Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:26, курсовая работа
Цель исследования – отбор и апробация различных методов сочинения сказок, позволяющих развить творческое воображение старших дошкольников.
Задачи исследования:
Изучить и систематизировать литературу по избранной теме.
Изучить воображение как психический процесс, особенности развития у детей старшего дошкольного возраста.
Изучить особенности волшебных сказок, как источник творчества детей.
Апробировать различные методы сочинения сказок, позволяющие развить творческое воображение детей.
Введение………………………………………………………………………..…….3
Глава I. Теоретические основы развития воображения
Воображение как психический процесс……………………….…………….7
Структура воображения…………………………………………………….12
Особенности развития воображения детей старшего
дошкольного возраста…………………………………………………..…..15
Этапы и методы развития воображения дошкольников………………….19
Глава II. Сказка как источник творчества детей дошкольного возраста
2.1. Из истории появления сказок………………………………………………...22
2.2. Определение сказки, её особенности…………………………………………26
2.3. типология сказок…………………………………………………………….…27
2.4. Особенности сказок………………………………………………………..…..28
2.5. Роль сказки в развитии воображения детей……………………….…………32
2.6. Методы работы со сказкой………………………………………..…………..33
Глава III. Система работы с детьми старшего дошкольного возраста
по развитию творческого воображения
3.1. Цель и задачи работы……………………………………………………….…36
3.2. Исследование уровня развития воображения старших дошкольников……37
3.3. Проведение работы с детьми старшего дошкольного возраста по
использованию различных методов сочинения сказок……………………………..43
Заключение……………………………………………………………………………...51
Литература……………………………………………………………………………..53
Приложения………………………………………………………………………..56-75
Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников василеостровского административного района г. Санкт-Петербурга
Роль сказки в развитии воображения
детей старшего дошкольного возраста
дошкольного возраста
Корнева Елена Александровна
Санкт-Петербург
2007
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы развития воображения
дошкольного
возраста…………………………………………………..…
Глава II. Сказка как источник творчества детей дошкольного возраста
2.1. Из истории
появления сказок……………………………………
2.2. Определение
сказки, её особенности…………………………………………
2.3. типология
сказок…………………………………………………………….
2.4. Особенности
сказок………………………………………………………..…
2.5. Роль сказки
в развитии воображения детей……
2.6. Методы
работы со сказкой…………………………………
Глава III. Система работы с детьми старшего дошкольного возраста
по развитию творческого воображения
3.1. Цель и
задачи работы……………………………………………
3.2. Исследование уровня развития воображения старших дошкольников……37
3.3. Проведение
работы с детьми старшего
использованию различных методов сочинения сказок……………………………..43
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Один школьник спросил известного писателя Дж. Родари: “Что нужно сделать и как работать, чтобы стать сказочником?” В ответ он услышал: “Учи, как следует математику”. Действительно, возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких как мышление и воображение. Именно их развитию необходимо уделять наибольшее внимание в воспитании ребенка, так как этот период времени ученые называют сензитивным, то есть наиболее благоприятным для развития воображения.
Изучением и развитием сущности воображения как психического процесса занимались: Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, Р.С.Немов, А.В.Запорожец, А.В.Петровский, Л.А.Венгер, В.С.Мухина, Г.А.Урунтаева и др.
Весьма распространено мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого, что маленький ребенок вообще живет наполовину в мире своих фантазий. Такое представление об изначально присущем дошкольнику ярком воображении существовало до недавнего времени. Однако Л.С. Выготскому удалось доказать, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. Также Л.С. Выготский доказал, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Поэтому вряд ли справедливо говорить о том, что воображение ребенка богаче воображения взрослого. В действительности здесь проявляется не богатство воображения, а его недостаточная управляемость, расплывчатость, склонность связывать “все со всем” по случайным основаниям.
О появлении воображения у ребенка мы можем говорить тогда, когда происходит зарождение знаковой функции сознания, а зарождение знаковой функции есть одновременно и зарождение воображения ребенка (Л.С.Выготский, Р.С.Немов, Л.А Венгер, В.С.Мухина и др.). Следовательно, воображение надо развивать с раннего детства. А наиболее чувствительным периодом является старший дошкольный возраст, как указывают ученые-психологи, так как воображение пятилетнего ребенка позволяет ему воспринять, как реальные, так и самые фантастические, сказочные образы и ситуации. Он с большим интересом слушает сказки и затем представляет их образы как реально существующие явления, то есть воображение у ребенка компенсирует недостаток жизненного опыта имлантированием описанных сказочных образов в реальную жизнь. Именно поэтому он легко верит в то, что наряженный актер – это настоящий Дед Мороз или Баба Яга, боится злого волшебника или волка, плачет от жалости к Дюймовочке, слушая сказку.
Со сказкой ребенок встречается в книгах, в кино, театре, на телевизионном экране. Он забывает обо всем и целиком погружается в жизнь героев. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, и ее чудесный вымысел. И дети их любят. Они черпают из них множество удивительных познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. На сказках малыши впервые испытывают как бы на себе храбрость и стойкость, добро и зло. Это подтверждает удивительный сказочник Дж. Родари и в дальнейшем все авторы направления ТРИЗ. Сказки известны детям лучше других произведений фольклора, любимы ими. Сказки покоряют ребенка богатством вымысла, своими образами, удивительным переплетением сюжета. Герои сказок летают на коврах-самолетах, побеждают чудовищ, пользуются волшебными предметами и в то же время не отличаются от обычных людей. Это удивительное сочетание правды и фантазии особенно нравится детям.
Вопросами влияния сказки на творческое воображение, творческие способности занимались: О.М. Дьяченко, Л.Б. Фесюкова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Е.Е.Кравцова и другие.
Исходя
из всего сказанного, нами были определены
объект, предмет, гипотеза, цель и задачи
изучения особенностей творческого
воображения у детей
Объект исследования – развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – влияние сказки на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования – использование различных методов сочинения сказок будет способствовать наилучшему развитию творческого воображения старших дошкольников, так как:
Цель исследования – отбор и апробация различных методов сочинения сказок, позволяющих развить творческое воображение старших дошкольников.
Задачи исследования:
…все решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека,
весь мир культуры, в отличие от мира природы, -
является продуктом человеческого воображения и творчества,
основанного на этом воображении.
Глава I. Теоретические основы развития воображения.
I.1. Воображение как психический процесс.
Понятие “воображение” в психологии представлено разнообразно.
По мнению Л.С.Выготского, воображение – это вид мыслительной деятельности человека, проявляющийся у всех людей в зависимости от социальных и культурных факторов. Оно не повторяет тех же сочетаниях и в тех же формах отдельные впечатления, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из впечатлений, накопленных прежде. Умение из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека, создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания и составляет основу воображения.
В.В.Давыдов считает, что воображение имеет место там, где человек видит целое раньше частей. Другим важным свойством воображения, по мнению В.В.Давыдова, является способность переносить функции с одного предмета на другой, не обладающий этими функциями.
Р.С.Немов считает, что воображение – это способность представлять отсутствующий или реально существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулируя с ним.
А.В.Петровский считает, что воображение – это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образов продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.
Л.А.Венгер, В.С.Мухина под воображением понимают процесс создания новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления.
Г.А.Урунтаева называет воображением психический процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представлений, полученных в прошлом опыте.
Как мы видим, все авторы рассматривают понятие воображения с разных сторон.
Несмотря на неоднозначность мнений, можно сказать, что воображение – это один из психических процессов, определяющих индивидуальность человека; это возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. По этому поводу Л.С.Выготский вывел закон, который формулируется так: “Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии, чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает воображение”.
Далее Л.С.Выготский обращает внимание на такую особенность воображения, как связь между готовым продуктом воображения и каким-нибудь сложным явлением действительности, т.е. она не воспроизводит того, что было воспринято в прежнем опыте, а создает из этого опыта новые комбинации. В этом смысле воображение приобретает очень важную функцию в поведении и развитии человека. Оно становится средством расширения опыта человека, потому что человек может вообразить то, чего раньше не видел, может представить по чужому рассказу и описанию, то чего в его непосредственном опыте не было, т.е. усваивать с помощью воображения чужой исторический или социальный опыт.
___________
1 Л.С.Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991, с.10
Также Л.С.Выготский выделяет эмоциональную связь между деятельностью воображения и реальностью. Это влияние эмоционального фактора психологи называют законом общего эмоционального знака. Сущность этого знака сводится к тому, что впечатления и образы, имеющие общий эмоциональный знак, имеют тенденцию объединяться между собой, несмотря на то, что никакой связи ни по сходству, ни по смежности нет. Получается комбинированное произведение воображения. Однако, как пишет Л.С.Выготский, существует и другая, обратная связь, воображение влияет на чувства.
Таким образом, воображение присуще только человеку. Воображение принадлежит к числу высших познавательных процессов.
Воображение является психологической основой творческой деятельности. Оно возникает уже в дошкольный период. Это важнейшее новообразование дошкольного детства, с ним связывают зарождение личности (Л.С. Выготский, В.В.Давыдов и др.). К основным свойствам воображения относят: видение целого раньше частей, перенос функции с одного предмета на другой. С помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная задача – это представление ожидаемого результата до его осуществления. Таким образом, воображение ориентирует человека в процессе его деятельности.
Воображение основано на комбинирующей функции психики, когда мозг, путем комбинации элементов, хранящихся в памяти представлений, создает новый оригинальный образ. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий. Воображение обеспечивает познание, когда неопределенность ситуации весьма велика. Это общее значение функции воображения и у детей, и у взрослых (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов и др.).
Воображение ребенка связано в своих истоках с зарождающейся к концу раннего детства знаковой функцией сознания. Одна линия развития знаковой функции ведет от замещения предметов другими предметами и их изображениями. Другая линия ведет к появлению и расширению возможности дополнять реальные вещи, ситуации, события воображаемыми образами, строить из материала накопленных представлений новые образы.
Информация о работе Роль сказки в развитии воображения детей старшего дошкольного возраста