Развитие логической памяти младших школьников в учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 10:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – эмпирическое и теоретическое изучение развития логической памяти младших школьников в учебной деятельности.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие о памяти.
2. Рассмотреть характеристики памяти младших школьников и условия ее формирования в учебной деятельности.
3. Подобрать методики по развитию логической памяти младших школьников. Провести педагогический эксперимент.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения памяти младших школьников.
1.1 Теоретическое понятие памяти. Логическая память.
1.2 Характеристика памяти младших школьников и условия его формирования в учебной деятельности.
Глава 2. Педагогический эксперимент по развитию памяти младших школьников.
2.1 Характеристика группы и анализ результатов педагогического эксперимента
2.2 Подбор упражнений и реализация коррекционной развивающей программы, повторная диагностика.
Заключение
Список литературы
Приложение 1

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 243.50 Кб (Скачать)

       С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, механическая память постепенно дополняется и  замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств.

       Младшие школьники так же, как и дошкольники, имеют высокий уровень механической памяти. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах. Так как умственная нагрузка становится сильнее, материал - более сложным и увеличивается в объеме. Они склонны дословно воспроизводить то, что запомнили. Совершенствование логической памяти в этом возрасте дает возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания. Когда ребенок осмысливает учебный материал, понимает его, он его одновременно и запоминает.

       Именно  поэтому необходимо обучить младших школьников навыкам развития логической памяти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава II. Педагогический эксперимент  по развитию внимания младших школьников 

     2.1 Характеристика группы  и анализ результатов педагогического эксперимента 

     Известно, что в младшем школьном возрасте в центр психологического развития ребёнка выдвигается формирование произвольности; развиваются произвольная память, внимание, мышление [3] . На протяжении всего младшего школьного возраста ребёнок учиться управлять своим поведением, в том числе и вниманием. Происходит это медленно и постепенно. Зачастую произвольность развивается стихийно, причём ребёнок не редко приспосабливается к условиям учёбы.

     Для изучения внимания детей младшего школьного возраста мною было проведено исследование. Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №31 города Краснодара.

     Целью исследование стали особенности  логической памяти учащихся начальных  классов. Задачи экспериментальной  работы:

  1. Подобрать методики изучения логической учащихся;
  2. Провести исследование внимания детей 8-9 лет;
  3. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

     В исследовании принимали участие  ученики 2 «А» класса 20 человек в  возрасте от 8 до 9 лет, из них: 12 мальчиков и 8 девочек. Дети учатся вместе 2 года, смены классного руководителя после формирования класса не было. С целью поучения более глубокой информации о детях нами был выбран метод беседы и метод наблюдения. В процессе этих методов нам удалось выяснить, что в целом дети воспитываются в благополучных семьях, где родители уделяют должное внимание своим детям. Многие родители интересуются делами в классе, принимают участие в подготовке и проведении классных мероприятий. В классе два отличника, двенадцать  хорошистов. Остальные имеют низкую успеваемость. Большинство - 60% учащихся учатся на четыре, 10% учатся на пять и троечники - 30%.

     Большинство учеников посещают те или иные кружки. Например, Денис занимается плаванием. А Настя и Даша поют в хоре. Класс достаточно активный, дети принимают активное участие во всех школьных мероприятиях, с интересом включается в любую предложенную работу. В классном коллективе есть взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого за себя и за весь коллектив.  Коллектив в класса можно отнести к единой сплоченной «группе-колективу», где у некоторых преобладают лидерские черты. В общении между членами коллектива наблюдается уважительное отношение друг к другу. В классе отсутствуют изгои.

     На  уроках дети также активны, есть желание учиться, хорошо воспринимают материал, но у многих детей есть трудности с математикой. В основном дисциплина на уроках соблюдалась.

     Классный  руководитель - опытный педагог и  мастер своего дела, пользуется непререкаемым авторитетом среди учащихся.

     На  основании анализа документов, бесед  с классом и классным руководителем, работы в классе, выяснилось, что класс является средне подготовленным классом. Средний коэффициент успеваемости равен 3,8.

       В целях изучения логической  памяти была проведена диагностика для определения уровня логической памяти. Эта диагностика была выбрана нами, так как она позволяет продиагностировать большое количество детей в ходе урока. диагностика была  включена в уроки, которые мы провели с детьми на тему: «Для чего нужна память?!». Занятия строились в форме диалога для того, чтобы каждый ученик имел возможность высказать свое мнение по каждому предмету, задать интересующие вопросы, поделиться своими способами запоминания. Мы пытались организовать урок так, чтобы ни один ученик не остался без дела.

      Для выявления уровня логической (смысловой) памяти исследуемой группы детей  нами использовалась «методика опосредованного  запоминания» А.Н. Леонтьева. Она предназначена для обследования учеников 3-5 классов. Методика направлена на исследование способности пользования вспомогательными средствами (в данной методике — предметными картинками) для запоминания и припоминания. От момента запоминания и до момента отсроченного воспроизведения должно пройти не менее 15 минут. Текст приведен в приложении. Нужно подобрать 15 слов, которые будут предложены для запоминания, а также потребуется набор карточек с картинками. Называется слово, на выбор карточки отводится 15-20 секунд, многие дети осуществляют этот выбор раньше. Затем следует занять ученика какой-нибудь другой работой на 15 минут. По истечении этого времени ему демонстрируются карточки, которые он выбрал для опосредованного запоминания. Количество правильно названных слов свидетельствует о развитии у ребенка логических связей в процессе запоминания.

         Тестирование помогает лучше узнать учащихся, определить уровень развития памяти у каждого ребенка, выделить детей «группы риска» — тех, у кого могут возникнуть проблемы в дальнейшем. Работа каждого учащегося анализируется, подсчитываются результаты. Для каждого ребенка высчитывается количество правильно воспроизведенных слов. Интерпретация результатов включала следующие уровни: низкий – от 0 до 2 правильно воспроизведенных слов, ниже среднего – от 3 до 6 правильно воспроизведенных слов, средний – от 7 до 10 правильно воспроизведенных слов, высокий – от 11 до 15 правильно воспроизведенных слов.

       Данные  тестирования приведены в следующей  таблице 1. 

ДАННЫЕ  УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Имя ученика Количество  правильно воспроизведенных слов Уровень логической памяти
Павел Т. 3 низкий
Полина  Б. 3 низкий
Стас  С. 4 низкий
Денис Д. 5 низкий
Андрей  Щ. 6 низкий
Соня  Л. 6 низкий
Тимур А. 6 низкий
Алина К. 6 низкий
Эдик  С. 7 средний
Толик С. 7 средний
Настя П. 7 средний
Даша  Ф. 8 средний
Дарина  И. 9 средний
Вадик С. 9 средний
Егор  К. 9 средний
Антон З. 9 средний
Арсений М. 10 средний
Глеб  Б. 11 высокий
Наталия Ш. 12 высокий
Елизавета Н. 12 высокий

 

     Таблица 1. 

Анализ  теста дал следующие результаты, представленные в таблице 2.

Данные  первого тестирования. Показатели уровня внимания

     Таблица 2

Уровень развития логической памяти Количественные 

данные

Низкий  0%
Ниже  среднего 40%
Средний 45 %
Высокий 15%

 
 
 
 
 
 

     Из  таблицы видно, что высший уровень  развития логической памяти занимает 15%, средний – 45%, ниже среднего – 40. Изучение документов показало, что высший уровень внимания имеют дети, учащиеся на «5» и проявляющие активность на внешкольных занятиях, проявляющие активность во внешкольных мероприятиях и учащиеся на «4» – имеют средний уровень внимания. С низким уровнем внимания оказались дети, которые учатся на «3». Такой уровень может быть связан с недостаточной мотивацией к познавательной деятельности. Скучностью занятий.

     Поэтому необходимо, особенно в младших классах, применять разнообразные виды и формы работы. Необходимо проводить коррекционные занятия. Активная познавательная деятельность будет создавать необходимую атмосферу для процесса запоминания, стимулирующая развитие памяти ребенка. [11;53]

     На  основе полученных данных нами была определенна коррекционная программа упражнений по развитию определенных качеств внимания, которые вошли в опытно-экспериментальную работу по развитию внимания у младших школьников. Для развития внимания нами использовалось упражнения, разработанные Л.В. Черемошкиной, которые рассчитаны на младших школьников.

     2.2. Подбор упражнений и реализация коррекционной развивающей программы, повторная диагностика.

     .

     Память  – это основа нашей психической  жизни, нашего сознания. Память – это необходимое качество, которое следует развивать с раннего детства, так как оно будет способствовать успешному усвоению нового материала, формированию умения пользоваться уже имеющимися знаниями.

    Мнемические приемы, правильно использованные учащимися, помогают существенно сократить время приготовления домашних заданий, но только тогда, когда будут созданы хорошие условия для запоминания.

    Рыбников  Н.А. в данном вопросе придерживается принципа природосообразности, то есть   для того, чтобы создать хорошие условия для запоминания, надо вспомнить о человеческой природе: действовать добровольно человека толкает совокупность поощрений и вознаграждений – ведь любые предпринимаемые действия требуют усилий. Работа или обучение кажутся легкими, если работать или учиться приятно. Это относится и к работе механизма памяти. В основе всякого усилия памяти лежит потребность или интерес, которые создают мотивацию, необходимую для привлечения внимания и для концентрации его на том, что нужно запомнить. [13;7]

     Исследование развития логической памяти у младших школьников помогает лучше понять и определить уровень ее развития у каждого конкретного ребенка, выделить детей «группы риска» - тех, у кого могут возникнуть проблемы в учебной деятельности и определить дальнейшую индивидуально-коррекционную учебно-педагогическую деятельность, как педагогов, так и психологов.

     Исходя  из анализа полученных данных, мы можем  выделить детей нуждающихся в более подробном обследовании внимания, например, учащиеся, у которых по методике «опосредованного запоминания» А.Н. Леонтьева выявлено небольшое количество верно указанных слов. Рекомендуется периодически проводить развивающие занятия. Детям еще трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе эмоционально окрашенной игры они могут достаточно долго оставаться включенными в работу, а следовательно усваивать материал лучше.  Поэтому и рекомендуется любую учебную информацию давать ребенку в игровой форме. В то же время у ребенка нужно постепенно развивать способность делать такие усилия, и в частности, в ходе решения интеллектуальных задач.

     Применение  технических средств обучения, как  аудиовизуальных средств обучения также приводит к повышению уровня памяти, повышают интерес к учебному материалу. Возможность использования игровой деятельности позволяет обеспечивать естественную мотивацию знаний, сделать интересным и осмысленным даже самый элементарный материал. Именно использование игровых приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать в соответствии с ней, умение контролировать и оценивать свои действия и действия других детей. Занятия проводились с группой в течение трех уроков. Планы уроков представлены в приложении №1.

Информация о работе Развитие логической памяти младших школьников в учебной деятельности