Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 10:14, контрольная работа
Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. В настоящее время существует множество средств развития детского творчества: аппликация, лепка, конструирование, рисование.
Выполняя аппликацию на тему «Наш аквариум», дети уже свободно приступают к вырезыванию рыбок разной величины
Новое в этой работе -- вырезывание ежа. Большую помощь детям оказывают иллюстрации, они дают четкое представление о действующих лицах, об окружающей обстановке. В каждом эпизоде наглядно показано, как композиционно осуществляется сюжет.
На занятии воспитатель показывает детям, как вырезать бегущего ежа. Опять, как и при вырезывании рыбки, начинает с заготовки общей формы, затем передает изгибы силуэта, вырезает вытянутую мордочку, последними вырезает раздвинутые в движении ножки. Выполняют такую заготовку и дети. А затем вырезывают по округлой спинке иголки, с наклоном по ходу движения зверька. Не у всех детей сразу получается нужная по форме заготовка ежа: то не хватает бумаги для мордочки, то не помещаются ножки. Но повторив два-три раза вырезывание общей формы, все дети справляются с поставленной задачей. С трудом дается детям вырезывание иголок на горбатой спинке в наклонном положении. У некоторых иголки получаются прямыми, как травка, без наклона назад.
Перед самым занятием детям показывают, как собрать из отдельно вырезанных частей фигурку Ухти-Тухти, одетую в человеческую одежду: вырезать сначала голову с мордочкой и иголками вокруг нее, потом подклеить к ней выбранный по цвету кусочек бумаги и обрезать его, придавая нужную форму кофточке, юбке, к рукам подклеить темные лапки, а внизу под платьем -- ножки зверька. Этот прием вполне доступен детям.
Они выполняют эту работу в течение трех занятий, и интерес к ней с каждым занятием все возрастает, сюжет обогащается все новыми и новыми деталями. В промежутках между занятиями дети продолжают рассматривать иллюстрации в книжках, обсуждая друг с другом, что еще можно выдумать, чем дополнить свои картинки.
Прием составления фигурки из частей используется детьми для изображения других животных -- зайца, белки. Очень увлекает детей вырезывание одежды лесных обитателей, а также предметов внутреннего убранства домика. Они хорошо используют прием сгибания бумаги пополам с последующим подрезанием контура при изображении посуды, мебели. Некоторые дети даже нос и глаза Ухти-Тухти вырезают и наклеивают.
После выполнения такой сложной работы, которая доставляет детям большое удовольствие, у них появляется уверенность в своих силах, смелость в осуществлении задуманного. Воспитатель может дать сюжетную аппликацию без опоры на зрительные образы только на основе художественного слова.
Аппликация по русской народной сказке «Санки-самокаты». Прочитав сказку, воспитатель вместе с детьми разыгрывает сказку в лицах. Выразительность речи помогла детям в создании образов действующих лиц, позволила передать их переживания.
При выборе темы для аппликации каждый из детей читал те строки, в которых выражалось содержание задуманной картины.
Для выполнения многих эпизодов сказки требовалось изображение детей, сидящих на санках, шагающих по ступенькам. На прогулке во время катания на санках воспитатель обращает внимание детей, как сгибаются ноги при посадке в сани, как дети держатся друг за друга, спускаясь на санках с горы, как меняются очертания одежды при быстрой езде. Воспитатель предлагает детям проверить эти движения на себе и на товарищах. Для занятия вместе с детьми воспитатель готовит в конвертах нужные для работы куски цветной бумаги, объясняет, как можно использовать некоторые цвета, с чего начать свою работу.
Дети работают
молча, каждый по-своему решает задуманную
им тему. Кроме детских фигурок в разных
положениях, появляются Баба Яга, кошка
и даже волк. Дети используют разнообразные
приемы вырезывания. Работы получаются
интересными и в цветовом и композиционном
решении. У всех детей чувствуется умение
свободно пользоваться ножницами и цветной
бумагой, располагать фигурки в общей
композиции.
СОВЕТЫ ВОСПИТАТЕЛЯМ
Воспитатель, проводя занятие с детьми по изобразительной деятельности, выступает в роли художественного руководителя детей и этим решает задачу художественного и эстетического воспитания малышей. Разумеется, такая задача требует художественной подготовки воспитателя, понимания особенностей детского творчества и прежде всего роли педагога в общем развитии ребенка.
Воспитатель должен знать и понимать произведения искусства, самостоятельно повышать свою художественную культуру путем посещения музеев, выставок, чтения художественной и методической литературы.
Самостоятельная работа в области знакомства с искусством, развитие художественного вкуса и эстетического отношения к детскому рисунку открывают перед человеком мир красоты и приносят так много радости, что ступивший на этот путь никогда не пожалеет затраченного времени.
Книги могут рассказать воспитателю о развитии и становлении детского и художественного творчества. Советуем познакомиться с трудами Е. А. Флериной и Н. П. Сакулиной.
Перед проведением занятия рисованием с детьми воспитателю необходимо самому нарисовать то, что предлагает рисовать детям. Это нужно не только для того, чтобы отработать движения для более четкого показа приемов рисования, а для того, чтобы воспитатель как бы прорепетировал работу детей над рисунком, а в ходе занятия смог более внимательно и чутко подойти к творчеству детей.
В первое время попытки рисовать будут вызывать у воспитателя «смущение, но постепенно каждый легко убедится, что умения растут и появляется все большая смелость в рисовании.
Для проведения занятий по рисованию с детьми необходимо иметь соответствующее оборудование. За столами рисовать неудобно. На столе недостаточно места для размещения листа бумаги, красок, кистей, воды. К тому же рисовать на горизонтальной плоскости можно только стоя; когда ребенок сидит, рисунок он видит в искажении или горбится над рисунком. Поэтому советуем, начиная со средней группы, приобрести для каждого ребенка фанерные дощечки 40X50 см или 83x45 см. По краям дощечки натягивается резинка, которая придерживает бумагу. Во время работы один конец дощечки опирается на край стола, а другой стоит у ребенка на коленях или на столе. При этой позе ребенок прислоняется спиной к стулу, а рисунок виден ему без искажения.
Хорошо изготовить специальные мольберты.
Для промывания кистей нужна банка с водой емкостью в 0,5 л для одного-двух детей. Краски лучше всего давать в небольших солонках, которые ставятся на подносы. Каждому ребенку нужно заготовить тряпочку для вытирания кистей.
В группах старшего дошкольного возраста надо иметь палитры для смешения красок (на каждого ребенка или одну на двоих). Палитрой могут служить кусочки белого пластика, белые кафельные плитки или железные коробки из-под использованных акварельных красок.
Кисти нужны разных размеров и хорошего качества. Детям младшей группы хорошо дать круглые или плоские щетинные кисти для живописи № 10--12. По мере того как дети приобретают навыки работы, надо дать более тонкие кисти, старшим детям -- кисти беличьи или колонковые № 10--12 и № 6--7.
Каждому ребенку старшей и подготовительной к школе группы можно давать одновременно три размера кистей. К уже названным номерам кистей прибавляется кисть № 4--5 для: изображения мелких деталей в рисунке. Для этой же цели можно использовать и старые кисти. В некоторых случаях они незаменимы.
Для закраски больших поверхностей хорошо применять флейц -- плоскую малярную кисть шириной 3--5 см.
Приобретая кисти, надо следить, чтобы они были у основания плотными с упругим и острым концом.
Из красок лучше всего употреблять гуашь. Покупать ее следует не наборами, а в стеклянных или железных банках. Гуашь обладает многими преимуществами: она покрывает поверхность плотным слоем, правильно приготовленная, не течет, при высыхании можно положить один тон краски на другой.
Высветление тона получается прибавлением белил. Не нужно брать много красок (10--12 красок), если их высветлять и перемешивать, они дают возможность получить любой оттенок.
Акварель можно дать в старшей и подготовительной к школе группах. Рисовать ею сложнее, чем гуашью, так как акварель -- прозрачная краска. Покупать надо только хорошую акварель. Если такой возможности лет, лучше совсем не давать этой краски, чем портить детскую работу грязными неопределенными тонами, какие дает так называемая «школьная» акварель. Удобнее всего акварель «Нева» (в тюбиках). Краски из тюбиков выдавливаются очень маленькими порциями на палитру, на край мелкой тарелки или блюдца. Набирают краску кистью, смоченной в воде, перемешивают на тарелке, добиваясь нужного оттенка. Можно использовать акварель «Ленинград».
Хорошо использовать смешение акварели с гуашью, что придает последней яркость, сочность тонов и при этом сохраняется ценное качество гуаши --: непрозрачность.
Материалом для рисования может служить цветная и черная тушь. Тушь наливается в солонки для краски. Разбавляя ее водой в процессе работы, ребенок получает равные оттенки одного цвета.
Для детей 3--4 лет пригодны обычные цветные карандаши (по 6 штук в коробке); 5--7 лет нужны коробки с набором в 12 карандашей и больше, так как шесть цветов недостаточно для передачи оттенков предмета, а накладывать цвет на цвет, чтобы получить в карандашном рисунке нужный оттенок, дети не сумеют.
В наборе материалов для рисования хорошо использовать простые и восковые цветные мелки, угольный карандаш или древесный уголь, пастель и сангину.
За неимением угольных карандашей можно рисовать древесным углем.
Древесный уголь легко приготовить самим. Для этого пучок очищенных от коры веток ивы или березы высушивают, связывают металлической проволокой и помещают в жестяную банку. Свободное пространство в банке засыпают песком, обжигают в печке в течение двух-трех часов.
Уголь хорошо ложится на бумагу, легко смахивается тряпкой, пригоден для предварительных набросков.
Пастель -- палочки типа цветных мелков. Легко растушевывается на бумаге.
Сангина приготавливается из природной глины, различных коричневых оттенков. Отличается от пастели тем, что сангина обладает большой твердостью и меньшей способностью растушевываться. Рисунок сангиной делается как без растушевки, так и с растушевкой.
Бумага, ее качество, размеры и цвет могут быть различными в зависимости от темы рисунка, от умений и возраста детей. Мы советуем не покупать тетради для рисования, в них плохая бумага, к тому же стандартный размер листа не дает возможности увеличить размер рисунка в зависимости от замысла ребенка. Лучше покупать бумагу листами и нарезать ее так, как нужно. Для рисования необходимо использовать бумагу разнообразных цветов. Рисование только на белой бумаге обедняет детский рисунок. Рисунки значительно выигрывают, когда дети выбирают фон в зависимости от замысла. Кроме того, готовый фон ускоряет процесс исполнения рисунка, вносит большее разнообразие и иногда освобождает детей от закраски фона.
Если в распоряжении воспитателя есть только белая бумага, ее можно самим покрасить в нужный тон. Для окрашивания бумаги применяются самые простые красители. Так, чтобы получить голубой тон, сиреневый, фиолетовый, белую бумагу можно покрасить сильно разведенными чернилами для авторучек. Анилиновые красители для ткани, если порошок красителя растворить в теплой воде, дают всевозможные оттенки, ровно покрывают бумагу. Серые и черные тона дает окраска черной тушью, разведенной водой до нужного оттенка.
Красить надо сразу большие листы кистью флейц или окунать листы в тазик с красителем и подвешивать для просушки. Тогда процесс окраски не будет трудоемким и не займет у воспитателя много времени. Можно привлечь к этой работе детей.
Для «занятия воспитатель сначала сам готовит краски, но обязательно в присутствии детей, объясняя все, что делает. Постепенно учит этому дежурных.
В результате обучения у детей появляется умение использовать в работе различные материалы, а это дает возможность добиться исование в детском саду
Рисование в детском саду
Многие родители считают, что уделять особое внимание рисованию стоит лишь, заметя у ребенка особые способности или рвение к этому занятию. Но на самом деле все детки проявляют живой интерес к рисованию буквально после первого года жизни. Стоит только увлечь его этим занятием, например, дать в руку карандаш или фломастер, и вы увидите, как ваш кроха начнет производить замысловатые закорючки и черточки. К тому же занятие рисованием полезно для всестороннего развития малыша, не смотря на талант, проявленный ребенком. Поэтому вполне логично, что рисование в детском саду преподают, начиная с самых маленьких деток.