Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 08:53, курсовая работа
Известно, что в настоящее время обществу требуются не просто исполнители, а творчески работающие люди, вооруженные рациональными методами познания. Становление такой личности — это результат комплексных воздействий, начиная с раннего возраста. Учащиеся образовательных школ должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение любой проблемы; а это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития учащихся. В связи с этим, проблема изучения педагогических условий реализации эвристического обучения (ЭО) становится наиболее актуальным.
Введение…………………………………………………………………………………...
Глава 1. Теоретические основы эвристического обучения школьников на уроках математики ……………………………………
Понятие эвристического обучения, история и опыт………………………….….
Закономерности и принципы современной системы эвристического обучения
Обзор известных эвристических приемов…………………………………………
Выводы к I главе ..…………………………………………………………….………..
Глава 2. экспериментальная апробация эвристического обучения на уроках математики основной школы……............
2.1. Описание программы эвристического обучения учащихся 5-6 классов на уроках математики …………..…
2.2. Приемы организации эвристического обучения на уроках математики в 5-6 классах …………………….
2.3. Результаты экспериментальной работы по реализации эвристического обучения школьников на уроках математики в 5-6классах.………………………………………
Выводы ко II главе………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
«БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
КАФЕДРА ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы эвристического обучения школьников на уроках математики ……………………………………
Выводы к I главе ..…………………………………………………………….……….
Глава 2. экспериментальная апробация эвристического обучения на уроках математики основной школы……............
2.1. Описание программы эвристического обучения
учащихся 5-6 классов на уроках математики
…………..………………………………………………………………
2.2. Приемы организации эвристического
обучения на уроках математики в 5-6 классах
…………………………………………………………………………….
2.3. Результаты экспериментальной работы по реализации эвристического обучения школьников на уроках математики в 5-6классах.………………………………………
Выводы ко II главе…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Известно, что в настоящее время обществу требуются не просто исполнители, а творчески работающие люди, вооруженные рациональными методами познания. Становление такой личности — это результат комплексных воздействий, начиная с раннего возраста. Учащиеся образовательных школ должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение любой проблемы; а это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития учащихся. В связи с этим, проблема изучения педагогических условий реализации эвристического обучения (ЭО) становится наиболее актуальным.
Реализация эвристического обучения в учебно-воспитательном процессе школы предполагает отказ от системы «готовых» знаний, умений и навыков и основывается на эффективном вовлечении учащихся в поисковую учебно-познавательную деятельность, направленную на самостоятельное овладение знаниями и опытом творческой деятельности. Эти целевые установки соответствуют важнейшей образовательной задаче в обществе – сформировать у выпускника школы готовность к постоянному самообразованию в течение всей жизни, способность жить и работать в информационном обществе; обеспечить развитие рефлексивных умений, творческих способностей.
Эвристическое обучение известно со времен Сократа; он мастерски использовал беседу не как предоставление новых знаний, а как нахождение их людьми, с которыми он беседовал. В разное время вопросами эвристического обучения занимались преподаватели различных школ и направлений. Сократ, И.Г. Песталоцци, Дж. Дьюи, Д. Пойа, Я.А. Коменский и др. Идеи об эвристическом обучении в современной дидактике разрабатываются в трудах А.В. Хуторского, А.И. Андреева, М.М. Левиной и многих других. Среди работ, посвященных вопросам развития эвристического метода обучения математике, следует отметить работы В. А. Крутецкого, Л. М. Фридмана, Е. Н. Турецкого.
Вместе с тем отметим, что проблема разработки и технологии реализации эвристического обучения (ТЭО) учащихся на уроках математики в научно-методическом аспекте разработана недостаточно. В этой связи тема дипломного проекта была определена следующим образом: «Реализация эвристического обучения школьников на уроках математики в основной школе».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить (апробировать) программу эвристического обучения на уроках математики в основной школе, включающей в себя разработку системы задач, позволяющих сформировать эвристические приемы.
Объект исследования - процесс обучения математике в основной школе.
Предмет исследования - пути организации эвристического обучения учащихся на уроках математики (5-6 кл.).
Гипотеза исследования - реализация эвристического обучения на уроках математики будет эффективной, если
В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:
Для исследования решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:
- изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме исследования;
- анализ содержания учебников, пособий для учителей по математике, изучение и обобщение опыта работы учителей математики по организации эвристической учебной деятельности на уроке; беседы с учителями, классными руководителями;
- наблюдение за процессом
преподавания математики в
Методологической основой исследования являются работы современных учёных об эвристическом обучении, приемах и методах обучения, побуждающих учащихся к эвристическому освоению внешнего мира. 1) Выготский….. 2)…..
База исследования - Оёрская СОШ, Джидинского района.5-6 классы.
Глава I. Теоретические основы эвристического обучения школьников на уроках математики
Эвристическое обучение известно нам уже со времен Сократа, который мастерски использовал беседу не как предоставление новых знаний, а как нахождение их людьми с которыми он беседовал. Процесс познания для Сократа есть перевод уже имеющихся знаний человека из скрытого состояния в явное, реальное и соответствующее действительности. Он учил своих воспитанников вести диалог, полемику, логически мыслить. Сократ побуждал их последовательно развивать спорное положение, приводил к постижению абсурдности исходного утверждения, а затем методом поиска истины наводил на верный путь. Эвристика (от греч. heurisko - нахожу) - методология научного исследования, а также методика обучения, основанная на открытии или догадке. 1) в Древней Греции - система обучения путем наводящих вопросов; 2) совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины; метод обучения и отыскания истины; метод обучения, способствующий развитию находчивости, активности. Большой Энциклопедический Словарь, в одной из трех трактовок эвристики, определил ее так: «Восходящий к Сократу метод обучения (т.н. сократические беседы)». Беседу относят к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал еще Сократ, от имени которого и произошло понятие «сократическая беседа». Считая, что сам он не обладает истиной, Сократ помогал родиться ей в душе своего собеседника. Свой метод он уподоблял повивальному искусству - профессии его матери, называя его майевтикой. Подобно тому, как та помогала рождаться детям, Сократ помогал рождаться истине. «Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину в процессе их диалогического общения».
Метод Сократа развивался и совершенствовался в трудах великих мыслителей и педагогов. Различные аспекты эвристического обучения нашли свое отражение в трудах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Дж. Дьюи и др.
Ян Амос Коменский писал, что правильно обучать - это не значит вбивать в головы какую-то полезную информацию, а значит «раскрывать способности понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки», ручейки живой мысли. Считается, что сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей заложенных в каждом. Мы считаем, что это наиболее возможно тогда, когда при обучении используется эвристический метод.
Несмотря на огромный вклад в науку советскими учителями-педагогами эвристический метод обучения практически не затрагивался. Анализ этих литературных источников показал, что большинство практиков и теоретиков образования относят эвристику к одному из методов или приемов обучения. Нередко эвристику относят к одному из методов обучения, эти методы так и называют «эвристики». В теории и практике обучения 80-х годов эвристике часто приписывались несвойственные ей функции сообщения новых знаний, к примеру, Т.А. Ильина писала: «В педагогике распространен еще один термин, характеризующий беседу по сообщению новых знаний, - эвристическая беседа». Теперь мы понимаем, что это мнение было ошибочно.
Идеи об эвристическом обучении в современной дидактике разрабатывались в трудах А.В. Хуторского, М.М. Левиной и многих других. Среди работ, посвященных вопросам развития эвристического метода обучения математике, следует отметить работы В. А. Крутецкого, Д. Пойа, Л. М. Фридмана, Е. Н. Турецкого.
Развитие эвристических подходов к обучению в нашей стране не было связано с инновационными дидактическими системами; эвристический аспект обучения более всего оказался присущ проблемному и развивающему обучению. На самом деле эвристическое обучение имеет свою специфику, которое отличает его как от проблемного, так и от развивающего обучения. Эвристическое обучение также тесно связано с личностно-ориентированным обучением.
Смысл эвристического образования состоит не столько в передаче ученику опыта или знаний прошлого, сколько в приобретении им собственного опыта познания, обеспечивающего личное, а в идеале и общекультурное приращение знаний, опыта, умений и других образовательных ценностей. Философской основой эвристического образования выступает концепция вселения человека во внешний мир посредством деятельности, обеспечивающей создание им продуктов, адекватных познаваемым сферам внешнего мира. Освоение внешних образовательных областей сопровождается развитием внутреннего мира субъекта образования, его креативных, когнитивных и оргдеятельностных личностных качеств.
Отличие эвристического обучения от проблемного и развивающего
Цель проблемного обучения - усвоение учениками заданного предметного материала путем выдвижения учителем специальных познавательных задач-проблем. Методика проблемного обучения построена так, что ученики «наводятся» учителем на известное решение или направление решения за дачи. Эвристический же подход к образованию позволяет расширить возможности проблемного обучения, поскольку ориентирует учителя и ученика на достижение неизвестного им заранее результата. «Обучение в самом общем виде, - пишет М. И. Махмутов, один из основоположников проблемного обучения, - это передача опыта старших поколений молодому поколению».
Целью эвристического обучения является не передача ученикам опыта прошлого, а создание ими личного опыта и продукции, ориентированной на конструирование будущего в сопоставлении с известными культурно-историческими аналогами. М. И. Махмутов считает, что «навыки продуктивного и творческого мышления приобретаются в школе лишь как следствие репродуктивного усвоения (поскольку знание - основа продуктивного мышления) и частично в ходе решения задач». Аналогичных взглядов придерживаются его последователи в частных методиках: «Репродуктивная деятельность - подготовительный этап к проявлению познавательной деятельности более высоких уровней: эвристический и исследовательский».
Информация о работе Реализация эвристического обучения на уроках математики в основной школе