Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 21:38, аттестационная работа

Описание работы

Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.

Содержание

Введение …………………………………………………………………... 3
Глава I. Теоретические основы проблемы в работах педагогов и психологов ………………………………………………………………...
Глава II. Система работы по развитию мелкой моторики
у детей дошкольного возраста …………………………………………
2.1. Создание условий в группе ……………………………….
2.2. Диагностика развития мелкой моторики ………………..
2.3. Организация обучения.……...............................................
1) Задачи на каждом этапе обучения правил …………….
2) Правила проведения работы по развитию мелкой моторики ……………………………………………………

3) Включение работы по развитию мелкой моторики в разнообразные виды деятельности детей ………………...
4) Виды работы на развитие мелкой моторики …………

Пальчиковая гимнастика …………………………….
Комплексы упражнений лечебно-профилактического танца для развития мелкой моторики ………………………………………………
Теневая игра …………………………………………..
Сопряженная гимнастика, или Театр пальчиков и языка …………………………………………………..


Массаж. ………………………………………………...


Упражнения с предметами …………………………..


«Ручная терапия» …………………………………….
Кинезиологическая тренировка …………………….

2.4. Результаты развития мелкой моторики у детей ,…….….
2.5. Включение родителей в процесс развития мелкой моторики у детей ………………………………………….
Заключение ………………………………………………………………
Литература ………………………………………………………………
Приложения ………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

творческий по моторике.doc

— 489.50 Кб (Скачать)

   3. Звонок. Опираясь на стол ладонями, полусогните руки в локтях. Встряхивайте по очереди кистями.

  4. Домик. Соедините концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно.

  5. Постучите каждым пальцем правой руки по столу под счет «I, 1-2, 1-2-3 и т.д.».

  6. Зафиксируйте предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальцами возьмите карандаш со стола, приподнимите и опустите его. Сделайте то же левой рукой.

  7. Покатайте по столу карандаш по очереди пальцами правой руки, затем левой.

  8. Вращайте карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону). 

Парные  упражнения

1.  Стоя, взявшись за руки и подняв  их, делать перевороты вокруг  себя, не отпуская рук партнера.

2.  Стоя  друг против друга, сводить и разводить руки совместно с партнером.

3.  Попеременно  с усилием надавливать то на  одну руку партнера, то на другую, преодолевая его противодействие.

4.  Стоя  друг против друга, попытаться  перетянуть партнера на себя.

5.  Стоя  друг против друга, соединить ладони правых рук, левые руки убрать за спину и попытаться вывести партнера из равновесия.

6.  Стоя  друг против друга, соединить  ладони обеих рук с ладонями  партнера и попытаться вывести  партнера из равновесия.

7.  Упражнение  «На лодке». Сидя друг против друга и взявшись за руки партнера, покачиваться вперед-назад вместе с ним.

Примечание. Необходимо следить за тем, чтобы позвоночник вытягивался по возможности максимально. Лучше делать это движение не торопясь, медленно отклоняясь назад и перетягивая партнера на себя. 

Упражнения  на рассогласование  движений

1.  Выставить  правую ногу вперед, левую руку  поднять вверх. Одновременно носком  правой ноги описывать по полу  круги слева направо, а рукой справа налево. Затем поменять руку и ногу.

2.  Стоять  прямо. Положить одну руку на  голову, а другую на грудь. Одной  рукой поглаживать себя по  голове («какой я хороший»), а другой  похлопывать себя по груди.

Примечание. Позже можно выполнять это упражнение, стоя на одной ноге. 

Упражнение  на расслабление и концентрацию

• Левая  рука напряжена, правая расслаблена;

• правая рука напряжена, левая расслаблена;

• левая  нога напряжена, правая расслаблена;

• правая нога напряжена, левая расслаблена;

•  зажмурить  правый глаз, левым нарисовать три  круга по часовой стрелке, три круга - против;

• зажмурить  левый глаз, правым нарисовать три  круга против часовой стрелки, три - по часовой стрелке. 

Одновременные действия обеих рук.

Возьмите  в каждую руку по карандашу и действуя одновременно обеими руками, нарисуйте не глядя, круг, квадрат, треугольник. 

Рисование вертикальных линий.   

На листе  бумаги нарисуйте два квадрата 1,5 х 1,5 см и быстро заполните их вертикальными  линиями, один квадрат левой рукой, другой — правой.  

2.4. Результаты работы по развитию мелкой моторики.

Цель  обследования детей в конце года — определить характер динамики, оценить результативность работы, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого воспитанника. Полученные результаты сравниваю с началом года и определяю наличие динамики.

В начале работы у большинства детей наблюдался ряд трудностей: пальцы были малоподвижны, их движения неточны, темп даже самых легких упражнений замедлен.

Уже к  концу года дети, с которыми регулярно проводились физкультминутки для развития тонких движений пальцев рук, овладели самыми сложными упражнениями. Но это оказалось не единственным их достижением по сравнению с детьми, которые нередко пропускали посещение детского сада. Дети, регулярно посещающие детский сад, быстрее овладели правильным произношением звуков. Эти же дети при обучении элементам письма продемонстрировали лучший нажим, вели более «уверенные» линии, ровнее держали строчку, сохраняли наклон букв; они заметно лучше своих сверстников справлялись с программными требованиями по изобразительной деятельности.

Это же подтверждают и результаты диагностики.

Результаты  обследования развития мелкой моторики  детей.

 
 
 
Ф.И.ребенка
Направления
развитие  кинестетического праксиса развитие кинетического  праксиса формирование  хватательных движений и развитие подвижности  пальцев развитие тактильных ощущений развитие силы и точности движений
  3 2 3 3 2
  4 3 4 4 4
  4 4 4 4 3
  3 3 3 3 3
  4 3 3 3 4
  4 3 4 4 4
  3 4 3 4 3
  4 3 4 4 3
  4 4 3 4 4
 

2.5. Включение родителей в процесс развития мелкой моторики у детей

Первоочередная  задача, стоящая перед каждым педагогом нашего дошкольного учреждения, состоит в том, чтобы, не используя элементов назидания, вовлечь родителей в процесс воспитания их детей, уметь предложить свой способ оценки их потребностей и оказать помощь родителям в приобретении умений наблюдать за своими детьми, следить за их развитием, а также способствовать ему.

Поэтому, для себя я определила следующие  задачи работы с семьей:

  1. оказать квалифицированную поддержку родителям;
  2. помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребенка семейную среду;
  3. создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка.

Для себя я определила наиболее зарекомендовавшие  себя формы и методы работы с родителями:

• ежедневный непосредственный контакт, когда родители приводят и забирают детей;

• неформальные беседы о детях («Можно ли поговорить о...») или запланированные встречи с родителями, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем;

• Анкетирование  родителей для изучения их представлений  по вопросам воспитания

• Проведение тематических консультаций для родителей 

• Проведение "круглого стола" с целью распространения семейного опыта

• Организация  партнерской деятельности детей  и взрослых по выпуску семейных журналов и газет с целью обогащения коммуникативного опыта дошкольников.

• Проведение праздников, досугов с привлечением родителей; их совместное выступление с детьми.

• Проведение практикумов для родителей - знакомство с различными техниками развития мелкой моторики.

• Создание "игротеки" (игры, книги по развитию мелкой моторики).

• Организация  выставок детских работ и совместных тематических выставок детей и родителей.

• Проведение семинаров-практикумов для родителей  по развитию мелкой моторики. 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Анализ  результатов диагностики и работы позволяет сделать следующий  вывод: выбранная мной тема актуальна  и важна.

Система работы способствует эффективному развитию мелкой моторики.

В группе создана развивающая среда, включающая с себя оборудование и материалы  для игр на все составляющие мелкой моторики детей, соответственно задачам  развития и возрасту.                                                                           Собраны и оформлены в картотеки игры и упражнения пальчиковой гимнастики,  физкультминуток и т.д.  Определены оптимальные диагностические упражнения для данного возраста, которые позволяют выявить уровень развития мелкой моторики у детей моей группы.

Выявила и отработала технологию последовательного, постепенно усложняемого применения системы  игр и упражнений на развитие мелкой моторики.

Я планирую продолжать работу в этом направлении: доработать картотеки, пополнить игры и оборудование, сделать наглядно-игровую картотеку пальчиковых игр и т.д.

 

Литература.

  1. Гареева Н. Коррекция развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения. М., 1997 г
  2. В.П.Дудьев Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи.//Дефектология. 1999. №4. с.50-54
  3. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития дошкольников и младших школьников. М., 2001 г.
  4. Картушина М.Ю. Зеленый огонек  здоровья.  С .-Петербург, 2004г.
  5. Коррекционно-педагогическая работа по ФИЗО дошкольников с ЗПР. М., 2002 г. 
  6. Ноткина Н.А.Оценка физического и  нервно-психического  развития детей дошкольного возраста. С.-Петербург, 1998 г.
  7. Борякова  Н.Ю.   Ступеньки  развития. Ранняя  диагностика  и 
    коррекция задержки психического развития. М.,1999 г.
  8. Бот О.С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений 
    пальцев рук у детей с задержкой речевого развития // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. М., 1982.
  1. Утробина К.К. Занимательная физкультура для дошкольников от 3 до 7 лет. М.,2004 г.
  1. Тюбекина З.Н. Развитие осязания и мелкой моторики у старших дошкольников с нарушениями зрения. // Дефектология. 2000. №5. с.56-60
  1. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению      детей в ДОУ. М.,2002 г.
  1. Глазырина Физическая культура – дошкольникам. М.,2001 г
  2. Оверчук Т.И. Здоровье и физическое развитие детей в ДОУ.   М., 2002 г.
  3. Кинаш Е.А. Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта к овладению письмом в условиях специализированного дошкольного учреждения. //Дефектология. 2003. №3. С.50-55
  4. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. С.-Пб., 1997
  5. Белая Н.А. Коррекционные подвижные игры для детей. М.,2004 г.
  6. Евсеев С.П. Адаптивная физкультура. М.,2004 г.
  7. Ганичева И.В. телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми.М.,2004 г.
  8. Борякова Н. Ю., Касицына М. А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития. М.: Гном-Пресс, 2002.
  9. Вопросы детской и общей психологии/Под ред. Б. Г. Ананьева. – М., 1954.
  10. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.: Лань, 1996.
  11. Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
  12. Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. – М., 2001.
  13. Ткаченко Т.А. Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи.//Дошкольное воспитание. 1989 №3., с.36-40.
  14. Лопухина И. Логопедия. Речь. Ритм. Движение. - СПб.: Дельта, 1997.
  15. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. -СПб.: Кристалл, 1997

Информация о работе Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста