Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 10:47, курсовая работа
Цель работы – эмпирическое и теоретическое изучение развития логической памяти младших школьников в учебной деятельности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие о памяти.
2. Рассмотреть характеристики памяти младших школьников и условия ее формирования в учебной деятельности.
3. Подобрать методики по развитию логической памяти младших школьников. Провести педагогический эксперимент.
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения памяти младших школьников.
1.1 Теоретическое понятие памяти. Логическая память.
1.2 Характеристика памяти младших школьников и условия его формирования в учебной деятельности.
Глава 2. Педагогический эксперимент по развитию памяти младших школьников.
2.1 Характеристика группы и анализ результатов педагогического эксперимента
2.2 Подбор упражнений и реализация коррекционной развивающей программы, повторная диагностика.
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Краснодарский государственный университет культуры и искусств.
Кафедра
педагогики и психологии
Курсовая работа
Тема:
Развитие логической
памяти младших школьников
в учебной деятельности
Краснодар 2012
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения памяти младших школьников.
1.1 Теоретическое понятие памяти. Логическая память.
1.2
Характеристика памяти младших школьников
и условия его формирования в учебной
деятельности.
Глава 2. Педагогический эксперимент по развитию памяти младших школьников.
2.1
Характеристика группы и
2.2
Подбор упражнений и реализация коррекционной
развивающей программы, повторная диагностика.
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что на сегодняшний день существует проблема развития памяти младших школьников т.к. память, есть важнейшая определяющая характеристика психической жизни личности. Никакое актуальное действие не мысленно вне процесса памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного, психического акта обязательного предполагает удержание каждого данного его элемента для «сцепления» с последующими. Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте в психологии, следует учесть, что данная тема анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях, в интернете. Высоких успехов в изучении памяти добились психологи XVIII-XIX веков Англии и Германии (Г. Эббингауз, Г. Мюллер, А. Пильцеккер), собравшие большой экспериментальный материал давший возможность сформулировать целый ряд теоретических положений. Особенности запоминания в младшем школьном возрасте изучались А.А. Смирновым, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьевым и другими выдающимися отечественными психологами. Память считается одним из наиболее разработанных разделов психологии. Но дальнейшее изучение закономерностей памяти в наши дни опять сделало её одной из узловых проблем. В настоящее время в науке нет единой теории памяти. Поэтому изучение функционирования памяти в процессе обучения остается одной из изучаемых проблем психологии[20,с.134].
Изучение мнемической деятельности человека имеет многовековую историю, однако, несмотря на пристальный интерес к исследованию памяти, тайны ее до конца не разгаданы [9;222]
Аристотель пишет труд «О памяти и припоминании», где ставит важнейшие проблемы, до сих пор актуальные для современной психологической науки. Блаженный Августин стремится постичь парадоксальное свойство мнемики: неспособность вспомнить то, что наверняка находится в памяти.
Французский философ А.Бергсон фактически отождествлял память с душой. Он посвятил исследованию природы памяти отдельную работу, итогом которой явилось представление о двух независимых видах памяти - «памяти тела» и «памяти духа». По мнению И.М.Сеченова, именно память занимает главное место в психической жизни.
Представленность мнемической функции на всех уровнях психофизиологической организации человека отмечают и современные авторы. Такие как Гиппенрейтер Ю.Б., Немов Р.С, Романов В.Я., Выготский Л.С., Смирнов А.А., Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Гюнтер К., Давыдов В.В., Лапп Д., Роуз С. и др. Пронизывая все уровни психического, память участвует в работе всех когнитивных структур. Память - стержневое психическое образование. Именно благодаря памяти становится возможным накопление сознательного опыта. Работу механизмов сознания, осознаваемые и неосознаваемые эффекты понимания, осуществление моторных программ, эффекты научения и, в целом, развитие человека в онтогенезе, невозможно адекватно объяснить без учета памяти в процессах сознательной деятельности. Сознание работает, опираясь на память, в качестве базового условия реализации познавательных актов. [1; 17]
Цель работы – эмпирическое и теоретическое изучение развития логической памяти младших школьников в учебной деятельности.
Объект исследования – младшие школьники в процессе учебной деятельности.
Предмет исследования – логическая память учащихся начальной школы.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие о памяти.
2.
Рассмотреть характеристики
3.
Подобрать методики по
При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались такие методы, как анализ психолого-педагогической литературы, психодиагностические методы измерения памяти (тест А.Н. Леонтьева)
Курсовая
работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы изучения памяти младших школьников.
1.1 Теоретическое понятие памяти. Логическая память
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, - писал С.Л.Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом [10; 302]
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянной актуализации этого опыта, его воспроизведения в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно утрачивалось.
Память логическая — основывается на обобщенных и систематизированных ассоциациях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения предметов. Смысловые связи, устанавливаемые при осмысленном запоминании — это ассоциации, объединенные и обобщенные посредством слов в группы, комплексы. В противоположность Логической памяти механическая память основывается на единичных временных связях, отражающих преимущественно внешнюю последовательность явлений. Память логическая более продуктивна, т. к. опирается на системы временных связей, уже образованные в прошлом опыте человека, тогда как механическая память лишена такой опоры. (Т. П. Зинченко.) [4;340]
Память считается одним из наиболее разработанных разделов психологии.
Большое разнообразие гипотетических концепций и моделей обусловлено активизацией поисков, предпринимаемых, особенно в последние годы, представителями различных наук. К двум давним уровням изучения механизмов и закономерностей памяти - психологическому и нейрофизиологическому - сейчас прибавился третий - биохимический. Формируется также кибернетический подход к изучению памяти.
Психологические теории памяти. Психологический уровень изучения механизмов памяти хронологически старше других и представлен в науке многочисленным рядом различных направлений и теорий. Эти теории можно классифицировать и оценивать в зависимости от того, какую роль в формировании процессов памяти отводили они активности субъекта и как рассматривали природу этой активности. В большинстве психологических теорий памяти в центре внимания оказывается либо объект сам по себе, либо субъект. Отсюда неизбежная односторонность рассматриваемых концепций.
Первая группа теорий составляет так называемое ассоциативное направление. Его центральное понятие - понятие ассоциации - обозначает связь, соединение и выступает в качестве обязательного принципа всех психических образований. Этот принцип сводится к следующему: если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется ассоциативная связь и повторное появление какого-либо из элементов этой связи необходимо вызывает в сознании представление всех ее элементов[5;159].
Таким образом, необходимым и достаточным основанием для образования связи между двумя впечатлениями ассоцианизм считает одновременность появления их в сознании. Поэтому задача более глубокого изучения механизмов запоминания перед ассоцианистами не возникала, и они ограничились характеристикой внешних условий, необходимых для возникновения «одновременных впечатлений». Все многообразие таких условий было сведено к, следующим трем типам: а) пространственно-временная смежность соответствующих объектов; б) их подобие; в) их различие или противоположность.
Соответственно этим трем типам отношений между явлениями внешнего мира выделялись три типа ассоциаций - ассоциации по смежности, по сходству и контрасту. В основе указанных типов ассоциаций лежат сформулированные еще Аристотелем (384 - 322 до н.э.) три принципа «сцепления» представлений. Под эти три принципа ассоцианисты не без некоторого насилия подводили все многообразие связей, в том числе и причинно-следственные связи.
Само понятие ассоциации прочно утвердилось в психологии, хотя его содержание в дальнейшем было существенно переосмыслено и углублено. Запоминание - это действительно связывание нового с уже имеющимся в опыте. Операция связывания становится вполне очевидной, когда нам удается поэлементно развернуть последующий процесс памяти, т.е. воспроизвести какой-либо материал. По словам О. Мандельштама, «образованность — это школа быстрейших ассоциаций». Но связи образуются избирательно, и на вопрос о том, чем детерминируется этот процесс, ассоцианизм ответа не дает, ограничиваясь лишь констатацией фактов, которые свое научное обоснование получили гораздо позже.
Представители ассоциативной психологии (Г. Эббингауз, 1885; Г. Мюллер, 1911; А. Пильцеккер, 1900) сделали первые попытки экспериментального изучения памяти . Основным предметом исследования было изучение устойчивости, прочности и силы ассоциаций. Важным вкладом в науку была разработка Эббингауза и его последователями методов количественного изучения процессов памяти. [4;337-338]
На основе критики ассоцианизма в психологии возник ряд новых теорий и концепций памяти. Их сущность в значительной степени определяется тем, что именно критиковали они в ассоциативной психологии, каково их отношение к самому понятию ассоциации.
Наиболее
решительная критика
Информация о работе Развитие логической памяти младших школьников в учебной деятельности