Роль сказки в развитии воображения детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – отбор и апробация различных методов сочинения сказок, позволяющих развить творческое воображение старших дошкольников.
Задачи исследования:
Изучить и систематизировать литературу по избранной теме.
Изучить воображение как психический процесс, особенности развития у детей старшего дошкольного возраста.
Изучить особенности волшебных сказок, как источник творчества детей.
Апробировать различные методы сочинения сказок, позволяющие развить творческое воображение детей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…….3
Глава I. Теоретические основы развития воображения
Воображение как психический процесс……………………….…………….7
Структура воображения…………………………………………………….12
Особенности развития воображения детей старшего
дошкольного возраста…………………………………………………..…..15
Этапы и методы развития воображения дошкольников………………….19
Глава II. Сказка как источник творчества детей дошкольного возраста
2.1. Из истории появления сказок………………………………………………...22
2.2. Определение сказки, её особенности…………………………………………26
2.3. типология сказок…………………………………………………………….…27
2.4. Особенности сказок………………………………………………………..…..28
2.5. Роль сказки в развитии воображения детей……………………….…………32
2.6. Методы работы со сказкой………………………………………..…………..33
Глава III. Система работы с детьми старшего дошкольного возраста
по развитию творческого воображения
3.1. Цель и задачи работы……………………………………………………….…36
3.2. Исследование уровня развития воображения старших дошкольников……37
3.3. Проведение работы с детьми старшего дошкольного возраста по
использованию различных методов сочинения сказок……………………………..43
Заключение……………………………………………………………………………...51

Литература……………………………………………………………………………..53
Приложения………………………………………………………………………..56-75

Работа содержит 1 файл

rol_skazki_v_razvitii_voobrazheniya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx

— 176.55 Кб (Скачать)

При проведении психолого-педагогического эксперимента были выделены следующие дополнительные критерии:

1. При выполнении теста “Неоконченный рисунок”, “Пятна Роршаха”:

а) количество дорисованных неповторяющихся рисунков;

б) наличие  в рисунке дополнительных деталей или предметов;

в) способность  “войти” в воображаемую ситуацию.

2. При выполнении упражнения “Использование предметов (варианты употребления)”, “Конструирование фраз” и теста “Неоконченный рассказ”, были отобраны уровни освоения  речевого развития для старшего дошкольного возраста из программы “Детство”, по которой ведется воспитательно-образовательная работа в группе.

Рассмотрим  подробнее эти уровни речевого развития.

Низкий уровень. Затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах; при рассказывании требует помощи взрослого. Пропускает структурные компоненты повествовательного рассказа. В творческом рассказывании недостаточно самостоятелен (повторяет рассказы сверстников). Словарный запас беден. Ребенок затрудняется в аргументировании суждений, не пользуется речью-доказательством. Допускает отдельные грамматические ошибки в звукопроизношении. Речь недостаточно выразительна. Не проявляет интереса к стихам.

Средний уровень. В рассказе допускает пропуски, логические ошибки, но сам их исправляет при помощи взрослых и сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нем. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Аргументирует суждения и пользуется формой речи-доказательства с помощью взрослого. Речь чистая, правильная; ребенок может испытывать затруднения в произношении отдельных звуков. Регулирует силу голоса, но выразительность речи недостаточна.

Высокий уровень. Хорошо владеет речевыми умениями. Инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности. С интересом относится к аргументации, доказательству и широко ими пользуется. Проявляет инициативу в общении – делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки сверстников, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщенными словами и понятиями. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.

В результате обследования детей группы были выявлены следующие показатели уровня словесного творчества (см. Таблица 2):

- низкий  уровень – 30 %

- средний уровень – 35 %

- высокий  уровень – 35 % 

Согласно вышеизложенным результатам  можно подвести итог обследования: некоторые дети затрудняются в составлении творческих рассказов, словарный запас недостаточен, не пользуются речью-доказательством; другие дети хорошо владеют речевыми умениями,  проявляют интерес к придумыванию сказок, рассказов, пользуются разнообразными средствами выразительности.

 

Обследование уровня развития речевого развития в словесном творчестве. 

(констатирующий  эксперимент)

                                                                                                                              Таблица 2

    Речевые 

      навыки

  

 

 

 

Фамилия

ребенка

Наличие элементов

 композиции в повествовании

Наличие второстепенных

героев

Использование

средств выразительности

Самостоятельность

  сочинения повествования

Использование

 образных слов

Использование

 диалогов

Уровень

развития

1. Никита А.           

      -

      -

      +

      +

      -

     +

средний

2. Вера  Б.

      -

     +

      -

      +

      -

     +

средний

3. Никита Б.

      -

     +

      -

      +

      -

     +

средний

4. Аня В.

     -

     -

      -

      -

      -

     -

низкий

5. Алина В.

     -

      +

      -

      +

       -

     +

средний

6. Таня Д.

    -

     -

      -

      -

      -

     -

низкий

7. Анюта Е.

     -

     +

      -

      +

      +

     -

средний

8. Наташа

     +

     +

      +

      +

      +

     +

высокий

9.Тимур К.

     -

     +

      +

      -

      -

     -

низкий

10. Женя Л.

     +

     +

      +

      +

      +

     +

высокий

11.  Катя М.

     +

     +

      +

      +

      -

     +

высокий

12. Павлик

     -

     +

      +

     +

      -

     -

средний

13.  Вера С.

     -

     +

      -

     +

      -

     -

низкий

14.Света Т.

     -

     +

      -

     +

     -

     -

низкий

15. Ира Т.

     +

     +

      +

     +

     +

     +

высокий

16.Таня Т.   

     +

     +

       -

      -

     -

     +

средний

17. Настя Т.

     -

     +

      +

      +

     +

     +

высокий

18. Маша Г.

     -

      -

     -

     -

      -

     +

низкий 

19. Петя Ф.

     +  

     -

     +

     +

     +

     +

высокий      

20. Поля Я.

     +

     +

     -

     +

     +

     +

высокий     

    Всего:

Высокий уровень – 7 детей -  35 %

Средний уровень – 7 детей – 35 %

Низкий  уровень – 6 детей -  30 %





       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При анализе  детских работ: “Неоконченный рисунок”, “Пятна Роршаха”, было выявлено, что прослеживается заимствование содержания и композиции,  сюжетов друг у друга, некоторые дети испытывают трудности при интерпретации рисунков, затрудняются придумать предысторию изображенного предмета (см. Приложение 4).

 Исходя  из  вышесказанного, были поставлены следующие  задачи:

1. Обогатить  личный опыт детей, детские  представления и впечатления   о сказке в процессе  ознакомления с ней.

2. Активизировать  словарный запас ребенка.

3.Учить детей  творческому  рассказыванию, владеть  структурой связного высказывания, знать композицию повествования.

4. Стимулировать  детей к высказыванию собственных  идей, замыслов.   

По результатам  обследования была сформирована подгруппа детей по произвольному признаку в количестве 10 человек, с которыми  проводилась дальнейшая работа:

1.   Вера Б.                              6. Катя М.

2. Никита Б.                          7. Павлик Р.

3. Таня Д.                              8. Таня Т.

4. Тимур К.                           9. Петя  Ф.

5. Женя Л.                             10. Поля  Я.

 

Показатели  уровня словесного творчества подгруппы детей, с которыми проводилась развивающая работа (см. Таблица 2):

- высокий уровень -   4 детей – 40 %

- средний уровень -   3 детей – 35 %

- низкий  уровень -    3 детей – 35 %

 

II.3. Проведение работы с детьми старшего дошкольного    возраста по использованию различных методов сочинения     сказок.

Второй этап работы – формирующий эксперимент, включающий в себя    приемы,  разработанные Л.Б.Фесюковой в книге “Воспитание сказкой”;  а  также моделирование, схемы, карты В.Я.Проппа и таблицы мнемотехники.

Цель:  Апробация различных методов сочинения сказок, направленных на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

Приступая к первоначальной части работы, были поставлены задачи   по обогащению развивающей среды в речевом развитии, определяющие   развитие творческого рассказывания, следовательно, и развитие воображения. 

Известно, что обучение детей творческому  рассказыванию процесс постепенный и достаточно сложный. Наиболее успешно он протекает под руководством педагогов, родителей, которые помогают им овладевать этими навыками как на специально организованных занятиях, так и в процессе повседневной жизни. Дошкольникам в старшем возрасте доступно творческое рассказывание о событиях из окружающей жизни, о взаимоотношениях с друзьями, на темы из личного опыта, придумывание рассказов, сказок. Поэтому в первой части данного этапа работа была также направлена на обогащение и накопление личного опыта ребенка. В обогащении восприятия особую роль играет искусство. Произведения искусства помогают ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, способствует зарождению художественных образов в его творчестве.

Поэтому при формировании навыков сочинения подбирали картинный и лексический материал, определяли методические приемы обучения с учетом речевых умений детей. На данном этапе также знакомили детей с наиболее простым видом рассказывания – рассказами реалистического характера. Например, работу начинали с использования наиболее легкого приема “придумывание продолжения и завершения рассказа”. Вначале детям давали образец, который содержал завязку рассказа, и затем определяли пути развития сюжета. Затем обучали другому приему. Так постепенно знакомили детей с разными приемами сочинения творческих рассказов, а затем и сказок. Также на  первоначальном этапе использовали разнообразные упражнения по закреплению составления различных типов предложений:  по демонстрации действий,  по вопросам, по картине, по опорным словам. Например, детям предлагались отдельные слова: девочка, дерево, птица. Нужно было составить связный рассказ, используя эти слова. Эти упражнения проводились в процессе игровых ситуаций, кто интереснее придумает. Достаточно распространенным приемом был прием по составлению коротких сюжетов. Дети сами выбирали действующих лиц: детей, взрослых, кукол, птиц, животных; после чего ребенок рассказывал о своей сюжетной линии. Затем задание усложняли: без опоры на наглядность придумать новые звенья в сюжете. Лучшие детские рассказы записывали и составили альбом, что, с одной стороны, повышало эмоциональный настрой, а с другой, позволяло  критически со стороны оценить себя. Здесь хочется подробнее остановится на таком приеме, как “Бином фантазии”. Для этого детям была предложена дидактическая игра “Как спастись от колдуна?” Вначале рассказывали такую историю: “Жил – был колдун. Он умел заколдовывать разные предметы и вещи. Заколдует и несет к себе в пещеру. Но колдун заколдовывал только ту вещь, которая была одна. Если же предметы объединялись, колдун не мог их утащить”. После этого ребенку предлагалось объединить предметы в единый сюжет. Если ребенок понял задание, то ему можно дать сразу набор игрушек или картинок (можно использовать заместители). Если  же ребенок испытывал какие-либо трудности, то помогали ему. Например, брали два первых попавшихся кубика, и объединяли их рассказом: “Однажды бабочка встретила ежика, очень удивилась и спросила его, почему он не летает. Ежик ответил, что он не умеет летать, но зато умеет сворачиваться в клубок. И предложил научить этому бабочку. С тех пор они подружились”. Здесь важно показать ребенку принцип придумывания различных историй.

У детей  с ограниченными речевыми возможностями  наблюдались большие трудности  при рассказывании. Поэтому использовали приемы, облегчающие творческое рассказывание. Сюда относится, прежде всего, использование наглядности. Умышленно переставляли  серии картинок-иллюстраций с тем, чтобы привлечь внимание детей к правильной последовательности сюжетной линии рассказа. Другой вариант – убирали одну картинку из серии картинок-иллюстраций, а дети должны были вспомнить и рассказать про изображенный сюжет. Выслушивались все предложенные  варианты, выбирались более подходящие.  

В результате была замечена положительная динамика в речевом развитии  детей по обучению детей творческому рассказыванию. Они охотно, с увлечением принимали участие в придумывании различных сюжетов.

Следующая часть работы – собственно процесс детского творчества. На данном этапе при выборе материала необходимо было учитывать нравственную направленность сюжета, что помогало бы воспитывать у ребенка доброе отношение к героям произведений, критическую оценку поступков отдельных персонажей. При использовании серии картинок, учили детей устанавливать причинно – следственные связи между событиями, правильно определять логику расположения сюжетных звеньев. Так  возникал  замысел рассказа, поиск художественных средств. Процесс детского творчества   не очень развернут во времени, однако возникновение замысла у ребенка проходило успешно, когда была  создана установка на новую деятельность: “придумаем сказку”. Наличие замысла побуждало детей к поискам средств его реализации: поиски композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов.  Рассказы детей были более полными и развернутыми, когда использовали разнообразные синтаксические конструкции, “образные средства родного языка” (см. Конспект занятия Приложение 5). 

Также на данном этапе широко применялся прием придумывания  сказки по предметно-схематической модели. Например, нужно сочинить сказку по картинке. Для этого показывали какую-нибудь картинку, которая была отправной точкой детской фантазии. Конечно, детям на первых порах было сложно, глядя только на предмет, сочинить что-то интересное. Л.Б.Фесюкова предлагает такой прием: можно подвести детей к мысли о том, что этот предмет становится волшебным и добрым людям помогает, а у злых людей меняет наоборот свои свойства.  Дети легко справлялись с таким приемом, в дальнейших своих повествованиях они часто его использовали.

Сложней была работа, когда детям предлагались только схемы, не напоминающие ни одну из сказок. Например, как же сочинить сказку, глядя только на  пунктирную линию? Очень трудно. Л.Б.Фесюкова подсказывает прием: можно предложить ребятам такой вопрос: “На что похожа  пунктирная линия?” Вместе с детьми приходим к тому, что это может быть дорожка,  чьи-то следы, и тогда подсказываем, может, это Зайчик запутывал свои следы, спасаясь от лисы? Так, в каждом конкретном случае, мы помогали детям сочинять сказки по схематическим моделям.

Продолжая учить детей придумывать сказки, используя моделирование, обучали дошкольников прятать знакомых сказочных героев в обычные геометрические фигуры. Так, мы показывали три одинаковых по цвету, например, коричневых, но разных по величине кружка и один кружок красного цвета. Просили детей узнать сказку. Дети сразу узнавали сказку “Три медведя”. В другом варианте: предлагались семь одинаковых треугольников и одна  любая  геометрическая  фигура, например, тот же красный кружок.  Тогда сказка будет – “Белоснежка и семь гномов”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, “Волк и семеро козлят”.

Информация о работе Роль сказки в развитии воображения детей старшего дошкольного возраста