Реализация эвристического обучения на уроках математики в основной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 08:53, курсовая работа

Описание работы

Известно, что в настоящее время обществу требуются не просто исполнители, а творчески работающие люди, вооруженные рациональными методами познания. Становление такой личности — это результат комплексных воздействий, начиная с раннего возраста. Учащиеся образовательных школ должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение любой проблемы; а это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития учащихся. В связи с этим, проблема изучения педагогических условий реализации эвристического обучения (ЭО) становится наиболее актуальным.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...
Глава 1. Теоретические основы эвристического обучения школьников на уроках математики ……………………………………
Понятие эвристического обучения, история и опыт………………………….….
Закономерности и принципы современной системы эвристического обучения
Обзор известных эвристических приемов…………………………………………
Выводы к I главе ..…………………………………………………………….………..
Глава 2. экспериментальная апробация эвристического обучения на уроках математики основной школы……............
2.1. Описание программы эвристического обучения учащихся 5-6 классов на уроках математики …………..…
2.2. Приемы организации эвристического обучения на уроках математики в 5-6 классах …………………….
2.3. Результаты экспериментальной работы по реализации эвристического обучения школьников на уроках математики в 5-6классах.………………………………………
Выводы ко II главе………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Галсанова Ханда260511.doc

— 477.00 Кб (Скачать)

Приложение 3

АНКЕТА (заполняется анонимно)

Уважаемый школьник! Просим Вас заполнить данную анкету, которая  предназначена для изучения Ваших  знаний по проблеме организации учебного процесса.

Просим Вас внимательно  прочесть вопросы и примерные  ответы на них, затем отметить тот  ответ, который совпадает с вашим  мнением (их может быть несколько) или  дописать свой вариант ответа.

1. Как выдумаете, какое  значение имеет слово эвристика (в переводе с греческого heurisko означает «нахожу», «открываю»)– это ……………………

W - направление научного  исследования, а также методика  обучения, основанная на открытии  или догадке;

W - система обучения  путем наводящих вопросов, которая родилась в Древней Греции;

W - метод обучения и  отыскания истины, а также способствующий  развитию находчивости, активности.

W - не знаю, первый раз  слышу;

W - это такая математическая  дисциплина.

2.  Легко ли вам на уроках, когда Ваш учитель посредством эвристической беседы (путем постановки тщательно продуманной системы вопросов) подводит Вас к пониманию нового материала или проверяет уже пройденный?

W     - да;             - нет;

W     - я редко бываю на таких уроках.

3.     Урок Вам интересен, когда:

W  -  знания Вам не предлагаются в готовом виде, их нужно добывать самостоятельно;

W - учитель помногу  раз повторяет правила и предлагает  большинство из них заучивать  наизусть;

W -  учитель организует не сообщение или изложение информации, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств: компьютера,  ребусов, головоломок;

W - знания Вам предлагаются  в готовом виде;

W -  Вы под руководством учителя самостоятельно рассуждаете, решаете возникающие познавательные задачи, создаете вместе с учителем и разрешаете проблему, анализируете, сравниваете, обобщаете, делаете выводы и т. д.

4. Как Вы считаете, на что следует опираться учителю,  проводя эвристическую беседу  с Вами:

W - на имеющиеся у  Вас знания; W - на свой личный  опыт; W - на Ваш практический опыт;

W - не знаю.

5. Как Вы считаете, следует ли постоянно использовать  частично-поисковый (эвристический)  метод обучения на уроках математики?

W - да;                              W - нет;                                   W - не знаю.

6. Как часто Ваш  учитель использует эвристический метод обучения на своих уроках? 

W - на каждом уроке;             W - раз в неделю;              W - никогда;

W - реже, чем раз в  месяц.

W - я не знаю, что  это такое.

7.     Как вы думаете, какие умения формируются у вас на уроках эвристической беседы. Подчеркните: умения анализировать, выдвигать гипотезы, самостоятельно осуществлять проверку полученных результатов.

Какие еще (допишите):

8.     Как вы считаете, пригодятся ли вам в жизни умения, полученные на эвристических уроках ?

W - да,                            W - нет.

Если да, то где и  почему:

-  в отношениях с близкими и незнакомыми людьми,

-  их можно применять не только на уроках по математике,

-

-

9.     Решите, пожалуйста, такую задачу на смекалку:

В комнате стоят стулья и табуретки. У каждой табуретки три ножки, у каждого стула четыре ножки. Когда на всех стульях и табуретках сидят люди, в комнате 39 «ног». Сколько стульев и табуреток в комнате?

10.                       А сможете ли вы решить и такую задачу?

Докажите, что любую сумму большую 7 к., можно уплатить трех- и пятикопеечными монетами не получая сдачи.

11. Может ли помочь, на твой взгляд, знание математики  изучению других предметов (в  анализе, сравнении, обобщении....)?

W - да,    если «да» то в чем еще?                       W - нет.

Приложение 4

Уважаемый коллега! 
Просим Вас заполнить данную анкету, которая предназначена для изучения Ваших знаний по проблеме организации учебного процесса. Просим Вас внимательно прочесть вопросы и примерные ответы на них, затем отметить тот  ответ, который совпадает с вашим мнением (их может быть несколько) или дописать свой вариант ответа.

1. Ваше мнение об  уровне подготовки к школе  большинства учащихся данного  класса? 
У большинства учащихся уровень выше среднего - 1 балл 
У большинства учащихся средний уровень - 2 балла 
У большинства учащихся уровень ниже среднего - 3 балла

2. По какой системе  Вы работаете с данным классом? 
Запишите или выберите название или авторов программы: методика Шаталова, Хазанкина, _______________________________________________________ 
_______________________________________________________ 
_______________________________________________________ 
_______________________________________________________.

3. Ваш опыт работы  по данной программе _____ лет.

4. Легко ли вам проводить  уроки, используя частично-поисковый  (эвристический) метод обучения?

W     - да (потому что активность и мотивация у учащихся на уроках возрастают);

W     - нет.

W    

5. Что Вы ожидаете  от эксперимента по математике, в котором принимает участие Ваш класс? Согласны ли Вы со следующими утверждениями?

Эксперимент, в котором  участвует 11 класс будет способствовать...

Совершенно согласен 
(1 балл)

Согласен 
(2 балла)

Не знаю 
(3 балла)

Не согласен 
(4 балла)

Совершенно 
не согласен 
(5 баллов)

Формированию у учащихся желания учиться 

         

Формированию у учащихся познавательного интереса

         

Повышению интереса учащихся к изучению математики

         

Формированию самостоятельности 

         

Активному использованию  компьютеров учителями и учащимися

         

Усилению практической направленности обучения

         

Развитию эвристических  умений

         

Развитию коммуникативных  умений

         

Развитию  индивидуальных способностей учащихся

         

6.Как вы считаете, пригодятся  ли учащимся умения, полученные на уроках эвристической беседы?

______  (31 баллов)

7. Как вы думаете,  какие умения развиваются в  условиях эвристического обучения?  Подчеркните: умения анализировать, работать с книгой,  сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы, решать задачи  и примеры средней сложности, самостоятельно осуществлять проверку полученных результатов, делать соответствующие выводы, добывать знания самостоятельно;

8.Как Вы считаете, когда  следует использовать частично-поисковый  (эвристический) метод обучения  на уроках математики (на каких этапах, на каких уроках)

9. Укажите, каков, по  Вашему мнению, уровень умений  Ваших учеников общаться со  сверстниками в школе. 

Высокий              Средний             Низкий         Затрудняюсь ответить

10. Выберите, каков, по Вашему мнению, уровень умения Ваших учеников общаться с учителями в школе.  
Высокий          Средний              Низкий          Затрудняюсь ответить

11. Укажите, насколько  уверенно и комфортно ученики  чувствуют себя на уроке (готовность  к ответу, их заинтересованность,).

Как правило, уверенно и  комфортно 
Иногда уверенно и комфортно, иногда нет  
В основном неуверенно и некомфортно

Спасибо, что Вы ответили на наши вопросы!




Информация о работе Реализация эвристического обучения на уроках математики в основной школе