Сюжетно-тематическое рисование как вид изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 10:14, контрольная работа

Описание работы

Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. В настоящее время существует множество средств развития детского творчества: аппликация, лепка, конструирование, рисование.

Работа содержит 1 файл

Документ WordPad.doc

— 589.83 Кб (Скачать)

Особенно созвучны образы этого стихотворения впечатлениям детей сельской местности. Каждый рисунок обладает своими индивидуальными чертами.

Когда дети усвоят некоторые приемы декоративного рисования, можно украсить домик узорами, сделать его сказочным, веселым и нарядным, а потом нарисовать его обитателей. Может быть, из домика укатился колобок, или в нем живут три медведя, или зайчик, или петушок.

Так один и тот же предмет находит место в содержании темы как реалистической, так и сказочной, причем его изображение в сказочной трактовке иное, новое. Многократное однообразное повторение одного изображения приводит к штампу, а этого следует всячески избегать.

Развитие декоративного чувства у детей является одной из важнейших задач обучения рисованию. Примером задания, пробуждающего в детях фантазию и развивающего их декоративные способности, может служить рисование сказочного цветка.

Рисование сказочного цветка (краска). Задолго до занятия воспитатель рассматривает с детьми цветы семеновской росписи, городецких узоров на стульчиках и деревянных панно, читает и рассматривает иллюстрации в книге «Ладушки» художника Ю. А. Васнецова или В. М. Конашевича к различным сказкам.

Программное содержание. Углублять восприятие красоты виденного и желание отразить ее в рисунке. Упражнять детей в работе кончиком кисти и плашмя. Самостоятельно пользоваться различными приемами работы кистью; упражнять в пользовании несколькими красками. Развивать у детей чувство цвета. Поощрять самостоятельность и фантазию детей, их смелость в изображении необычной формы и окраски, цветка.

«Дети, мы с вами собирали на лугу очень красивые цветы: и ромашки, и колокольчики, и незабудки, и гвоздички,-- начинает занятие воспитатель.-- Смотрите, какими цветами украшены ваши стульчики, качалки-лошадки. А помните, какие небывалые сказочные цветы нарисовал художник в книге «Ладушки». Нарисуйте вы сказочный цветок, красивый-красивый, яркий и интересный, кто какой захочет, кто какой придумает. Я потом выберу себе на память самые красивые сказочные цветы». Особенно интересные, именно сказочные цветы по своей форме и окраске получаются у детей, если предварительно провести занятие аппликацией на ту же тему. Из готовых форм дети вначале выкладывают, а затем наклеивают цветок. Не надо торопить ребят с наклейкой. Пусть они подвигают различные формы лепестков по бумаге, поищут наиболее интересные сочетания лепестков цветка по форме и окраске.

Дети уже знакомы с рисованием кругов и окружностей (баранки, сушки, шары, мячи). Эти умения могут быть основой для таких рисунков, как бусы, елочные украшения, цепи, а также для разнообразных декоративных узоров и украшении ковриков, тарелок, рукавичек. Декоративное рисование обостряет и привлекает внимание детей к предметам искусства, развивает способность к созданию красоты и тем самым развивает основу личности -- одно из важнейших качеств нравственно развитого человека. В то же время декоративное рисование дает тренировку и навык владения кистью и карандашом, необходимые при всяком роди изобразительной деятельности, оно тесно связано с предметным и сюжетным рисованием, позволяет понять, полюбить декоративное народное искусство. Декоративному рисованию нужно уделять такое же внимание как и остальным видам изобразительной деятельности.

Рисование елочных бус (краска). Ближе к новогоднему празднику, когда, кажется, сам воздух насыщен ожиданием праздников и веселья, в витринах магазинов появляются елочные украшения. Особенно привлекают внимание детей елочные бусы, мерцающие разноцветными огоньками, они обещают столько радости впереди. Эту радость вы должны доставить детям и на занятии. Воспитатель говорит: «Смотрите, какие красивые, блестящие бусы у нас на елке! Как только украсим елку этими бусами, она сразу станет нарядная, блестящая. Мы сейчас нарисуем бусы». На узких полосках (10X20 см) воспитатель заранее проводит карандашом плавную выгнутую линию -- нитку. Детям предлагается аккуратно «нанизать» бусы на нитку, т. е. сделать опальные мазки или нарисовать кружки и между ними можно другого цвета. Дети осторожно «нанизывают бусы на нитку», стараясь соблюдать форму, размер и расстояние. Это доставляет им радость, и вместе с тем рука приучается делать точные движения. А вот и елка. Она наполняет комнату чудесным запахом. В каждой группе бывает своя маленькая елочка. Воспитатель с детьми любуется ею и в то же время останавливает внимание детей на особенностях строения дерева. Дети видят и запоминают острую верхушку, зеленые ветки, удлиняющиеея книзу, прямой ствол, который держит на себе пушистые ветви. Елочные иголки колются, их много.

На занятии воспитатель предлагает нарисовать елочку. Дает ярко окрашенный лист бумаги. Лист кладет узкой стороной, на стол ставит краски: зеленую, белую и несколько других цветов. Воспитатель предлагает нарисовать сначала ствол, а потом веточки, вверху маленькие, затем длиннее и длиннее. Каждый может нарисовать какую хочет елку.

Таким образом, может быть несколько вариантов одной темы. Бывает, что дети придумывают другие, варианты, например, украшают елку шариками или игрушками. Такие попытки самостоятельного решения надо поощрять, хвалить ребят за выдумку. Мы решительно возражаем против трафаретного штампа изображения елки.

После новогоднего праздника дети рисуют елку, украшенную бусами, шариками и огоньками. Как рисовать елку, дети уже знают, бусы тоже были в их рисунках, а вот как «зажечь огоньки на елке», воспитатель показывает впервые. Кисть чисто промывает, вытирает тряпочкой и полностью погружает в густо разведенную желтую краску (кадмий, ганза, крон). Затем воспитатель ставит кисть вертикально к чашке с красной краской и кончиком кисти осторожно дотрагивается до красной краски, тоже достаточно густо разведенной. После этого кисть прижимает боком к веткам елки, на них вспыхивают огоньки -- овальные мазки, желтые у основания и оранжевые на кончике. «Елочка зажглась!» -- радостно восклицают дети. Одни дети рисуют елку с огоньками, другие добавляют бусы, игрушки, проводят вертикальные полосы -- золотой дождик. Все заново переживают праздник.

К елке дети постоянно возвращаются в рисунках по замыслу; рисуют «Лес», «Наша елка», «Елка в снегу». Появляются попытки дать целый сюжет.

Если в предыдущей группе дети только любовались тем, как наряжали снежную бабу старшие, то теперь они сами могут помогать в этом увлекательном деле -- вставить глаза-угольки, из угольков или цветных льдинок сделать снежной бабе бусы или пуговицы, для носа использовать морковку, надеть на голову ведро или корзину. После этого такую бабу будет нетрудно нарисовать. В изображении бус, пуговиц, глаз используются декоративные приемы работы. Около бабы дети катались на санках с горы, и эти свои впечатления могут отразить в рисунках. Тема зимы может варьироваться и повторяться бесконечно.

В рисовании плюшевого мишки много общего с рисованием снежной бабы. Поэтому после снежной бабы хорошо нарисовать мишку. Прежде чем рисовать мишку, проводится занятие по аппликации. Значение аппликации очень велико -- заготовленные формы можно перекладывать до тех пор, пока не будет найден лучший вариант. Таким образом, аппликация будет способствовать расширению представлений о движении и развитии навыков. Показывает плюшевого мишку. Рассматривает с детьми, уточняет название частей тела, а затем говорит: Видите, бумажный мишка сломался. У него оторвались задние лапы. Надо его собрать и починить». На большой лист укрепленный на доске, она кнопкой прикалывает туловище, вверху голову, затем к плечам одну пару лап и внизу вторую пару лап. При этом объясняет свои действия и починили мишку. Он стоит прямо и смотрит, он поднял лапу и говорит: «Спасибо, что помогли (одна лапа, укрепленная на кнопке, легко поднимается, и фигура приобретает подвижность), вот он и другую лапу поднял, как будто танцует от радости. А если лапы подвигать одну за другой, что он будет делать?» (Поворачивает задние лапы мишки ступнями в одну сторону.) «Пошел, - смеются дети. "А теперь что делает?" (Отодвигает одну лапу вверх.) «Бежит, смотрите!»-- радостно восклицают дети. «Теперь нарисуйте мишку. Может быть, он у вас будет плясать, побежит, пойдет на четырех лапах»,--говорит воспитатель. Дети собирают мишку у себя на листочках, пробуют передвинуть лапы, находят различные позы мишки, потом наклеивают, закрепляя свои находки. После этого проводится рисование. В конце занятия воспитатель показывает детям несколько рисунков с изображением мишки в различных позах: мишка поднял лапу, пляшет, идет.

Когда дети научатся рисовать мишку, можно предложить детям использовать для рисунка сказку «Три медведя» Л. Толстого. Тематическое рисование у детей четырех лет занимает по сравнению с предыдущим годом значительно большее место. Ведь знания детей об окружающей жизни расширяются, им есть о чем рассказать в своем рисунке, а благодаря обучению у них находятся и средства выражения. Вовсе не надо стремиться научить детей изображать много предметов. Но усвоив в процессе рисования строение некоторых предметов, дети самостоятельно рисуют предметы, аналогичные по строению.

Усвоив, например, строение игрушечного домика, ребенок начинает рисовать не только избушку, но и двухэтажный дом.

После рисования игрушечного мишки дети легко переходят к изображению человека. Рисуют себя, папу, маму, воспитателя.

В этой группе, так же как и в предыдущей, преобладает рисование красками. Эта техника рисования дается детям легче, а результаты получаются ярче и убедительнее. Некоторые темы могут быть выполнены и карандашами, и красками, например дерево весной (голое с редкими почками), дом с крыльцом.

Летом можно нарисовать лукошко с яблоками, ягодами или грибами. Кроме того, карандаши предоставляются детям в свободное пользование. Рисование по собственному замыслу дается как карандашами, так и красками.

Учить детей четырех лет приемам штриховки и тушевки мы считаем преждевременным.

Рисование осеннего сада (краска). На прогулках в саду воспитатель с детьми отмечает пожелтение листьев, красоту деревьев в осеннем уборе, называет окраску листьев -- желтые, оранжевые, красные. В момент листопада наблюдает, как летят и падают на землю листья: Падают, падают листья. В нашем саду листопад. Желтые, красные листья по ветру вьются, летят. Дети ловят листья, собирают из них букеты, делают гирлянды. Программное содержание. Учить детей передавать наблюдение окружающего (сад, много деревьев с оранжевыми, красными листьями, листья падают, лежат на земле). Учить располагать изображение на более широкой полосе «земли». Упражнять рисовать несколькими красками. "Смотрите, дети, каким красивым стоял наш сад осенью,-- говорит воспитатель.-- Листья на деревьях желтые, оранжевые. А что потом стало с листьями? Правильно, я вам приготовила такие краски, как листья осенью. А вы нарисуйте наш сад с нарядными деревьями, с которых листья, как большие бабочки, падают на землю». В процессе занятия воспитатель напоминает, советом помогает детям правильно передать изображение дерева, говорит, что деревья могут быть высокими и низкими, тонкими и т. д. В конце занятия воспитатель ставит все работы на стенд и говорит: «Все дети старались рисовать красивые деревья. Большой нарядный сад осенью». 

 ДЕТИ ПЕРЕШЛИ В СТАРШУЮ ГРУППУ

Для детей пяти лет характерно интенсивное развитие памяти, внимания, наблюдательности, острый интерес к тому, что их окружает. Возрастают их возможности в изображении окружающего.

Человек, животные, птицы, растения, транспорт, строения -- вот основные предметы, преобладающие в детских рисунках.

Опираясь на навыки, полученные в предыдущих группах, дети пяти лет могут научиться изображать знакомые им предметы различной формы, относительно сохраняя соотношения размеров их частей, передавая в рисунке некоторые характерные детали. Шире по тематике и богаче по изобразительным средствам становятся сюжетные рисунки.

Встает задача -- учить детей расположению предметов в рисунке соответственно задуманному содержанию так, чтобы изображение было не только понятным, но и выразительным.

Ребенку надо подумать, что в рисунке будет главным и как это показать, как организовать поверхность листа, как разместить цветовые пятна. Помочь в этом необходимо воспитателю. Обучая детей расположению деталей рисунка, воспитатель не должен забывать, что изображение целого явления представляется каждому ребенку по-разному. В сюжетных рисунках каждый решает задачу по-своему, и это надо поддерживать и развивать.

Совершенствуя навыки изображения предмета, дети получают возможность шире отражать явления окружающего. Их сюжетные рисунки, включая и рисунки по собственному замыслу, становятся полнее по содержанию, интереснее.

Какие же предметы и явления следует отобрать для обучения детей в старшей группе? Какова степень сложности воспроизведения предметов в детских рисунках?

Чтобы правильно ответить на эти вопросы, надо ясно понимать, что относится к программе, а что представляет собой только тематику рисунков к ней. Программа -- государственный документ, обязательный для выполнения каждым воспитателем. Программными навыками ребенок может овладеть, различные темы. Выбирает содержание воспитатель от преобладающих интересов и художественного уровня детей его группы, запаса детских наблюдений жизни, от изобразительных и технических возможностей.

Темой может служить все, что окружает детей, питает их впечатления, наполняет интересом их детскую жизнь. Но степень сложности изображения определяется программными требованиями. Дома, деревья и некоторые игрушки уже были включены для предыдущих групп. Эти же предметы рисуют в старшей группе, но степень сложности их изображения выше. Например, вместо игрушечного домика дети рисуют большие дома, те, которые они видят. Уточняется форма, увеличивается количество признаков и деталей. Вполне доступным является изображение птиц, животных, кукол и человека.

Информация о работе Сюжетно-тематическое рисование как вид изобразительной деятельности детей дошкольного возраста