Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 21:38, аттестационная работа
Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.
Введение …………………………………………………………………... 3
Глава I. Теоретические основы проблемы в работах педагогов и психологов ………………………………………………………………...
Глава II. Система работы по развитию мелкой моторики
у детей дошкольного возраста …………………………………………
2.1. Создание условий в группе ……………………………….
2.2. Диагностика развития мелкой моторики ………………..
2.3. Организация обучения.……...............................................
1) Задачи на каждом этапе обучения правил …………….
2) Правила проведения работы по развитию мелкой моторики ……………………………………………………
3) Включение работы по развитию мелкой моторики в разнообразные виды деятельности детей ………………...
4) Виды работы на развитие мелкой моторики …………
Пальчиковая гимнастика …………………………….
Комплексы упражнений лечебно-профилактического танца для развития мелкой моторики ………………………………………………
Теневая игра …………………………………………..
Сопряженная гимнастика, или Театр пальчиков и языка …………………………………………………..
Массаж. ………………………………………………...
Упражнения с предметами …………………………..
«Ручная терапия» …………………………………….
Кинезиологическая тренировка …………………….
2.4. Результаты развития мелкой моторики у детей ,…….….
2.5. Включение родителей в процесс развития мелкой моторики у детей ………………………………………….
Заключение ………………………………………………………………
Литература ………………………………………………………………
Приложения ………………………………………………………………
Содержание
Введение …………………………………………………………………... | 3 | ||
Глава I. Теоретические основы проблемы в работах педагогов и психологов ………………………………………………………………... | |||
Глава
II. Система работы по
развитию мелкой моторики
у детей дошкольного возраста ………………………………………… | |||
2.1. | Создание условий в группе ………………………………. | ||
2.2. | Диагностика развития мелкой моторики ……………….. | ||
2.3. | Организация обучения.……................... |
||
1) Задачи на каждом этапе обучения правил ……………. | |||
2) Правила проведения работы по развитию мелкой моторики …………………………………………………… | | ||
3) Включение работы по развитию мелкой моторики в разнообразные виды деятельности детей ………………... | |||
4) Виды работы на развитие мелкой моторики ………… | |||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
Кинезиологическая тренировка ……………………. |
|||
2.4. | Результаты развития мелкой моторики у детей ,…….…. | ||
2.5. | Включение родителей в процесс развития мелкой моторики у детей …………………………………………. | ||
Заключение ……………………………………………………………… | |||
Литература ……………………………………………………………… | |||
Приложения ……………………………………………………………… |
Введение.
"Таланты детей находятся на кончиках их пальцев", - так утверждала и доказывала на основе многочисленных экспериментов известный педагог Мария Монтессори.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во втором веке до нашей эры в Китае. «Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в оптимальном состоянии»- считала китайские мудрецы.
Исследования современных физиологов показывают, что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и в кистях рук: утомление мышц рук вызывает торможение центральной нервной системы и наоборот. Движения пальцев и кистей рук имеют особое стимулирующее воздействие. По насыщенности акупунктурных зон кисть не уступает уху и стопе. Восточная медицина доказала, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного - оказывает благотворное влияние на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце. Известный японский ученый Йосиро Цу-цуми в течение тридцати лет изучал древние манускрипты и современную медицину и в конечном итоге разработал оригинальную методику "сохранения здоровья пальцевыми упражнениями".
Теория и практика воспитания и обучения детей доказала, что существует очень тесная связь между умственным развитием ребенка, речевым его развитием и уровнем развития его мелкой моторики.
Развивая моторику мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.Н. Анохина, И.М. Сеченова доказали влияние движений рук и тела на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
Истоки
способностей и дарований детей находятся
на кончиках их пальцев. От них, образно
говоря, идут тончайшие ручейки, которые
питают источник творческой мысли. Чем
больше уверенности и изобретательности
в движении детской руки, чем тоньше взаимодействие
руки с орудием труда, чем сложнее движения,
необходимые для этого взаимодействия,
тем ярче творческая стихия детского разума.
Чем больше мастерства в детской руке,
тем он умнее.
Итак, развитие ручной моторики тесно связано с речевым, психологическим и личностным развитием ребенка, а также его здоровьем. Под влиянием интенсивной развивающей работы активно развиваются высшие психические функции, активизируется межполушарное и межанализаторное взаимодействие.
Поэтому в дошкольном возрасте важно создать условия для накопления двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Задача взрослого - использовать те игры и упражнения, которые позитивно влияют на эмоциональное самочувствие ребенка, оздоравливают, способствуют его развитию и саморазвитию.
Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений можно решить сразу несколько задач:
1. регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;
2. косвенным образом влиять на общее интеллектуальное развитие ребенка;
3. подготовить руку ребенка к овладению навыком письма в дальнейшем.
Именно поэтому я углублённо работаю над темой «Развитие мелкой моторики и координации движений».
Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.
Дошкольный же возраст является благоприятным периодом для развития мелких движений рук.
Все это обуславливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких движений рук, координации движений. Перед собой я поставила цель: создать систему работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Для выполнение этой цели я считаю необходимым решить следующие задачи:
Глава 1. Теоретические основы проблемы в работах педагогов и психологов.
Многие педагоги и психологи изучали развитие мелкой моторики, посвятили этой проблеме свои научные работы. Авторы сходятся во мнении, что развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста очень важно.
При изучении деятельности человеческого мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Существует мнение, что рука человека является как бы выходом из головного мозга и несет его функции. На этом основано много научных исследований, указывающих на то, что при развитии мелкой моторики ребенка развивается речь, мышление, а в дальнейшем формируется письмо.
В двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток, управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук.
Чем большее число связей между клетками мозга задействовано, тем интенсивнее идет процесс психического развития. Когда ребенок маленький, образование таких связей проходит быстрее и легче. А повторение игр-упражнений с некоторыми усложнениями в движениях и действиях с предметами помогает образованию этих связей.
Вспомним сказанное И.П. Павловым: «...развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущества и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением». Развивая функции обеих рук, мы повышаем уровень организации функций и распределение их между полушариями мозга, левым и правым.
Левое полушарие ответственно за формально-логическое (понятийное) мышление и речь, которые и достигли максимального развития.
Правое полушарие, освобожденное от этой задачи, получило возможность целиком переключиться на развитие художественного мышления, свойственного только человеку, на отражение мира в формах искусства.
Для формирования Человека Гуманного эти способности не менее важны, чем способности к речевому общению. Для творческого развития нужна дополнительная мозговая активизация, раскрепощающая образное мышление.
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М.Кольцова).
Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В.Фомина).
М.М.Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
Многие авторы рекомендуют начинать тренировку пальцев рук как можно раньше, в 6-7 месяцев.
В своей
книге «Развиваем руки, чтобы учиться
писать и красиво рисовать» С.Е.Гаврина
пишет: «Возможность познания окружающих
предметов у детей в большой степени связана
с развитием действий рук. Со стороны может
показаться, что ребенку протянуть руку
к предмету, взять его настолько просто,
что это не заслуживает особого внимания,
Но какими бы простыми не казались эти
действия для нас, взрослых, нужно отметить:
у ребенка первых месяцев жизни они отсутствуют,
ребенок не может выполнить координированные,
целенаправленные действия.
Целенаправленные преднамеренные действия у ребенка возникают в процессе воспитания и обучения его взрослыми...»
В статье В.П.Дудьева «Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи» описывается ряд упражнений с предметами, направленных на развитие тонких движений кистей пальцев рук. Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающими его предметным миром. Манипулятивные действия осваиваются ребенком через научение в процессе его общения со взрослыми. Двигательная активность ребенка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей рук оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи.
Информация о работе Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста