Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 21:38, аттестационная работа
Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.
Введение …………………………………………………………………... 3
Глава I. Теоретические основы проблемы в работах педагогов и психологов ………………………………………………………………...
Глава II. Система работы по развитию мелкой моторики
у детей дошкольного возраста …………………………………………
2.1. Создание условий в группе ……………………………….
2.2. Диагностика развития мелкой моторики ………………..
2.3. Организация обучения.……...............................................
1) Задачи на каждом этапе обучения правил …………….
2) Правила проведения работы по развитию мелкой моторики ……………………………………………………
3) Включение работы по развитию мелкой моторики в разнообразные виды деятельности детей ………………...
4) Виды работы на развитие мелкой моторики …………
Пальчиковая гимнастика …………………………….
Комплексы упражнений лечебно-профилактического танца для развития мелкой моторики ………………………………………………
Теневая игра …………………………………………..
Сопряженная гимнастика, или Театр пальчиков и языка …………………………………………………..
Массаж. ………………………………………………...
Упражнения с предметами …………………………..
«Ручная терапия» …………………………………….
Кинезиологическая тренировка …………………….
2.4. Результаты развития мелкой моторики у детей ,…….….
2.5. Включение родителей в процесс развития мелкой моторики у детей ………………………………………….
Заключение ………………………………………………………………
Литература ………………………………………………………………
Приложения ………………………………………………………………
Упражнения с предметами условно можно разделить на:
Упражнения с монетами
Все упражнения выполняются в игровой форме. Начинают с простых упражнений, постепенно их усложняя. Сначала выполняются движения одной рукой, потом другой, затем двумя руками одновременно. Подбираются различные по массе и размеру монеты. Монеты размещаются на ладонной поверхности концевых фаланг пальцев. Ребенок должен научиться удерживать на кончиках пальцев монеты от самых тяжелых до самых легких. Упражнение сначала выполняется с открытыми глазами, а затем - с закрытыми.
Упражнение «Удерживаем монеты-1»
На один из пальцев раскрытой ладони положить монету. Ребенок должен пошевелить этим пальцем так, чтобы монета не упала. Как только ему это удается, на другой палец кладется вторая монета, и так до тех пор, пока все пальцы не будут удерживать монеты.
Примечание. На начальной стадии (при наличии одной монеты на пальце) можно предложить ребенку, удерживая монету, перемещаться по комнате. При этом работает и мелкая и крупная мускулатура, а ребенок фиксирует внимание на монете.
Упражнение «Удерживаем монеты-2»
Держать монету на одном пальце вытянутой руки, стараясь не уронить ее. Затем поднять ногу, удерживая равновесие и не роняя монету.
Упражнение «Удерживаем монеты-3»
Разложить монеты на пальцах раскрытой ладони, затем при помощи партнера уложить монеты на кончики пальцев другой руки. Двигаться, стараясь не уронить монеты, сначала со зрительным контролем, потом без него.
Упражнение «Ловим монету»
Подбрасывать монету вверх и ловить ее.
Примечание. Вначале монета подбрасывается невысоко, затем предлагается подкидывать монету всё выше.
Упражнение «Вращаем монету»
Перекладывать монету между пальцами одной руки, вращать ее между пальцами.
Примечание. Необходимо обратить внимание на то, чтобы в движениях участвовали все пальцы.
Упражнение «Отгадай, в какой руке?»
Один из партнеров прячет монету в руке, другой, легко дотрагиваясь до рук партнера, старается по разности тонуса мышц отгадать, в какой руке находится монета.
Упражнение «Угадай»
Первый
партнер держит монеты на кончиках
пальцев, глаза при этом закрыты. Второй
партнер начинает заменять монеты другими
(отличными по массе) или добавлять монеты,
укладывая их столбиком. Первый партнер,
не открывая глаз, старается угадать достоинство
или количество монет.
Упражнения с четками
Перебирание пальцами четок или бус (лучше использовать природный материал - дерево, желуди, орехи и т.д.) позволяет сосредоточить внимание на форме перебираемых четок, постепенно снижая (для возбудимых детей с повышенным темпом деятельности) или увеличивая темп (для детей с замедленным темпом деятельности). Перебирание четок нормализует ритм дыхания, успокаивает.
Полезно
перебирать четки или бусы, сопровождая
движение рук речью - чтением стихотворения
либо скороговорками.
Упражнения с карандашами.
Оборудование:
наборы незаточенных карандашей с круглой и ребристой поверхностью.
Примечание.
Большинство упражнений выполняются для
каждой руки попеременно, затем двумя
руками одновременно с двумя карандашами.
Упражнение «Добываем огонь-1»
С напряжением прокатывать карандаш между соединенными ладонями.
Упражнение «Растираем «лаогун»-точки»
Растирать центр ладони концом карандаша.
Напряжение и релаксация
Выкручивать, растягивать карандаш.
Примечание. По окончании упражнения возникшее в руках напряжение сменится естественным расслаблением.
Упражнение «Качаем карандаш»
Упираясь
концами карандаша в центр
ладоней, вращать кисти рук
Примечание. Эти движения требуют от ребенка распределения силы давления на карандаш, что поначалу дается нелегко.
Упражнение «Удерживаем карандаш»
Брать карандаш за концы и удерживать ее на весу поочередно указательными пальцами обеих рук, средними пальцами и т.д.
Упражнение «Колодец»
Пара строит «колодец», беря каждый карандаш пальцами за концы: с одной стороны один партнер, а с другой - другой.
Упражнение «Добываем огонь-2»
С напряжением прокатывать ребристый карандаш между соединенными ладонями.
Упражнение «Собираем карандаши»
Разложить на столе 10 или 15 карандашей. Одной рукой собрать все карандаши, но брать их по одному. Затем класть на стол карандаши по одному.
Упражнение «Пропеллер»
Вращать между пальцами карандаш.
Примечание. Необходимо обратить внимание на то, чтобы в движениях участвовали все пальцы.
Упражнение «Маятник»
Минимальным мышечным усилием покачивать карандаш, слегка придерживая его двумя пальцами.
Упражнение «Бегущие пальцы»
Перебирать всеми пальцами вдоль карандаша от одного конца до другого вперед и назад.
Упражнение «Ползущий карандаш»
Удерживая карандаш между пальцами, ослабить зажим настолько, чтобы карандаш медленно сполз вниз.
Упражнение «Шаги»
Зажать карандаш между вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делать «шаги» по столу. Следить, чтобы карандаш не выпал из пальцев.
Упражнение «Вращаем карандаш»
Зажать конец карандаша средним и указательным пальцами правой руки. Длинный конец карандаша должен находиться дальше от груди. Перевернуть карандаш и вложить его длинным концом в левую руку (между указательным и средним пальцами). Очередным поворотом вложить его в правую руку и т.д. Происходит вращение карандаша.
Упражнение «За спиной»
Перекладывать карандаш из руки в руку за спиной. Рука, подающая карандаш, - сверху сзади за одноименным плечом, принимающая — снизу за спиной.
(Упражнение способствует релаксации мышц плечевого пояса и развитию подвижности суставов рук.)
Упражнение «Бегущая ладонь»
Прокатывать карандаш по ладони.
Примечание. Следить, чтобы он по возможности прокатывался по всей линии ладони и ладонь при этом не сгибалась. Прокатывание осуществляется за счет движений в плечевом и локтевом суставах. Однако на первых порах ребенок из-за неумения дифференцировать работу отдельных мышечных групп, использует кисть, прижимает руку к телу, поэтому прокатывание карандаша осуществляется за счет движения корпуса или кисти. В этом случае ребенку надо помочь, проделав свободное движение рукой ребенка, задавая правильную конфигурацию движения и закрепляя соответствующий кинестетический стереотип движения. По мере усвоения, движение осуществляется с постепенным выключением зрительного контроля, т.е. с опорой на телесные ощущения.
Упражнение «На волнах»
Перекатывать карандаш с ладони на ладонь.
Примечание. Движение осуществляется с минимальным мышечным усилием, без движений корпуса. Карандаш перекатывается за счет движения обеих рук.
Упражнение «Пинг-понг»
Перебрасывать карандаш из руки в руку.
Примечание. Дистанция между руками постепенно увеличивается, зрительный контроль уменьшается, скорость движений возрастает. Данное упражнение позволяет развивать быстроту реакции.
Упражнение «Перетягивание».
Сидя
лицом друг к другу, попытаться, взявшись
за концы палочек, перетянуть партнера
на себя.
Упражнения с шарами
Тонизирующее упражнение «Уголек на ладони»
Подбрасывать шар на ладони попеременно левой и правой рукой. Затем подбрасывать два шара двумя руками одновременно.
Упражнение «Потряхивание»
Зажать шар в руке и производить максимально свободные движения в лучезапястном суставе.
Упражнение «Раздавим орех»
Положить шар в центр ладони левой руки, а сверху положить центром ладони на шар правую руку. Сдавливать шар с обеих сторон, как бы пытаясь его раздавить.
Осуществлять сжатие с максимальным напряжением, чередовать напряжение с расслаблением, не выпуская шара из руки.
Упражнение «Тигр кусает шар»
Сжать
шар между большим и
Упражнение «Когти дракона сжимают жемчужину»
Взять шар в щепоть. Все пять пальцев давят на поверхность шара, как бы мнут его. Затем перекатывать шарик, сжимая его между кончиками пальцев.
Упражнение «Обезьяна хватает персик»
С силой сжимать в руке шар, который располагается прямо в середине ладони.
Упражнение «Перекаты» (выполняется по возможности расслабленной кистью)
Перекатывать шарик между пальцами. Шарик помещается между большим и указательным пальцами. Указательный палец перекатывает шарик как вдоль, так и поперек большого пальца. Повторить упражнение остальными пальцами.
Упражнение «Закручивание и откручивание»
Положить шар на середину ладони, прокрутить его большим пальцем от мизинца до указательного пальца, затем вернуть с помощью указательного в исходное положение. Продолжить «закручивание», не прерывая движения. Для выполнения «откручивания» крутить шар в обратном направлении, возвращая его в исходное положение с помощью мизинца.
Упражнение «Горизонтальное вращение шаров»
Взять в руку два шара, большим пальцем толкать ближний к нему шар в направлении мизинца, а мизинцем начать движение другого шара в направлении большого пальца. Если правый шар проходит ближе к основанию ладони, то происходит вращение по часовой стрелке, и наоборот. Крутить шары, не останавливаясь, освоить движение как по, так и против часовой стрелки. После освоения можно попробовать выполнять упражнение ладонью вниз, а также под разными углами.
Упражнение «Журавль щелкает клювом»
Информация о работе Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста