Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 21:38, аттестационная работа

Описание работы

Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.

Содержание

Введение …………………………………………………………………... 3
Глава I. Теоретические основы проблемы в работах педагогов и психологов ………………………………………………………………...
Глава II. Система работы по развитию мелкой моторики
у детей дошкольного возраста …………………………………………
2.1. Создание условий в группе ……………………………….
2.2. Диагностика развития мелкой моторики ………………..
2.3. Организация обучения.……...............................................
1) Задачи на каждом этапе обучения правил …………….
2) Правила проведения работы по развитию мелкой моторики ……………………………………………………

3) Включение работы по развитию мелкой моторики в разнообразные виды деятельности детей ………………...
4) Виды работы на развитие мелкой моторики …………

Пальчиковая гимнастика …………………………….
Комплексы упражнений лечебно-профилактического танца для развития мелкой моторики ………………………………………………
Теневая игра …………………………………………..
Сопряженная гимнастика, или Театр пальчиков и языка …………………………………………………..


Массаж. ………………………………………………...


Упражнения с предметами …………………………..


«Ручная терапия» …………………………………….
Кинезиологическая тренировка …………………….

2.4. Результаты развития мелкой моторики у детей ,…….….
2.5. Включение родителей в процесс развития мелкой моторики у детей ………………………………………….
Заключение ………………………………………………………………
Литература ………………………………………………………………
Приложения ………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

творческий по моторике.doc

— 489.50 Кб (Скачать)

     3—4—опустить  основание ладони в И. П. (кисти расслабить).                                 

     5—6  — повторить движения счета  1—2.

     7—8  — повторить движения счета  3—4.

IV                Повторить упражнения части III. 

Вторая  часть

I      1—2 — кисти в кулак на столе (мышцы напряжены).

     3—4  — пальцы развести, ладони положить на стол.

     5—6  — повторить движения счета  1—2.

     7—8  — повторить движения счета  3—4.

II                 Повторить упражнения части I.

III   1—2 — ладони положить на стол, пальцы соединить, кисти

приблизить друг к другу. 

      3—4 — ладони на стол, пальцы разведены. Кисти развести друг от друга.

     5—6  — повторить движения счета  1—2.

     7—8  — повторить движения счета  3—4.

IV                Повторить упражнения части III.  

Третья  часть. Повторить движения первой части.  

Четвертая часть. Повторить движения второй части. 

Пятая часть

I      1—2 —правой рукой поднять вверх указательный палец левой руки (растянуть мышцы).

     3—4  — опустить указательный палец  левой руки в И. П.

     5—8  —повторить движения счета 1—4  со средним пальцем.

II     1—8 — повторить упражнения части I счет 1—8 с безымянным пальцем и мизинцем.

III—IV       Повторить упражнения частей I—II левой рукой, поднимая вверх пальцы правой руки.

Шестая  часть                                    

I      1—4 —четыре встряхивающих движения правой кистью вниз — вне стола (расслабление).                           

     5—8  — повторить движения счета  1—4 левой кистью.

II     1—8 — на каждый счет удары подушечками пальцев по столу.                                                    III                Повторить упражнения части I

IV                Повторить упражнения части III.

                                             

3. Теневая игра

Комната, в которой  проводится теневая игра, затемняется. Источник света (торшер, настольная лампа) освещает экран (светлую стенку) на расстоянии 3-4 м. Между экраном и источником света (на расстоянии 1,5 - 2м от экрана) производятся движения руками, от которых падает тень на освещенный экран. Теневая игра сопровождается короткими диалогами, сценками. Исполнители должны располагаться так, чтобы тень, падающая на экран, отражала только положение кисти и предплечья. Большой эффект в теневой игре достигается благодаря изменению расстояния руки от источника света. Это дает возможность увеличивать или уменьшать размеры теневых фигур. 

 
 

Примерные положения рук 

1.Орел.                                          6. Змея.

2. Рыбка.                                       7. Змея.

З.Тигр.                                          8. Лама.

4. Волк.                                         9. Гусь

5. Собачка.                                    10. Заяц. 
 

4. Сопряженная гимнастика, или Театр пальчиков и языка

В сопряженной  гимнастике предлагаются упражнения для  одновременной работы пальцев и языка. Они способствуют не только развитию мелкой моторики, но и лучшей координации движений, повышающей общую работоспособность ребенка на занятиях.

Проводимая в  хорошем темпе, с веселым настроением, со сменой поз (сидя - за партами или  за общим столом, стоя - в кругу  или шеренге), сопряженная гимнастика может применяться и как физкультминутка.

Упражнения объединены простеньким сюжетом, что и позволяет  назвать их театром пальчиков и языка.

Цели  занятий

Привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые  возникают от движений мышц пальцев, языка и губ; научить управлению этими движениями.  

Текст произносит Движения  или статичная поза
взрослый (желательны «подсказки» детей) рук языка
1 . Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ. Имитация ходьбы пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим  и указательным Язык движется вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз
2. Подошли к опушке -ровной-ровной, гладкой-гладкой. Ладони ребрами тесно прижаты друг к другу, пальцы выпрямлены Рот открыт, язык свободно лежит на нижней губе
3. На опушке - большое дерево. Вот  его ствол. Локти, ладони соединены, пальцы подняты вверх Язык высовывается и напряженно тянется к носу _____
4. Вот его крона. Пальцы чуть согнуты Скругленные края языка загнуты вверх «чашечкой»
5. Крона состоит из веток и  листьев. Пальцы напряженно вытянуты и широко расставлены. Ладони соединяются «чашечкой» Язык в позе «чашечки»
6. Листья, которые так весело играют с ветерком летом, осенью опадают. Пальцы широко расставлены и попеременно двигаются. Кисти расслаблены, руки свободно опущены  вдоль туловища Движения языком вверх-вниз (язык со скругленными краями). Язык расслабленно опускается на нижнюю губу
7. Вот его корни. Кисти рук тыльной  стороной соединяются у запястья, пальцы напряженно тянутся вниз Язык напряженно тянется вниз
8-9. На дереве гнездо. В нем живет птица. Она то влетает в гнездо, то вылетает из него. Ей надо кормить птенцов. Руки соединяются ребрами ладоней «чашечкой». Большие пальцы то опускаются на дно чашечки, то разводятся в стороны Язык «чашечкой». Язык движется вверх-вниз и попеременно  в стороны или убирается за зубы
10. Под деревом растут грибы. У одних грибов ножки толстые,

у других - тонкие.

Щепоть одной  руки показывает толстую ножку, а  ладонь другой руки - шляпку. Положение  рук меняется: то, что делала правая рука, делает левая, и наоборот (грибов-боровиков  много). Указательный палец одной  руки -ножка, а ладонь другой руки -шляпка; положение рук меняется (поганок очень много) Язык сначала  мягко присасывается к твердому небу, затем напряженно (гриб растет)
1 1 . Дерево растет. Руки тянутся  вверх, к солнышку Язык тянется  к носу
1 2. И грибы растут. См. упражнение 10 Чередовать: язык то присасывается к небу, то прогибается «чашечкой»
13. Собираем их в корзину. Переплетаем пальцы «корзинкой» Язык - «чашечкой»
14. Идем по лесу дальше. См. первое упражнение - имитация ходьбы Язык - как в  первом упражнении
15. Растет дикая яб-лонька. На ней  плоды -яблочки. Руки от локтей до запястий сведены вместе, кисти  сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх Язык скругленный, выгнутый, с опорой на верхнюю губу
16. Они кислые. Махнуть рукой: «эх!» Сморщиться  и слегка высунуть язык
17. Но дома сварим из них варенье  - во какое! Большой палец  правой руки поднят кверху - жест одобрения Улыбнуться  и облизать верхнюю и нижнюю губы
18. Поэтому соберем их в корзины. Пальцы рук  переплетены «корзинкой» Язык - «чашечкой»
19. Через лес (топ-топ, топ-топ-топ)  вышли к реке. Руки в стороны: плавные движения от плеч к пальцам Плавное движение широким языком вперед-назад
20. Тяжело нести корзины. Увидели лодку. Сложить ладони «лодочкой». Руки совершают волнообразные движения Язык сложить  «лодочкой» (боковые края поднять вверх). Вытягиваем язык вперед и убираем назад
21. Приплыли домой. Соединить кончики  пальцев (пальцы «домиком») языка Язык присасывается  к небу (крыша домика)
 
 

  5. Массаж.

В классическом массаже используются четыре основных приема: поглаживание, разминание, растирание, постукивание. В гимнастике и массаже  пальцев важно сочетать приемы сжатия, растягивания и расслабления. По этим принципам и построена программа пальчикового тренинга М.С. Рузиной (Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг). В ее основе лежат пальчиковые игры различных времен и народов.    

Элементы  общего массажа (поглаживание, растирание, разминание, постукивание) сочетаются с точечным воздействием на определенные точки и зоны.                                                    

 Как  показывает практика, ребенок 5-7 лет в состоянии обнаруживать основные группы точек и воздействовать на них. В  моих комплексах используется наиболее активная зона с максимальным количеством биологически активных точек (БАТ) – зона кистей.

     Начиная с двухлетнего возраста детей можно обучать приемам самомассажа кистей рук и пальцев. 

Упражнение  «Моем руки»  (массаж пальцев и кистей рук)

1 - «открываем  кран» - движения выполняются  поочередно кистью то правой  руки, то левой руки, имитирующей  откручивание крана;

2 - «подставляем  руки под воду» - потирающие  движения выполняются сложенными ладонями;

3 - «намыливаем  руки мылом» - поглаживающие движения кистью правой руки кисти левой руки, затем наоборот.

Примечание. Если ребенок не справляется с движением, надо помочь ему, поглаживая его руки своими руками. Это также позволяет осуществлять телесный положительный контакт со взрослым человеком и повышает эмоциональный настрой;

4 - «намыливаем  каждый пальчик» - пальцами левой  руки массировать поочередно каждый пальчик правой руки от кончиков пальцев к основанию. Затем массировать пальчики левой руки;

5  - «смываем  мыльную пену» - потирающие движения соединенными ладонями рук;

6 —  «стряхиваем капельки воды» —  потряхивание кистями рук;

7 - «вытираем  руки полотенцем» - мягкие и  поглаживающие движения одной рукой другой руки от кончиков пальцев к запястью, затем от запястья и до локтя.

Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками. По свидетельству археологов, люди играют кремниевыми, каменными, мраморными и глиняными шарами многие столетия. Детям предлагаются шарики, которые можно просто вертеть в руках, щелкать по ним пальцами и "стрелять", направлять в специальные желобки и лунки, состязаясь в меткости.

Массаж  грецкими орехами. Предлагается: а) катать два ореха между ладонями; б) прокатывать один орех между пальцами; в) удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки; г) удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук.

Массаж  шестигранными карандашами. Грани карандаша легко "укалывают" ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Детей учат пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами; удерживать его в определенном положении в правой и левой руке.

Массаж "четками". Перебирание "четок" (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать количество "четок" (в прямом и обратном порядке).

Медики  и педагоги едины в своем мнении: такие игровые упражнения развивают представления детей о возможностях своего организма, улучшают память, внимание, устраняют психическую напряженность, восстанавливают бодрое настроение, благотворно влияют на мозг и нервную систему. 

6. Упражнения с предметами

Упражнения, входящие в этот блок, относятся  к техникам, расширяющим осознание собственной телесной активности и улучшающим контакт с телом.

Использование предметов из различного материала, разной формы, фактуры, размера, массы для регулирования психофизиологического состояния имеет давнюю традицию и уходит корнями в практики традиционных восточных психофизических систем.

Для выполнения упражнений этого блока используются самые простые и доступные предметы: короткие массажные палочки, теннисные мячи, мелкие предметы для тренировки тонких движений кисти и пальцев (камешки, орехи, монеты, шары, четки и т.п.). Работая с ними, ребенок постепенно овладевает сложнокоординированными движениями с включением различных групп мышц, учится регулировать мышечный тонус за счет многократного повторения рисунка движения и процессов напряжения-расслабления. Сама по себе задача регуляции мышечного тонуса в процессе движения для ребенка довольно сложна, и подбор различных по массе и форме предметов позволяет постепенно формировать у него все более сложные по характеру двигательные навыки. Движения с предметом повторяются до тех пор, пока ребенок не найдет способ выполнить их правильно. Вначале предлагается выполнить самые простые движения под зрительным контролем. По мере их усвоения они заменяются более сложными, которые выполняются уже без зрительного контроля.

Информация о работе Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста