высоту пятого этажа целые блоки. Теперь уже дети замечают сами, что дома не похожи один на другой. Это различие зависит от их назначения -- заводское здание отличается от жилого дома, а здание поликлиники отличается от кино театра и т. д. На занятии дети рисуют ту часть улицы, которая их больше заинтересовала. Тема одна, но каждый решает ее индивидуально. И здесь можно объединить все рисунки в панно. Тогда перед зрителем встанет кипучая жизнь улицы большого города.

Пристрастие детей к сказке -- явление закономерное. «Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость... Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу» (В.А. Сухомлинский. Сердце отдаю детям. Киев, «Радяньска школа», 1969, стр. 154) Рисование сказочных образов привлекает детей, в таких темах развивается фантазия, декоративное чувство, чувство цвета и композиции.

Хорошей темой для удовлетворения интереса детей к сказочным образам является рисование сказочного дворца, крепости, башни и т. д. В этом случае полезно использовать детские постройки с башнями, арками, куполами. Если подобные постройки воспитатель называет дворцами и использует их при рассказывании, дети запоминают свои постройки -- дворцы и рисование дворца их не затрудняет. Учат рисовать дворец простым карандашом, легко, и затем заполнять все детали краской. По мере того как дети овладевают изображением людей, деревьев, улица в детских рисунках наполняется новыми предметами, новыми подробностями: работают подъемные краны, едут по улице поливальные машины, белые пушистые усы струй, работают снегоочистители и т. д. Надо помочь детям в изображении этих предметов, конечно, они в этом нуждаются. Хороший результат бывает в том случае, когда перед рисованием дети длительное время играют с машинами. В процессе игры они знакомятся с конструкцией автомобилей, формой отдельных частей.

На занятии уточняется, что у всех грузовых машин в конструкции есть общее -- рама, к которой прикреплены различные части: кабина, кузов, колеса и т. д. Затем воспитатель уточняет, как можно передать в рисунке характерные особенности этих частей. Навыки и умения, полученные в рисовании автомобиля, дети переносят на рисование других машин.

Дети любят рисовать живые существа. На прогулке, даже в природе, дети постоянно видят голубей, кормят их, радуются Ни движениям, воркованию, рассматривают оперение. В сельской местности дети постоянно видят гусей, уток, кур и других домашних птиц. В уголках природы детских садов живут щеглы, попугаи, чижи. На участке устраиваются кормушки, и дети довольно близко видят таких интересных по окраске птиц, как синицы, снегири. Но пятилетним детям плохо удается реалистическое изображение птиц. Попытка давать в качестве образца чучела птиц не приводит к эстетическим результатам: птицы получаются некрасивые, тускло окрашенные и не радуют детей. Такая методика, видимо, непригодна для детей пяти лет. Лучше рисовать птиц, приняв за натуру народную декоративную игрушку -- птичку-свистульку, кировскую расписную глиняную, а также некоторые резиновые игрушки. Рисовать птицу дети могут уже в начале года. Но в первых рисунках передается самая простая форма с двумя-тремя признаками -- овальное туловище, круглая головка, клюв. Сначала дети рассматривают игрушку -- деревянную птичку-свистульку и лепят ее из глины или пластилина. В процессе лепки дети сами воспроизводят игрушку, запоминают ее строение, форму ее частей, иногда прищипывают крылышки у своих птичек. Через несколько дней дети рисуют птичку. На этом занятии им, кроме деревянной птички, показывают кировскую глиняную уточку или опошнинскую глиняную птичку. Количество признаков у этих птичек увеличивается -- есть шейка, приподняты крылышки, распушен хвост. Все птички нарядно расписаны. Вид красивых птичек радует детей, и каждый рисует свою птичку, добавляя новые признаки, увиденные в игрушках или придуманные. Изображение птички дается легко, так как в этом помогает предшествующая рисованию лепка птицы. Петушок -- любимый персонаж детских сказок. Для его изображения можно также использовать разные игрушки. Так как форма его сложна для передачи детьми, то воспитателю надо подробно объяснить детям характерные особенности строения фигурки (гребешок, хвост и т. д.).

В своем рисунке воспитатель дает детям только последовательность рисования, еще раз уточняет вместе с детьми основные характерные признаки петушка. Выбор краски надо предоставить детям, так же как способ украшения петушка. Одни дети сделают петушка разноцветным, другие будут рисовать преимущественно одной краской, но зато украсят его перышки разноцветными пятнышками, а может быть, даже цветочками.

В своей оценке детских рисунков воспитатель должен под черкнуть интересные находки каждого ребенка. Иногда с точки зрения педагога детское изображение петушка кажется неправильным -- шея и хвост опущены или шея петушка вы тянута, а хвост куцый или растрепанный. Не надо указывать детям на то, что эти петушки нарисованы плохо, некрасиво. Наоборот, стоит сказать детям, что они рисовали каждый по своему: у одного петушок лезет в драку, у другого петушок, наверное, непослушный, который побывал в лапах у лисы и т. д. Так образ, возникший случайно, станет живым, интересным. Детям захочется рисовать не просто петуха, а петуха в какой-то ситуации или с какой-то особенностью, присущей только ему. Возникает стремление творчески создать образ.

По мере того как дети усваивают строение птицы и способ ее изображения, в сюжетных рисунках, и особенно в работах по собственному замыслу детей, птицы начинают занимать большое место. Дети рисуют, как они кормят голубей, как утки плавают в пруду и на речке; часто лес наполняется птицами, сидящими на ветках. Все ярко, декоративно. Образы выразительны» Каждый найденный детьми образ находит свое место в различных рисунках -- сказочных и реалистических наполняя их новым содержанием.

Рисование золотой рыбки (карандаш). Одно из интересные и простых по форме живых существ -- золотая рыбка. Аквариумы с рыбками есть во всех детских садах. Дети кормят рыбок, наблюдают за их движениями, то быстрыми и ловкими, то плавными и спокойными. Они видят, как дышит рыбка, хватает круглым ртом корм, как медленно двигаются плавники. Окраска рыбки нарядная -- оранжево-золотая, чешуйки аккуратными рядами маленьких полуокружностей покрывают все тело рыбки. Есть рыбки побольше и поменьше. Все эти наблюдения предшествуют рисованию и являются его опорой.

До рисования лучше провести лепку рыбки из глины или вырезывание из бумаги. На первом занятии дети рисуют рыбку. Воспитатель показывает, как ее рисовать. Показ должен быть легким, быстрым, цветными мелками на доске или углем на бумаге. Двумя изогнутыми линиями рисуется контур рыбки -- спинка, брюшко и хвост. Затем полукруглой линией (жаберная крышка) выделяется голова. Острой штриховкой наносятся плавники -- один верхний и два нижних, далее рисуется хвост. Вся поверхность рисунка затушевывается легким нажимом оранжевого карандаша. Коричневым карандашом рисуют рот и круглый выпуклый глаз, чешую, добавляют несколько штрихов в плавники и вот рыбка и готова. Это занятие приносит много пользы. Закрепляются наблюдения за строением и повадками рыбки, возникает красивый рисунок. В то же время дети учатся приемам работы карандашом; надо найти контур, слегка закрасить изображение, не сжимая сильно карандашом, сделать смелые непрерывные штрихи, чтобы получились колючие плавники, а мягкими закругленными, ритмичными движениями нарисовать чешую. Как видно из перечисленного, уже известные ребенку приемы дополняются новыми, еще неизвестными, а все вместе они помогают сделать рисунок живым. Через некоторое время дети могут рисовать на тему «Наш аквариум».

Информация о работе Сюжетно-тематическое рисование как вид изобразительной деятельности детей дошкольного возраста