Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 08:53, курсовая работа
Известно, что в настоящее время обществу требуются не просто исполнители, а творчески работающие люди, вооруженные рациональными методами познания. Становление такой личности — это результат комплексных воздействий, начиная с раннего возраста. Учащиеся образовательных школ должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение любой проблемы; а это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития учащихся. В связи с этим, проблема изучения педагогических условий реализации эвристического обучения (ЭО) становится наиболее актуальным.
Введение…………………………………………………………………………………...
Глава 1. Теоретические основы эвристического обучения школьников на уроках математики ……………………………………
Понятие эвристического обучения, история и опыт………………………….….
Закономерности и принципы современной системы эвристического обучения
Обзор известных эвристических приемов…………………………………………
Выводы к I главе ..…………………………………………………………….………..
Глава 2. экспериментальная апробация эвристического обучения на уроках математики основной школы……............
2.1. Описание программы эвристического обучения учащихся 5-6 классов на уроках математики …………..…
2.2. Приемы организации эвристического обучения на уроках математики в 5-6 классах …………………….
2.3. Результаты экспериментальной работы по реализации эвристического обучения школьников на уроках математики в 5-6классах.………………………………………
Выводы ко II главе………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………………………
д) версии и гипотезы при решении одних и тех же задач;
е) продукты деятельности других учеников, изучавших данный вопрос или тему.
Разработанные и модифицированные в исследовании формы и методы эвристического обучения предназначены не только для создания учащимися образовательной продукции по предметам, но и для подготовительной и сопровождающей их творчество деятельности: усвоение базового содержания образования, его планирование, оценку, контроль, рефлексию.
Эвристический метод обучения позволяет педагогу предоставить учащимся больше самостоятельности и творческого поиска. Проблема в том, что при разработке методики формирования творческих способностей посредством эвристического метода учитель должен учитывать: а) общий уровень развития ученического коллектива; б) возрастные особенности формирования креативной сферы; в) личностные особенности учащихся; г) специфические черты и особенности учебного предмета.
Условия формирования творческих способностей:
Принципы деятельности:
а) креативность обучения (реализация творческих возможностей учителя и учащихся);
б) опора на субъективный опыт учащихся (один из источников обучения);
в) актуализация результатов обучения (применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков);
г) индивидуализация и дифференциация обучения (индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся);
д) системность обучения;
е) творческое взаимодействие учащихся и учителя в процессе обучения.
Следовательно, задачами учителя будут выступать:
Степень сложности задачи определяется числом существенных взаимосвязей в ее условии, числом опосредований и преобразований, приводящих к нахождению искомого. Зависит она и от уровня самостоятельности учащихся при постановке и решении проблемы. Таковы некоторые более внешние, поддающиеся объективной оценке условия, определяющие эвристичность задач.
Согласно выявленным в исследовании философским основам эвристического обучения субъект образования взаимодействует с внешними познаваемыми областями через определённые "каналы связи" и соответствующие им языки взаимодействия. Данный процесс осуществляется с помощью трёх основных видов эвристической деятельности:
1) познание (освоение) объектов внешнего мира;
2) создание учеником личностного продукта образования как эквивалента собственного образовательного приращения;
3) самоорганизация предыдущих видов деятельности - познания и созидания.
Осуществление
учеником перечисленных видов
Каждой группе личностных качеств соответствуют определённые способности, с помощью которых осуществляется продуктивная деятельность и творческая самореализация ученика. Перечисленные группы качеств учащихся, с одной стороны, являются открытыми для расширения и детализации. С другой - их совокупность представляется минимальной для обеспечения эвристической образовательной деятельности. Например, развитие только креативных качеств затруднит общее образовательное движение ученика, поскольку без сформированной оргдеятельностной основы его творчество останется спонтанным, неоформленным и не затрагивающим смысловые образовательные процессы. В эвристическом обучении меняются критерии оценки образовательной деятельности учащихся. В традиционном обучении образовательный продукт ученика оценивается по степени его приближения к заданному, то есть чем более точно и полно воспроизводит ученик заданное содержание, тем выше оценка его образовательной деятельности. В эвристическом обучении образовательный продукт ученика оценивается по степени его отличия от заданного: чем большего научно и культурно значимого отличия от известного продукта удаётся добиться ученику, тем выше оценка результативности его образования. На этой особенности базируется разработанная в исследовании система контроля и оценки результатов эвристического обучения, в основе которой лежит выявление динамики внутренних и внешних образовательных достижений учащихся относительно самих себя, осуществляемое с помощью герменевтических и статистических методов образовательной диагностики. Необходимым и объективным параметром результативности эвристического обучения выделены также образовательные стандарты.
В соответствии
с данной системой контроля основными
направлениями диагностики и
анализа результатов
1) динамика количественных и качественных изменений внешней образовательной продукции учащихся;
2) уровень развития внутренних личностных качеств учеников;
3) уровень усвоения
ими образовательных
Большую работу по выделению и анализу эвристических приемов проделал известный математик Д. Пойа. Автор выделяет четыре фазы решения творческой задачи и распределяет эвристические приемы по этим фазам.
На первой, начальной фазе решения проводится анализ условия, выяснение данных и требований. К этой фазе автор относит такие приемы, как:
- исследование данных задачи (достаточны ли они, или недостаточны, или противоречивы);
- построение чертежа,
введение обозначений и
- развертывание определений (заменить термины их определениями).
Вторая фаза решения задачи - составление плана решения. К этой фазе автор относит следующие приемы:
- решение от конца к началу;
- использование аналогичных,
вспомогательных задач (
- введение вспомогательных элементов (неизвестных, более близких к искомому).
Третья фаза заключается в осуществлении плана решения. Для этого необходим:
- контроль каждого шага;
- доказательство правильности каждого шага.
На четверном этапе происходит изучение полученного решения. На этом этапе осуществляется:
- проверка результатов;
- проверка хода решения;
- поиск другого способа получения результата;
- использование полученного результата и метода решения.
Ясно, что к эвристическим приемам, мы можем отнести методы и приемы первой и второй фаз.
О.К. Тихомиров выделяет две начальные фазы в процессе решения творческих задач: фазу нахождения решения и фазу его проверки. Первая фаза включает следующие этапы:
1) «начальное обследование
ситуации», т.е. ознакомление
2) подготовка попытки;
3) проигрывание попытки;
4) переобследование ситуации при не достижении цели;
5) новые попытки в том же составе.
Как видно, этапы 2-5 представляют собой фактически приемы работы с гипотезами: выдвижение, проверка, анализ.
Особое значение формирования
эвристических приемов у
1. Прием упрощения
(временной редукции) некоторых отношений
и связей между объектами.
а) если в задаче определяется система одновременных взаимодействий между различными составляющими, то упрощение заключается в предварительном «разведении», дивергенции этих взаимодействий.
б) если в задаче определяется система последовательных воздействий, то упрощение заключается в конвергенции, «сокращении», «укрупнении» отдельных этапов.
Понятно, что в обоих
случаях упрощение носит
2. Прием переформулирования - временный отказ от определенности какой-то одной формулировки, продуцирование ряда тождественных формулировок.
3. Прием решения «от
начала» и «от конца» - сокращает
длину последовательных
4. Прием «блокирования» составляющих - вначале преобразуются укрупненные «блоки», затем анализируются отношения внутри этих «блоков». Примером такого приема может служить прием замены переменной.
5. Прием использования аналогии.
Автор распределяет выделенные приемы по трем этапам решения творческих задач:
1. Анализ данных, условий и их соотношений. Появление общей идеи. Операции сопоставляются с требованиями.
2. Специализация и
конкретизация общей гипотезы (идеи).
Операции сопоставляются с
3. Нахождение конечного результата (результат сопоставляется с требованиями).
Таким образом, на каждом этапе решения творческой задачи присутствует прием верификации (сопоставления). Общее же содержание процесса решения представляет собой временный отказ от ограничивающих условий с последующим их наращиванием.
На сегодняшний день в литературе описано несколько сотен оригинальных эвристик.
Проведенный обзор и анализ исследований по эвристическим приемам и обучению им показывает, что общее количество приемов, выделяемых всеми авторами вместе, весьма велико. Предложенные системы эвристических приемов часто включают в себя довольно большое их количество и отбор приемов для объединения в ту или иную систему мотивируется редко. Однако действительно различных по содержанию приемов значительно меньше, так как во многих случаях одни и те же по содержанию приемы просто называются по-разному.
Заслуга И.И. Ильясова состоит в том, что он, проанализировав это большое количество приемов, выделил одинаковые по своей сути приемы, объединяя их в семейства. «Таким образом, - пишет И.И. Ильясов, - действительно разных по содержанию приемов всего насчитывается немногим более тридцати». Итак, система эвристических приемов по И.И. Ильясову имеет ниже следующий вид.
Тождественными по содержанию являются такие приемы, как:
- освобождение от излишнего представления, обобщение цели, обобщение задачи, гипостазирование свойства, установление общей схемы условий, освобождение данных от привходящих обстоятельств, пренебрежение некоторыми условиями, переформулирование по входящей линии, устранение лишних элементов, редукция лишних элементов и отношений, планирование по Саймону, использование аналогичной общей задачи и некоторые другие;
- конкретизация задачи, формирование частной вспомогательной задачи, специализация, переформулирование по нисходящей линии, использование аналогичной конкретной задачи;
- формулирование обратной задачи и доказательство от противного, противоположное движение;
- исключение из структуры, устранение компонентов, изоляция;
- критика очевидных решений и блокирование очевидных репродуктивных гипотез;
- поиск привнесенных условий и преодоление фиксированности;
- движение от конца к началу, постановка промежуточных задач, выведение следствий из условий, функциональный анализ (по Саймону), логическая редукция;
- сближение данных и цели, устранение различий между условиями и целями, выражение в одном языке, поиск тождественного в различном;
- черчение фигур, перекодирование текста в схему, рисование изображений, наглядное представление явлений, моделирование;
Информация о работе Реализация эвристического обучения на уроках математики в основной школе