Урок как основная форма организации обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 16:24, практическая работа

Описание работы

Цель: изучить сущность, структуру и нетрадиционные формы урока
Создайте копилку нетрадиционных форм и видов уроков (по специальности).

Работа содержит 1 файл

Практическое занятие.docx

— 24.80 Кб (Скачать)

    Практическое  занятие №11. Урок как основная форма организации обучения

Цель: изучить сущность, структуру и нетрадиционные формы урока 

  1. Создайте  копилку нетрадиционных форм и видов уроков (по специальности).
 

Особенности нетрадиционных форм урока. 

      Сегодня все большее внимание  уделяется человеку  как  личности  –  его сознанию, духовности, культуре, нравственности,  а  также  высоко  развитому интеллекту  и  интеллектуальному  потенциалу.  Соответственно,  не  вызывает сомнения  чрезвычайная  важность,  острая  необходимость  такой   подготовки подрастающего  поколения,  при   которой   среднюю   школу   оканчивали   бы образованные  интеллектуальные  личности,  обладающие  знанием  основ  наук,

общей культурой,  умениями  самостоятельно  и  гибко  мыслить,  инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы.

      В школах должен происходить  постоянный поиск, цель которого   -  найти новые  формы  и  приемы,  позволяющие  слить  в  единый  процесс  работу  по образованию,  развитию  и  воспитанию  учащихся  на  всех  этапах  обучения. Коллективу  учителей  школ   необходимо   реализовать   концепцию,   которая предполагает необходимость обеспечения учащихся прочными знаниями  материала программы  с  одновременным  осуществлением   разноаспектного   развития   и формирования личности каждого обучаемого  –   с  учетом  его  индивидуальных

способностей  и возможностей.

      Пути и способы  реализации  этих  принципов  должны  быть  в  значимой степени творческими, нетрадиционными и в то же время  эффективными. 

  Интернет на уроках.  

      Интернет обладает колоссальными   информационными  возможностями   и  не менее  впечатлительными  услугами.  Неудивительно,   что   и   преподаватели по  достоинству  оценили  потенциал   глобальной   сети Интернет. Но  прежде  всего  необходимо  помнить о дидактических задачах, особенностях   познавательной    деятельности    учащихся,    обусловленными

определенными целями образования.  Интернет  со  всеми  своими  ресурсами  – средство реализации этих целей и задач.

      Поэтому,  прежде  всего   следует   определить,   для   решения   каких дидактических задач в практике обучения могут  оказаться полезными ресурсы и услуги, которая представляет всемирная сеть.

      Интернет создает  уникальные  возможности  для  изучения  иностранного языка, пользуясь аутентичными текстами, общаться с  носителями  языка,  т.е. он создает естественную языковую среду.

     Если иметь в виду предмет  нашего обсуждения – Интернет, то также важно определиться, для каких целей мы собираемся использовать его  возможности  и ресурсы.

Например:

      - для включения материалов сети  в содержание урока;

      - для самостоятельного поиска  информации  учащихся  в  рамках  работы

        над проектом;

      - для ликвидации пробелов в  знаниях; 

Метод проектов 

      Метод проектов приобретает в  последнее время все  больше  сторонников. Он направлен  на  то,  что  бы  развить  активное  самостоятельное  мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания,  которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.

      Проектная  методика  отличается  кооперативным  характером  выполнения заданий  при  работе  над   проектом,   деятельность,   которая   при   этом осуществляется, является по  своей  сути  креативный  и ориентированной на личность  учащегося.  Она  предполагает  высокий  уровень  индивидуальной  и коллективной ответственности за выполнение  каждого  задания  по  разработке

проекта.  Совместная работа  группы  учащихся  над  проектом  неотделима  от активного  коммуникативного  взаимодействия  учащихся.  Проектная   методика является  одной  из  форм   организации   исследовательской   познавательной деятельности, в которой учащиеся  занимают  активную  субъективную  позицию.

Тема  проекта может быть связана  с  одной  предметной  областью  или  носить междисциплинированный характер. При подборе темы  проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и  личную значимость предстоящей работы,  практическую  значимость  результата  работы над проектом. Выполненный проект  может  быть  представлен  в  самых  разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие  другие.  Разнообразны и  формы  презентации  проекта:  доклад,  конференция,  конкурс,   праздник,

спектакль.  Главным  результатом  работы  над  проектом  будут  актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и  умений   и  их  творческое применение в новых условиях.

      Работа над проектом осуществляется  в несколько этапов и обычно  выходит за рамки учебной деятельности на уроках: выбор темы  или  проблемы  проекта; формирование группы исполнителей;  разработка  плана  работы  над  проектом, определение  сроков;  распределение  заданий  среди   учащихся;   выполнение заданий,  обсуждение  в  группе  результатов  выполнения  каждого   задания; оформление совместного  результата;  отчет  по  проекту;  оценка  выполнения проекта.

      Работа по проектной  методике  требует  от  учащихся  высокой   степени самостоятельности  поисковой  деятельности,  координации   своих   действий, активного   исследовательского,    исполнительского    и    коммуникативного взаимодействия. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе  над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при  планировании  работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по  ходу  выполнения  проекта

на  правах соучастника .

      Итак, основная идея метода проектов  заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на  активную  мыслительную  деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы. 

Видеоурок 

      Овладеть коммуникативной компетенцией  на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка,  дело  весьма  трудное.  Поэтому  важной  задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на  уроке иностранного языка  с использованием различных приемов работы.

      Не менее важным считается  приобщение школьников к культурным  ценностям народа – носителя языка. В этих целях  большое  значение  имеют  аутентичные материалы, в том числе видеофильмы.

Достоинством  видеофильма   является   его   эмоциональное воздействие  на  учащихся.  Поэтому  внимание  должно  быть  направлено   на формирование у школьников личностного отношения к увиденному.  Использование видеофильма   помогает   также   развитию   различных   сторон   психической деятельности учащихся, и прежде всего внимания и памяти. Во время  просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. в  этих условиях даже невнимательный  ученик  становится  внимательным.   Для  того, чтобы   понять   содержание   фильма,   школьникам   необходимо    приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в  произвольное, его интенсивность оказывает влияние на  процесс  запоминания.  Использование различных каналов поступления  информации  (слуховое,  зрительное,  моторное восприятие) положительно влияет на прочность  запечатления  страноведческого

и языкового материала.

      Таким  образом,  психологические   особенности   воздействия   учебных видеофильмов на учащихся способствует  интенсификации  учебного  процесса  и создает благоприятные условия для формирования  коммуникативной  компетенции учащихся.

      Практика  показывает,  что   видеоуроки  являются  эффективной   формой обучения. 
 

                     

Урок  – экскурсия 

      В наше время, когда все шире  и шире развиваются  связи   между  разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой  становится необходимым элементом процесса обучения иностранного  языка.  Ученик  должен уметь  провести  экскурсию  по  городу,  рассказать  иностранным  гостям   о самобытности русской культуры и т.д. принцип  диалога  культур  предполагает использование  культуроведческого  материала о   родной   стране,   который

позволяет  развивать  культуру  представления   родной   страны,   а   также формировать представления о культуре стран изучаемого языка.

      Учителя,    сознавая    стимулирующую    силу    страноведческой     и культурологической мотивации, стремятся развивать у учащихся  познавательные потребности путем нетрадиционного проведения урока. 

Урок  – спектакль 

      Эффективной и продуктивной формой  обучения  является  урок-спектакль. Использование художественных произведений зарубежной  литературы  на  уроках    совершенствует      навыки   учащихся, обеспечивает  создание  коммуникативной,   познавательной   и   эстетической мотивации.  Подготовка спектакля – творческая работа,  которая  способствует выработке навыков общения  детей  и  раскрытию  их  индивидуальных творческих способностей.

      Такой вид работы  активизирует  мыслительную  и  речевую   деятельность учащихся,  развивает  их  интерес  к  литературе,  служит  лучшему  усвоению культуры

И немаловажно, что учащиеся  получают  удовлетворение от такого вида работы. 
 

Урок-праздник 

      Весьма интересной и плодотворной  формой  проведения  уроков  является урок-праздник. Эта форма урока  расширяет  знания  учащихся  о  традициях  и обычаях. 

Урок  –интервью 

     Урок-интервью – это своеобразный  диалог  по  обмену  информацией.  На  таком  уроке,  как

правило, учащиеся овладевают  определенным  количеством  частотных  клише  и пользуются ими в автоматическом режиме.  Оптимальное  сочетание  структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения.

      В  зависимости  от  поставленных  задач  тема  урока  может   включать отдельные  подтемы.  Например:  ”Cвободное  время”,  “Планы   на   будущее”, “Биография” и т.д.

            Такая   форма   урока   требует   тщательной   подготовки.    Учащиеся самостоятельно   работают   над   заданием   по   рекомендованной   учителем, готовят вопросы,  на  которые хотят получить ответы.

      Подготовка и проведение урока  подобного типа  стимулирует   учащихся  к

дальнейшему изучению иностранного языка, способствует  углублению  знаний  в

результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор. 

Урок-эссе. 

      Современный подход к изучению  английского языка предполагает  не только получение какой-то суммы знаний по  предмету,  но  и  выработку  собственной позиции,   собственного    отношения    к    прочитанному:    соразмышления, сопереживания, сопряжения своего и авторского "я".

      Словарь кратких литературоведческих   терминов трактует понятие  "эссе" как разновидность очерка, в котором главную роль играет  не  воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций.

      Такая форма урока развивает  психические функции учащихся, логические  и аналитическое мышление.

Интегрированный урок 

            Исследования  показывают,  что   повышение   образовательного   уровня обучения с помощью  межпредметной  интеграции  усиливает его воспитывающие функции. Особенно заметно это проявляется в области гуманитарных  предметов. Кроме того, науки гуманитарного цикла ставят предмет  для  разговора,  повод для коммуникации.

Информация о работе Урок как основная форма организации обучения