Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 21:38, аттестационная работа

Описание работы

Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.

Содержание

Введение …………………………………………………………………... 3
Глава I. Теоретические основы проблемы в работах педагогов и психологов ………………………………………………………………...
Глава II. Система работы по развитию мелкой моторики
у детей дошкольного возраста …………………………………………
2.1. Создание условий в группе ……………………………….
2.2. Диагностика развития мелкой моторики ………………..
2.3. Организация обучения.……...............................................
1) Задачи на каждом этапе обучения правил …………….
2) Правила проведения работы по развитию мелкой моторики ……………………………………………………

3) Включение работы по развитию мелкой моторики в разнообразные виды деятельности детей ………………...
4) Виды работы на развитие мелкой моторики …………

Пальчиковая гимнастика …………………………….
Комплексы упражнений лечебно-профилактического танца для развития мелкой моторики ………………………………………………
Теневая игра …………………………………………..
Сопряженная гимнастика, или Театр пальчиков и языка …………………………………………………..


Массаж. ………………………………………………...


Упражнения с предметами …………………………..


«Ручная терапия» …………………………………….
Кинезиологическая тренировка …………………….

2.4. Результаты развития мелкой моторики у детей ,…….….
2.5. Включение родителей в процесс развития мелкой моторики у детей ………………………………………….
Заключение ………………………………………………………………
Литература ………………………………………………………………
Приложения ………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

творческий по моторике.doc

— 489.50 Кб (Скачать)

    -   постепенное        увеличение        количества повторений,

    -    повышение    уровня    сложности    предъявления задания: -    по    образцу, по  инструкции.  

    -повышение    уровня    сложности    за    счет увеличения скорости  выполнения. 

Включение работы по развитию мелкой моторики в  разнообразные виды деятельности детей.

Формирование  навыков мелкой моторики происходит в различных видах деятельности и при различных формах организации: как на различных занятиях, так  и в играх и в свободной  деятельности.

Изобразительная деятельность, в частности, детское  рисование является прекрасным средством не только эстетического развития, но и даёт большие возможности для развития мелкой моторики. Чтобы сформировать силу точность движений, улучшить тонкую координацию движений во время работы с карандашом и кистью я использую разные упражнения на: формирование умения проводить длинные и короткие горизонтальные и вертикальные линии, формирование формообразующих движений (предметы круглых форм) и т.д.

На занятиях по изодеятельности я использую  нетрадиционные способы рисования. Мы рисуем с малышами пальчиками, ладошками, печатаем губкой.

Очень нравится детям ниткопись. С моей помощью ребенок обмакивает нитку  в краску и складывает на листе  бумаги. Я помогаю сложить лист пополам, а малыш проводит по нему ладошкой с сильным нажимом. А  затем мы с удовольствием рассматривает получившийся рисунок.

В процессе рисования ребенок учится правильно  держать карандаш, кисть, готовит  руку к письму.

На занятиях по лепке из пластилина у детей  хорошо развивается мускулатура  пальцев, формируются тонкие движения пальцев и кисти, закрепляются навыки осязательного обследования. Малыши не могут хорошо скатать колбаску, сдавить ее ладошками с нужной силой, чтобы получить плоскую форму. Поэтому на занятиях я учу детей самому формообразующему движению и его качествам: силе, направленности, точности. Поначалу беру их руки в свои, мы вместе катаем колбаски, превращаем колобочки в плоские формы, лепим простые предметы.

На занятиях аппликацией дети выкладывают различные  композиции, предметы, животных из различных  частей на плоскости или фланелеграфе.

Часто использую для выкладывания ковролин. Например, я предлагаю детям выложить из геометрических форм (прицепляющихся на липучках цыплят, цветы, солнышко и  т.д. по образцу или словесному объяснению.

Помимо  обычных занятий по изодеятельности, часто провожу и нетрадиционные, на которых тоже включаю упражнения на развитие мелкой моторики. Например, из сжатой детьми квадратов бумаги собираем игрушки. Сначала предлагаю малышам ознакомится с листами бумаги, несколько раз сжать ее. Получившийся комочек катаем между ладонями, проиграть с ними. Затем получившиеся комочки собираем в «змею», «бусы» и т.д.

На занятиях по ознакомлению с художественной литературой  я часто использую пальчиковые  упражнения и игры. А знакомясь  со сказкой «Колобок» дети полностью сопровождают текст движениями рук. Изображают круглого колобка, показывают как он катится, как катится по кочкам. Затем лепим колобка из пластилина.

Оптимальным, по моему мнению, оказалось использование физкультминуток. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальцевую гимнастику стоя, примерно в середине занятий, такая гимнастика, на мой взгляд, послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени.

Традиционно на физкультминутках движения сопровождаются речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Я считаю, что сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта.

Известно, что длительность физкультпаузы  на одном занятии составляет 2—3 минуты. Я проводила физкультминутки на каждом из трех занятий. Таким образом, общая сумма времени для развития пальцевой моторики составила для ребенка 6—9 минут в день.

Пальчиковую гимнастику и массаж я провожу перед каждым занятием рисования, после занятий, требующих напряженной работы мелкой мускулатуры пальцев (вышивание, работа с мелкими предметами, лепка).

Кроме пальчиковой гимнастики я использую  привычный набор занятий по развитию мелкой моторики: плетение, нанизывание бусинок и колец, рисование узоров и др. 

Обобщив, для  себя я определила следующие виды работы на развитие мелкой моторики:

    1. Обучение  самомассажу рук и другим упражнениям,  развивающим  подвижность кистей и пальцев рук.

    2. Обследование  различных предметов (из дерева, металла, пластмассы, тканей, стекла и других материалов) с целью тренировки дифференцирования их формы, величины, фактуры и температурных ощущений.    

    3. Сортировка  мелких предметов  (камушки, бусинки, желуди, фишки мозаик, ракушки и т.п.)  по форме,  величине и материалу.

    4. Совершенствование  навыков осязательного восприятия  предметов с помощью дидактических  игр (стаканчики, вкладыши, чудесный  мешочек и т.п.).

5. Работа со счетными палочками:

  • вынимание палочек из коробочки (по одной, две, три и т.д.) попеременно правой и левой рукой,
  • перекладывание палочек из одной коробки в другую,                                                                     составление из палочек по образцу и по памяти геометрических фигур, контуров печатных букв и цифр,
  • выкладывание колодца и т.п.

    6. Обучение  приемам обследования предметов  и их изображений:  геометрические  фигуры, предметы домашнего обихода  (одежда, посуда, мебель), животные, птицы, растения и т.д.

7. Работа с  книгой:     

  • перелистывание  страниц  разной толщины и  из разного материала, книжки – раскладушки,        
  • нахождение на странице начала текста, конца и абзацев.

8. Занятия аппликацией:                                        

  • выкладывание узоров из геометрических фигур, 
  • составление отдельных предметов (забор, елочка, неваляшка, снеговик). 

9. Занятия лепкой:         

  • обучение приёмам  разминания пластилина, лепка палочек и колбасок при раскатывании пластилина между ладонями рук и пальцев;  
  • лепка колечек и шариков;          составление орнаментов из палочек, колечек и шариков; лепка предметов из колбасок (огурец, морковь, яйцо и т.п.) и шариков (плоды овощей, фруктов и др.);        
  • лепка отдельных предметов и составление композиций из них.

    10. Занятия  аппликационной лепкой (заполнение рельефного рисунка пластилином):            подбор деталей-заготовок из пластилина для наложения их на определенные части рисунка,

  • размазывание пластилина до контуров рельефного рисунка (огурец, морковь, репка, грибы, веточки вишни, машина и т.п.

11. Занятия с  использованием мозаики:       

  • знакомство с рабочим полем, видами фишек, заполнение фишками рабочего поля,           
  • выкладывание горизонтальных и вертикальных линий, орнаментов, отдельных предметов и композиций из них (по образцу и по памяти).

12. Занятия с  нитями:

  • наматывание клубков,
  • связывание нитей,  
  • распутывание узлов,
  • выполнение различных плетений типа макраме.

13. Работа с  бумагой: 

  • ознакомление с различными сортами бумаги (промокательная, салфеточная, газетная, туалетная, тетрадная, перфокарточная, оберточная и др.);
  • сгибание листа бумаги по различным направлениям, обрывание листа по сгибу, обрывание бумаги по контуру рельефных рисунков, предметов, составление из них композиций приёмом накладывания на контрастный фон;
  • поделки из бумаги приемом сгибания (лодка, кошелек и т.п.)

14. Конструирование: 

  • знакомство с деталями различных конструкторов и их назначением; подбор деталей по форме, размеру с помощью приёмов наложения и приложения;
  • обучение скреплению деталей конструкторов, сборка отдельных предметов (лесенок, башен, стен без проемов и с проемами);
  • построение домика, предметов мебели и др.;
  • составление композиций из сконструированных предметов (жилая комната, гараж и др.).

15. Работа с  фольгой: 

  • разглаживание смятого листа фольги  (ладонями, отдельными пальцами);
  • формовка из фольги различных поделок (человечки, зверушки и т.п.).                                    

16. Чтение рельефных  рисунков:

  • приемы обследования рельефного рисунка и соотнесение его с реальными предметом или его моделью (грифель, расческа, замок, машина и т.п.);
  • воспроизведение учащимися различных поз "человечка" по его рельефному изображению;        
  • обучение приёмам рельефного рисования (движение по прямой, по кругу, волнистые, отрывочные), воспроизводимые вначале в воздухе, а затем на пленке, плоской доске (дорожка, яйцо колобок, волны, море, дождик, травка и т.п.). 

17. Работа с  линейкой (фиксация  линейки пальцами  левой руки, расположение кончика  стержня шариковой ручки у края линейки с легким упором на неё)

  • проведение линий четко вдоль края линейки;
  • штриховка и обводка по трафаретам, разукрашивание.

18. Работа с  ножницами:

  • нарезание полосок, отрезание кусочков бумаги одним сжиманием ножниц, отрезание полосок двумя - тремя сжиманиями под счет;
  • вырезание геометрических фигур (квадрат, прямоугольник ), деление квадрата и прямоугольника на треугольники,
  • вырезание симметричных фигур (ёлочки, матрёшки, снежинки и т.п.).

19. Игры с пальчиками.

20. Работа с  природным материалом:

  • выкладывание на плоской доске, на ткани, на бумаге семян растений, зерна
  • изготовление поделок, игрушек – сувениров из природного материала.

21. Срисовывание  элементов букв, цифр. 

На отдельных  видах работы по развитию мелкой моторики хотелось бы остановиться поподробнее.

1. Пальчиковая гимнастика   

Пальчиковую гимнастику можно проводить уже с десятимесячного возраста.. Сначала пальцы ребенка сгибают, разгибают родители или тот, кто с ним занимается, затем он это выполняет самостоятельно.

На начальном  этапе обучения пальчиковую гимнастику лучше проводить с опорой руками о стол или другую поверхность, а потом уже в положении согнутых рук перед собой на уровне груди. В дальнейшем пальцы рук выполняют упражнения в любом направлении при различном исходном положении ребенка.

Все упражнения пальчиковой гимнастики можно условно  классифицировать по следующим признакам:

•    по направленности работы мышц пальцев  рук;

•    упражнения на координацию;

•    по направленности работы пальцев по различным  поверхностям;

•    упражнения с предметами;

•    образное выполнение (речитативы, стихи, рассказы, сказки, игры); 

Я использую  следующие упражнения по каждому разделу:

Упражнения  на работу мышц пальцев  рук.

Все упражнения этой группы можно выполнить двумя руками, отдельно правой, левой кистью или поочередно.

Информация о работе Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста