Роль сказки в развитии воображения детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – отбор и апробация различных методов сочинения сказок, позволяющих развить творческое воображение старших дошкольников.
Задачи исследования:
Изучить и систематизировать литературу по избранной теме.
Изучить воображение как психический процесс, особенности развития у детей старшего дошкольного возраста.
Изучить особенности волшебных сказок, как источник творчества детей.
Апробировать различные методы сочинения сказок, позволяющие развить творческое воображение детей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…….3
Глава I. Теоретические основы развития воображения
Воображение как психический процесс……………………….…………….7
Структура воображения…………………………………………………….12
Особенности развития воображения детей старшего
дошкольного возраста…………………………………………………..…..15
Этапы и методы развития воображения дошкольников………………….19
Глава II. Сказка как источник творчества детей дошкольного возраста
2.1. Из истории появления сказок………………………………………………...22
2.2. Определение сказки, её особенности…………………………………………26
2.3. типология сказок…………………………………………………………….…27
2.4. Особенности сказок………………………………………………………..…..28
2.5. Роль сказки в развитии воображения детей……………………….…………32
2.6. Методы работы со сказкой………………………………………..…………..33
Глава III. Система работы с детьми старшего дошкольного возраста
по развитию творческого воображения
3.1. Цель и задачи работы……………………………………………………….…36
3.2. Исследование уровня развития воображения старших дошкольников……37
3.3. Проведение работы с детьми старшего дошкольного возраста по
использованию различных методов сочинения сказок……………………………..43
Заключение……………………………………………………………………………...51

Литература……………………………………………………………………………..53
Приложения………………………………………………………………………..56-75

Работа содержит 1 файл

rol_skazki_v_razvitii_voobrazheniya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx

— 176.55 Кб (Скачать)

На первых порах воображение  неотделимо от восприятия предметов  и выполнения с ними игровых действий. Ребенок замещает реальные предметы воображаемыми предметами. В процессе восприятия ребенок постоянно обогащается впечатлениями о предметах, явлениях и связях между ними. Но так как жизненный опыт ребенка очень мал, в его психике происходит постоянно комбинирование впечатлений. Возникает множество сочетаний, рождающих новые связи между явлениями и предметами. Воображение питает душу ребенка, делает его духовную жизнь богатой и насыщенной, формируясь в игре, переходит и в другие виды деятельности дошкольника.

Воображение, включаясь  в мыслительную деятельность человека, позволяет в наблюдаемых явлениях увидеть характерное, общее, помогает представить явления в виде обобщенного образа.

В трудах различных психологов имеется несколько точек зрения на вопрос соотношения воображения и мышления. Так, В.Вунд считает, что воображение и мышление – тождественные процессы, а Т.Рибо, полностью противопоставляет их. По мнению Л.С.Выготского, воображение и мышление тесно взаимосвязаны и участвуют в любом творческом процессе.

Е.Е.Сапогова пишет, что  воображение способно заполнять  пробелы интеллектуального процесса. Чем больше неопределенность ситуации, тем больше оно задействовано в поиске решения. Если ситуация ясна, тем сильнее включается мышление. Воображение позволяет перепрыгнуть через некоторые этапы мышления и дает возможность увидеть конечный результат. Воображение автор предлагает назвать “зоной ближайшего развития” мышления.

 

________

1 Сапогова Е.Е. Ребенок и знак. – Тула: Приокское кн. изд-во, 1993.

 

Л.С.Выготский, А.А.Люблинская в своих работах рассматривают  взаимосвязь воображения и памяти. Деятельность воображения опирается на представления, которые сохранены памятью ребенка. Если малыш оперирует образами репродуктивно, то впоследствии он воссоздает их уже сознательно, у него развивается творческое воображение. Существующее определение воображения как творческого процесса по созданию новых образов на основе переработки материала действительности в настоящее время является наиболее распространенным.

Роль речи в процессе становления воображения рассматривается  в трудах Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, М.М.Кольцовой и других авторов. Е.Г.Речицкая, Е.А.Сошина пишут, что “благодаря развитию речи…воображение детей претерпевает существенное изменение, оно освобождается от чисто конкретных, образных компонентов и приобретает ряд элементов абстрактного мышления”. По мнению М.М.Кольцовой, воображение лучше сформировано у тех детей, у которых в развитии преобладает вторая сигнальная система.

Л.С.Выготский писал: “Создание творческой личности, устремленной в будущее, подготавливается творческим воображением, воплощающимся в настоящем”.

Исходя   из    сказанного выше,   можно    сделать    как  психологический       вывод: воображение – это мысленный отход от прошлого опыта, это преобразование данного и создание на этой основе новых образов, являющихся и продуктами творческой деятельности человека, и прообразами для нее; так и педагогический вывод: необходимо расширять опыт ребенка, т.к. чем больше он видел, слышал и пережил, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения.

 

 

___________

1 Речицкая Е.Г., СошинаЕ.А. Развитие творческого воображения младших школьников. – М.:Владос, 2000.с.10.

2 Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1967. с.82.

 

 

                I.2. Структура воображения.

 

При рассмотрении процесса воображения нельзя обойти вниманием  вопрос его структуры. В работах  по психологии данный аспект остается открытым. Исследователи могут не включать в структуру ту или иную составную ее часть, рассматривать структуру не полностью. Как показал анализ научной литературы, до конца остается невыясненным, что считать механизмами, а что формами воображения, нет общепринятой терминологии в обозначении его функций и т.д. Поэтому структура, которая представлена ниже, основывается на анализе нескольких психологических исследований, где авторы достаточно подробно останавливаются на тех или иных ее компонентах (см. Таблица 1).

 Из таблицы видно, что воображение выступает как психологическая система, действие которой проявляется в усложнении форм преобразования действительности средствами восприятия, мышления, памяти, собственно воображения и эмоционально-потребностной сферы. 

      

                       Структура воображения.   

                                                                                                  Таблица 1.

Виды (по А.В. Петровскому)

Формы (по Л.Д. Столяренко

Функции (по О.В. Боровику)

Механизмы (по

М.В.Ермолаевой)

Непроизвольное (пассивное):

а)преднамеренное (грезы, иллюзии);

б)непреднамерен-ное (сновидения, галлюцинации)

Агглютинация (слияние отдельных элементов в один образ)

Гностически- эвристическая (позволяет воображению находить и выражать в образах наиболее значимые стороны действительности)

Варьирование (изменения имеющегося в опыте)

Произвольное (активное):

а)воссоздающее (создание образов на основе прежних впечатлений; ведущую роль играет память)

б)творческое (создание новых образов)

 

Акцентирование (выделение отдельных черт предметов)

Защитная (позволяет регулировать эмоциональное состояние)

Моделирование (оперирование элементам имеющегося опыта с целью создания нового объекта)

 

Реконструкция (создание целого образа по частям предмета)

Коммуникативная (предполагает общение либо в процессе создания продукта воображения, либо при оценке результата)

Схематизация (сокращение реальности и ее расчленение с последующим переносом действия и функций предмета на другие объекты)

 

Гиперболизация (преувеличение или преуменьшение предмета, изменение количества частей)

Прогностическая (заключается в том, что продукт воображения является целью, к которой стремится объект)

Детализация (механизм, усиливающий яркость представления)

 

Схематизация (уподобление, сглаживание различий предметов и выделение черт сходства между ними)

   
 

Типизация (выделение в одном образе черт разных объектов)

   

                                                                                                Продолжение таблицы 1.

 

В психологии существуют два направления развития воображения: познавательное и аффективное.

Познавательное направление – специфическое отражение объективного мира, преодоление возникших противоречий в представлениях ребенка о действительности, достраивание и уточнение целостной картины мира.

Аффективное направление – возникновение в результате противоречий складывающегося у ребенка образа “Я”. Является в таких случаях одним из механизмов его построения.

 

 

                              Виды воображения.

В зависимости от особенностей протекания процесса воображения и  его обусловленности различают следующие виды воображения: непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное воображение – это процесс, когда новые образы осуществляются сами собой в сознании человека без заранее поставленной цели.

Произвольное воображение осуществляется преднамеренно в связи с заранее поставленной целью.               

В зависимости от степени  активности воображение бывает пассивное и активное.

Пассивное воображение – это создание образов, которые не воплощаются в жизнь.

Пассивное воображение  бывает преднамеренным и непреднамеренным.

Преднамеренное воображение – это создание образов (грез, иллюзий) не связанных с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь.                            

Непреднамеренное воображение - это ослабление деятельности сознания  при его расстройствах в полудремотном состоянии, во сне, при галлюцинациях.

Активное воображение – это создание образов, которые направлены на решение определенных задач.

 Активное воображение бывает воссоздающим и творческим.

Воссоздающее воображение – процесс создания тех или иных образов, соответствующих описанию. Участие воображения в этом процессе зависит от количества информации, индуцирующей возникновение представлений: чем больше информации, тем меньше остается работы на долю воображения.

Творческое воображение – это самостоятельное создание образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом. Творческое воображение ценно своей социальной значимостью и направлено на выполнение творческой или личностной задачи. Существуют также разновидности воображения: фантазия, мечта, грезы.

Фантазия – это создание представлений о нереальных вещах, явлениях, событиях, включенное в разные виды  воображения. Фантазия присуща каждому человеку, но все люди (особенно дети) различаются по направленности этой фантазии, ее силе и яркости.

Мечта – образ желаемого будущего. Она возникает под влиянием у человека убеждений, потребностей, интересов, особенностей характера. По своему содержанию мечта может быть связана с возвышенными, благородными, общественно важными целями или, наоборот, с незначительными, мелкими, а иногда низменными побуждениями.

Грезы – мечта, не связанная с жизнью. Грезы расслабляют волю, снижают активность человека, замедляют его развитие.

 

                            Способы воображения.

1.Варьирование – стремление изменить, расшатать имеющиеся в опыте образы, представления.

2.Моделирование – создание общего механизма игрового действия или способ воссоздания событий на новом материале.

3.Схематизация – сокращение и расчленение реальности с последующим переносом действия и функций предмета на другие объекты.

4.Детализация – механизм, усиливающий яркость образа, представления.

5.Комбинирование – преобразование ранее полученных представлений.

 

                                Механизм воображения.

1. В самом начале этого процесса стоят восприятия внешние и внутренние, составляющие основу нашего опыта. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества.

2. Затем происходит диссоциация, которая заключается в том, что это сложное целое, как бы рассыпается на части: отдельные части выделяются  преимущественно по сравнению с другими, то есть одни сохраняются, а другие забываются.

3.За процессом диссоциации следует процесс изменения, которому подвергаются эти диссоциированные элементы. Этот процесс изменения основан на динамичности наших внутренних, нервных возбуждений и соответствующих им образов.

4. Далее происходит ассоциация, то есть   объединение  диссоциированных и измененных элементов.

5.Затем отдельные элементы комбинируются, приводятся в систему, происходит построение сложной картины.

6. В самом конце воображение воплощается во внешних образах.

 

                  Приемы (формы) творческого воображения.

С возрастом происходит затухание функции воображения  – отрицательный момент для личности. Вместе с тем, воображение может не только облегчить процесс обучения, но и само развиться при соответствующей организации учебной деятельности.

Создание образов  воображения осуществляется с помощью нескольких приемов (форм), как правило, они используются взрослым (ребенком особенно), неосознанно.                   

Первый такой прием – агглютинация, то есть “склеивание” различных, несоединяемых в повседневной жизни частей. Примером может служить персонажи сказок человек-зверь “Кентавр” или человек-птица “Феникс”.

Второй прием – гиперболизация. Это парадоксальные увеличения  или уменьшения предмета или отдельных его частей. Примером может служить следующие сказочные персонажи: “Гулливер, Мальчик-с-пальчик, Карлик Нос”.

Третий прием – схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Это может быть любой схематический рисунок.

Четвертым приемом является типизация. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, образ врача, милиционера, пожарного и так далее.

Пятый прием – акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Классический пример: шарж, карикатура.

        

I.3. Особенности развития воображения детей

старшего дошкольного возраста.

 

Особенностями развития воображения детей занимались: Л.С.Выготский,  В.В.Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.Н.Леонтьев, Г.А.Урунтаева, Л.А.Венгер, В.С.Мухина, О.М.Дьяченко, Л.Ю.Субботина, Е.Е.Кравцова, Е.А.Флерина и др.

Рассмотрим  подробнее особенности развития воображения детей, которые выделили известные психологи Л.С.Выготский, В.В.Давыдов и Д.Б. Эльконин.

Л.С.Выготский характеризует старший дошкольный возраст активизацией функции воображения: вначале воссоздающее воображение – позволяющее на раннем этапе представлять сказочные образы, а затем и творческое воображение – благодаря которому создается принципиально новый образ. У детей этого возраста воображение может опираться на такие представления, которые вовсе не похожи на замещаемые предметы. Происходит интериоризация – переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, и к игровому преобразованию предмета, приданию ему нового смысла и представление действий с ним в уме, без реального действия. Это и есть зарождение воображения как особого психического процесса. Воображение отделяется от практической деятельности и начинает ее предварять. Оно объединяется с мышлением и действует совместно с ним. Л.C. Выготский подчеркивает, что эти два процесса развиваются взаимосвязано. Мышление обеспечивает избирательность в преобразовании впечатления, а воображение конкретизирует процессы мыслительного решения задач, позволяет преодолеть стереотипы. Складываются действия воображения – создание замысла в форме наглядной модели, явления, события и последующее обогащение деталями, придание конкретности. Ребенок перестает путать действительное и вымышленное, реальное и фантастическое; появляется творческое воображение.

В.В.Давыдов указывает на такую особенность воображения старших дошкольников, как подвижность образов воображения, умение отступить от шаблонного, избитого решения; создание нового, оригинального произведения; придумывание разных вариантов одной и той же темы. Эти особенности и определяют уровень творческого воображения.

Информация о работе Роль сказки в развитии воображения детей старшего дошкольного возраста