Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 10:14, контрольная работа
Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. В настоящее время существует множество средств развития детского творчества: аппликация, лепка, конструирование, рисование.
Рисование аквариума (краска, карандаш). Воспитатель предлагает нарисовать все, что есть в аквариуме: «Лист бумаги, как будто стенка аквариума. А что есть в настоящем аквариуме?». Дети отвечают, что на дне -- песок и камешки, водяные растения, а самое главное, там плавают разные рыбки и большие, и маленькие. Они играют, догоняют друг друга. «Рыбок вы уже умеете рисовать. Их можно нарисовать каждому, кто сколько хочет. Песок, камешки и травку нарисовать очень просто. Посмотрим, у кого получится самый красивый аквариум»,-- говорит воспитатель. Для этого занятия лучше использовать краски. Они дают быстрые цветные пятна, ускоряют работу. Чешуйки у рыб не рисуются: кисточкой их изобразить детям трудно. Но если один направляет детей на реалистическую трактовку, то ириски вызывают у них желание сделать рыбку нарядной, чешуя заменяется узором. Узором украшаются плавники и хвост. Интересно и полезно в этой теме сочетать аппликации и рисование. Дети рисуют песок, камешки, водоросли, для вырезанных ими рыбок, а потом расписывают рыбок. Рисунок получится красивым, сочным и декоративным, дать достаточно большой лист бумаги.
С раннего возраста дети питают огромный интерес к животным. Чем старше становятся дети, тем этот интерес глубже и осознаннее. Игрушечные кошки и собаки -- участники детских игр. Они забавны, привлекательны, просты по форме, поэтому рисовать их легче. Детям больше всего нравятся игрушки, изображающие детенышей животных: щенков, медвежат. У них большие головы, толстые лапы, туловище сравнительно короткое. Прежде чем рисовать животных, надо рассмотреть игрушки, дать их потрогать, поиграть. «Вот котенок, еще маленький. Голова круглая, погладьте его по голове. Правда, она круглая? А что на голове?» --спрашивает воспитатель. «Ушки,-- говорят дети и добавляют,--и еще нос, глаза, усы». «А лапки толстые. Поздоровайтесь с ним»,--предлагает воспитатель. Дети берут лапы котенка: «Здравствуй, котик». Начинается игра. Котенка гладят, укладывают спать, проделывают с ним все то же, что героиня книги С. Маршака «Усатый полосатый». Затем дети рассматривают собаку и играют с ней. Сравнивают ее шерсть с шерстью котенка. Во многих народных и литературных сказках, действуют различные животные. Наметив рисование по сказке о животных, воспитатели обычно предварительно учат детей рисовать каждое из них отдельно, забывая о том, что в строении животных много общего. Мы в своей практике убедились, что детям легче рисовать животных, если они перед этим их лепили. На занятии по лепке рассматриваем с детьми игрушки, изображающие различных животных: кошку, собаку, волка, зайца, оленя, лошадку и пр. Прежде всего устанавливаем, что общего у этих животных, а потом предлагаем детям определить, чем они отличаются друг от друга. После рассматривания детям предлагается вылепить любое из этих животных. В процессе лепки дети полнее усваивают строение животного, воспроизводят его характерные признаки. После лепки дети рисуют животных. Найти сложные очертания фигуры животного детям легче, если они начнут с туловища и будут постепенно придавать ему нужную форму, добавляя к нему остальные части тела -- голову, хвост, лапы.
Позднее можно переходить к карандашному изображению, где требуется рисование контурной линии, и надо сразу отыскать сходство с предметом, так как пользоваться резинкой мы детям не разрешаем. Рисуя после лепки, дети часто изображают не то животное, которое лепили, все же делают это смелее и увереннее, чем на рисовании по показу воспитателя. После такого занятия в рисунках детей чаще появляются изображения разных животных. Детям хорошо удается лиса с ее длинной мордочкой и пушистым хвостом. Лиса и волк появляются в разных ситуациях, преимущественно в сказках. В соответствии с задуманным сюжетом дети по-разному поворачивают фигуру, изображают ее в движении. Рисунки на одну тему у всех получаются разные. Так, изображения животных находят место в реалистических и фантастических сюжетах. Показ животных в иллюстрациях детских книг, выполненных такими мастерами, как Е. Чарушин, Ю. Васнецов, Т. Маврина, А. Лебедев, может сыграть огромную роль в развитии эстетических чувств и способности детей к рисованию. Но ни в коем случае нельзя использовать рисунки для срисовывания.
Самое сложное -- изображение человеческой фигуры. Проследим это постепенное усложнение в рисунках детей пяти лет. Вначале натурой служит кукла. Прежде чем ее рисовать, дети занимаются аппликацией: им предлагается собрать вместе части «поломанной» куклы-голыша и каждой части найти свое место -- «починить куклу». После этого дети, рисуя куклу красками, легче улавливают последовательность ее изображения. Предшествующая аппликация помогает детям понять строение фигуры. В дальнейшем, изображая фигуру одетой, они опираются на это понимание. Ноги фигуры уже не приставляют к концам платья, а руки не рисуют от шеи или головы. Естественное желание детей нарисовать куклу нарядной за одно занятие выполнить трудно -- надо найти время и дать детям закончить свои работы. Для того чтобы детям было легче передать различный наряд куклы, можно использовать дымковскую игрушку. Кольца, полосы, клетки, овальные отпечатки кисти -- вот элементы узоров этой куклы. Каждая кукла расписана по-своему, каждая застыла в своем движении. Они лаконичны, выразительны, и детям легко их рисовать. Все рисунки получаются разные. На некоторых кукла пляшет, машет платочком, на других взмахнула рукой, подняла руки над головой. Расписаны куклы тоже по-разному, некоторые дети придумывают свой узор, отличный от традиционных дымковских. Так фигура человека, постепенно усложняясь, занимает место в детских рисунках в течение всего года.
Еще в предыдущей группе дети рисовали деревья в разные времена года. Кроме деревьев, теперь можно рисовать цветущие ветви, цветы несложной формы и интересной окраски.
Те или иные растения, появляющиеся в детских рисунках, определяются сменой времен года, разнообразными наблюдениями за жизнью растений в уголке природы и на прогулке. Дети видят, например, что одни и те же лиственные деревья выглядят по-разному осенью и зимой.
Ярких впечатлений от жизни родной природы у детей достаточно; вопрос только в том, какими приемами легче и выразительнее они могут передать в рисунке свои наблюдения и настроения. Большой интерес вызывает весеннее цветение плодовых деревьев. Во время наблюдения педагог обращает внимание детей на то, что у обильно цветущего дерева листвы почти не видно из-за массы цветов, которые кажутся белой или розовой пеной. При рисовании дети вспоминают эту особенность. Воспитатель напоминает, что листьев надо рисовать совсем мало, как видели в саду, а цветов очень много. Они бело-розовые, не все одинаковые: одни светлее, другие ярче.
Елка, один из любимых предметов в рисунках детей 5--6 лет, становится пушистей, ветви мохнатыми. Мы рассматриваем с детьми и старые, и молодые ели. Характерная верхушка придает облику ели выразительность, на что обращается внимание детей. Дети говорят: «Она как будто один палец подняла кверху, а остальные растопырила в стороны. На главной ветке много маленьких веточек, они, как лапы». Мы показываем детям разные приемы рисования веток, для того чтобы придать очертаниям еловых лап пушистость, причудливость. Легкими короткими мазками кончиком кисти можно нарисовать много коротких веток, отходящих от главной толстой ветви. Воспитатели показывают, как сделать ветку лохматой, нанося широкие мазки всей кистью и постепенно отрывая ее от бумаги так, чтобы ветка к концу стала тоньше.
Рисование ветки ели (карандаш). Небольшая еловая ветка прикрепляется на белый лист бумаги так, чтобы отчетливо выступала форма. Дети внимательно рассматривают ветку; воспитатель обращает их внимание на то, как боковые ветки попарно отходят в стороны от основной, объясняет, что на концах всех веток надо нарисовать молодые побеги. Затем воспитатель предлагает посмотреть, как растет хвоя. «Вот посмотрите, как ее можно нарисовать»,-- говорит педагог и показывает, как это сделать штриховкой, не отрывая карандаша от бумаги. После этого на каждый стол раздают ветки, чтобы дети могли рассмотреть их вблизи. Во время работы воспитатель показывает, как удобнее поворачивать карандаш и руку при различном направлении штриха.
Большую радость доставляет детям рисование ветки цветущей яблони или шиповника. Рисование этих цветов не вызывает у детей затруднений. Они простой формы с округлыми лепестками. Дети группируют их на ветке так, как им нравится, рисуют листья светло- и темно-зеленые. Ни в коем случае не надо требовать от детей, чтобы рисунок в точности соответствовал показанной им цветущей ветке, пусть у каждого будет своя. Очень обедняет рисунок использование приема рисования цветов и листьев только коротким мазком, так называемым примакиванием. Растения входят в содержание рисунков детей 5--6 лет. Где они являются частью целого сюжета: темный лес, поляна, усыпанная цветами, на которой стоит избушка зайца, или представляют собой пейзаж, характерный для местности и времени года. Иногда цветы изображают как отдельный предмет. Способ изображения остается плоскостным и весьма упрощенным. Детей старшей группы значительно больше места занимают рисунки карандашом. Теперь, когда рука ребенка окрепла, свободнее и точнее стали движения, глаз острее чувствует, эти рисунки приобретают более эстетический вид. Среди названных нами тем, мы давали отдельные задания с изображением какого-либо предмета, но никогда не упражняли детей в штриховке отвлеченных геометрических фигур. Конкретность и образность детского мышления не терпит абстракции. Вместе с тем в рисовании карандашом пяти-шестилетние дети находят интересные темы. Примером могут служить: пароход или буксир на волнах, сказочная избушка, избушка на курьих ножках.
В свободное время
часто рисуют карандашами. К этим работам
надо относиться также серьезно, как и
к рисункам, сделаным на занятиях, и требовать
от детей, чтобы любой рисунок был закончен.
НАКАНУНЕ ШКОЛЫ
Завтрашних школьников надо подготовить, к новому этапу их жизни. Правильно поставленное обучение рисованию может существенно помочь в этом. К сожалению, иногда понимают эту задачу узко, пытаясь подчинить рисование только подготовке руки ребенка к письму. На самом деле влияние занятий рисованием на ребенка, прежде всего на его умственное и эстетическое развитие, на формирование его личности в целом, исключительно велико. Этим важнейшим задачам и должно быть подчинено рисование в подготовительной к школе группе.
Воспитание детской наблюдательности и активной мысли, правильно поставленное в предыдущих группах, требует дальнейшего развития. Основное в занятиях рисованием в этой группе -- передача в рисунке не только общих признаков предметов, но и их индивидуальных черт, изображение элементарных движений человека, птиц, животных. Подмеченные ребенком особенности предметов привлекают его внимание. Пояснения воспитателя расширяют знания, развивают интерес к дальнейшим наблюдениям.
Рассматривая деревья, дети хотят знать, почему деревья даже одной породы все разные. Детей интересует и архитектура. «У всех домов есть стены, крыша, окна,-- отмечают ребята.-- И все же дома все разные». Новые впечатления и знания, естественно, отражаются в детских рисунках. Это в свою очередь ведет к необходимости расширить технические возможности изображения с помощью новых приемов и материалов. Индивидуальные изобразительные характеристики предметов приводят к более частому наблюдению реальных предметов, а не только их изображений в игрушках или картинках. Так, если при рисовании кошки в старшей группе натурой для рассматривания была игрушка, то в подготовительной группе -- это живая кошка. Она бегает, сидит, прыгает, играет с мячом. Дети рисуют ее в разных движениях, хотя изображение животного отстает от реальности, является обобщенным, без лишних деталей.
Литературные образы пробуждают детское воображение. Жизненный опыт, навыки к шести-семи годам, позволяют ребенку чувствовать связь между персонажами и ярче переживать события вместе с героями. Воспитателю необходимо показать связи между различными видами изобразительной деятельности: лепки и рисования, аппликации и рисования, тогда рисунки будут выразительнее, ярче, интереснее.
Техническим приемам исполнения рисунка теперь можно предъявлять значительно больше требований. Если ребенок не рисует кистью, красками, это испортит любой его интерес и содержательный замысел. В средней группе дети осваивали работу преимущественно всей кистью, краской. В старшей группе прибавилось рисование тонких линий концом кисти, держа ее вертикально. Теперь учим разнообразным приемам работы, используя ее и полусухой, и торцом, в зависимости от рисунка. Один способ можно использовать при наброске, другой -- при разработке шерсти животного. Приемы не следует давать в качестве рецептов, а предоставлять ребенку самостоятельно выбирать тот или иной прием. Конечно, дети должны быть ознакомлены с разными способами применения кисти.
Можно использовать и новые материалы. Акварель дает большую гамму ярких и сочных цветов. Если прибавить белой гуаши, цвета высветляются, получаются оттенки голубого, розового, серого и краска становится непрозрачной, что позволяет детям накладывать один тон на другой. Работать акварелью можно начать со старшей группы. Используется и черная тушь. Не разбавленная, она дает черного цвета, а при разбавлении водой дает оттенки и тона. Рисуя тушью, дети сначала исполняют силуэтные рисунки предметов. В силуэтном рисовании внимание детей сосредоточено на рисунке пятна (силуэта), тщательно выполняют его, добиваясь большей точности в передаче формы предмета. В следующих случаях дети разбавляют тушь водой и используют ее во всех оттенках от черного до почти белого. Что касается приемов изображения предметов, то они разнообразны и подчинены особенностям их конструкции и формы.