Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 21:38, аттестационная работа

Описание работы

Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.

Содержание

Введение …………………………………………………………………... 3
Глава I. Теоретические основы проблемы в работах педагогов и психологов ………………………………………………………………...
Глава II. Система работы по развитию мелкой моторики
у детей дошкольного возраста …………………………………………
2.1. Создание условий в группе ……………………………….
2.2. Диагностика развития мелкой моторики ………………..
2.3. Организация обучения.……...............................................
1) Задачи на каждом этапе обучения правил …………….
2) Правила проведения работы по развитию мелкой моторики ……………………………………………………

3) Включение работы по развитию мелкой моторики в разнообразные виды деятельности детей ………………...
4) Виды работы на развитие мелкой моторики …………

Пальчиковая гимнастика …………………………….
Комплексы упражнений лечебно-профилактического танца для развития мелкой моторики ………………………………………………
Теневая игра …………………………………………..
Сопряженная гимнастика, или Театр пальчиков и языка …………………………………………………..


Массаж. ………………………………………………...


Упражнения с предметами …………………………..


«Ручная терапия» …………………………………….
Кинезиологическая тренировка …………………….

2.4. Результаты развития мелкой моторики у детей ,…….….
2.5. Включение родителей в процесс развития мелкой моторики у детей ………………………………………….
Заключение ………………………………………………………………
Литература ………………………………………………………………
Приложения ………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

творческий по моторике.doc

— 489.50 Кб (Скачать)

Поместить один шар между указательным и средним пальцами, другой шар зажать больйшйи безымянным пальцами. Мизинец прижат к безымянному. Слегка ударять шарами друг об друга, щелкая ими, как кастаньетами.

Упражнение  «Дракон играет жемчужиной»

Поместить шар между мизинцем и безымянным пальцем правой руки, затем средним пальцем перекатить шар так, чтобы он был зажат между безымянным и средним пальцами. Продлить движение сначала указательным пальцем, сдвигая шар слева направо, затем большим пальцем. Шар на всем своём пути не должен касаться ладони, перекатываясь с помощью пальцев, точно так же, между пальцев, вернуть шар в исходное положение. Для этого большим пальцам справа налево поместить шар между указательным и средним пальцами и т.д. 

Упражнения  со спичками, счётными палочками.

Складывание фигурок из палочек: квадрат, треугольник, кубик, мельница, звездочка, флажок, лодка, рыбка, солнце, машина, ракета, качели, кровать, табурет, забор, санки, колодец и другие.

Складывание цифр из палочек: 1, 4, 0, б, 9, 11 и т. д.

Складывание букв из палочек: А, О, У, И, Ш и т. д.  

Упражнения  с нестандартными предметами:

платочек, шарфик, косынка (взмахи, перекладывание из руки в руку и др.); горох, орехи, шары, мячи с резиновыми шипами (катание в ладони, по полу, столу, частям тела); кукольный театр пальчиками (одевание на пальчики колпачков, шапочек, ленточек и изображение героев сказок, рассказов). 

7. «Ручная терапия».

Под термином «ручная терапия» я подразумеваю  игры в зоне песка, глины и воды, направленные на развитие тактильно-кинестетической  чувствительности и мелкой моторики рук.

Как вы уже знаете, тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Это те ощущения, которые мы получаем через кожу: горячее — холодное, сухое — мокрое, колючее — гладкое, мягкое — твердое и т.д. Кинестетические ощущения возникают у нас и когда мы двигаемся, и когда находимся в состоянии покоя. Именно они помогают узнать, насколько удобно мы сидим, лежим, стоим, комфортно ли нам при движении. Тактильно-кинестетические ощущения непосредственным образом связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается мир. Особая роль в развитии именно этого вида чувствительности отводится играм с песком, или "песочной терапии" (концепция такой терапии использовалась М. Монтессори, основателем аналитической психотерапии Карлом Юнгом, английским педиатром Маргарет Ловенфельд и другими учеными).

Педагоги  считают, что "песочная терапия" снимает детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивает фантазию.

    «Отпечатки наших  рук». На ровной поверхности чуть влажного песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. При этом важно немного задержать руку, слегка вдавив ее в песок, и прислушаться к своим ощущениям.

  Взрослый  начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, по моим ладоням скользят маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?»

  Теперь, когда ребенок получил образец  устного описания своих ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует. Чем младше ребенок, тем короче будет его рассказ и тем чаще необходимо повторять эту игру. Не беда, если в начале игры ребенок в точности воспроизводит ваши слова, рассказывая о своих ощущениях. Постепенно, накапливая собственный чувственный опыт', он научится передавать свои ощущения и другими словами. Не исключено, что ваши ощущения будут различны, но постарайтесь не навязывать ребенку своего мнения.

  Попробуйте: поскользить ладонями по поверхности  песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинка, змейка, санки и др.);

• выполнить те же движения, поставив ладонь ребром;

• «пройтись» ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

• создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, капелькой дождя, травинкой, деревом, ежиком и пр.);

• «пройтись» по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук, после — двумя руками одновременно (сначала только указательными, потом — средними, затем — безымянными, большими, и наконец — мизинчиками);

• «поиграть» пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигать не только пальцами, но и кистями рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола;

• сгруппировав пальцы по два, по три, по четыре, по пять, оставлять на песке загадочные следы. (Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?)

  Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка.

  Во-первых, такого рода игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние.

  Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук мы учим ребенка прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное — ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Играя, он учится понимать себя и других. Так закладывается основа для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

  «Что  же спрятано в песке?». Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук и начинают шевелить ими, наблюдая за тем, как изменяется рельеф песчаной поверхности .^

  Следует полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, а только шевеля пальцами и сдувая песчинки. Для того, чтобы усложнить задачу, это упражнение можно проделать с влажным песком.

  Многим  известна пляжная игра «Мина». Рука одного играющего превращается в  «мину»: она может находиться в  песке в любом положении Задача другого играющего, «сапера»,— откопать «мину», не дотрагиваясь до нее. «Сапер» может действовать руками, дуть на «мину», помогать себе тонкими палочками.

  В нашей игре взрослый вместо руки в  качестве такой мины закапывает любую  игрушку (важно, чтобы ребенок не знал, какую именно). В процессе раскопок ребенок пытается догадаться по открывающимся частям предмета, что же именно закопано. Закапывать можно не один, а несколько предметов и игрушек и на ощупь узнавать, что или кто спрятано (вариации игры «Чудесный мешочек») и т.п.

  Любой из этих вариантов игры можно предлагать ребенку в виде сказки. 

"Песочная  терапия" - это и возможность  обучения детей предметному и ландшафтному конструированию. Из песка и природных материалов (кусочков дерева, веток, шишек, камушков и т.п.) они сооружают реки, долины, горы, озера, дороги, туннели, мосты. Вдоль дорог возводят строения и целые города, населяют их жителями (игрушками-фигурками людей и животных). При этом развивается кругозор детей, их речь, пространственная ориентация, умение сотрудничать друг с другом, работать и играть сообща.

На песке  детей учат рисовать, писать буквы и целые слова (пальцем, палочкой). Это вызывает гораздо больший интерес, чем письмо на бумаге.

Таким образом, "песочная терапия" позволяет:

• стабилизировать  психоэмоциональное состояние;

• совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;

• стимулировать  развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности;

• развивать  навыки общения и речь (диалогическую и монологическую), пространственную ориентацию;

• стимулировать  познавательные интересы и расширять кругозор;

• разнообразить  способы сотрудничества.

Не менее  эффективна "терапия глиной".

Археологи находят глиняных зверушек в тысячелетних пластах на всех континентах и  объясняют, что древний человек, создавая из глины зверей, рыб и птиц, видел глубокую связь между ними и реальными животными.

Глина была первым материалом для изготовления посуды, из нее строили жилища -глинобитные дома, делали кирпичи, из которых клали стены и печи. Глина несла тепло и уют.

Все то полезное, что дают игры с песком, можно с уверенностью отнести  и к играм с глиной, которую  не заменит самый дорогой пластилин. Рука, входящая с соприкосновение с песком и глиной, получает знания и опыт - основу мышления.

В работе с дошкольниками мы использовали такое наследие предков, как "глинопись". Сначала дети делали на куске сырой глины отпечатки ладоней и ступней и подписывали свое имя (сами или с помощью взрослого). Узнав про "глиняные" книги, стали палочками выдавливать буквы.

Глина оказалась и отличным математическим материалом: можно скатать колбаску и разделить на равные части; можно лепить цифры, геометрические фигуры (и при желании изменять их форму).

Конечно, работа с глиной требует особых приспособлений, клеенчатых фартуков для детей, дополнительных хлопот по уборке, но результат от приобретенных умений, от жажды творить и быть "скульптором" окупает все затраты.

Рука  ребенка, соприкасающаяся с водой, также развивает и гармонизирует работу его мозга. В педагогике известно более сотни упражнений: от массажа рук в воде до опытов, связанных с различными агрегатными состояниями воды: жидкостью, паром, льдом.

"Ручная  терапия" включает также и  трудотерапию. Для детей любой приносящий удовольствие труд является и оздоравливающим, и развивающим, и профилактическим средством. Наиболее показаны и распространены такие "терапевтические работы", как вязание, вышивание, плетение, лепка из глины, раскрашивание ткани, рисование, работа с тестом, занятия с песком, водой, землей, ухаживание за растениями, животными и т.д. 

8. Кинезиологическая тренировка

Кинезиология -  наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.   Истоки кинезиологии как науки следует искать почти во всех известных философских системах древности и прогрессивных течениях современности. Так, древнекитайская философская система Конфуция (около 2700 года до н.э.) демонстрировала роль определенных движений для укрепления здоровья и развития ума. Сходные элементы содержала древнеиндийская йога, основной целью которой было обретение высших психофизических способностей. Искуснейший врач Греции Гиппократ, родившийся в 460 году до н.э., также пользовался кинезиотерапией.               

                 Современные кинезиологические  методики направлены на активизацию  различных отделов коры больших  полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики. Кинезиология рассматривает мозг человека как компьютер, в котором уже заложена информация обо всех функциональных связях в организме. Мозг накапливает информацию и способен решить любую задачу, связанную с регуляцией функций организма. Самый благоприятный период для интеллектуального развития - это возраст до 10 лет, когда кора  больших полушарий головного мозга еще не сформирована. При интеллектуальном развитии возможно и необходимо применение кинезиологических  упражнений.

               Под влиянием кинезиологических  тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (но оптимальна для данных условий), тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данные методики позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы возможностей  деятельности его мозга.

               Развитие мелкой моторики является главным  блоком в работе по кинезиологии. В практике я использую следующие комплексы кинезиологической тренировки:

Комплекс № 1

  1. Постучите по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки.

  2. Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите руку на ладонь. Сделайте то же самое левой рукой

Информация о работе Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста