Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:01, реферат

Описание работы

Согласно моим наблюдениям работая в центре образования, я за последние несколько лет пришла к выводу, что дети раннего возраста стали приходить в детский сад с задержкой речевого развития, плохо развита мелкая моторика. У них наблюдалась мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Дети скованны, медлительны в выполнении движений.

Содержание

Введение
Влияние мелкой моторики на развитие речи детей. Исследование учёных.
Приёмы развития мелкой моторики

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 36.48 Кб (Скачать)

«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

План

  1. Введение
  2. Влияние мелкой моторики на развитие речи детей. Исследование учёных.
  3. Приёмы развития мелкой моторики рук

 

«Истоки способностей и дарований 
детей находятся на кончиках их пальцев. 
От пальцев, образно говоря, 
идут тончайшие ручейки, 
которые питают источник 
творческой мысли»

В.А. Сухомлинский 

  1. Введение

Согласно моим наблюдениям  работая в центре образования,  я за последние  несколько лет пришла к выводу, что дети раннего возраста стали приходить в детский сад с задержкой речевого развития, плохо развита мелкая моторика. У них наблюдалась мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Дети скованны, медлительны в выполнении движений.

Для них оказывались  трудными многие упражнения: пальцы непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых легких упражнений замедленный. Малыши могли захватывать  разные предметы, картинки, мелкие игрушки  всей ладонью, а не двумя – тремя  пальцами. Во время игр с силой  заталкивали предметы в отверстия  или емкости.

Для решения этой проблемы поставила перед собой  задачи:

1.     Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;

2.     Систематически проводить работу по совершенствованию пальчиковой моторики, выделив для нее оптимальное время;

3.     Повысить интерес малышей к упражнениям, превратив их в занимательную игру;

4. Донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка,

 

Для реализации этих задач я взяла тему: «Влияние развития мелкой и общей моторики на активную речь детей раннего возраста».

 

Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем  развития общей и мелкой моторики. В группе я стараюсь создать предметно-развивающую среду «Центр развивающих игр», где уже начала подбирать игры направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи. Это игры: мозайки, пирамидки, наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень, разной величины вкладыши, логические домики, шнуровка, игры с крупой, пальчиковый бассейн, различные штриховки, рисование или раскрашивание картинок.

 

  1. Влияние мелкой моторики на развитие речи детей. Исследование учёных.

 

Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно  связаны с речью. Первой формой общения  первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Прошли тысячелетия, пока развилась  словесная речь.

Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние  китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют  тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура  — еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество  рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную  систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний — с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”.

Выдающийся русский  просветитель Н. И. Новиков еще в 1782 году утверждал, что «натуральное побуждение к действию над вещами у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего умственного  развития».

И. П. Павлов внес большую ясность в этот вопрос. Он придавал тактильным ощущениям большое  значение, ибо они несут в речевой  центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее  кора мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление.

Эта концепция  лежит в основе современных теорий, разрабатываемых учеными. В коре головного мозга речевая область  расположена совсем рядом с двигательной. Она является, собственно, ее частью. Передняя центральная извилина мозга – это так называемая двигательная проекционная зона, отсюда идут приказы сделать то или иное движение. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Особенно наглядно огромная пальцевая проекция кисти руки видна на так называемом гомункулусе (человечке) Пенфилда. (У. Г. Пенфилд (1891 – 1976) – канадский нейрохирург, составитель карты речевых зон мозга.) На человечке Пенфилда показаны проекции всех частей тела в двигательной области коры головного мозга. Именно величина проекции кисти руки, близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики  пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Описанные данные электрофизиологических исследований уже прямо говорят о том, что речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

На протяжении всего раннего детства четко  выступает эта зависимость –  по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции.

Как мы видим, функция  руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми – и теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные  нарушения развития речи. Совершенствование  мелкой моторики – это совершенствование  речи.

У детей при  ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая  моторная недостаточность, а также  отклонения в развитии движений пальцев  рук, так как движения пальцев  рук тесно связаны с речевой  функцией. В связи с этим в системе  по их обучению и воспитанию предусматриваются  воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.

Такие авторы, как  Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Н. И. Кузьмина описывают отдельные приемы по развитию моторикиу детей с задержкой речевого развития и при моторной алалии. Е. М. Мастюкова, М. И. Ипполитова и Л. А. Данилова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей с церебральным параличом.

Ученые, которые  изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое  стимулирующее значение функции  руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей  находится в прямой зависимости  от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. М. Кольцова).

Так, на основе проведенных  опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует  возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л. В. Фомина).

М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых  областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев.

Наши предки наверняка  о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры. Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект — это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи — это два. Веселое общение малыша и мамы, заряд положительных эмоций — это три.

Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много  говорят о зависимости между  точным движением пальцев рук  и формированием речи ребенка. Слаженная  и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие  на весь организм в целом, готовит  непослушную ручку к письму.

Известно, что речью  управляет центральная нервная  система. Специальные речевые центры в мозге отличают речь от других звуков, дифференцируют фонемы, стимулирует  речевые органы к воспроизведению  звуков, осваивают и используют законы образования слов, словосочетаний и  предложений, использования грамматических форм и многое другое.

Удивительная работа по освоению речи проходит в тайне от нас, в лабораториях мозга. Но мы вполне можем поспособствовать ей, развивая мелкую моторику рук малыша. Кисти рук — представители речевых центров мозга, при повышении их умелости и ловкости напрямую активизируются речевые функции — двойная польза!

3.Приёмы развития мелкой моторики рук

Развивать ручки  малыша можно с самого рождения. Сжимая крошечными пальчиками наши сильные  пальцы, захватывая и удерживая погремушки или стараясь поймать свои собственные  ножки, он уже находится в процессе развития. Наша же задача помочь крохе сделать игры с ручками более эффективными. Пока ребенок маленький, и не может самостоятельно выполнять различные упражнения, вы должны ему помочь, например, в процессе чтения стишков загибать пальчики. Для лучшего воздействия, их стоит не просто загибать, а слегка массировать, начиная с мизинчика и заканчивая большим пальцем. «Варить» кашу на ладошке тоже достаточно полезно, круговыми движениями разминая ладошку. Не забывайте играть поочередно, то с правой, то с левой ручкой. Для самых маленьких как нельзя лучше подходят простые народные игры. Это хорошо известные вам “Ладушки”, “Сорока-ворона”, “Коза рогатая” и другие игровые потешки для малышей. Но играя с ребенком в пальчиковые игры, произнося вслух тот или иной стишок, не забывайте об эмоциональной окраске того, что вы говорите. Меняйте тембр и скорость речи, делайте паузы, подчеркивайте отдельные слова, рассказывайте весело, и выразительно. Главное, что бы он вызывал эмоциональный отклик и у взрослого, и у малыша.

Основные занятия с  малышом.

Массаж — ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые  центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие и контакт между  мамой и ребёнком. Особенно важно  уделять много внимания массажу, если у ребёнка есть явные отставания в речевом развитии. Он даёт отличные результаты.

Фасолевые ванны — в  миску или коробку нужно насыпать фасоль или горох, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Малыш запускает  руки в фасоль и выискивает игрушки. Эффекты: массаж, развитие координации  пальцев.

Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное  тесто). Кроме очевидного творческого  самовыражения, малыш также развивает  гибкость и подвижность пальцев  и способствует улучшению речи.

Игры с крупами: перебирать в разные ёмкости перемешанные горох  и фасоль, а затем и более  мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы, растирать в руках.

Мозаика — игры с разными  мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность  и творческие способности.

Шнуровки – сейчас в  магазинах развивающих игрушек  достаточный ассортимент разнообразных  игр-шнуровок. Они отлично развивают  мелкую моторику рук, к тому же благодаря  им малыш овладевает повседневным практическим навыком шнурования ботинок. Простейшую шнуровку можно сделать в домашних условиях. Возьмите кусок картона, вырежьте из него какой-то знакомый ребёнку объект (яблоко, ёжика или что-то ещё) и  сделайте по контуру дырки с помощью  дырокола. В эти дырки малыш  будет просовывать шнурочки. Также можно прошнуровывать один объект к другому (ёжик несёт яблоко и т.д.)

Игры с пуговицами и  бусинами — нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание  пальцами бус из пуговиц или бусин. Можно нашить на одну ткань пуговицы разных размеров, а на другую — разные петли. Ребёнок будет тренировать  пальчики, одновременно развивая сообразительность  и осваивая понятия большой - маленький.

Пальчиковая гимнастика и  пальчиковые игры — этим весёлым  занятиям посвящены многие книги. Народная мудрость принесла к нам из глубины  веков Сороку-ворону, ладушки, Козу - рогатую и многое другое. А современные  исследователи дополнили ассортимент  увлекательных игр. Занимайтесь  с крохой — игры и гимнастика для пальчиков способствует не только речевому, но и всестороннему развитию.

Хорошим средством  для развития движений пальцев является игра в «Театр пальчиков» для детей  от полутора лет.

Пальчиковые игры не должны быть продолжительными, пять минут в день достаточно для того, чтобы стимулировать речевую  функцию ребенка.

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

Толбанова А. Пальцы помогают говорить. //Дошкольное воспитание. 1988 - №9 С. 81-82; 1989 - №10 С.94-95.

 

Аксенова М. Развитие тонких движений рук у детей с нарушениями  речи. //Дошкольное воспитание. 1990 - № 8 - С.62.

Информация о работе Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей дошкольного возраста