Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 21:38, аттестационная работа

Описание работы

Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.

Содержание

Введение …………………………………………………………………... 3
Глава I. Теоретические основы проблемы в работах педагогов и психологов ………………………………………………………………...
Глава II. Система работы по развитию мелкой моторики
у детей дошкольного возраста …………………………………………
2.1. Создание условий в группе ……………………………….
2.2. Диагностика развития мелкой моторики ………………..
2.3. Организация обучения.……...............................................
1) Задачи на каждом этапе обучения правил …………….
2) Правила проведения работы по развитию мелкой моторики ……………………………………………………

3) Включение работы по развитию мелкой моторики в разнообразные виды деятельности детей ………………...
4) Виды работы на развитие мелкой моторики …………

Пальчиковая гимнастика …………………………….
Комплексы упражнений лечебно-профилактического танца для развития мелкой моторики ………………………………………………
Теневая игра …………………………………………..
Сопряженная гимнастика, или Театр пальчиков и языка …………………………………………………..


Массаж. ………………………………………………...


Упражнения с предметами …………………………..


«Ручная терапия» …………………………………….
Кинезиологическая тренировка …………………….

2.4. Результаты развития мелкой моторики у детей ,…….….
2.5. Включение родителей в процесс развития мелкой моторики у детей ………………………………………….
Заключение ………………………………………………………………
Литература ………………………………………………………………
Приложения ………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

творческий по моторике.doc

— 489.50 Кб (Скачать)

то и  диагностику  необходимо проводить по этим критериям. 

1. Кинестетический  праксис предусматривает  выполнение упражнений,

направленных  на формирование ощущений и представлений  о составе движений. Исследуя кинестетический праксис я обращаю внимание на то, чтобы выполнение заданий проходило:

-по  словесной инструкции,

-с   опорой   на   ощущения   первоначального   положения кистей  и пальцев рук.

Для диагностики  кинестетического праксиса я использую упражнения «Кулачок», «Зайка», «Коза». 

2. Кинетический праксис - это упражнения на развитие серии последовательно организованных движений или движений на переключение.

Как диагностическое  я использую упражнение «Кулак - ладонь» с инструкцией: «Сначала повтори за мной (по показу), а затем сделай сам» 

3. При диагностировании сформированности хватательных движений и развития подвижности пальцев я определяю тип хватания: кулаком, щепотью (тремя пальцами), указательный тип (указательным и большим пальцем вместе).

Для диагностики  использую игры: «Переложи игрушки», «Поймай маленький мячик». Также я проверяю как ребенок захватывает орудие (правильно ли держит карандаш, ложку).

Подвижность пальцев у детей я проверяю в дидактических играх, типа «Играем  на пианино». Предлагаю ребенку вспомнить музыкальное занятие, показываю как можно играть на пианино, предлагаю ему самому попробовать сыграть, ударяя по клавишам пальцами. 

4. Для того, чтобы определить уровень развития тактильных ощущений у ребенка, я даю тактильный образец (например, игра «Чудесный мешочек»), для того, чтобы ребенок действовал без участия зрительного анализатора. Но, если ребенок не справляется с заданием, то предлагаю тактильно-зрительный образец..

Также использую для диагностики «Тактильные  дощечки» и предлагаю игру «Найди такой же». При выполнении задания ребенком я обращаю внимание на использование ребенком приемов ощупывания, на правильное перемещение руки по предмету, на то, как ребенок в процессе выполнения задания фиксирует как общие, так и более частные (наличие основных деталей, их отношение к целому и т.д.) признаки данных предметов. 

Все результаты диагностического обследования, я оцениваю по 4-х бальной системе.

0 баллов - ребенок упражнения не выполняет, не понимает инструкции.

1   балл-  инструкцию  понимает,   но  упражнение не получается,

2 балла - упражнение выполняет после нескольких попыток и дополнительных объяснений

3 балла  - упражнение выполняет самостоятельно, но с ошибками

4 балла  - упражнение выполняет сразу  и без ошибок.  

Полученные данные я заношу в диагностическую таблицу, что помогает мне проанализировать результаты и определить задачи, над которыми мне необходимо усиленно работать. 

Результаты  обследования развития мелкой моторики детей. 

 
 
 
Ф.И.ребенка
Направления
развитие кинестетического праксиса развитие кинетического  праксиса формирование  хватательных движений и развитие подвижности  пальцев развитие тактильных ощущений развитие силы и точности движений
  2 0 1 2 1
  4 2 2 4 2
  4 3 3 4 2
  2 1 1 3 1
  2 1 2 3 1
  4 2 3 4 2
  3 2 3 3 1
  4 3 3 4 2
  4 2 3 4 2
 

Из таблицы  видно, что в моей группе необходимо больше внимания уделить развитию кинестетического праксиса, а также развитию силы и точности движений. 

Кроме того, при анализе диагностики можно выявить детей, которым необходима углублённая работа по развитию мелкой моторики.

С этими  детьми помимо групповой работы провожу  индивидуальные занятия 2-3 раза в неделю.

     Соответственно разрабатываю содержание индивидуальных занятий, на которых я использую игры и упражнения на развитие именно по тому разделу, где у ребенка есть отставание. 

     Индивидуальные  рекомендации детям  по развитию мелкой моторики.

 
 
 
Ф.И.ребенка
Рекомендации  по основным направлениям

(условные  обозначения: 

☼ -  включение в развивающие занятия,

+ - необходима дополнительная индивидуальная работа)

развитие  кинестетического праксиса развитие кинетического  праксиса формирование  хватательных движений и развитие подвижности  пальцев развитие тактильных ощущений развитие силы и точности движений
    + +   +
    + + +
  +
  + + + +
  + + + +
  + +
  + +
  +
  + +
 

 

2.3. Организация обучения. 

Для реализации принципа последовательности и систематичности  обучения я определила задачи на каждом этапе обучения: 

Первый  этап обучения.

  • Развивать у детей ручную и мелкую моторику пальцев рук. Учить детей выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию действиям педагога с речевым сопровождением. Развивать у детей зрительно-двигательную координацию. Формировать у детей навык правильной посадки за столом при выполнении графических упражнений.
  • Формировать у детей специфические навыки в действиях рук -захват щепотью мелких предметов.
  • Учить детей правильно использовать предметы для рисования и письма (мел, фломастеры, ручка, лист бумаги, доска).
  • Формировать у детей умения выполнять задания с мелкими предметами по подражанию действиям взрослого.
  • Формировать у детей умения проводить плавную непрерывную линию, не отрывая карандаша от бумаги.
 

Второй этап обучения.

  • Формировать у детей специфические навыки в действиях рук — захват предметов (или сыпучих материалов) указательным типом хватания.
  • Продолжать развивать у детей зрительно-двигательную координацию.
  • Продолжать формировать у детей навык правильной посадки за столом при выполнении графических упражнений.
  • Формировать у детей умения выполнять задания с мелкими предметами по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции.
  • Формировать у детей графические навыки.
  • Воспитывать у детей оценочное отношение к результату графических заданий и упражнений
  • Учить детей выполнять действия кистями и пальцами рук по образцу и речевой инструкции.
 

Третий  этап обучения.

  • Продолжать учить детей застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки.
  • Учить детей составлять из частей целый предмет (пристегивать части тела животных, элементы предметов к основной части: к середине цветка лепестки, к веточкам листья и т. д.).
  • Формировать у детей умения выполнять шнуровку сверху вниз без перекрещивания шнурка (дождик, дорожка и т. д.) сначала в две дырочки, а затем увеличивать их число (действия по подражанию, по образцу).
  • Учить детей размазывать пальцами пластилин по дощечке, по картону.
  • Учить детей проводить непрерывную линию между двумя волнистыми линиями, повторяя изгибы (ширина между волнистыми линиями от 2,5 до 1,5 см).
  • Учить детей проводить непрерывные линии между двумя ломаными линиями, повторяя их изгиб.
  • Учить детей обводить по контуру простые предметы.
  • Учить детей проводить линию, не отрывая карандаша от бумаги (сначала пальцем, а затем карандашом).
  • Учить детей штриховать в одном направлении сверху вниз простые предметы (яблоко, груша, воздушный шар и т. д.).
  • Формировать у детей индивидуальные предпочтения при выборе цвета при раскрашивании контурных сюжетных рисунков цветными карандашами.
 

Четвёртый этап обучения

  • Продолжать формировать умения детей пользоваться всеми видами застегивания и расстегивания (пуговицы, кнопки, крючки, шнуровка).
  • Продолжать учить детей штриховать простые предметы в разном направлении (слева направо, вверх-вниз).
  • Учить детей ориентироваться на листе бумаги, правильно располагать графические изображения на листе бумаги, ориентируясь на заданные линии.
  • Учить детей ориентироваться в тетради в клетку, обводить клетки, считать их, проводить горизонтальные и вертикальные линии.
  • Учить детей выполнять графические задания в коллективе сверстников, уметь начинать работать вместе с другими и заканчивать работу, ориентируясь на других.
  • Учить детей выполнять графические задания на листе бумаги по образцу.
  • Воспитывать у детей оценочное отношение к своим графическим работам и работам своих сверстников, сравнивая их с образцом.
 

Работая над развитием мелкой моторики, я  выработала для себя определённые правила:

  • начинайте с массажа и разогрева кистей рук, заканчивайте поглаживанием;
  • все занятия должны проводиться в игровой занимательной   форме
  • работа должна начинаться с определения ведущей руки, последовательность   работы   должна   быть строго определенной:

    -   упражнения на ведущей руке,

    -   упражнения на другой руке,

    -   упражнения  одновременно  на  обеих  руках (однофазовые),

    -    разнофазовые упражнения  на  обеих руках одновременно,

  • движения на сжатие, растяжение и расслабление должны сочетаться;
  • упражнения должны включать изолированные движения каждого пальца;
  • не спешите переходить к новому упражнению, важнее четко выполнить предыдущее, отрабатывая движения каждого пальчика одной и другой руки;
  • используйте те игры, которые особенно полюбились ребенку;
  • при массаже пальчиков рук ребенка помогайте ему своими руками только в том случае, если у вас положительный настрой;
  • постепенное усложнение заданий от легких к более сложным,

Информация о работе Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста