Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 12:46, творческая работа

Описание работы

Цель исследования:
определить эффективные пути
развития мелкой моторики
у детей с нарушениями зрения.

Работа содержит 1 файл

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения(презентация).ppt

— 909.50 Кб (Скачать)

Развитие мелкой моторики

у детей старшего дошкольного возраста

с нарушениями зрения

 

 

 

выпускная квалификационная работа

 

Автор: Резанцева Ирина Евгеньевна,

            воспитатель спец. группы,

            МДОУ детский сад

            комбинированного вида № 88

            г. Комсомольска-на-Амуре

Актуальность:

 

формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга,

 

развиваем интеллект ребенка,

 

совершенствуем двигательные функции (силу и точность движений, их быстроту, координированность, возможность перехода от одного движения к другому).

Цель исследования:

 

определить эффективные пути

развития мелкой моторики

у детей с нарушениями зрения.

Объект исследования:

 

дети 5-6 лет,

посещающие специализированную группу

МДОУ комбинированного вида № 88

г.Комсомольска-на-Амуре.

Предмет исследования:

 

развитие мелкой моторики

у детей дошкольного возраста

с нарушениями зрения.

 
систематическая комплексная психолого-медико-педагогическая  работа способствует развитию  и совершенствованию мелкой моторики  у детей дошкольного возраста  с проблемами зрения. 

 

предположение

Задачи исследования:

 

* Изучить психолого-педагогическую

литературу по данной проблеме.

 

* Провести констатирующий, формирующий

и контрольный эксперименты по данной проблеме.

Методы исследования:

 

Анализ медицинских карт;

 

Наблюдение;

 

Беседа;

 

Анализ детских работ;

 

Тестирование.

Практическая значимость

 

                                                       материалы могут быть использованы педагогическими работниками дошкольных образовательных учреждений с целью формирования у детей предметно-практических действий, укрепления мышц пальцев и кистей рук, развития мышления и речи ребёнка.

 

 

 

 

 

 

Тонкая моторика

 

Точные высокодифференцированные  движения преимущественно небольшой  амплитуды и силы;

 

Составная часть моторных  способностей индивида и оптимального  двигательного стереотипа социализированных  движений;

  При изучении вопроса о теоретическом обосновании проблемы развития мелкой моторики и особенностей детей с нарушениями зрения, пришли к следующим выводам:

  •    Дети, страдающие косоглазием и амблиопией, имеют разную этиологию, но их всех объединяет поражение зрительной и глазодвигательной системы.

 

 Наблюдаются специфические особенности развития двигательной сферы:

 

  • Отсутствие самоконтроля;

 

  • Отсутствие саморегуляции движений, что сказывается на координации, согласованности действия рук и глаз;

 

  • Характерно нарушение микроориентировки;

 

  • Ослабленность различных групп мышц.

 

 

  •  Анализ исследований показал, что прямой зависимости развития мелкой моторики от характера и структуры зрительных дефектов не обнаружено.

    Однако отмечаются сложности формирования двигательных умений.

    Дети затрудняются самостоятельно овладевать предметно-практическими действиями.

    Отмечается снижение точности, скорости и координированности мелкой моторики рук.

 

 Осуществляя коррекционную работу можно предупредить появление у слабовидящих детей вторичных отклонений в психическом и физическом развитии.

                                                                                          Это достигается путем использования специальных приемов обучения, создания необходимых условий.

 

Специфичность коррекционной  работы состоит:

1. Во взаимосвязи и взаимодействии со всеми видами детской деятельности;

2. Всестороннем воздействии содержания, методов, приемов и средств коррекции на психику ребенка;

3. В компенсаторном развитии средствами деятельности (игры, труда, занятий и т.д.).

 

Опытно-экспериментальная  работа по развитию мелкой  моторики у детей дошкольного  возраста проводилась в три  этапа:

  • констатирующий;
  • формирующий;
  • контрольный;

на базе МДОУ комбинированного  вида № 88 г.Комсомольска-на-Амуре.

 

Время проведения:                                                                 с сентября 2005г. по май 2006г.

 

В эксперименте приняли  участие 13 детей старшей группы  со зрительной патологией: амблиопия  разной степени, расходящееся и  сходящееся косоглазие, гиперметропия  разной степени, два ребенка –  инвалиды по зрению.

 

 

Констатирующий этап 

 

Цель: выявить уровень развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения на начало учебного года.

Тесты:

  • Методика «Домик» (разработана Н.И.Гуткиной);
  • Методика: «дорожки» (по Л.А.Венгеру);
  • Методика: монометрический тест;
  • Графическая проба «Заборчик»;
  • Тест «Школа моторной одаренности» (Н.И.Озерецкого).

 

Полученные данные позволили  определить уровни сформированности  мелкой моторики детей:

 

  • Высокий уровень – навыки сформированы (3 балла);
  • Средний уровень – навыки на стадии формирования  (2 балла);
  • Низкий уровень – навыки не сформированы (1 балл).

 

Уровень развития мелкой  моторики оценивали в баллах, подсчитывали общую сумму баллов  и среднее значение показателей:

 

  • Высокий уровень – 2,5 – 3 балла;
  • Средний уровень – 1,5 – 2,4 балла;
  • Низкий уровень – 0 – 1,4 балла.

 

В процессе выполнения  заданий у детей были выявлены  следующие недостатки развития  мелкой моторики:

 

  • Слабо развитые двигательные функции рук.
  • Отсутствие точности в движениях.
  • Неточность моторных актов при выполнении движений.
  • Трудности в восприятии образца и неумение точно воспроизвести задание.

 

В результате констатирующего этапа эксперимента выявлено:

 

  • Высокий уровень – нет;
  • Средний уровень – 3 чел. (23%);
  • Низкий уровень – 10 чел. (77%).

 

 

                                                Диаграмма 1

    Результаты эксперимента свидетельствуют о необходимости проведения комплексной медико-психолого-педагогической коррекционной работы, направленной на развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста через включение в работу большого количества дидактического материала, игровых заданий и упражнений, способствующих более успешному формированию ручной умелости.

 

Основные направления       коррекционной работы

 

1.Совершенствование ручной моторики и развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, зрительно-моторной координации;

 

2.Формирование базовых графических         навыков;

1 направление коррекционной работы:

 

пальчиковый

игротренинг

 

занятия, упражнения, игры

с использованием детской

продуктивной деятельности

2 направление коррекционной работы:

 

рисование

по трафаретам

 

штриховка

 

обвод

через кальку

 

работа

в книгах-раскрасках

В 1 направлении учебно-воспитательного процесса активно использовали:

 

  • Пальчиковые игры.

 

  • Детский театр: -театр картинок,

                                       -театр пальчиков,

                                       -театр Петрушек,

                                       -настольный театр.

 

  • Предметно-практическую деятельность:

                                       -лепка,

                                       -работа с природным

                                        материалом,

                                       -игры с предметами (мозаика и

                                        конструктор),

                                      -игры с палочками,

                                      -игры с карандашом,

                                      -раскладывание, нанизывание,

                                       сортировка мелких предметов, плодов.

                                                     Целенаправленная работа по укреплению и развитию мелкой моторики подвела нас к работе по выработке графических навыков.

 

   Во 2 направлении учебно-воспитательного процесса использовали:

 

  • Упражнения на раскрашивание;
  • Обвод по трафаретам готового контура и различных линий (прямых, ломаных, волнистых);
  • Обвод через кальку;
  • Тетради-прописи «Учимся писать и рисовать».

 

Контрольный срез

 

Задача:                                                  проверка эффективности   проведенной работы по развитию и совершенствованию ручной умелости детей с нарушениями зрения.

 

С детьми проводились  тесты аналогичные тестам констатирующего  эксперимента.

 

Анализ контрольного среза  показал, что ручная умелость  детей улучшилась:

 

  • Высокий уровень – 2 чел. (15%);
  • Средний уровень – 9 чел. (70%);
  • Низкий уровень – 2 чел. (15%).

 

 

                                                 Диаграмма 2

   Полученные данные дают основание считать, что выбранные нами направления по совершенствованию мелкой моторики правильны, и позволяют корректировать развитие ручной умелости у детей с проблемами зрения.

    Использование в практике работы эффективных средств способствует улучшению качества предметно-практических действий, помогает увеличению скорости, точности, координации движений мелкой моторики рук ребенка с нарушениями зрения.

                                                                   Заключение: 

 

В ходе опытно-экспериментальной  работы разработаны пути для развития мелкой моторики у детей с нарушениями зрения, среди которых:

 пальчиковые игры и упражнения,

 самомассаж,

 упражнения по укреплению мышц глаз,

 предметно-практическая деятельность,

 физические упражнения с предметами,

 упражнения по формированию графических навыков.

С целью развития мелкой  моторики у детей с проблемами  зрения были выбраны основные направления коррекционной работы:

 

-совершенствование и развитие  ручной моторики;

 

-формирование базовых  графических навыков.

 

За время проведения  педагогического эксперимента наблюдалась  тенденция к улучшению показателей  развития моторики детей.

Информация о работе Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения