Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 10:47, курсовая работа
Цель работы – эмпирическое и теоретическое изучение развития логической памяти младших школьников в учебной деятельности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие о памяти.
2. Рассмотреть характеристики памяти младших школьников и условия ее формирования в учебной деятельности.
3. Подобрать методики по развитию логической памяти младших школьников. Провести педагогический эксперимент.
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения памяти младших школьников.
1.1 Теоретическое понятие памяти. Логическая память.
1.2 Характеристика памяти младших школьников и условия его формирования в учебной деятельности.
Глава 2. Педагогический эксперимент по развитию памяти младших школьников.
2.1 Характеристика группы и анализ результатов педагогического эксперимента
2.2 Подбор упражнений и реализация коррекционной развивающей программы, повторная диагностика.
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Задачи:
1.Диагностика уровня логической памяти.
2.
Обучение навыкам развития
Используемые методы: дискуссии, мини-лекции, игровые технологии.
Оборудование и материалы: просторное помещение, стулья, листы А4, ручки и различные картинки.
Участники: все ученики класса
Урок 1. Тема «Что помогает нам учиться»
Цель – Формирование представления у учащихся о понятии «память» и проведение диагностики.
Задачи урока:
1.Формировапие
представлений учащихся о
2.Диагностика логической памяти.
Оборудование: листы бумаги, шариковые ручки, набор картинок.
Ход урока:
Основная часть
1.Дискуссии
Вопросы:
Ребята, как вы думаете, для чего нужна память?
Поднимите руки, кто хорошо учится?
А как вам это удается?
Правильно, нам помогает внимание.
Как вы считаете у вас хорошая память?
Почему она у всех разная?
Как улучшит память?
2. Педагог рассказывает, что такое память. Какие виды памяти существуют. В чем их особенность, свойства.
Педагог обращается к детям: «А сейчас давайте проверим уровень вашей логической памяти».
3.
Проводится методика оценки
Обсуждение. Подводятся итоги урока. Дети могут задать дополнительные вопросы, педагог останавливается на моментах, которые не понятны и вызвали затруднения. Проводится беседа о том, что каждому необходимо знать на сколько развита его логическая память и что ее необходимо развивать.
Урок 2. Тема: Развиваем внимание.
Цель – Развитие логической памяти младших школьников в процессе развивающих игр и упражнений.
Задачи урока:
1.Обсуждение результатов диагностики логической памяти.
2.Формирование мотивации развития памяти у младших школьников с помощью упражнений.
3.Развитие логической памяти.
Оборудование: карточки с разрезанными предложениями.
Вводная часть
1.В
целях создания позитивного
«Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
2.Проведение упражнения « Имена».
Педагог обращается к детям: «А теперь я прочту вам несколько имен и вы должны их запомнить»
Внимание! Гертруда, Билл, Джон, Дейл, Фил, Джудит, Алекс, Белла, Дон, Рональд, Виктория, Маргарет, Генри.
3. Детям предлагается произнести запомнившиеся слова.
4. Далее предлагается разделить имена на женские и мужские
5. Ведется обсуждение
(На
какие еще классы можно
6. Учеников просят постараться назвать все перечисленные имена.
«Информация всегда запоминается быстрее, когда мы находим способ ее организации. Давайте попробуем это сделать!»
7.Проводится игра «Антонимы»
Задание: Ученикам читается загадки. После чего они должны найти антонимы и повторить загадки.
«Не бываю без начала,
Близкий родственник причала,
Делу всякому венец,
Называюсь
я (конец)».
«Я антоним к слову лето,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому
что я (зима)».
8.Проводится игра «Цифры».
Детям предлагается прослушать ряд цифр и воспроизвести их в таком же порядке.
«4 8 3 6 5 10 12»
Детям предлагается придумать способ запоминания этих цифр. Например, 4 в два раза меньше, чем 8,
3 в два раза меньше, чем 6,
5 в два раза меньше, чем 10,
1 в два раза меньше, чем 2
9.Выполнение
упражнения «Разрезанные
Учитель раздает детям карточки с разрезанными на 2 части предложениями. После чего зачитывает полные предложения.
«Барабан висел на стене.
Пчела села на цветок.
Грязь - причина болезней.
Трусость – низкий поступок.
Восход солнца в хорах.
На фабрике произошел пожар.
В комнате очень жарко.
Лучший отдых - сон.
Москва – древний город.
Железо и золото - металлы.
Россия – великая страна.
Мальчик принес книгу».
После этого ученикам предлагается соединить две части предложений в том виде, в котором они были названы.
Обсуждение. Проводится беседа о том, помогла ли им игра почувствовать, что их память стала лучше. Понравилось ли им играть и какие упражнения вызвали трудность…. Педагог обращается к детям: «Сегодня мы только начали знакомиться с памятью, ее нужно развивать. Попробуйте дома и на уроке повторять эти упражнения. Ваша память улучшится, и за счет этого повысится успеваемость в школе».
Урок 3. Тема: «Продолжаем развивать память».
Цель - Развитие внимания младших школьников в процессе развивающих игр и упражнений.
Оборудование: картина с самоваром, картинки для исследования логической памяти.
Ход урока:
1.Педагог
вспоминает пройденный
2.Выполнение упражнения на развитие логической памяти «От слова к рассказу».
Задание: «Я назову вам слова, а вы постарайтесь их объединить. Придумайте рассказ с помощью этих слов»
Педагог зачитывает слова:
(Вариант 1)
«Поляна, колесо, чашка, экскаватор, нора, лупа, весна, ведро».
(Вариант 2)
«Дружба, весна, цветы, крокодил, вода, песни, деньги, горе, болезнь, январь».
(Вариант 3)
«Собрание, вечер, ягоды, столб, праздник, паровоз, требования, утенок, заявление, голос»
Дети делятся вариантами своих рассказов и воспроизводят все запомнившиеся слова.
3.Выполнение
упражнения «Таинственное
«На самоваре висит табличка, содержащая непонятное слово. Подумай, какими более понятными словами его можно заменить»
(Например,
самоневар, ничегоневар,
Учеников просят сказать, сколько слогов в таинственном слове.
4.
Проведение повторной
5. Подведение итогов уроков.
Беседа.
Педагог предлагает детям следующие вопросы:
Информация о работе Развитие логической памяти младших школьников в учебной деятельности