Урок - основная форма производственного обучения

Автор: v********@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 22:20, реферат

Описание работы

В данной работе рассматривается одна из важнейших педагогических проблем - оптимизация урока производственного обучения в учебных мастерских. Именно в учебных мастерских закладываются основы мастерства, здесь проявляется интерес и любовь к профессии, учащиеся приучаются к дисциплине труда, у них воспитывается потребность в качественном выполнении порученной работе. Следовательно организация процесса воспитания и обучения в учебных мастерских, методически грамотная подготовка и проведение уроков производственного обучения - важнейшая предпосылка дальнейшего изучения эффективности и качества всего учебного процесса.

Содержание

1. Введение
2. Урок производственного обучения
2.1 Подбор учебно-производственных работ
2.2 Построение и организация урока
3. Подготовка мастера к занятиям
4. Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Урок - основная форма производственного обучения.docx

— 32.45 Кб (Скачать)

Урок - основная форма производственного  обучения

Реферат

тема: "Урок – основная форма производственного  обучения"

 

Профессия: Слесарь  оборудования

Выполнил: мастер Уфимцев В.А.

Содержание

 

1. Введение

2. Урок производственного  обучения

2.1 Подбор  учебно-производственных работ

2.2 Построение  и организация урока

3. Подготовка  мастера к занятиям

4. Заключение

Список использованной литературы

 

1. Введение

 

Успех учебно-воспитательного  процесса, эффективность каждого  урока как его структурной  составляющей во многом зависит от мастера производственного обучения. Его квалификации и педагогической готовности к работе с учащимися. Именно под его руководством учащиеся приобретают профессиональные знания, умения и навыки, участвуют в создании, учатся творческому подходу к  трудовой деятельности, готовят себя к самостоятельному труду. Поэтому  на современном этапе возрастет  роль мастеров, работающих в профессиональных училищах.

В данной работе рассматривается одна из важнейших  педагогических проблем - оптимизация  урока производственного обучения в учебных мастерских. Именно в  учебных мастерских закладываются  основы мастерства, здесь проявляется  интерес и любовь к профессии, учащиеся приучаются к дисциплине труда, у них воспитывается потребность  в качественном выполнении порученной работе. Следовательно организация  процесса воспитания и обучения в  учебных мастерских, методически  грамотная подготовка и проведение уроков производственного обучения - важнейшая предпосылка дальнейшего  изучения эффективности и качества всего учебного процесса.

 

2. Урок производственного  обучения

 

Научно обоснованная организация обучении в учебных  мастерских обеспечивает прочное усвоение материала. Умение творчески применять  его на практике, способствует воспитанию сознательную дисциплину и любви  к своей профессий.

На занятиях в учебных мастерских изучение операционных тем чередуется с выполнением  комплексных работ. В начальной  стадии осваивается отдельные движения и приемы а затем действия и  операции в целом. Постепенное освоение учащимися отдельных операций в  соответствии дидактическими принципом  обучения от простого к сложному, обеспечивает качество и эффективность общетрудовой и профессиональной подготовки. На изучение каждой операционной темы в  учебной программе отводится  время, необходимое для освоения данной операции, а также для формирования первоначальных знаний и навыков  и умений ее выполнения. При этом процесс формирования как показывает практика, требует положительных  упражнений. Монотонные упражнения снижают  интерес учащимся и вызывают быструю  утомляемость. Подбор разнообразных  упражнений создание комплекса упражнений, а также планирование и выполнение упражнений - с перерывами и в  определенном порядке способствует снижению утомляемости и активизирует интерес учащихся.

После усвоения основных приемов учащиеся переходят  к выполнению комплексных работ  по изучаемой профессии. При их выполнении закрепляется и совершенствуется усвоенные  знания, приобретаются широкий диапазон профессиональных умений и навыков. Учащиеся постепенно овладевают количественными  и качественными показателями труда.

Мастер производственного  обучения должен учитывать, что овладение  всеми операциями в отдельности  при обучении в учебных мастерских еще не гарантирует качественного  изготовления того или иного изделия. Выполняя задания на различных стадиях  обучения, учащиеся закрепляют ранее  освоенные приемы и способы выполнении операций, совершенствуют точные скоростные навыки. При этом они осваивают  выполнение неизвестных разновидностей изученных операций, их сочетания, а  также изучают технологический  процесс в целом и его составных  части. Одновременно с выполнением  работ учащиеся обучаются планированию технологического процесса, знакомятся с инструкцией и принципами действия типовых объектов труда.

Обучение  в учебных мастерских предполагает последовательность восприятия учащимися  учебного материала, переработку, обобщение  и автозапоминание; формирование общетрудовых и профессиональных умений и навыков  в практической деятельности и оценку результатов труда.

Основной  формой организации занятий в  учебных мастерских является урок.

Урок - это  часть учебного процесса, ограниченная определенным отрезком времени, с четко  выраженной целью, проводимая группой  учащимся. Для него характерны: неразрывность  задач, определенность решаемых на уроке  учебно-воспитательных задач; оптимальное  сочетания коллективной и индивидуальной работы учащихся; целесообразное построение занятия, обеспечивающие сознательность обучения и высокую активность учащихся, организационная четкость.

Рассматривая  урок производственного обучения, следует  отметить, что он отличается от урока  теоретического обучения по основным наукам, общетехническим и специальным  предметам.

Цель урока  производственного обучения заключается  в том, что учащиеся на основе полученных технологических знаний освоили  движения, приемы и способы выполнения действий и операций, необходимые  для последующего формирования у  них навыков и умений выполнения производственных работ по определенной профессии. Учащимся недостаточно просто запомнить и изучить учебный  материал; они должны его понять, переработать и воспроизвести при выполнении задания. Следовательно, основная цель - не запоминание информации. Умение переработать и применять ее на практике.

Специфика проведения уроков производственного обучения отражена в следующих факторах:

а) временное (занятие продолжается 6 часов);

б) содержательном (обучение проводится, как правило, в процессе производительного труда  учащихся, в процессе созданиями материальных ценностей);

в) в методическом, приобладающеюся часть времени  на занятии учащиеся работают самостоятельно, деятельность каждого из них на занятии  специфична. Мастер осуществляет лишь общее руководство деятельность учащихся

г) организационном (необходимы условия, обеспечивающие работу каждого учащегося в доступном  ему темпе, стимулирующие способности  одних и создающие перспективу  другим. Формирование прочных и глубоких профессиональных знаний и умений возможно только при условии систематической  индивидуальной работе, как с сильными, так и со слабыми учащимися.

Уроки производственного  обучения в зависимости от основной дидактической цели и содержания изучаемого учебного материала подразделяются на следующие типы:

Уроки по освоению трудовых приемов и операций, цель которых дать учащемуся технологические  знания, сформировать первоначальные умения изучаемых приемов и операций;

Уроки по освоению сочетаний операций и технологических  процессов на уроки производительного  труда, цель которых - ознакомит учащихся с организацией труда и планированием  технологического процесса. При этом совершенствуется и закрепляется умения применять различные сочетания  приемов и операций при выполнении производственных работ, а также  освоение навыков контрольно - проверочные  уроки, их цель - определять степень  подготовки учащихся за определенный период обучения. Выявить степень  осознанности, прочности и глубины  сформированных умений и навыков. Устранить  обнаруженные проблемы.

Педагогическая  целенаправленность уроков предполагает перспективную последовательность воспитания и, готовность к труду. Готовясь к конкретному уроку мастер производственного  обучения определяет дидактические  и воспитательные задачи, вытекающие из поставленной цели, уровня подготовки учащихся и особенностей учебной  группы, конкретных условий трудовой деятельности. Учитывается также  и перспектива обучения. От отдельно взятого урока невозможно решить весь комплекс педагогических задач  обучения. Но важно, чтобы на каждом уроке решалась определенная часть  этого комплекса.

 

2.1 Подбор учебно-производственных  работ

 

Содержание  обучения в учебных мастерских должно отражать совокупность процессов труда, характеризующих производственная деятельность рабочего определенной квалификации конкретной профессии. Основными документами. Определяющими содержание всего  производственного обучения в профессиональных училищах является квалификационная характеристика, учебный и сводно-тематический планы, а также учебная программа. При  этом учебная программа является документом, конкретизирующим содержание обучения и целом и в учебных  мастерских в частности. Учащиеся осваивают  содержание обучения при выполнении учебно-тренировочных и учебно-производственных работ. Следовательно, подбор и выполнение в полном объеме и в определенном методически правильно последовательности этих работ дает возможность сформировать у учащихся необходимый комплекс общетрудовых и профессиональных знаний, навыков и умения.

Каждая дидактическая  задача, решаемая на конкретном уроке. Как правило реализуется при  выполнении того или иного практического  задания. Труд учащихся по все периоды  обучения должен быть посильным. Только в этом случае их деятельность приобретает  элементы заинтересованности, становится активной. К выбору объектов труда  можно переходить, лишь зная предъявляемые  требования к учебной теме, требования которые подразделяются на учебно-технические  и учебно-технологические.

Учебно-технические  требования характеризуют техническую  сторону объектов труда (материал, форма, конфигурация изделий, габаритные размеры, размеры отдельных частей).

К учебно-технологическим  требованиям относятся требования к процессу и результатам обработки (подбор инструментов для обработки  и контроля, получаемых в результате обработки параметров точности и  шероховатости поверхности, финишные операции тт.д.)

Конкретные  объекты труда должны подбираться  так, чтобы в процессе их выполнения (изготовления, сборки, ремонта, регулировки) учащиеся в определенном порядке  и последовательности отрабатывали движения и приемы изучаемых действий и операций, а также их наиболее рациональное сочетание. Задания должны быть разнообразными постепенно усложняться. Но при этом необходимо учитывать  индивидуальные способности учащихся. В процессе подбора объектов труда  следует в первую очередь находить возможность для освоения требуемых  движений, приемов и действии (прием  принимается как комплекс движений). Подбираемая работа расчленяется на отдельные операции, каждая из которых  делится на приемы, в этом случае трудовой прием имеет свою, частную  цель. На основе такого расчленения  подбираемая работа анализируется, выявляются возможность освоения определенных движений и приемов, а также их сочетаний, определяется целесообразность использования ее в качестве учебно-производственной. При выполнении комплексных работ  учащиеся научатся применять не только определенные движения, приемы и действия, но различные сочетания. Необходимо учитывать также важную особенность  подбора работ - мелкосерийность  их изготовления.

Подобранные учебно-производственные работы по своему содержанию, сложности и объему должны обеспечивать планомерное и последовательное усложнение профессиональных умений и  навыков, что стимулирует в свою очередь активизацию познавательной деятельности учащихся. Подобранные  задания по всем темам (предметам) учебной  программы сводятся в перечень учебно-производственных работ, полное и своевременное выполнение которого способствует успешному формированию у учащихся профессиональных знаний. Навыков и умений. Следует стремиться к тому, чтобы учебно-производственные работы выполнялись в учебных  мастерских в течение нескольких лет. Это будет способствовать полному  оснащению мастерских требуемых  технологической оснасткой, даст возможность  подготовить необходимую учебно-техническую  документацию. Поможет совершенствовать технологии обработки объекта труда. Установление норм на работы учащихся проводится с учетом производственных возможностей в различные периоды  обучения и передового производственного  опыта. В течение операционного  периода мастер обучает учащихся правильному и наиболее рациональному  выполнению отдельных движений и  поемов. В этот период времени норму  учащимся не сообщается. Для каждого  подобранного объекта обязательно  разрабатывается соответствующая  техническая документация (чертежи, маршрутная и инструкционная карты  и т.п.), подбираются необходимые  справочные материалы и таблица. Содержание и характер документации должны соответствовать учебному периоду. Эффективность процесса обучения во многом будет зависеть от индивидуальных особенностей учащихся. Поэтому мастер, одновременно с подбором общей дл всей группы дозы учебного материала  должен разработать задания для  углубленного изучения сильными учащимися.

Информация о работе Урок - основная форма производственного обучения