Сюжетно-тематическое рисование как вид изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 10:14, контрольная работа

Описание работы

Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. В настоящее время существует множество средств развития детского творчества: аппликация, лепка, конструирование, рисование.

Работа содержит 1 файл

Документ WordPad.doc

— 589.83 Кб (Скачать)

Мы считаем большой ошибкой убирать принадлежности для рисования и не давать детям пользоваться ими по желании) в часы игр. Обрывать и гасить только возникший интерес и рисованию -- значит убить росток творчества ребенка, уничтожить работу, проделанную в течение года.

Однажды малыш сказал воспитательнице, что хочет порисовать. Она решила, что ему полезнее сейчас поиграть с детьми, и сказала: «Я тебе потом дам порисовать, а сейчас поиграй с ребятами. Посмотри, какие они интересные домики строят на кубиков». Мальчик отошел от нее и, не присоединившись к детям, сел отдельно на стул. Посидев несколько минут, он решительно сказал воспитательнице: «Потом уже прошло. Теперь дайте рисовать».

То, что маленький ребенок тянется к рисованию в часы игр, закономерно. Для него рисование -- одна из форм игры, когда он по своему усмотрению создает различные образы и впечатления окружающего мира. И это стремление у детей надо всячески поддерживать. 

ДЕТЯМ ЧЕТЫРЕ ГОДА

Дети на пятом году жизни любознательны, их интересы выходят за рамки семьи и детского сада, окружающий мир привлекает их.

Работая с детьми, надо опираться на умения и знания, полученные ими в предшествующем году. Если при рассматривании предметов с трехлетними детьми педагоги выделяли два-три признака -- мяч круглый, красный, ленточки синие, длинные и короткие, то внимание детей четырех лет можно привлечь к большему количеству признаков. Это повышает интерес к рассматриванию, образ предмета становится ярче, полнее. Слова, которыми воспитатель описывает признаки предмета, запоминаются и постепенно входят в активный словарь детей.

Изображение различных признаков предметов в рисунке доставляет детям эстетическую радость; рисунок становится все более интересным и красочным. А это укрепляет веру детей в свои силы и вызывает желание рисовать, цвет в рисунках обогащается. Приемы работы могут быть усложнены. К четырем годам координация движений рук у детей становится лучше, точнее, движения свободнее. На основе умений детей рисовать замкнутые линии можно предложить им изображать предметы: грибы, игрушечного мишку и др.

Знакомые приемы рисования мазков и точек обогащают предметные и сюжетные рисунки, придавая им сочность, узорность, жизнерадостность.

Тематический рисунок, в котором требуется изображение двух-трех (иногда и более предметов), занимает большее место, чем в работе с детьми трех лет.

Рисуя по собственному замыслу, дети порой гораздо богаче развивают содержание темы, чем предполагал воспитатель. Они изображают предметы довольно сложные по конструкции.

Не нужно требовать от детей передачи пространственных, глубинных изображений. Дети по-прежнему рисуют в одном плане. Но в некоторых рисунках содержание вызывает необходимость расширить полосу земли, пола или поверхности моря; логично смотрит как бы сверху вниз. Это не означает появлении перспективы в детском рисунке. Он по-прежнему рисует не так как видит, а так, как представляет; его не связывает единая точка зрения на все, что вошло в рисунок. Часть предметов может быть изображена сбоку или спереди, другие как бы видимыми сверху (в плане).

Mы предлагаем детям четырех лет такие темы:Воздушные шары.Яблоки на тарелке.Дерево осенью или сад осенью.Игрушечный домик в различных вариантах.Праздничный дом с флагами.Дом с крылечком зимой.Бусы.Дерево зимой.Сад или лес зимой.Снежные бабы (в различных вариантах).Плюшевый мишка.Рисунок к сказке о медведе («Маша и медведь», «Три медведя или другие сказки).Майский праздник (салют, шары, украшенный корабль, украшенный дом, иллюминация и др.).Дерево в цвету или с плодами.Сказочный цветок.Грибы в лесу.Рыбки, птички.

На пределами этих тем остаются многие другие, которые питаются детскими впечатлениями от окружающей жизни. Из предложенных нами тем видно, что один и тот же предмет многократно повторяется в усложняющихся вариантах. Прибавляются новые детали, меняется цвет, а основная конструкция предмета все та же. Это помогает закреплению и повторению уже известных навыков.

Расскажем подробнее об отдельных занятиях, в которых можно проследить усложнение материала по сравнению с предыдущим годом, а также увидеть связь с игрой, с наблюдения ми, событиями окружающей жизни.

В сентябре, когда начинается планомерная работа с группой, надо повторить уже известное детям, ведь за лето некоторые навыки забылись и, кроме того, в группу поступили новые дети.

Можно предложить детям нарисовать связку воздушных шаров, большие и маленькие мячики, тарелку с яблоками.

Рисование яблок (краска). Воспитатель на занятии показывает детям яблоко; вместе рассматривают, какое оно круглое, один бок румяный, а другой желтый; черешок у яблока тонкий, сухой, коричневого цвета.

Затем педагог показывает, как нарисовать яблоко -- крупное, желтое, круглое. На желтую краску с одного бока накладывается красная краска, пока желтая еще не высохла. После того, как кисточка аккуратно промыта и вытерта, воспитатель на острый сухой ее кончик берет немного густой, коричневой краски и осторожно рисует короткий тонкий черешок. «Яблоко стало красивое, румяное, как настоящее»,-- говорит воспитатель.

Детям дают «тарелки» -- бумажные круги (примерно 20 см в диаметре) и предлагают наполнить «тарелку» яблоками, у кого сколько получится.

После занятия воспитатель вместе с детьми рассматривает, кто нарисовал самые красивые яблоки, а затем раздает всем детям настоящие яблоки.

Рисуя по собственному замыслу, многие дети возвращаются к этой теме. Во время рисования предмета в представлении детей возникают даже такие качества, как вкус и запах. «Какое вкусное яблоко у меня»,-- говорит девочка, наклоняется к листу бумаги, нюхает.

Деревья часто являются объектом наблюдения. Ежедневно дети гуляют в парке, саду или на участке. Осенью дети видят, как постепенно желтеет на деревьях листва, собирают из красивых листьев букеты; взрослые привлекают их внимание к красоте осеннего парка.

Воспитатель поможет детям отразить свои впечатления от осенних наблюдений, если покажет им, как можно изобразить листву на деревьях, держа кисть вертикально (прием, доступный детям четырех лет). Но листья на деревьях можно рисовать и горизонтальными мазками, точками и вырисовывать каждый лист различными оттенками желтого цвета. Показанный прием не должен быть единственным.

Наблюдая дерево зимой, воспитатель обращает внимание детей, что на деревьях уже нет листьев, снег покрывает голые темные ветви. На занятии воспитатель предлагает детям нарисовать зимнее дерево темно-коричневой или темно-серой краской, а, когда краска высохнет, на ветки концом кисти положить «снег».

Весной, когда дерево покрывается молодыми листьями и цветами, дети снова повторяют изображение дерева. Цветущее дерево требует внесения в набор красок полутонов: розового, светло-зеленого.

Изображение деревьев находит разнообразное применение и в тематическом рисунке (лес, парк, место действия сказки).

Примерно во второй половине октября можно нарисовать с детьми дом. Он, как правило, одним из первых появляется в рисунках детей, независимо от того, ходят они в детский сад или нет. Это почти всегда шаблонный домик с карандашным проволочно-жестким контуром, в котором видно одновременно и внутреннее помещение дома. Такое изображение, передающееся от поколения к поколению, живет в детских рисунках годы, хотя в городе такого дома ребенок никогда не видит, да и в сельской местности трудно найти подобные. Четырехлетнему ребенку трудно изобразить многоэтажные дома с ровными рядами окон. В практике детских садов наиболее распространено карандашное изображение одной стены дома с окошком и острой крышей. В этих рисунках тоже нет ни образа предмета, ни цвета.

Говорят, будто бы сами дети довольны таким изображением дома. Мы попробовали проверить, так ли это. Показали детям два рисунка: на одном был нарисован карандашом контур дома (без окраски силуэта), а другой дом был нарисован краской (охра) с красной крышей и окном.

«В каком домике вы хотите жить?» -- спросили детей. «Вот в этом»,-- хором ответили они, указывая на изображение красками.-- «Почему?» -- «Он красивый».

Хорошо обратиться к испытанному средству: связать рисование дома с игрой. В каждом детском саду есть деревянные разборные домики. Складываются они из бревнышек или отдельных частей. У них есть окна, крыша, украшенная резьбой, и крылечко.

Его можно рисовать по-разному, в зависимости от фантазии детей. Это позволяет постепенно усложнять изображение.

Но главное достоинство этой натуры в том, что дети, играя сами, помогают «строить» дом. Вместе с воспитателем они последовательно собирают части, запоминают их название и местоположение. Достаточно построить хотя бы одну стену, и уже возникает образ, а последовательность «строительства» дети запоминают очень быстро. Полностью собранный домик они используют в игре -- в нем живут маленькие куклы или три медведя, или петушок. Дом, так мало похожий на городские огромные дома, ассоциируется со сказочными образами. Дети многократно разбирают его и просят воспитателя опять собрать.

После этих игр рисование домика из бревнышек легко удается детям и доставляет им радость. При рисовании сохраняется последовательность сборки домика. Дети как бы строят его на бумаге. Пользуясь усвоенными ранее приемами для вертикальных, горизонтальных и наклонных линий дети рисуют осмысленно в определенной последовательности, понимая место каждой линии в рисунке.

Домик (краска). Программное содержание. Развивать творческую самостоятельность детей. Научить рисовать дом, соблюдая последовательность в изображении его частей. Стимулировать обогащение образа путем внесения дополнительным деталей, украшений по замыслу ребенка. Упражнять в рисовании красками нескольких цветов,

"Дети, сегодня мы будем рисовать наш домик,-- говорит воспитатель.-- Вы помните, как мы его собирали? Сначала я нарисую землю -- полосу внизу. Что мы делали потом? Правильно, ставили столбики. Вот и столбики. Потом что делали? (Ответ детей.) Да, мы укладывали бревнышки. Вот как я их рисую. Бревнышки лежат все плотно, никаких щелок между ними нот (начинает рисовать с нижнего бревнышка). Верхнее бревнышко длинное, на нем будем строить чердак. Вот как я строю чердак. Посмотрите, я опять рисую столбик посередине. К этому столбику как будто прибиваю доски. Теперь между досок рисую короткие доски. Вот и чердак готов. А теперь домику нужна крыша.

Чтобы краска не запачкалась, я чисто вымою кисточку и вытру ее тряпочкой. Видите, на тряпочке краски нет, только мокрое пятнышко. Теперь можно обмакнуть кисточку в другую краску и нарисовать крышу. Что еще нужно нарисовать на домике? (Ответ детей.) Вот какое окно я нарисовала. И на чердаке бывает окно. Видите, какой красивый домик получился. Теперь вы нарисуйте домики какие хотите. У вас на столах разные краски, пусть ваши домики будут разноцветные, нарядные и красивые. А потом расскажите, кто в ваших домиках живет».

Показ воспитатель проводит красками тех цветов, которых нет на столах у детей. Для того чтобы домики у детей получились разными, можно дать на каждый стол различный набор красок. И обязательно сказать детям о том, чтобы они рисовали домик любой понравившейся им краской.

В конце занятия воспитатель показывает самые красивые домики, спрашивает, кто в них живет, а затем, разложив все рисунки на одном столе или на полу, предлагает полюбоваться ими. Домики изображаются в различных вариантах, в зависимости от замысла детей.

После Октябрьского праздника дети рисуют дома, украшенные флагами, некоторые добавляют точки -- огоньки иллюминации. Появляются попытки нарисовать себя, маму на улице в праздник.

В середине зимы изображение домика можно усложнить и обогатить различными деталями. Если дом повернут лицевой стороной, то форма крыши меняется -- из треугольной становится длинной прямой полосой с покатыми краями. Окон уже два, и их надо разместить в ряд по стене. Прибавляется крылечко, оно тоже разборное: сначала приставляются ступеньки, потом ставится столбик, и все покрывается маленькой крышей. Можно нарисовать еще и перила. Постепенно примитивный дом изменяет свой облик, становясь все более затейливым.

Когда наступают ясные морозные дни, можно предложить детям рисовать на тему стихотворения С. Маршака «Январь»: Снег на крыше, на крылечке. Солнце в небе голубом. В нашем доме топят печки, В небо дым идет столбом.

Информация о работе Сюжетно-тематическое рисование как вид изобразительной деятельности детей дошкольного возраста