Реализация эвристического обучения на уроках математики в основной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 08:53, курсовая работа

Описание работы

Известно, что в настоящее время обществу требуются не просто исполнители, а творчески работающие люди, вооруженные рациональными методами познания. Становление такой личности — это результат комплексных воздействий, начиная с раннего возраста. Учащиеся образовательных школ должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение любой проблемы; а это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития учащихся. В связи с этим, проблема изучения педагогических условий реализации эвристического обучения (ЭО) становится наиболее актуальным.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...
Глава 1. Теоретические основы эвристического обучения школьников на уроках математики ……………………………………
Понятие эвристического обучения, история и опыт………………………….….
Закономерности и принципы современной системы эвристического обучения
Обзор известных эвристических приемов…………………………………………
Выводы к I главе ..…………………………………………………………….………..
Глава 2. экспериментальная апробация эвристического обучения на уроках математики основной школы……............
2.1. Описание программы эвристического обучения учащихся 5-6 классов на уроках математики …………..…
2.2. Приемы организации эвристического обучения на уроках математики в 5-6 классах …………………….
2.3. Результаты экспериментальной работы по реализации эвристического обучения школьников на уроках математики в 5-6классах.………………………………………
Выводы ко II главе………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Галсанова Ханда260511.doc

— 477.00 Кб (Скачать)

Результаты  вводного анкетирования показали, что 85% учащихся как контрольного 6 класса Тохойской СОШ, так и экспериментального 6 класса Оерской СОШ не смогли решить нестандартные задачи, которые были включены в анкету.  

Как отмечалось, в ходе педагогического эксперимента эвристические  методы и приемы были включены в  учебный процесс 6 класса Оерской СОШ, а в 6 классе Тохойской СОШ обучение проходило по традиционным методам. Результаты сравнительного анализа оценок по математике приведены в Таблице 2.

Задания контрольной  работы №2

1. Поставьте вместо  звездочек цифры:

  42,16

+**,34

  56,*5

133,9*

2. Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько всего летело уток?

3. В летний лагерь  приехали отдыхать три друга:  Миша, Володя и Петя. Известно, что  каждый из них имеет одну  из следующих фамилий: Иванов, Семенов, Герасимов. Миша – не Герасимов. Отец Володи – инженер. Володя учится в 6 классе. Герасимов учится в 5 классе. Отец Иванова – учитель. Какая фамилия у каждого из трех друзей?

Решения:

1.     42,16

+35,34

  56,45

133,95

2. Всего летело 3 утки

3.  1. Миша - не Герасимов

2. Отец Володи –  инженер

3. Володя учится в  6 классе

4. Герасимов учится  в 5 классе

5. Отец Иванова –  учитель

Решение:

  1. Герасимов учится в 5 классе, Миша не Герасимов, а Володя учится в 6 классе, значит, Петя Герасимов.
  2. Отец Володи инженер, а отец Иванова учитель, значит, Миша Иванов.
  3. Володя Семенов

Ответ: Петя Герасимов, Миша Иванов, Володя Семенов

 

Таблица 2

Контрольный класс    Экспериментальный класс

 

Ученики  Тохойской  ООШ

оценка

1

Алина Ч

5

2

Дарима Т

5

3

Надежда Ж

5

4

Алексей Ж

5

5

Норжима К

4

6

Кристина Т

3

7

Зоя Т

4

8

Бэлигто Б

4

9

Юлия А

3

 

Итого средний балл:

4,2




 

Ученики

Оерской СОШ

оценка

1

Маргарита П

5

2

Сэсэг Б

5

3

Ксения К

5

4

Юрий П

5

5

Роман К

5

6

Оксана Б

4

7

Олег К

4

8

Анатолий С

4

9

Эрдэм Ч

4

 

Итого средний балл:

4,5




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты сравнительного анализа позволяют сделать вывод, что эвристическое обучение, применяемое  в ходе эксперимента в 6 классе Оерской СОШ, является более эффективным, чем традиционные формы обучения, которые реализовались в ходе работы в 6 классе Тохойской СОШ. Успеваемость в экспериментальном 6 классе Оерской СОШ стала заметно лучше, т.к. использование эвристических методов и приемов на уроках математики содействовало развитию познавательного интереса, внимания учащихся на уроках, способствовало более эффективному закреплению и запоминанию пройденного материала.

Результаты

По итогам формирующего эксперимента учащимся контрольного и экспериментального классов предложили решить систему эвристических заданий по математике. Из экспериментального 6 класса решили 80% заданий, в контрольном классе результат остался прежним, как в начале эксперимента. 

Результаты работы показали, что школьники, хорошо успевающие, в  процессе ЭО, смогут в еще большей степени развернуть свое творческое мышление, а слабоуспевающие, решая нестандартные задачи, посильные для них, смогут обрести уверенность в своих силах, научиться управлять своими поисковыми действиями, подчинять их определенному плану.

В рамках констатирующего эксперимента, было проведено анкетирование учителей Оерской СОШ Джидинского района. Всего было  опрошено 13 преподавателей. Им было задано 9 вопросов, по которым мы попытались определить уровень знания, понимания и использования учителями эвристического обучения  на своих уроках.

Педагогам были предложены следующие  вопросы:

1. Какие приемы эвристического  обучения вы знаете?

2. Какие приемы вы  чаще используете на своих  уроках?

3. Как часто используете  данные приемы на уроке?

4. По какой системе Вы работаете с данным классом?

5. Как вы считаете, пригодятся ли учащимся умения, полученные на уроках эвристической беседы?

6. Как вы думаете, какие умения развиваются в условиях эвристического обучения?

7. Как Вы считаете, когда следует использовать частично-поисковый (эвристический) метод обучения на уроках математики (на каких этапах, на каких уроках).

8. Считаете ли вы  свои знания об эвристических  методах обучения недостаточными?

9. Нуждаетесь ли Вы в дополнительных знаниях об эвристическом методе использования на уроках?

Анализ ответов педагогов  показал, что они осознают важность эвристического обучения детей в  системе обучения среднего школьного  возраста, причем они полагают, что  эвристическое обучение надо обязательно. Все опрашиваемые педагоги ответили, что считают свои знания об эвристических методах обучения недостаточными, и нуждаются в дополнительных знаниях.

На первый вопрос, «Какие приемы эвристического обучения вы знаете?» учителя в большинстве своем назвали приемы эвристической беседы, частично-поисковый метод, метод постановки проблемной ситуации, прием варьирования, умение делать выводы, умение предполагать.

На второй вопрос, «Какие приемы вы чаще используете на своих уроках?»: 35% учителей используют метод эвристической беседы, 30% используют частично-поисковый метод,  25% используют метод постановки проблемной ситуации, 5% используют прием варьирования, 3% используют умение делать вывод, 2% - умение предполагать.

На третий вопрос, «Как часто используете данные приемы на уроке?»: 60% учителей используют часто данные приемы на своих уроках, 25% иногда, 15% всегда используют.

На четвертый вопрос, «По какой системе Вы работаете  с данным классом?»: 70% работают в  своих классах по традиционной системе, а 30% «Наша новая школа»

На пятый вопрос «Как вы считаете, пригодятся ли учащимся умения, полученные на уроках эвристической беседы?»: учителя однозначно ответили, что учащимся обязательно пригодятся умения, полученные на уроках эвристической беседы.

На шестой вопрос «Как вы думаете, какие умения развиваются в условиях эвристического обучения?»: 80% учителей ответили, что развиваются умения анализировать, сравнивать, рассуждать, доказывать, делать вывод; 20% умение строить отношения в группе, делать целеполагание.

На седьмой вопрос «Как Вы считаете, когда следует использовать частично-поисковый (эвристический) метод обучения на уроках математики (на каких этапах, на каких уроках)» 80% учителей считают, что нужно использовать частично-поисковый метод на всех этапах урока, 15%  при изучении нового материала, 5% на обобщающих уроках.

На восьмой вопрос «Считаете ли вы свои знания об эвристических  методах обучения недостаточными?»: все опрашиваемые учителя ответили, что считают свои знания об эвристических методах обучения недостаточными.

На девятый вопрос «Нуждаетесь ли Вы в дополнительных знаниях об эвристическом методе использования на уроках?»: все учителя  ответили, что нуждаются в дополнительных знаниях

Результаты анкетирования  позволяют сделать вывод, что большинство педагогов, работающих с детьми среднего школьного возраста, используют в процессе обучения эвристические методы,  такие как эвристическая беседа, частично-поисковый метод, метод постановки проблемной ситуации, прием варьирования, умение делать выводы, умение предполагать, что говорит об ограниченном  арсенале  применяемых методов и нуждаются в дополнительных знаниях. Все учителя считают необходимым использование эвристических методов обучения на уроках.

Таким образом, систематическое использование эвристических методов и приемов на уроках математики на разных этапах изучения материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, повышения качества обучения, развития творческих способностей учащихся.

 

 

 

 

Заключение.

Анализ литературы показал, что общей характерной особенностью как системы ЭО, так и проблемного, развивающего и личностно-ориентированного типов обучения выступает их направленность на более эффективное личностное развитие учащихся через включение их в самостоятельную учебно-поисковую деятельность. Отличительными характеристиками этих типов обучения выступают способы и средства вовлечения школьников в самостоятельную деятельность по приобретению новых знаний. Одним из эффективных способов обучения, который позволяет учащимся проявить творческую активность в процессе обучения математике, является система эвристических методов и приемов

В результате исследования мы подтвердили правильность выдвинутой нами гипотезы: реализация эвристического обучения на уроках  математики с использованием задач открытого типа было эффективным.

Современная цивилизация  на данный момент пришла к такому этапу  в своем развитии, когда основной ценностью общества становится творческая личность. Почти весь школьный период, и, конечно, в большей степени младший подростковый возраст отличается превалированием образа над логикой. Поэтому, основываясь именно на образной стороне объектов, следует формировать логику мышления, что в свою очередь скажется на развитии самого воображения.

Таким образом, реализация эвристического обучения на уроках математики в основной школе реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной творческой работы, владеющего способами целенаправленной интеллектуальной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Уважаемый коллега! 
Просим Вас заполнить данную анкету, которая предназначена для изучения Ваших знаний по проблеме организации учебного процесса. Просим Вас внимательно прочесть вопросы и ответить на них.

 

АНКЕТА

  1. Какие приемы эвристического обучения вы знаете? _________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие приемы вы чаще используете на своих уроках? _______________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как часто используете данные приемы на уроке?___________________

________________________________________________________________

  1. По какой системе Вы работаете с данным классом?_________________

________________________________________________________________

  1. Как вы считаете, пригодятся ли учащимся умения, полученные на уроках эвристической беседы?___________________________________

________________________________________________________________

  1. Как вы думаете, какие умения развиваются в условиях эвристического обучения?____________________________________________________

 


  1. Как Вы считаете, когда следует использовать частично-поисковый (эвристический) метод обучения на уроках математики (на каких этапах, на каких уроках) ________________________________________

 

________________________________________________________________

  1. Считаете ли вы свои знания об эвристических методах обучения недостаточными? ______________________________________________

________________________________________________________________

  1. Нуждаетесь ли Вы в дополнительных знаниях об эвристическом методе использования на уроках?_______________________________________

________________________________________________________________

 

 

 

Спасибо, что  Вы ответили на наши вопросы!

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Алгебра: Пробный учебник для 5 класса средней школы. Ш. А.  Алимов, Ю. М. Калягин, Ю. В. Сидоров, М. И. Шабурин. М., 1999.
  2. Алгебра: Пробный учебник для 6 класса средней школы. Ш. А. Алимов, Ю. М. Калягин, Ю. В. Сидоров, М. И. Шабурин. М., 2000.
  3. Андреев В.И., «Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества», Казань, 2001
  4. Артемов А.К. Приемы организации развивающего обучения//Начальная школа. - 1995. - №3. - с.35-39.
  5. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. – М.: Институт практической психологии, Воронеж НПО и МОДЭК, 1996. – 392 с.
  6. Весник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. Выпуск 2. Серии 2. Психология. Педагогика. – Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 1997. – 124 с.
  7. Воробьёв Г.Г. «Школа будущего начинается сегодня», М., 2003
  8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. 3 изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
  9. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 томах. Том 4. Детская психология/Под ред. Эльконина Д.Б. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
  10. Выготский Л.С., «Педагогическая психология», М.: Педагогика-Пресс, 1996
  11. Гальперин П.Я. Котик Н.Р. К психологии творческого мышления//Вопросы психологии. – 1982. - №5.
  12. Д.Пойа «Математика и правдоподобные рассуждения», М.: «Наука».,1999.
  13. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментально-психологического исследования. – М.: Педагогика, 1986. – 240 с.
  14. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 1999. – 368 с.
  15. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления/Пер. с англ. Николаевой Н.М., под ред. Виноградова Н.Д. – М.: Совершенство, 1997. – 208 с.
  16. Жук О.Л. «Педагогика», Минск, БГУ, 2003
  17. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 12 лет: Учебно-методическое пособие для учителей. – М.: Новая школа, 1996. – 108 с.
  18. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1990. – 424 с.
  19. История педагогики. Часть 2. С XVII в. до средины XX в.: Учебное пособие для пед. университетов/Под ред. Акад. РАО Пискунова А.И. – М.: ТЦ Сфера, 1998, 304 с.
  20. Как определить и развить способности ребенка. – СПб.: Пекспекс, 1996. – 432 с.
  21. Козырев А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. – Пенза: НМЦ ПГОО, 1994. – 344 с.
  22. Колягин Ю. М., Оганесян В. А. Учись решать задачи, М., 2001
  23. Коменский Я.А., «Великая дидактика», М.: Педагогика, 1989
  24. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М., 1999.
  25. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: Знание, 1991. – 80 с.
  26. Лезан Ф., "Развитие математической инициативы", М.: Наука, 1999
  27. Мерезникова Т.Д. Диагностика психологического развития детей. Пособие по практической психологии. – М.: Линка-Пресс, 1997. – 176 с.
  28. Новак З. Вопросы изучения и диагностики развития вербальной способности учащихся//Вопросы психологии. – 1983. - №3.
  29. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших учебных
  30. Пономарев Я. А. , «Психология творческого мышления», М.: Наука, 2001.
  31. Рубинштейн С. Л., «О мышлении и путях его исследования», М.:  
    Просвещение, 2004.
  32. Сойер У. У., "Прелюдия к математике", М.: 1998, Просвещение.
  33. Фридман Л. М., Турецкий Е. Н. «Как научиться решать задачи», М.,  
    Просвящение, 1999.
  34. Хуторской А.В., «Эвристическое обучения», М.: 2000
  35. Эвристическое обучение теория, методология, практика. Научное издание. – М.: Международная педагогическая академия, 1998.  

Информация о работе Реализация эвристического обучения на уроках математики в основной школе