Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 05:36, курсовая работа
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Развитие речи у детей дошкольного возраста……………………......5
1.1. Развитие речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста…….....5
1.2. Значение пальчиковых игр в развитии речи у детей………………………8
1.3. Содержание и виды пальчиковых игр……………………………………..10
1.4. Особенности использования пальчиковых игр и требования к ним….15 Глава 2. Исследование развития речи и мелкой моторики у дошкольников с использованием пальчиковых игр…………………………………………...…20
2.1. Цели и задачи исследования………………………………………………..20
2.2. Методики исследования……………………………………………….……20
2.3. Результаты исследования и их анализ……………………………………..24
2.4. Выводы……………………………………………………………………....25
2.5. Заключение....................................................................................................26
Список литературы
Приложения
Министерство образования и науки РФ
ГОУВПО «Тюменский государственный университет»
Институт Психологии Педагогики и Социального управления
Кафедра возрастной
физиологии
Курсовая на тему:
«Развитие
речи и мелкой моторики
у детей дошкольного
возраста с использованием
пальчиковых игр»
Выполнил студент 2985 группы Девятерикова А.А.
Проверил к.п.н.,
доцент Глухих Т.А.
Тюмень 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Развитие речи у детей дошкольного возраста……………………......5
1.1. Развитие речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста…….....5
1.2. Значение пальчиковых игр в развитии речи у детей………………………8
1.3. Содержание и виды пальчиковых игр……………………………………..10
1.4. Особенности использования пальчиковых игр и требования к ним….15 Глава 2. Исследование развития речи и мелкой моторики у дошкольников с использованием пальчиковых игр…………………………………………...…20
2.1. Цели и задачи
исследования………………………………………………
2.2. Методики исследования………………………………………………
2.3. Результаты
исследования и их анализ………………
2.4. Выводы………………………………………………………………
2.5. Заключение....................
Список литературы
Приложения
Ведение
Актуальность исследования
Для детей развитие тонкой моторики рук так важно, потому что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное
средство для развития мелкой моторики
и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание
текстов с использованием «пальчиковой»
гимнастики стимулирует развитие речи,
пространственного мышления, внимания,
воображения, воспитывает быстроту реакции
и эмоциональную выразительность. Ребёнок
лучше запоминает стихотворные тексты;
его речь делается более выразительной.
Объект исследования:
Развитие речи у детей дошкольного возраста
Предмет исследования:
Развитие речи и мелкой моторики у дошкольников посредством пальчиковых игр
Гипотеза: При проведении специально подобранных пальчиковых игр у детей повысится уровень мелкой моторики
Цель исследования:
Изучение развития речи у дошкольников на занятиях с использованием пальчиковых игр
Задачи:
4. Систематизировать
результаты исследований, сформировать
вывод, составить рекомендации
I Глава. Развитие речи у детей дошкольного возраста
1.1 Развитие речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте речь ребёнка приобретает новые качественные особенности. Наряду с быстрым ростом словаря идёт практическое овладение более сложными формами предложения, грамматическим строем родного языка.
Развитие речи происходит в процессе общения ребёнка с окружающими, которое становится в дошкольном возрасте богаче и разнообразнее благодаря накопленным ребёнком знаниям и участию в различных коллективных играх и занятиях. Усовершенствование речи неразрывно связано с развитием мышления ребёнка, в частности с переходом от наглядно-действенного к рассуждающему, логическому мышлению, которое начинает складываться в дошкольном возрасте.
Всё
это побуждает ребёнка овладевать средствами
языка, переходить к новым, более сложным
формам словесных высказываний.
Изменяется взаимоотношение двух сигнальных
систем, соотношение между словом, с одной
стороны, и наглядными образами и непосредственными
действиями, с другой.
Речь ребёнка приобретает различный характер
на разных этапах дошкольного детства.
Речь детей младшего дошкольного возраста
имеет ещё многие черты, характерные для
речи ребёнка раннего возраста.
В значительной мере сохраняется непосредственная
связь детских высказываний с восприятием
и действием. Малыши говорят, главным образом,
о том, что они в данный момент воспринимают
и делают. Так, слушая рассказ из книги
с картинками, они больше ориентируются
на то, что нарисовано на картинке, чем
на прослушанный текст. Свои мысли младшие
дошкольники обычно выражают короткими
предложениями, не связывая их друг с другом.
Отвечая на вопросы воспитателя, дети
затрудняются в построении связного рассказа.
Звукопроизношение младшего дошкольника ещё несовершенно. Звуки р, л, ш, ж многие трёхлетки ещё не произносят или заменяют другими (например, говорят «Зеня» вместо «Женя», «лука» вместо «рука»). Слоги в словах иногда заменяются или перемещаются (например, «хасир» вместо «сахар»). Это объясняется отчасти неумением владеть своим голосовым аппаратом, отчасти недостаточным развитием речевого слуха.
Под влиянием
организованной воспитательной работы,
повседневного общения с
Речь детей среднего дошкольного возраста
становится более богатой по своему содержанию
и приобретает более сложное строение,
чем у малышей.
Значительно увеличивается словарь ребёнка.
Разговоры детей часто относятся уже не
к данным, непосредственно воспринимаемым
обстоятельствам, а к тому, что было воспринято
раньше или же рассказано родителями и
воспитателями и другими детьми. Такое
расширение речевого общения приводит
к изменению строения детской речи. Наряду
с названиями предметов и действий дети
начинают широко пользоваться различными
определениями.
Ребёнок связывает предложения и подчиняет
их друг другу в соответствии с характером
описываемых явлений. Это изменение в
строении речи тесно связано с появлением
рассуждающего, логического мышления.
Вместе с тем в речи ребёнка среднего дошкольного
возраста наряду с новыми особенностями
сохраняются черты предыдущего этапа
развития. Несмотря на то, что его речь
приобретает большую связность, чем у
малыша, всё же в ней часто встречаются
замещения недостающих существительных
указаниями вроде тот, этот, там и т.д. В
звукопроизношении ребёнок среднего дошкольного
возраста достигает больших успехов.
У детей старшего дошкольного возраста происходит дальнейшее развитие речи. Значительно увеличивается словарь ребёнка (до 3000—4000 слов). Усложняющееся в связи с новыми видами учебных занятий, коллективных игр, трудовых поручений общение с окружающими людьми приводит к обогащению словаря ребёнка и овладению новыми грамматическими формами родного языка.
Вместе с тем обогащение опыта ребёнка, развитие его мышления влияет на изменение строения его речи, в свою очередь побуждает его овладевать новыми, более сложными формами языка.
На становлении детской речи положительно сказывается развитие функциональных возможностей кистей рук. Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования полноценной речи. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи, координации, а также причинно-следственным связям. В процессе тренировки отдельных компонентов мелкой моторики (тонус, сила, точность движений) у детей совершенствуются навыки контроля и планирования целостного действия.
В прошлом веке знаменитая сегодня Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Уже позже биологами было установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. И, если развивать мелкую моторику, то тем самым активизируются и соседние зоны мозга, отвечающие за речь.
Педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом...), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путем жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.
1.2. Значение пальчиковых игр в развитии речи у детей
Между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился.
Из-за
того что родители меньше говорят с детьми,
потому что многие из них страшно заняты
на работе. Дети и сами меньше говорят,
потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео...).
Они редко делают что-то своими руками,
потому что современные игрушки и вещи
устроены максимально удобно, но не эффективно
для развития моторики (одежда и обувь
с липучками вместо шнурков и пуговиц,
книжки и пособия с наклейками вместо
картинок для вырезания и т.д.)
Пальчиковые игры и упражнения
- уникальное средство для развития мелкой
моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Разучивание текстов с использованием
«пальчиковой» гимнастики стимулирует
развитие речи, пространственного мышления,
внимания, воображения, воспитывает быстроту
реакции и эмоциональную выразительность.
Ребёнок лучше запоминает стихотворные
тексты; его речь делается более выразительной.
Игры с пальчиками - это не
только стимул для развития речи и мелкой
моторики, но и один из вариантов радостного
общения с близкими людьми. Когда мама
для пальчиковой игры берёт малыша на
руки, сажает на колени, обнимая, придерживает,
когда она трогает его ладошку, поглаживает
или щекочет, похлопывает или раскачивает,
ребёнок получает массу необходимых для
его эмоционального и интеллектуального
развития впечатлений.
Очень важным фактором для
развития речи является то, что в пальчиковых
играх все подражательные действия сопровождаются
стихами. Стихи привлекают внимание малышей
и легко запоминаются. Ритм и неизменный
порядок слов, рифма для малыша являются
чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.
Насколько ребёнку понравится
игра зависит во многом от исполнения
взрослого. Для самых маленьких важно
спокойно-ласковое настроение и осторожное,
бережное прикосновение. Для детей трех-пяти
лет имеет большое значение выразительная
мимика и речь взрослого. Конечно, для
выразительного исполнения взрослому
следует выучить стихи наизусть.
Движения правой и левой рук контролируются
разными полушариями мозга. Когда ребёнок
начнёт легко выполнять нужные движения
одной рукой, научите его выполнять те
же движения другой рукой, а затем сразу
двумя руками.
Для малыша двух-трёх лет
некоторые игры станут особенно интересны,
если вы для его пальчиков свернёте бумажные
колпачки-куколки. Фломастером можно нарисовать
на колпачке глазки, ротик, рубашку, пуговки,
вырезать из цветной бумаги и приклеить
гребешок, клюв, крылышки, шапочку и др.
Этапы разучивания игр:
1. Взрослый сначала показывает игру малышу
сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя
пальцами и ручкой ребёнка.
3. Взрослый и ребёнок выполняют движения
одновременно,
взрослый проговаривает текст.
4. Ребёнок выполняет движения с необходимой
помощью
взрослого, который произносит текст.
5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает
текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном
материале, максимально полезны для развития
ребёнка-дошкольника. Они содержательны,
увлекательны, грамотны по своему дидактическому
наполнению.