Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 08:53, курсовая работа
Известно, что в настоящее время обществу требуются не просто исполнители, а творчески работающие люди, вооруженные рациональными методами познания. Становление такой личности — это результат комплексных воздействий, начиная с раннего возраста. Учащиеся образовательных школ должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение любой проблемы; а это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития учащихся. В связи с этим, проблема изучения педагогических условий реализации эвристического обучения (ЭО) становится наиболее актуальным.
Введение…………………………………………………………………………………...
Глава 1. Теоретические основы эвристического обучения школьников на уроках математики ……………………………………
Понятие эвристического обучения, история и опыт………………………….….
Закономерности и принципы современной системы эвристического обучения
Обзор известных эвристических приемов…………………………………………
Выводы к I главе ..…………………………………………………………….………..
Глава 2. экспериментальная апробация эвристического обучения на уроках математики основной школы……............
2.1. Описание программы эвристического обучения учащихся 5-6 классов на уроках математики …………..…
2.2. Приемы организации эвристического обучения на уроках математики в 5-6 классах …………………….
2.3. Результаты экспериментальной работы по реализации эвристического обучения школьников на уроках математики в 5-6классах.………………………………………
Выводы ко II главе………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………………………
Результаты вводного анкетирования показали, что 85% учащихся как контрольного 6 класса Тохойской СОШ, так и экспериментального 6 класса Оерской СОШ не смогли решить нестандартные задачи, которые были включены в анкету.
Как отмечалось, в ходе педагогического эксперимента эвристические методы и приемы были включены в учебный процесс 6 класса Оерской СОШ, а в 6 классе Тохойской СОШ обучение проходило по традиционным методам. Результаты сравнительного анализа оценок по математике приведены в Таблице 2.
Задания контрольной работы №2
1. Поставьте вместо звездочек цифры:
42,16
+**,34
56,*5
133,9*
2. Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько всего летело уток?
3. В летний лагерь приехали отдыхать три друга: Миша, Володя и Петя. Известно, что каждый из них имеет одну из следующих фамилий: Иванов, Семенов, Герасимов. Миша – не Герасимов. Отец Володи – инженер. Володя учится в 6 классе. Герасимов учится в 5 классе. Отец Иванова – учитель. Какая фамилия у каждого из трех друзей?
Решения:
1. 42,16
+35,34
56,45
133,95
2. Всего летело 3 утки
3. 1. Миша - не Герасимов
2. Отец Володи – инженер
3. Володя учится в 6 классе
4. Герасимов учится в 5 классе
5. Отец Иванова – учитель
Решение:
Ответ: Петя Герасимов, Миша Иванов, Володя Семенов
Таблица 2
Контрольный класс Экспериментальный класс
Ученики Тохойской ООШ |
оценка | |
1 |
Алина Ч |
5 |
2 |
Дарима Т |
5 |
3 |
Надежда Ж |
5 |
4 |
Алексей Ж |
5 |
5 |
Норжима К |
4 |
6 |
Кристина Т |
3 |
7 |
Зоя Т |
4 |
8 |
Бэлигто Б |
4 |
9 |
Юлия А |
3 |
Итого средний балл: |
4,2 |
Ученики Оерской СОШ |
оценка | |
1 |
Маргарита П |
5 |
2 |
Сэсэг Б |
5 |
3 |
Ксения К |
5 |
4 |
Юрий П |
5 |
5 |
Роман К |
5 |
6 |
Оксана Б |
4 |
7 |
Олег К |
4 |
8 |
Анатолий С |
4 |
9 |
Эрдэм Ч |
4 |
Итого средний балл: |
4,5 |
Результаты сравнительного
анализа позволяют сделать
Результаты
По итогам формирующего эксперимента учащимся контрольного и экспериментального классов предложили решить систему эвристических заданий по математике. Из экспериментального 6 класса решили 80% заданий, в контрольном классе результат остался прежним, как в начале эксперимента.
Результаты работы показали, что школьники, хорошо успевающие, в процессе ЭО, смогут в еще большей степени развернуть свое творческое мышление, а слабоуспевающие, решая нестандартные задачи, посильные для них, смогут обрести уверенность в своих силах, научиться управлять своими поисковыми действиями, подчинять их определенному плану.
В рамках констатирующего эксперимента, было проведено анкетирование учителей Оерской СОШ Джидинского района. Всего было опрошено 13 преподавателей. Им было задано 9 вопросов, по которым мы попытались определить уровень знания, понимания и использования учителями эвристического обучения на своих уроках.
Педагогам были предложены следующие вопросы:
1. Какие приемы эвристического обучения вы знаете?
2. Какие приемы вы чаще используете на своих уроках?
3. Как часто используете данные приемы на уроке?
4. По какой системе Вы работаете с данным классом?
5. Как вы считаете, пригодятся ли учащимся умения, полученные на уроках эвристической беседы?
6. Как вы думаете, какие умения развиваются в условиях эвристического обучения?
7. Как Вы считаете, когда следует использовать частично-поисковый (эвристический) метод обучения на уроках математики (на каких этапах, на каких уроках).
8. Считаете ли вы
свои знания об эвристических
методах обучения
9. Нуждаетесь ли Вы в дополнительных знаниях об эвристическом методе использования на уроках?
Анализ ответов педагогов показал, что они осознают важность эвристического обучения детей в системе обучения среднего школьного возраста, причем они полагают, что эвристическое обучение надо обязательно. Все опрашиваемые педагоги ответили, что считают свои знания об эвристических методах обучения недостаточными, и нуждаются в дополнительных знаниях.
На первый вопрос, «Какие приемы эвристического обучения вы знаете?» учителя в большинстве своем назвали приемы эвристической беседы, частично-поисковый метод, метод постановки проблемной ситуации, прием варьирования, умение делать выводы, умение предполагать.
На второй вопрос, «Какие приемы вы чаще используете на своих уроках?»: 35% учителей используют метод эвристической беседы, 30% используют частично-поисковый метод, 25% используют метод постановки проблемной ситуации, 5% используют прием варьирования, 3% используют умение делать вывод, 2% - умение предполагать.
На третий вопрос, «Как часто используете данные приемы на уроке?»: 60% учителей используют часто данные приемы на своих уроках, 25% иногда, 15% всегда используют.
На четвертый вопрос, «По какой системе Вы работаете с данным классом?»: 70% работают в своих классах по традиционной системе, а 30% «Наша новая школа»
На пятый вопрос «Как вы считаете, пригодятся ли учащимся умения, полученные на уроках эвристической беседы?»: учителя однозначно ответили, что учащимся обязательно пригодятся умения, полученные на уроках эвристической беседы.
На шестой вопрос «Как вы думаете, какие умения развиваются в условиях эвристического обучения?»: 80% учителей ответили, что развиваются умения анализировать, сравнивать, рассуждать, доказывать, делать вывод; 20% умение строить отношения в группе, делать целеполагание.
На седьмой вопрос «Как Вы считаете, когда следует использовать частично-поисковый (эвристический) метод обучения на уроках математики (на каких этапах, на каких уроках)» 80% учителей считают, что нужно использовать частично-поисковый метод на всех этапах урока, 15% при изучении нового материала, 5% на обобщающих уроках.
На восьмой вопрос «Считаете ли вы свои знания об эвристических методах обучения недостаточными?»: все опрашиваемые учителя ответили, что считают свои знания об эвристических методах обучения недостаточными.
На девятый вопрос «Нуждаетесь ли Вы в дополнительных знаниях об эвристическом методе использования на уроках?»: все учителя ответили, что нуждаются в дополнительных знаниях
Результаты анкетирования позволяют сделать вывод, что большинство педагогов, работающих с детьми среднего школьного возраста, используют в процессе обучения эвристические методы, такие как эвристическая беседа, частично-поисковый метод, метод постановки проблемной ситуации, прием варьирования, умение делать выводы, умение предполагать, что говорит об ограниченном арсенале применяемых методов и нуждаются в дополнительных знаниях. Все учителя считают необходимым использование эвристических методов обучения на уроках.
Таким образом, систематическое использование эвристических методов и приемов на уроках математики на разных этапах изучения материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, повышения качества обучения, развития творческих способностей учащихся.
Заключение.
Анализ литературы показал, что общей характерной особенностью как системы ЭО, так и проблемного, развивающего и личностно-ориентированного типов обучения выступает их направленность на более эффективное личностное развитие учащихся через включение их в самостоятельную учебно-поисковую деятельность. Отличительными характеристиками этих типов обучения выступают способы и средства вовлечения школьников в самостоятельную деятельность по приобретению новых знаний. Одним из эффективных способов обучения, который позволяет учащимся проявить творческую активность в процессе обучения математике, является система эвристических методов и приемов
В результате исследования мы подтвердили правильность выдвинутой нами гипотезы: реализация эвристического обучения на уроках математики с использованием задач открытого типа было эффективным.
Современная цивилизация на данный момент пришла к такому этапу в своем развитии, когда основной ценностью общества становится творческая личность. Почти весь школьный период, и, конечно, в большей степени младший подростковый возраст отличается превалированием образа над логикой. Поэтому, основываясь именно на образной стороне объектов, следует формировать логику мышления, что в свою очередь скажется на развитии самого воображения.
Таким образом, реализация эвристического обучения на уроках математики в основной школе реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной творческой работы, владеющего способами целенаправленной интеллектуальной деятельности.
Приложение 1.
Уважаемый коллега!
Просим Вас заполнить данную анкету, которая
предназначена для изучения Ваших знаний
по проблеме организации учебного процесса.
Просим Вас внимательно прочесть вопросы
и ответить на них.
АНКЕТА
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
Спасибо, что Вы ответили на наши вопросы!
Список литературы
Информация о работе Реализация эвристического обучения на уроках математики в основной школе