Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 21:38, аттестационная работа
Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.
Введение …………………………………………………………………... 3
Глава I. Теоретические основы проблемы в работах педагогов и психологов ………………………………………………………………...
Глава II. Система работы по развитию мелкой моторики
у детей дошкольного возраста …………………………………………
2.1. Создание условий в группе ……………………………….
2.2. Диагностика развития мелкой моторики ………………..
2.3. Организация обучения.……...............................................
1) Задачи на каждом этапе обучения правил …………….
2) Правила проведения работы по развитию мелкой моторики ……………………………………………………
3) Включение работы по развитию мелкой моторики в разнообразные виды деятельности детей ………………...
4) Виды работы на развитие мелкой моторики …………
Пальчиковая гимнастика …………………………….
Комплексы упражнений лечебно-профилактического танца для развития мелкой моторики ………………………………………………
Теневая игра …………………………………………..
Сопряженная гимнастика, или Театр пальчиков и языка …………………………………………………..
Массаж. ………………………………………………...
Упражнения с предметами …………………………..
«Ручная терапия» …………………………………….
Кинезиологическая тренировка …………………….
2.4. Результаты развития мелкой моторики у детей ,…….….
2.5. Включение родителей в процесс развития мелкой моторики у детей ………………………………………….
Заключение ………………………………………………………………
Литература ………………………………………………………………
Приложения ………………………………………………………………
Автор отмечает, что развитие руки ребенка начинается с ощупывательных и хватательных движений. Захватывая находящиеся вблизи предметы, игрушки, манипулируя ими, ребенок при помощи руки приобретает свой первый опыт в познании окружающего его предметного мира. Рука таким образом постепенно развивается. Благодаря развитой руке расширяются возможности ребенка в формировании пространственных представлений, представлений о свойствах и качествах предметов через практические действия с ними.
Упражнения с предметами приобретают для ребенка ценностный смысловой характер, что позволяет детям в большинстве случаев достигать значительных результатов в развитии тонкой моторики рук и ручной ловкости. Автор дает рекомендации для организации работы по развитию мелкой моторики, описание характера возможной помощи ребенку при освоении того или иного конкретного упражнения с мелкими предметами.
В книге А.А.Катаева представлено много игр на развитии соотносящих движений, которые совершенствуют у ребенка ловкость рук, глазомер, согласованность движений обоих рук. В книге «Развиваем руки, чтобы учиться писать и красиво рисовать» С.Е.Гавриной представлены игры и упражнения для развития движений рук, диагностические задания, которые помогут определить уровень развития мелкой моторики у детей.
В своей статье Топоркова И.Г. пишет: «Мышечные возможности руки ребенка требуют особой тренировки и коррекции. При этом особую роль играют гимнастические упражнения для мелкой мускулатуры пальцев, каждое из которых позволяет коррегировать движения каждого пальца в отдельности и в целом относительно друг другу, воздействовать на все мышцы руки, тренируя мышечные усилия и точность двигательных реакций».
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны, проводятся как в детском саду так и дома. Они увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, явления природы, людей и их деятельность, активизируют моторику рок. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Физкультминутки, комплексы пальчиковой гимнастики представлены в пособиях Т.А.Ткаченко, Е.А.Алябьевой, Г.В.Беззубцевой, В.В.Цвынтарного.
В специальной
литературе (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова,
Т. Б. Филичева, М. В. Ипполитова, О. С. Бот)
формированию двигательных навыков и
дифференцированных движений пальцев
рук также уделяется большое внимание.
Имеется описание приемов для развития
и совершенствования моторики пальцев
рук у детей с нарушениями речи, приведены
разнообразные игры и упражнения. Очень
актуальным в плане диагностики и коррекции
развития мелкой моторики является материал
книги Н.Ю.Боряковой «Ступеньки развития.
Ранняя коррекция и диагностика ЗПР».
В ней определяется программные задачи
по развитию мелкой моторики, содержание
коррекционной работы и основные этапы,
которые условно обозначены как «ступеньки»
развития. Каждой ступени отводится определенное
время и на каждом этапе решаются конкретные
задачи.
Изученная литература помогла мне систематизировать свои знания.
Итак, значение
развития мелкой моторики в жизни ребенка
велико. Существует очень тесная связь
между умственным развитием ребенка, речевым
его развитием и уровнем развития его
мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики в педагогике рассматривают как часть моторного развития ребенка и подразумевают под этим понятием тонкие движения кисти и пальцев рук.
Развитие мелкой моторики включает в себя такие аспекты:
-развитие кинестетического праксиса,
-развитие кинетического праксиса,
-формирование хватательных движений,
-развитие подвижности пальцев,
-развитие тактильных ощущений,
-развитие
силы и точности движений.
Коррекция моторного развития детей осуществляется путем проведения специальных упражнений и игр. Она направлена на:
• нормализацию мышечного тонуса рук,
• исправление неправильных поз пальцев,
• развитие статической выносливости,
• упорядочение темпа движений,
• синхронного взаимодействия движений рук,
• запоминания серии двигательных актов,
• воспитание быстрых двигательных реакций на словесные инструкции,
•
развитие тонких двигательных координации.
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики и координации движений выполняют несколько функций:
• развлекательную - создают благоприятную атмосферу;
• релаксационную - снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;
• коммуникативную - объединяют детей в группы, способствуют их сотрудничеству, взаимодействию между собой;
• воспитательную - формируют моральные и нравственные качества;
• обучающую - дают новые знания, умения, навыки или закрепляют их;
• развивающую - развивают внимание, память, мышление, т.е. важнейшие психические процессы;
• коррекционную - "исправляют" эмоциональные, поведенческие или другие проблемы ребенка;
• профилактическую - предупреждают появление психосоматических заболеваний;
• лечебную - способствуют выздоровлению.
.
Глава 2. Система работы по развитию мелкой моторики
у детей дошкольного возраста.
Организация учебной работы это интенсивный процесс, он стимулируется извне, заранее трудно предсказать его результат. В.Штрасмайер рекомендует: «Занимайтесь с ребенком так часто, как только для этого появляется естественная возможность. Однако помните, что ребенок не «машина для обучения», он не может быть постоянно и непрерывно объектом развивающих упражнений… Важно то, что ребенок с радостью занимается любимым делом и у него есть мотив для взаимодействия со взрослыми, с окружающей средой».
2.1. Создание условий в группе.
Прежде чем начать заниматься с детьми, необходимо создать условия в группе. Для развития мелкой моторики у меня в группе я оборудовала игровую зону
«Послушные пальчики», в которой располагаются
1. Пирамидки.
2. Бочонки.
3. Вкладыши.
4. Домино «Логика»
5. «Почтовый ящик»
6. Груши, мячи, эспандеры, игрушки-пищалки (сжимание резиновых предметов)
7. Шнуровка.
8. «Бусы» (нанизывание
на проволоку колечек, пуговиц.
9. Пузырьки, бутылочки, коробочки, шкатулки (открывание и закрывание)
10. Трафареты,
шаблоны (обводка, штриховка,
11. Мозаика
12.Пазлы
13. «Играйка- собирайка» (разрезные картинки)
14. «Косички» (лента, тесьма, шнурки, бечёвки, нитки толстые и тонкие...)
15. Застежки (пуговицы, кнопки, молнии...)
16. «Игровизор»
(обводка через оргстекло,
17. Игры с пальчиками (картотека)
18. Поделки из бумаги (оригами)
19. Лепка (глина, пластилин, тесто...)
20. «Узоры»
(выкладывание из
21. Счётные палочки
22. Природный, бросовый материал
23. «Волшебные клубочки»
24. Лабиринты.
25. «Волшебные коробочки» (осязание, обследование различных материалов)
26. Графические, диктанты.
27. Силуэты.
28. «Чудесный мешочек»
29. «Монтессори материал»
30. Материал для рисования
31. Геометрические фигуры для выкладывания и аппликация
32. Наборы для конструирования.
33. Зона
песка, глины, воды (ёмкости с
песком, водой, наборы мелких игрушек)
2.2. Диагностика развития мелкой моторики.
Сначала я занималась с детьми индивидуально, в свободное от занятий время. Но такая эпизодическая учебная деятельность не дала заметного положительного эффекта. Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной, целенаправленной, систематичной и разнообразной.
Для организации такой работы необходимо было определить наиболее проблемные места в развитии мелкой моторики у детей всей группы, выявить детей, развитие моторики которых сильно задерживается. Следовательно, необходимо определить примерные требования к развитию мелкой, критерии анализа и диагностические пробы.
Итак, изучив литературу я выявила примерные показатели развития мелкой моторики на каждом этапе обучения:
Показатели развития к концу первого этапа:
Дети должны научиться:
Показатели развития к концу второго этапа
Дети должны научиться:
Показатели развития к концу третьего этапа
Дети должны научиться:
Показатели развития к концу четвертого этапа
Дети должны научиться:
Так как развитие мелкой моторики включает в себя такие аспекты как:
Информация о работе Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста