Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 08:53, курсовая работа
Известно, что в настоящее время обществу требуются не просто исполнители, а творчески работающие люди, вооруженные рациональными методами познания. Становление такой личности — это результат комплексных воздействий, начиная с раннего возраста. Учащиеся образовательных школ должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение любой проблемы; а это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития учащихся. В связи с этим, проблема изучения педагогических условий реализации эвристического обучения (ЭО) становится наиболее актуальным.
Введение…………………………………………………………………………………...
Глава 1. Теоретические основы эвристического обучения школьников на уроках математики ……………………………………
Понятие эвристического обучения, история и опыт………………………….….
Закономерности и принципы современной системы эвристического обучения
Обзор известных эвристических приемов…………………………………………
Выводы к I главе ..…………………………………………………………….………..
Глава 2. экспериментальная апробация эвристического обучения на уроках математики основной школы……............
2.1. Описание программы эвристического обучения учащихся 5-6 классов на уроках математики …………..…
2.2. Приемы организации эвристического обучения на уроках математики в 5-6 классах …………………….
2.3. Результаты экспериментальной работы по реализации эвристического обучения школьников на уроках математики в 5-6классах.………………………………………
Выводы ко II главе………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………………………
Приложение 3
АНКЕТА (заполняется анонимно)
Уважаемый школьник! Просим Вас заполнить данную анкету, которая предназначена для изучения Ваших знаний по проблеме организации учебного процесса.
Просим Вас внимательно прочесть вопросы и примерные ответы на них, затем отметить тот ответ, который совпадает с вашим мнением (их может быть несколько) или дописать свой вариант ответа.
1. Как выдумаете, какое значение имеет слово эвристика (в переводе с греческого heurisko означает «нахожу», «открываю»)– это ……………………
W - направление научного исследования, а также методика обучения, основанная на открытии или догадке;
W - система обучения путем наводящих вопросов, которая родилась в Древней Греции;
W - метод обучения и отыскания истины, а также способствующий развитию находчивости, активности.
W - не знаю, первый раз слышу;
W - это такая математическая дисциплина.
2. Легко ли вам на уроках, когда Ваш учитель посредством эвристической беседы (путем постановки тщательно продуманной системы вопросов) подводит Вас к пониманию нового материала или проверяет уже пройденный?
W - да; - нет;
W - я редко бываю на таких уроках.
3. Урок Вам интересен, когда:
W - знания Вам не предлагаются в готовом виде, их нужно добывать самостоятельно;
W - учитель помногу
раз повторяет правила и
W - учитель организует не сообщение или изложение информации, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств: компьютера, ребусов, головоломок;
W - знания Вам предлагаются в готовом виде;
W - Вы под руководством учителя самостоятельно рассуждаете, решаете возникающие познавательные задачи, создаете вместе с учителем и разрешаете проблему, анализируете, сравниваете, обобщаете, делаете выводы и т. д.
4. Как Вы считаете,
на что следует опираться
W - на имеющиеся у Вас знания; W - на свой личный опыт; W - на Ваш практический опыт;
W - не знаю.
5. Как Вы считаете,
следует ли постоянно
W - да;
6. Как часто Ваш учитель использует эвристический метод обучения на своих уроках?
W - на каждом уроке; W - раз в неделю; W - никогда;
W - реже, чем раз в месяц.
W - я не знаю, что это такое.
7. Как вы думаете, какие умения формируются у вас на уроках эвристической беседы. Подчеркните: умения анализировать, выдвигать гипотезы, самостоятельно осуществлять проверку полученных результатов.
Какие еще (допишите):
8. Как вы считаете, пригодятся ли вам в жизни умения, полученные на эвристических уроках ?
W - да, W - нет.
Если да, то где и почему:
- в отношениях с близкими и незнакомыми людьми,
- их можно применять не только на уроках по математике,
-
-
9. Решите, пожалуйста, такую задачу на смекалку:
В комнате стоят стулья и табуретки. У каждой табуретки три ножки, у каждого стула четыре ножки. Когда на всех стульях и табуретках сидят люди, в комнате 39 «ног». Сколько стульев и табуреток в комнате?
10. А сможете ли вы решить и такую задачу?
Докажите, что любую сумму большую 7 к., можно уплатить трех- и пятикопеечными монетами не получая сдачи.
11. Может ли помочь,
на твой взгляд, знание математики
изучению других предметов (в
анализе, сравнении, обобщении.
W - да, если «да» то в чем еще? W - нет.
Приложение 4
Уважаемый коллега!
Просим Вас заполнить данную анкету, которая
предназначена для изучения Ваших знаний
по проблеме организации учебного процесса.
Просим Вас внимательно прочесть вопросы
и примерные ответы на них, затем отметить тот ответ, который совпадает
с вашим мнением (их может быть несколько)
или дописать свой вариант ответа.
1. Ваше мнение об
уровне подготовки к школе
большинства учащихся данного
класса?
У большинства учащихся уровень выше среднего
- 1 балл
У большинства учащихся средний уровень
- 2 балла
У большинства учащихся уровень ниже среднего
- 3 балла
2. По какой системе
Вы работаете с данным классом?
Запишите или выберите название или авторов
программы: методика Шаталова, Хазанкина,
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
3. Ваш опыт работы по данной программе _____ лет.
4. Легко ли вам проводить
уроки, используя частично-
W - да (потому что активность и мотивация у учащихся на уроках возрастают);
W - нет.
W
5. Что Вы ожидаете от эксперимента по математике, в котором принимает участие Ваш класс? Согласны ли Вы со следующими утверждениями?
Эксперимент, в котором участвует 11 класс будет способствовать... |
Совершенно согласен |
Согласен |
Не знаю |
Не согласен |
Совершенно |
Формированию у учащихся желания учиться |
|||||
Формированию у учащихся познавательного интереса |
|||||
Повышению интереса учащихся к изучению математики |
|||||
Формированию |
|||||
Активному использованию компьютеров учителями и учащимися |
|||||
Усилению практической направленности обучения |
|||||
Развитию эвристических умений |
|||||
Развитию коммуникативных умений |
|||||
Развитию индивидуальных способностей учащихся |
6.Как вы считаете, пригодятся ли учащимся умения, полученные на уроках эвристической беседы?
______ (31 баллов)
7. Как вы думаете,
какие умения развиваются в
условиях эвристического
8.Как Вы считаете, когда
следует использовать частично-
9. Укажите, каков, по Вашему мнению, уровень умений Ваших учеников общаться со сверстниками в школе.
Высокий Средний Низкий Затрудняюсь ответить
10. Выберите, каков, по Вашему мнению, уровень умения Ваших
учеников общаться с учителями в школе.
Высокий Средний Низкий Затрудняюсь ответить
11. Укажите, насколько
уверенно и комфортно ученики
чувствуют себя на уроке (
Как правило, уверенно и
комфортно
Иногда уверенно и комфортно, иногда нет
В основном неуверенно и некомфортно
Спасибо, что Вы ответили на наши вопросы!
Информация о работе Реализация эвристического обучения на уроках математики в основной школе