Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:26, курсовая работа
Цель исследования – отбор и апробация различных методов сочинения сказок, позволяющих развить творческое воображение старших дошкольников.
Задачи исследования:
Изучить и систематизировать литературу по избранной теме.
Изучить воображение как психический процесс, особенности развития у детей старшего дошкольного возраста.
Изучить особенности волшебных сказок, как источник творчества детей.
Апробировать различные методы сочинения сказок, позволяющие развить творческое воображение детей.
Введение………………………………………………………………………..…….3
Глава I. Теоретические основы развития воображения
Воображение как психический процесс……………………….…………….7
Структура воображения…………………………………………………….12
Особенности развития воображения детей старшего
дошкольного возраста…………………………………………………..…..15
Этапы и методы развития воображения дошкольников………………….19
Глава II. Сказка как источник творчества детей дошкольного возраста
2.1. Из истории появления сказок………………………………………………...22
2.2. Определение сказки, её особенности…………………………………………26
2.3. типология сказок…………………………………………………………….…27
2.4. Особенности сказок………………………………………………………..…..28
2.5. Роль сказки в развитии воображения детей……………………….…………32
2.6. Методы работы со сказкой………………………………………..…………..33
Глава III. Система работы с детьми старшего дошкольного возраста
по развитию творческого воображения
3.1. Цель и задачи работы……………………………………………………….…36
3.2. Исследование уровня развития воображения старших дошкольников……37
3.3. Проведение работы с детьми старшего дошкольного возраста по
использованию различных методов сочинения сказок……………………………..43
Заключение……………………………………………………………………………...51
Литература……………………………………………………………………………..53
Приложения………………………………………………………………………..56-75
Д.Б. Эльконин обращает внимание на такую особенность воображения детей, которая позволяет ребенку в силу своей несостоятельности что-то домысливать и воображать, потому что развитие воображения связано, прежде всего, со специальными наглядно-образными задачами, условия которых задаются извне, а основания и цель таких задач связаны с осмыслением их условий. Второй особенностью воображения будет организация уже не наличной ситуации, а собственного опыта ребенка. Причем, так же как и первая особенность, она предполагает такое руководство, при котором подлинным субъектом деятельности является сам ребенок, активно владеющий различными ранее усвоенными системами норм, способами действий и эталонами. Без багажа собственного опыта ребенок не сможет перейти к следующему этапу развития воображения. Специфика третьей особенности – наличие определенной внутренней роли или позиции, которая позволит ребенку самостоятельно задавать предметные отношения и их смысл в зависимости от целостного сюжета или замысла.
Как указывают психологи, старшего дошкольника привлекает сам процесс фантазирования. Он начинает выдумывать, комбинировать, создавать новые ситуации, героев. В своих фантазиях он легко использует заместители: так в качестве игрового материала в ход идет природный материал (шишки, листья, палки, камни и др.). В этом возрасте дети легко создают воображаемые миры, населяют их персонажами, имеющие определенные характеристики и действующие в характерных ситуациях. Например, придумывают себе друга – маленького человечка, который участвует во всех его играх. В создании таких фантазий участвует развивающая функция воображения. Воображение помогает малышу решить эмоциональную и личностную проблему. Ребенок включает своих героев в специфические, жизненные условия, приписывая им человеческие мысли, чувства, поступки. Он интерпретирует поведение животных на человеческий лад, отражая опыт социальных взаимоотношений. Ребенок владеет нестандартными приемами преобразования впечатлений, используемыми в игре и художественной деятельности. Приемом антропоморфизации – одушевления предметов дети часто пользуются при создании образов, поскольку постоянно встречаются с ним при слушании сказок. Также наиболее распространенным приемом в словесном творчестве ребенка является создание ситуаций с помощью наделения персонажей реалистическими действиями, в которых он начинает понимать, что в них не все возможно. Он чувствует меру, которую не должно переходить воображение.
В возрасте пяти лет у детей появляются мечты о будущем. Они ситуативны, нередко неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик. Опорой служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Ребенок начинает сочинять сказки, перевертыши, продолжающиеся истории (О.М.Дьяченко, Л.Ю.Субботина и др.).
Но все равно воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно его взволновало, увлекло, поразило: прочитанная книга, увиденный мультфильм или новая игрушка. Рост произвольности воображения проявляется в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. Старшие дошкольники способны фантазировать произвольно, заранее планируя процесс воплощения замысла. Они намечают план достижения цели, предварительно подбирают готовое оборудование. Из этого можно сделать вывод:
1) в старшем дошкольном возрасте происходит становление особой деятельности воображения – фантазирование;
2) ребенок осваивает приемы и средства создания новых образов;
3) воображение приобретает произвольный характер, предполагающий создание замысла, его планирование и реализацию;
4) воображение
переходит во внутренний план,
так как отпадает
I.4. Этапы и методы развития воображения дошкольников.
Для создания прочной основы творческой деятельности необходимо расширять опыт ребенка, обогащать его чувственную сферу, развивать память. Л.С.Выготский указывал, что “чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения”.
Благодаря воображению
расширяются границы его
Развитие
воображения ребенка
Как показывают исследования известных психологов: Выготского Л.С., Давыдова В.В., Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А., Кравцовой Е.Е. и др. - воображение появляется у ребенка не сразу. Они предлагают разделить развитие воображения детей на три этапа, потому что как самостоятельная функция оно возникает у ребенка после трех лет. Но это отнюдь не означает, что у детей до трех лет вообще нет воображения.
____________
1Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1967.с.11.
Рассмотрим подробнее каждый этап в отдельности.
Первый этап - развитие воображения у детей до трех лет.
В чем же особенности воображения детей до трех лет? Прежде всего, в том, что в этом возрасте оно существует внутри других психических функций. И возникает оно, и проявляется непосредственно, без всяких усилий со стороны ребенка и без специальной помощи взрослых. Ведь возникновение и развитие воображения – социально обусловленный процесс. Именно взрослый закладывает у ребенка механизмы воображения. И только в общении с ним ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные в культуре средства создания новых образов: сначала действия, а позднее – речь. В этом возрасте воображение развивается по двум направлениям: познавательному и аффективному. В связи с этим, одним из путей развития воображения будет расширение детского опыта. Здесь предполагается развитие понимания эмоциональной и познавательной сферы образа. Как указывает Л.С. Выготский, воображение и эмоции в жизни ребенка нераздельны. По этому поводу Л.С. Выготский вывел “закон общего эмоционального знака”, в котором говорится, что богатая эмоциональная жизнь ребенка стимулирует развитие воображения и, наоборот, целенаправленно организуя его фантазию, можно формировать у него культуру чувств.
Также в этом возрасте в яркой форме фантазия сливается с интересами в игре. Именно многие методики строятся на принципе игровой деятельности. Игровая деятельность является мощным стимулом воображения. Так, главным методом развития воображения является включение ребенка в мнимую ситуацию. На их основе построены забавы, розыгрыши. Создать мнимую ситуацию взрослому помогают произведения литературы и фольклора, игрушки, которые необходимо включать в бытовые процессы. В мнимых ситуациях малыш участвует сначала с помощью реальных действий, а потом условных. Взрослый учит сопровождать условным действием стихи, сказки, песенки и т.д.; имитировать голоса и действия животных и людей.
Второй этап включает в себя развитие воображения у детей среднего и старшего дошкольного возраста, для которого характерно ступенчатое планирование. Основным методом становится обучение детей использовать предметы-заместители в игре и построение воображаемой ситуации. Для этого необходимо, чтобы ребенок освоил функцию предмета. Только достаточно знакомое действие ребенок переносит в другую ситуацию, в том числе и воображаемую. Также здесь возможно создание проблемных ситуаций, которые побуждают ребенка искать, а затем и использовать предметы-заместители. Развивая воображение ребенка, психологи советуют обратить внимание на организацию предметной среды, которая должна включать
наряду со знакомыми предметами с закрепленными функциями, предметы неспецифические, полуфункциональные: бросовый материал (коробки, катушки, ткань и т.п.) и природный материал (желуди, шишки, орехи и т.п.).
Расширение представлений об окружающем, обучение игровым действиям помогают малышу создать воображаемую ситуацию. Но все же главным методом на этом этапе будет являться освоение законов родного языка. Слово дает возможность ребенку представить и преобразовать предмет в его отсутствие.
Третий этап – развитие воображения у детей 6 – 7 лет, характерно целостное планирование. Главным стимулом становится соревнование со сверстниками, которым руководит взрослый. Как советуют психологи, для старшего дошкольника следует создать такие условия, чтобы он сам встал в обучающую позицию. Следует помнить, что основу воображения создают разнообразные, богатые представления и собственный опыт дошкольника. В этом возрасте наблюдаются индивидуальные различия в развитии воображения. В процессе создания образов воображения ребенок пользуется разными механизмами творческого воображения. Методы и приемы развития воображения детей этого возраста во многом схожи с приемами и особенностями развития воображения детей на предыдущем этапе, но существенно отличаются по содержанию и значению, поскольку указанный период предъявляет особые требования к развитию, связанные с подготовкой к учебной деятельности.
Существенную роль в становлении основ творческой личности в дошкольном возрасте играет педагог, характер его взаимодействия с детьми. Роль взрослого будет состоять не только в том, чтобы создать воображаемые образы, но и использовать их в качестве средства управления собственной психической функцией. Вторая линия работы должна разворачиваться в трех направлениях:
1) усвоение представлений о невербальных средствах выражения эмоций;
2) развитие понимания смысла и значения различных форм поведения людей в эмоционально – значимых ситуациях;
3) проверка и оценка собственного текущего поведения.
Таким образом,
развитие познавательной и аффективной
форм воображения у детей
Из всего сказанного можно сделать вывод:
1)прежде чем приступить к развитию у детей воображения, следует сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные навыки, новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании;
2)содержание
развивающих методик должно
3)стимулировать
детей к высказыванию
I.5. Сказка как источник творчества детей дошкольного возраста.
Определение сказки, ее особенности
Сказки есть в каждом доме, конечно, они читаются детям всех возрастов в дошкольном возрасте. Ведь с давних времен люди использовали сказку как воспитательное средство. Они передавали и закрепляли нравственные ценности, правила поведения. Что же такое сказка? Вот несколько определений, которые взяты из разных источников:
1.“Сказка – это вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание”. В.И.Даль. Толковый словарь великорусского языка. 1994.
2.“Сказка – это повествовательное, обычно народнопоэтическое, произведение о вымышленных мирах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил”. С.И.Ожегов. Словарь русского языка. 1986.
3.“Сказка – это повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных фантастических сил”. Словарь русского языка. 1988.
4.“Сказка – это один из основных жанров устного народнопоэтического творчества, эпическое, преимущественно художественное прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел”. Литературный энциклопедический словарь. 1988.
Из вышесказанного видно, что сказка является одним из элементов культуры и, прежде всего, эстетического слагаемого. Она базируется на народно - поэтической культуре, на фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно – педагогическим потенциалом. Они не повторяются больше ни в каких других жанрах фольклора.
Рассмотрим конкретное отличие сказки от других жанров фольклорной прозы (по определению В.П. Аникина).
Сказка – это произведение, в котором главной чертой является установка на раскрытие жизненной правды с помощью возвышенного или снижающего реальность условно-поэтического вымысла.
Предание – широко известный в народе устный поэтический рассказ, в котором правдоподобно объясняются реальные факты прошлой истории, быта.
Сказ-бывальщина тоже отличается от сказки тем, что говорит о достоверном, примечательном факте в личном опыте рассказчика.
Легенда - это так называемые натуралистические предания, в которых утверждены морально- этические нормы христианства, идеи, возникшие под влиянием воодушевленного отношения к вере.
Быличка – это устный рассказ о леших, домовых, водяных, чертях, оживших мертвецах и вообще о вмешательстве в людскую жизнь разных сверхъестественных сил.
Информация о работе Роль сказки в развитии воображения детей старшего дошкольного возраста