Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 21:38, аттестационная работа

Описание работы

Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.

Содержание

Введение …………………………………………………………………... 3
Глава I. Теоретические основы проблемы в работах педагогов и психологов ………………………………………………………………...
Глава II. Система работы по развитию мелкой моторики
у детей дошкольного возраста …………………………………………
2.1. Создание условий в группе ……………………………….
2.2. Диагностика развития мелкой моторики ………………..
2.3. Организация обучения.……...............................................
1) Задачи на каждом этапе обучения правил …………….
2) Правила проведения работы по развитию мелкой моторики ……………………………………………………

3) Включение работы по развитию мелкой моторики в разнообразные виды деятельности детей ………………...
4) Виды работы на развитие мелкой моторики …………

Пальчиковая гимнастика …………………………….
Комплексы упражнений лечебно-профилактического танца для развития мелкой моторики ………………………………………………
Теневая игра …………………………………………..
Сопряженная гимнастика, или Театр пальчиков и языка …………………………………………………..


Массаж. ………………………………………………...


Упражнения с предметами …………………………..


«Ручная терапия» …………………………………….
Кинезиологическая тренировка …………………….

2.4. Результаты развития мелкой моторики у детей ,…….….
2.5. Включение родителей в процесс развития мелкой моторики у детей ………………………………………….
Заключение ………………………………………………………………
Литература ………………………………………………………………
Приложения ………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

творческий по моторике.doc

— 489.50 Кб (Скачать)
  • Сгибание и разгибание пальцев в кулак.
  • «Фонарики» — руки согнуты на уровне головы, пальцы в стороны, поочередно сжимать и разжимать пальцы правой, затем левой руки (имитируя «мигание фонариков»).
  • «Прятки» — поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого, то же — начиная с мизинца. Повторить упражнение левой рукой.
  • «Грабли» — ладони на столе, пальцы в стороны. Согнуть пальцы, подушечки пальцев на столе, мышцы напряжены. Разогнуть пальцы, кисть расслабить.   
  • «Заборчик» — сведение и отведение пальцев от среднего. Пальцы в стороны-вместе.
 

Упражнения  на растягивание мышц и связок пальцев  рук

  • Ладони на столе. Поднять основание ладони от стола, растянуть мышцы ладони. Опустить основание ладони, кисти расслабить.
  • Левая ладонь на столе. Правой рукой поднять вверх указательный палец левой руки, растянуть мышцы. Опустить левый указательный палец на стол. То же выполнить с другими пальцами и поменять исходное положение рук. В конце руки расслабить.
 

Упражнения на подвижность суставов, вращательные движения кистью и каждым пальцем

  • «Волна» — правая рука согнута на уровне груди. Волнообразное движение кистью вправо-влево, то же левой рукой.
  • «Большая волна» — кисти рук на уровне груди, ладонями вниз, пальцы переплетены. Правое предплечье поднимается вверх, левое предплечье опускается вниз поочередно и волнообразно.
  • «Дельфин» — правая кисть на уровне плеча. «Дельфин ныряет в воду» — волнообразное движение рукой, начиная с кончиков пальцев («нос дельфина»), то же левой рукой, то же двумя руками — два дельфина.
  • «Хвостик рыбки» — руки вперед ладонями вниз, большие пальцы касаются друг друга. Поочередное опускание правой кисти вниз, левой — вверх и наоборот.
  • «Оса» — указательный палец правой руки разогнуть вперед, остальные пальцы в кулак. Вращательные движения вправо и влево указательным пальцем. Повторить движения другими пальцами и другой рукой.
  • «Моторчик»   —  пальцы сцеплены (переплетены) перед грудью. Вращательные движения кистями рук.
  • «Птички летят» — руки согнуты в стороны, махи кистями.
  • «Змея» — ладонь правой руки расположена вертикально. Волнообразные движения,  имитирующие продвижение змеи. То же повторить другой рукой, двумя руками.
 

Упражнения  на координацию движений пальцев рук

  • «Пальчики здороваются» — кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. То же выполнить левой рукой и одновременно двумя руками.                
  • Пальчики правой руки «здороваются» с пальчиками левой руки — большой пальчик с большим пальчиком, указательный — с указательным и т. д.
  • «Крючки» — указательные пальцы зацепить друг за друга, остальные пальцы в кулак. То же выполнить другими пальцами и менять положение рук: правая сверху, левая снизу и наоборот.
  • «Цепочка» — большой и указательный пальцы левой руки в кольце, через него проходят в таком же соединении пальцы правой руки. Далее большой соединяется со средним пальцем и т. д.
  • «Кошка» — средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный палец и мизинец подняты вверх.
  • «Мышка» — средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный палец и мизинец согнуты и прижаты к среднему и безымянному пальцам.
  • «Зайка и барабан» — пальцы в кулак, указательный и средний вверх — прижаты друг к другу. Безымянный и мизинец поочередно стучат по большому пальцу.
  • «Коза» — указательный и мизинец выставлены вперед, остальные пальцы в кулак.
  • «Улитка» — пальцы в кулак, указательный и средний
  • пальцы разогнуть вперед — «рога улитки».
  • «Петушок» — прижать указательный палец и большой. Остальные пальцы в стороны и поднять вверх.
  • «Курочка» — прижать указательный палец и большой. Остальные пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.
  • «Жук» — пальцы в кулак. Указательный и мизинец разогнуть вперед-в стороны и шевелить ими.
  • «Краб» — ладони вниз, пальцы переплетены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигать на пальцах ладони вправо, затем влево.
  • «Замок» — ладони прижаты друг к другу. Пальцы переплетены. Перебирать ими.
  • «Слон» — средний палец опущен вниз («хобот»). С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой —
  • указательным и большим пальцами. Шевелить средним пальцем.
  • «Птичка» — ладони повернуть к себе, большие пальцы    переплетены, сцеплены друг с другом, остальные пальцы — «крылья». Махать ими.
  • «Собачка» — рука согнута перед грудью. Согнутые пальцы — указательный — «глаз» и большой — «ухо». Разгибать и сгибать большой палец — «собачка шевелит ушами». Разгибать и сгибать указательный палец — «собачка моргает глазами». Отводить и подводить мизинец — «собачка лает». Выполнить движение одной правой рукой, затем левой рукой и обеими руками («две собачки»).
  • «Лесенка» — указательный палец правой руки касается большого пальца левой руки, а указательный палец левой руки касается большого пальца правой руки. Не отрывая указательного пальца правой руки от большого пальца левой руки, поменять исходное положение рук. То же можно выполнить с касанием больших пальцев средними пальцами, затем безымянными и мизинцами.
 

Упражнения  с работой пальцев  по различным поверхностям

  • «Очки» — большие пальцы вместе с остальными правой и отдельно левой руки образуют почти замкнутые круги.
  • Поднести их к глазам.
  • «Флажок» — руки согнуты перед собой, ладонью вперед. Четыре пальца вместе вытянуты, большой палец опущен вниз — «древко флажка». Махать четырьмя пальцами.
  • «Лодочка» — обе ладони поставлены на ребро и внизу соединены, большие пальцы прижаты, образуется углубление— «днище лодочки».
  • «Пароход» — так же как «лодочка», но большие пальцы подняты вверх — «труба парохода».
  • «Стул» — левая ладонь поставлена вертикально вверх — «спинка стула». К ее нижней части приставляется правый кулачок — «сидение», большие пальцы вместе.
  • «Стол» — левая кисть в кулак, сверху на него опускается правая ладонь.      «Шарик» — все пальцы обеих рук собрать вместе. Затей подуть на них, при этом пальцы, не разъединяясь принимают форму шара.                                                         
  • «Солдатики» — указательный и средний пальцы «стоят» на столе, остальные в кулак. «Маршировать» пальчиками одной и двумя руками.
  • «Встречи» — руки внизу, перебирать пальцами по боковым поверхностям бедер, туловища и головы до «встречи» кистей на голове.  Там пальчики изображают   «игры», «борьбу» муравьев. Затем, устав, руки расслабленно опускаются вниз.
  • «Муравейник»  — кисти рук на уровне груди, пальцы полусогнуты и соприкасаются. Беспорядочные движения пальцами — «муравьи бегают».
  • «Человечек» — указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по согнутой левой руке. То же выполнить левой рукой.
  • «Пианино»  — перебирать пальцами по столу, ударять кончиками пальцев одновременно,  изображая игру на пианино.
  • «Лягушата» — ладонь прижата к столу, сгибая пальцы, продвинуть основание ладони к ним и далее разогнуть пальцы вперед в исходное положение — «лягушата прыгают».
  • «Крокодил»   — ладонь горизонтально расположена на столе. Большой палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты («глаза») и прижаты к среднему и безымянному пальцам. Передвигать ладонь по столу.
 

Гимнастические  упражнения пальчиками с речитативами, стихами, рассказами и сказками.

Этот пальчик  — дедушка,                       Поочередное сгибание и разгибание

Этот пальчик  — бабушка,                       пальцев рук.

Этот пальчик  — папочка,

Этот пальчик  — мамочка,

Этот пальчик  — я. Ура!  

Этот пальчик  хочет спать,                         Поочередное сгибание и разгибание Этот пальчик — прыг  в кровать!           пальцев в кулак  соответственно

Этот пальчик  прикорнул,                         тексту.

Этот пальчик  — уж заснул,

Встали пальчики. Ура!

В детский сад  идти пора.

 
«Сидит  белка на тележке»
И. П. сидя, кисти сжаты в кулачки, локти на столе.
Сидит белка на тележке,

 

Круговые   движения   кистями

вправо.

Продает она орешки:

 

Круговые   движения   кистями

влево.

Лисичке-сестричке, Разогнуть большой палец.
Воробью, Разогнуть указательный палец.
Синичке, Разогнуть средний палец.
Мишке толстопятому, Разогнуть безымянный палец.
Заиньке усатому. Разогнуть мизинец.
Вот так!                           Сомкнуть пальцы в «замок».
«Вот  помощники мои»
И. П. сидя за столом.
Вот помощники мои — Показать  пальцы.
Их  как хочешь поверни.

 

Повернуть    кисти    ладонями кверху и книзу.
По  дорожке белой, гладкой Пальцами  провести по другой руке.
Скачут пальцы, как лошадки.

Чок, чок, чок,

Чок, чок, чок  —

Два  пальца одной руки  «скачут» по другой руке.                

 

Скачет  резвый табунок. Повторить с другой руки.
«Труба»
И. П. сидя за столом.
Я возьму трубу свою,

Громко, громко запою.

Несколько раз поднять и  опустить пальцы от стола.
Тру-ту-ту, тру-ту-ту,

Громко, громко запою.

 

С поворотом туловища направо, затем налево, руки согнуты вперед-кверху,     «сыграть     на трубе».
Ты, труба, труби, труби,

На переменку  всех зови.

 

Руки  согнуты вперед, ладони

вниз, пальцы сгибать и  разгибать.

 
«Гриб»
И. П. сидя, руки на cmоле, предплечья вверх
Меж еловых мягких лап

Дождик кап, кап, кап!

Щелчки  пальцами.
 
Где сучок давно засох,

Серый мох, мох, мох.

 

Потереть  ладошки, положить их на стол  и перебирать пальцами
Где листок к листку прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб.

 

 

Поднять руки вверх, хлопая в ладошки с поворотами кистей (то одна вверху, то другая, руки вверх в «замок» ), руки вниз и на пояс.
Кто нашел его, друзья?

Это я, я, я!

Повороты  туловища направо,

налево.              

 

2. Комплексы упражнений лечебно-профилактического танца для развития мелкой моторики

Все участники  танца сидят за столами, перед  ними — ведущий. Он показывает движения, которые повторяют все дети, предварительно не разучивая их. Первые два раза можно комментировать   движения   словами-подсказками.   С   каждым разом темп исполнения убыстряется. Важно сделать движения точно, красиво и ничего не перепутать. 

«Танец  сидя»

Упражнение  направлено на развитие координации движений рук и пальцев.

И. П. сидя за столом. Музыка в ритме польки.

I      1—2 — хлопки ладошками по коленям.

     3—4  — хлопки в ладоши перед  собой.

     5—6  — «ножницы»   (перекрестные   движения   руками) справа.

     7—8  — «ножницы» слева.

II     1—2 — «погремушки»(« потрясти погремушками ») справа.

     3—4  — «погремушки» слева.

     5—6  — «зайчики» (разгибание двух  пальцев — «ушки» на правой руке, поднятой над головой).

     7—8  — «зайчики» левой рукой.

III    1 —2 — « пианино » (имитация игры на пианино) справа

     3—4—«пианино»  слева.

     5—6  — поклоны головой вправо.

     7—8  — поклоны головой влево. 

IV   1—2 — топнуть правой ногой.

     3—4  — топнуть левой ногой.    

     5—6  — встать.

     7—8  — сесть. 

  «Полька пальчиками»

Упражнение  способствует развитию координации и укреплению пальцев рук.   

И. П.сидя за столом, руки на столе. Пальцы разведены. Музыка любой польки. 

Первая  часть

I 1—2—согнуть   пальцы,   подушечки   пальцев   на   столе (мышцы напряжены).

       3—4 — разогнуть пальцы, в И. П. (кисти расслабить).

     5—6—повторить  движения счета 1—2.

     7—8  — повторить движения счета  3—4.

II                 Повторить упражнения части I.

III   1—2—поднять   основание   ладони   от  стола (растянуть мышцы ладони).

Информация о работе Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста