Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:26, курсовая работа
Цель исследования – отбор и апробация различных методов сочинения сказок, позволяющих развить творческое воображение старших дошкольников.
Задачи исследования:
Изучить и систематизировать литературу по избранной теме.
Изучить воображение как психический процесс, особенности развития у детей старшего дошкольного возраста.
Изучить особенности волшебных сказок, как источник творчества детей.
Апробировать различные методы сочинения сказок, позволяющие развить творческое воображение детей.
Введение………………………………………………………………………..…….3
Глава I. Теоретические основы развития воображения
Воображение как психический процесс……………………….…………….7
Структура воображения…………………………………………………….12
Особенности развития воображения детей старшего
дошкольного возраста…………………………………………………..…..15
Этапы и методы развития воображения дошкольников………………….19
Глава II. Сказка как источник творчества детей дошкольного возраста
2.1. Из истории появления сказок………………………………………………...22
2.2. Определение сказки, её особенности…………………………………………26
2.3. типология сказок…………………………………………………………….…27
2.4. Особенности сказок………………………………………………………..…..28
2.5. Роль сказки в развитии воображения детей……………………….…………32
2.6. Методы работы со сказкой………………………………………..…………..33
Глава III. Система работы с детьми старшего дошкольного возраста
по развитию творческого воображения
3.1. Цель и задачи работы……………………………………………………….…36
3.2. Исследование уровня развития воображения старших дошкольников……37
3.3. Проведение работы с детьми старшего дошкольного возраста по
использованию различных методов сочинения сказок……………………………..43
Заключение……………………………………………………………………………...51
Литература……………………………………………………………………………..53
Приложения………………………………………………………………………..56-75
4.Сказки
развивают активность личности,
не оставляя человека
5.Сказки
разнообразят социальный опыт, воспитывают
нравственные качества
Вывод, к которому пришел В.Я Пропп в отношении структуры волшебных сказок, звучит достаточно сурово: Волшебной сказкой называется произведение, в котором действуют все или несколько из указанных семи героев, а сюжет содержит в себе 31 функцию (с возможными пропусками) в указанной последовательности.
Во всех волшебных сказках должен быть сохранен структурный элемент: зачин и концовка. Это “двери входа и выхода” в волшебный мир. “В некотором царстве, некотором государстве…”, “…И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало” и т.п.
I.9. Роль сказки в развитии воображения детей.
Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить.
До какого-то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Вся эта свежесть, чистота, напевность, гармоническая цельность сказки служат для малышей первым толчком к развитию фантазии, мышления, творчества. А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства.
Сказка способствует развитию детей во всех направлениях: умственном, психическом, физическом, эстетическом и т.п. Малыши расширяют свой кругозор, черпают из них множество познаний: о времени и пространстве, о связи человека с природой, о свойствах предметного мира. В сказках дети впервые испытывают на себе храбрость и смелость, добро и зло. Понятие о добре в сказке предстает в виде богатыря, принца, воплощающего силу и храбрость; в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь. Через сказки дошкольники получают глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решений. Дети легко учатся понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретая уверенность в них и в себе.
На основании изученного материала, можно сделать вывод: сказка привлекает детей своей неповторимостью, необычностью, а это в свою очередь создает условия для пробуждения фантазии, развития творческого воображения.
I.10. Методы работы со сказкой.
Дж. Родари в своей книге “Грамматика фантазии” разработал следующие методы работы со сказкой:
1.Сказка от вопроса: “Что было бы, если бы…”
2.“Перевирание сказки”. Конечно, сказка должна быть хорошо знакома и любима детьми. В качестве примера талантливый сказочник приводит сказку “Красная шапочка”: “Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка. Отправилась она в гости к тете…”
3.Сказки “наизнанку”. Сказка берется старая, но предлагается малышам наделить главных героев противоположными качествами. И вот как: “Семеро козлят становятся злыми и капризными, убегают в лес, а добрый волк помогает козе”.
4. “А что потом?” Придумывание продолжения после конца сказки.
5.Салат из сказок. “Встретила Красная Шапочка в лесу Мальчика-с-Пальчик…”
6.Сказка-калька. Это такие условия, при которых главные герои остаются, но попадают в совершенно другие обстоятельства.
7.Сказка от одного слова. Этим словом может быть слово “Привет” (сказала лиса зайцу…), или “Однажды” (все в лесу перепуталось…).
В.Я. Пропп выделил основные методы работы, необходимые для создания сказок:
1.Путешествие по собственному дому. Сказки о предметах домашнего обихода, мебели и т.п.
2.Игрушка как персонаж. Игрушку наделить характером.
3.Ребенок как главное действующее лицо.
Л.Б. Фесюкова в своих книгах “Воспитание сказкой”, “От трех до семи” предлагает эти и другие методы работы со сказкой:
1.Знакомые герои в новых обстоятельствах. Обстоятельства могут быть чисто
фантастическими, невероятными (лиса и заяц вместо своих избушек обитают на летающих тарелках). Этот метод похож на метод “Сказка-калька” Родари.
2.Коллаж из сказок. Работу можно начать так: “ У вас в доме есть книга со сказками. Вот, что однажды произошло с этой книгой: в ней перепутались все страницы и, следовательно, сказки”. Этот метод похож на “Салат из сказок”.
3.Сказка от смешного стишка. Стишок служит отправной точкой для сочинительства. Например,
Шар воздушный шаловливый
Непослушный и строптивый.
Вместе с ветром убежал,
А куда нам не сказал.
Начало сказки может быть таким:
Полетел наш шар спросонок
Где Нуф-нуф жил, поросенок.
Заглянул он к Колобку
Разрумяному бочку,
Не забыл он побывать
И у деда с бабой,
Ну, а там потолковать
С курочкою Рябой.
4.Сказка от считалки. Считалка лаконична, рифма ее легка. Например,
На золотом крыльце сидели:
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Начало сказки может быть таким: “ Но крыльцо было волшебное, добрых людей оно превращало в…, а злых в…”.
5.Сказка от фразеологизмов. Чтобы использовать этот метод, сначала надо понять значение фразеологизма, а потом его настоящий смысл. Например,
“крокодиловы слезы”. Начало сказки может быть таким: “Каждое утро капризный мальчик лил крокодиловы слезы. Это всем ужасно надоело и вот однажды…”.
6.Спасательные ситуации в сказках. Кроме умения сочинять ребенок учится находить выход из трудных обстоятельств. Например: “Однажды зайка решил поплавать. Заплыл он довольно далеко от берега. Вдруг началась буря. Он стал тонуть…” Дети могут предложить свои варианты спасения зайки, что и будет началом новых сказок. У спасателей есть: блюдце, ведерко, Деревянная палочка, воздушный шарик, лист бумаги и т.п.
7.Сказки из мусора. Например, начало сказки может быть таким: “Этот случай произошел зимой. Взбунтовался мусор. Холодно, голодно и скучно было ему лежать на свалке. И решили обитатели свалки друг другу помочь превратиться в …” Дети могут предложить свои варианты превращений.
8.Сказки от страшных историй. Например, “Как поссорились чашка с блюдцем”, “Сказка о капризной пуговице” и т.п.
9.Сказка от “ живых” капель и клякс. Для этого необходимо сделать кляксу, рассмотреть, на кого она похожа. Затем придумать действие с ней.
10.Цветные сказки. Придумывание сказки, в которой все предметы одного цвета.
11.Частица “не” и новая сказка. “Испекла бы ты бабка не колобок, а …” В результате получаем сказку-загадку со всевозможными вариациями.
12.Сказка от проблемного вопроса. “А если бы людоед не захотел превратиться в мышь?”
13.Сказки о самом себе.
14.Бином фантазии. Так, можно предложить детям два трудносопоставимых
объекта. Например, кошка и сумка.
15.Сказка-эксперимент. Например, поменять местами трех медведей и Машеньку. Как все получится?
Глава II. Система работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческого воображения.
Практическая часть данной работы была реализована на базе ДОУ № 27 Василеостровского района в старшей группе. Она состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
Краткий обзор старшей группы на 1 октября 2004 года. Группа сформирована 1 сентября 2002 года. В нее входит 20 детей, из которых 9 мальчиков и 11 девочек. Возраст детей от 4,5 до 5,5 лет.
Цель практической части работы – содействовать развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, соответствующему возрастному уровню развития детей, используя различные методы сочинения сказок.
Задачи практической части работы:
1.Изучить уровень развития воображения детей старшей группы, используя различные методики.
2.Провести
статистическую обработку
3.Изучить
результаты анкетирования
4.Отобрать
различные методы сочинения
5.Провести апробацию отобранной системы методов сочинения сказок.
6.Провести контрольный анализ уровня развития воображения детей.
II.2. Исследование уровня развития воображения
старших дошкольников.
Приступая к первому этапу работы, констатирующему эксперименту, целью которого являлся анализ уровня развития воображения детей старшего дошкольного возраста, был составлен план проведения исследования:
1.Подбор методов исследования.
2.Обработка результатов исследования:
а) статистическая обработка результатов;
б) составление диагностической диаграммы.
3.Планирование
работы по результатам
Для того
чтобы выявить уровень развития воображения,
было проведено обследование детей старшей
группы. При проведении обследования использовались
методики, разработанные Л.Ю.Субботиной
“Развитие воображения у детей и Е.Е.Туник
“Психодиагностика творческого мышления”.
При проведении обследования использовались методы исследования:
- индивидуальная беседа с ребенком. Особенность данного метода в том, что можно внести коррективы в материалы наблюдений, понять и оценить собранные факты. Цель данной беседы: определение отношения детей к процессу придумывания сказок (см. Приложение 1);
- психолого-педагогический
эксперимент, при котором
“Неоконченный рассказ”. Данный тест позволяет определить развитие связной речи, творческого рассказывания;
“Использование предметов (варианты использования)”. Тест диагностирует словарный запас, развитие связной речи;
“Конструирование фраз”. Тест диагностирует развитие словаря, связной речи;
“Неоконченный рисунок”. Данный тест позволяет выявить у ребенка, насколько развито его воссоздающее воображение, художественное восприятие;
“Пятна Роршаха”. Данный тест исследует фантазию, творческое воображение, художественное восприятие;
- анкетирование
родителей с целью изучения
уровня развития фантазии
- изучение детских работ. В продуктах деятельности отражается отношение ребенка к окружающему миру, уровень развития его умственных, сенсорных, моторных навыков. Ценность данного метода заключается в том, что исследователь располагает зафиксированными материально результатами психической деятельности ребенка (см. Приложение 4).
Для оценки детских работ были выделены общие и частные критерии. Общие относились ко всем методам, а частные дополняли общие и предъявлялись только к определенным заданиям.
Общие критерии:
1. Отношение к заданию, понимание ребенком инструкции. Оценивалось, как быстро ребенок приступал к заданию, правильно ли поняты инструкции.
2. Наличие сюжета: связывает ли ребенок предметы, персонажей по смыслу, является ли полным по содержанию.
3. Описание собственной работы. Оценивались: полнота и развернутость описания работы, внесение им дополнительных деталей, обыгрывание рисунка, а также соотношение между замыслом, описанным в словесной форме, и его отображением на бумаге.
Информация о работе Роль сказки в развитии воображения детей старшего дошкольного возраста