Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 12:46, творческая работа
Цель исследования:
определить эффективные пути
развития мелкой моторики
у детей с нарушениями зрения.
Развитие мелкой моторики
у детей старшего дошкольного возраста
с нарушениями зрения
выпускная квалификационная раб
Автор: Резанцева Ирина Евгеньевна,
воспитатель спец. группы,
МДОУ детский сад
комбинированного вида № 88
г. Комсомольска-на-Амуре
Актуальность:
формируя и совершенствуя тонку
развиваем интеллект ребенка,
совершенствуем двигательные функции (силу и точность движений, их быстроту, координированность, возможность перехода от одного движения к другому).
Цель исследования:
определить эффективные пути
развития мелкой моторики
у детей с нарушениями зрения.
Объект исследования:
дети 5-6 лет,
посещающие специализированную группу
МДОУ комбинированного вида № 88
г.Комсомольска-на-Амуре.
Предмет исследования:
развитие мелкой моторики
у детей дошкольного возраста
с нарушениями зрения.
систематическая комплексная
предположение
Задачи исследования:
* Изучить психолого-педагогическую
литературу по данной проблеме.
* Провести констатирующий, формирующий
и контрольный эксперименты по данной проблеме.
Методы исследования:
Анализ медицинских карт;
Наблюдение;
Беседа;
Анализ детских работ;
Тестирование.
Практическая значимость
Тонкая моторика
Точные
Составная часть моторных
способностей индивида и
При изучении вопроса о теоретическом обосновании проблемы развития мелкой моторики и особенностей детей с нарушениями зрения, пришли к следующим выводам:
Наблюдаются специфические особенности развития двигательной сферы:
Однако отмечаются сложности формирования двигательных умений.
Дети затрудняются самостоятельно овладевать предметно-практическими действиями.
Отмечается снижение точности, скорости и координированности мелкой моторики рук.
Осуществляя коррекционную работу можно предупредить появление у слабовидящих детей вторичных отклонений в психическом и физическом развитии.
Специфичность коррекционной работы состоит:
1. Во взаимосвязи и взаимодействии со всеми видами детской деятельности;
2. Всестороннем воздействии содержания, методов, приемов и средств коррекции на психику ребенка;
3. В компенсаторном развитии средствами деятельности (игры, труда, занятий и т.д.).
Опытно-экспериментальная работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста проводилась в три этапа:
на базе МДОУ комбинированного вида № 88 г.Комсомольска-на-Амуре.
Время проведения:
В эксперименте приняли участие 13 детей старшей группы со зрительной патологией: амблиопия разной степени, расходящееся и сходящееся косоглазие, гиперметропия разной степени, два ребенка – инвалиды по зрению.
Констатирующий этап
Цель: выявить уровень развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения на начало учебного года.
Тесты:
Полученные данные позволили
определить уровни
Уровень развития мелкой
моторики оценивали в баллах,
подсчитывали общую сумму
В процессе выполнения заданий у детей были выявлены следующие недостатки развития мелкой моторики:
В результате констатирующего этапа эксперимента выявлено:
Результаты эксперимента
свидетельствуют о необходимости проведения
комплексной медико-психолого-
Основные направления коррекционной работы
1.Совершенствование ручной моторики и развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, зрительно-моторной координации;
2.Формирование базовых графических навыков;
1 направление коррекционной работы:
пальчиковый
игротренинг
занятия, упражнения, игры
с использованием детской
продуктивной деятельности
2 направление коррекционной работы:
рисование
по трафаретам
штриховка
обвод
через кальку
работа
в книгах-раскрасках
В 1 направлении учебно-воспитательного процесса активно использовали:
Во 2 направлении учебно-воспитательного процесса использовали:
Контрольный срез
Задача:
С детьми проводились
тесты аналогичные тестам
Анализ контрольного среза показал, что ручная умелость детей улучшилась:
Полученные данные дают основание считать, что выбранные нами направления по совершенствованию мелкой моторики правильны, и позволяют корректировать развитие ручной умелости у детей с проблемами зрения.
Использование в практике работы эффективных средств способствует улучшению качества предметно-практических действий, помогает увеличению скорости, точности, координации движений мелкой моторики рук ребенка с нарушениями зрения.
В ходе опытно-
пальчиковые игры и упражнения,
самомассаж,
упражнения по укреплению мышц глаз,
предметно-практическая деятельность,
физические упражнения с предметами,
упражнения по формированию графических навыков.
С целью развития мелкой моторики у детей с проблемами зрения были выбраны основные направления коррекционной работы:
-совершенствование и развитие ручной моторики;
-формирование базовых графических навыков.
За время проведения
педагогического эксперимента