Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 21:38, аттестационная работа
Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.
Введение …………………………………………………………………... 3
Глава I. Теоретические основы проблемы в работах педагогов и психологов ………………………………………………………………...
Глава II. Система работы по развитию мелкой моторики
у детей дошкольного возраста …………………………………………
2.1. Создание условий в группе ……………………………….
2.2. Диагностика развития мелкой моторики ………………..
2.3. Организация обучения.……...............................................
1) Задачи на каждом этапе обучения правил …………….
2) Правила проведения работы по развитию мелкой моторики ……………………………………………………
3) Включение работы по развитию мелкой моторики в разнообразные виды деятельности детей ………………...
4) Виды работы на развитие мелкой моторики …………
Пальчиковая гимнастика …………………………….
Комплексы упражнений лечебно-профилактического танца для развития мелкой моторики ………………………………………………
Теневая игра …………………………………………..
Сопряженная гимнастика, или Театр пальчиков и языка …………………………………………………..
Массаж. ………………………………………………...
Упражнения с предметами …………………………..
«Ручная терапия» …………………………………….
Кинезиологическая тренировка …………………….
2.4. Результаты развития мелкой моторики у детей ,…….….
2.5. Включение родителей в процесс развития мелкой моторики у детей ………………………………………….
Заключение ………………………………………………………………
Литература ………………………………………………………………
Приложения ………………………………………………………………
то и
диагностику необходимо проводить
по этим критериям.
1. Кинестетический праксис предусматривает выполнение упражнений,
направленных на формирование ощущений и представлений о составе движений. Исследуя кинестетический праксис я обращаю внимание на то, чтобы выполнение заданий проходило:
-по словесной инструкции,
-с опорой на ощущения первоначального положения кистей и пальцев рук.
Для диагностики
кинестетического праксиса я использую
упражнения «Кулачок», «Зайка», «Коза».
2. Кинетический праксис - это упражнения на развитие серии последовательно организованных движений или движений на переключение.
Как диагностическое
я использую упражнение «Кулак -
ладонь» с инструкцией: «Сначала повтори
за мной (по показу), а затем сделай сам»
3. При диагностировании сформированности хватательных движений и развития подвижности пальцев я определяю тип хватания: кулаком, щепотью (тремя пальцами), указательный тип (указательным и большим пальцем вместе).
Для диагностики использую игры: «Переложи игрушки», «Поймай маленький мячик». Также я проверяю как ребенок захватывает орудие (правильно ли держит карандаш, ложку).
Подвижность
пальцев у детей я проверяю
в дидактических играх, типа «Играем
на пианино». Предлагаю ребенку вспомнить
музыкальное занятие, показываю как можно
играть на пианино, предлагаю ему самому
попробовать сыграть, ударяя по клавишам
пальцами.
4. Для того, чтобы определить уровень развития тактильных ощущений у ребенка, я даю тактильный образец (например, игра «Чудесный мешочек»), для того, чтобы ребенок действовал без участия зрительного анализатора. Но, если ребенок не справляется с заданием, то предлагаю тактильно-зрительный образец..
Также
использую для диагностики «
Все результаты диагностического обследования, я оцениваю по 4-х бальной системе.
0 баллов - ребенок упражнения не выполняет, не понимает инструкции.
1 балл- инструкцию понимает, но упражнение не получается,
2 балла - упражнение выполняет после нескольких попыток и дополнительных объяснений
3 балла
- упражнение выполняет
4 балла
- упражнение выполняет сразу
и без ошибок.
Полученные
данные я заношу в диагностическую таблицу,
что помогает мне проанализировать результаты
и определить задачи, над которыми мне
необходимо усиленно работать.
Результаты
обследования развития
мелкой моторики детей.
Ф.И.ребенка |
Направления | ||||
развитие кинестетического праксиса | развитие кинетического праксиса | формирование хватательных движений и развитие подвижности пальцев | развитие тактильных ощущений | развитие силы и точности движений | |
2 | 0 | 1 | 2 | 1 | |
4 | 2 | 2 | 4 | 2 | |
4 | 3 | 3 | 4 | 2 | |
2 | 1 | 1 | 3 | 1 | |
2 | 1 | 2 | 3 | 1 | |
4 | 2 | 3 | 4 | 2 | |
3 | 2 | 3 | 3 | 1 | |
4 | 3 | 3 | 4 | 2 | |
4 | 2 | 3 | 4 | 2 |
Из таблицы
видно, что в моей группе необходимо
больше внимания уделить развитию кинестетического
праксиса, а также развитию силы
и точности движений.
Кроме того, при анализе диагностики можно выявить детей, которым необходима углублённая работа по развитию мелкой моторики.
С этими детьми помимо групповой работы провожу индивидуальные занятия 2-3 раза в неделю.
Соответственно
разрабатываю содержание индивидуальных
занятий, на которых я использую игры и
упражнения на развитие именно по тому
разделу, где у ребенка есть отставание.
Индивидуальные рекомендации детям по развитию мелкой моторики.
Ф.И.ребенка |
Рекомендации
по основным направлениям
(условные обозначения: ☼ -
включение в развивающие + - необходима дополнительная индивидуальная работа) | ||||
развитие кинестетического праксиса | развитие кинетического праксиса | формирование хватательных движений и развитие подвижности пальцев | развитие тактильных ощущений | развитие силы и точности движений | |
+ | + | + | + | + | |
☼ | + | + | ☼ | + | |
☼ | ☼ | ☼ | ☼ | + | |
+ | + | + | ☼ | + | |
+ | + | + | ☼ | + | |
☼ | + | ☼ | ☼ | + | |
☼ | + | ☼ | ☼ | + | |
☼ | ☼ | ☼ | ☼ | + | |
☼ | + | ☼ | ☼ | + |
2.3.
Организация обучения.
Для реализации
принципа последовательности и систематичности
обучения я определила задачи
на каждом этапе обучения:
Первый этап обучения.
Второй этап обучения.
Третий этап обучения.
Четвёртый этап обучения
Работая над развитием мелкой моторики, я выработала для себя определённые правила:
- упражнения на ведущей руке,
- упражнения на другой руке,
- упражнения одновременно на обеих руках (однофазовые),
- разнофазовые упражнения на обеих руках одновременно,
Информация о работе Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста