Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 10:47, курсовая работа
Цель работы – эмпирическое и теоретическое изучение развития логической памяти младших школьников в учебной деятельности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие о памяти.
2. Рассмотреть характеристики памяти младших школьников и условия ее формирования в учебной деятельности.
3. Подобрать методики по развитию логической памяти младших школьников. Провести педагогический эксперимент.
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения памяти младших школьников.
1.1 Теоретическое понятие памяти. Логическая память.
1.2 Характеристика памяти младших школьников и условия его формирования в учебной деятельности.
Глава 2. Педагогический эксперимент по развитию памяти младших школьников.
2.1 Характеристика группы и анализ результатов педагогического эксперимента
2.2 Подбор упражнений и реализация коррекционной развивающей программы, повторная диагностика.
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Определенная организация материала, несомненно, играет большую роль в запоминании, но ее функция может быть реализована не иначе, как только в результате деятельности субъекта. У гештальтистов же принцип целостности выступает как изначально данный, законы гештальта действуют вне и помимо деятельности самого субъекта. С этой точки зрения гештальтизм по существу оказывается в одном ряду с теорией ассоцианизма.
В противоположность ассоцианизму и другим теориям, в которых сознание выступало как нечто пассивное, для ряда направлений в психологии характерно подчеркивание активной, деятельной роли сознания в процессах памяти. Важная роль при этом отводилась вниманию, намерению, осмысливанию в запоминании и воспроизведении и т.д. Однако и здесь процессы памяти, по существу, не связывались с деятельностью субъекта и поэтому не получали правильного объяснения.
Поскольку активность, сознательность и осмысленность запоминания связывались только с высшими этапами в развитии памяти, то применительно к низшим ее этапам использовалось все то же понятие ассоциации по смежности. Так родилась концепция двух видов связей: ассоциативных и смысловых. С ней оказалась связанной и теория двух видов памяти: механический и логический. В современной науке все большее признание приобретает теория, которая в качестве основного понятия рассматривает деятельность личности как фактор, детерминирующий формирование всех ее психических процессов, в том числе и процессов памяти. Согласно этой концепции, протекание процессов запоминания, сохранения и воспроизведения определяется тем, какое место занимает данный материал в деятельности субъекта. Основной тезис этой концепции может быть сформулирован так: образование связей между различными представлениями определяется не тем, каков сам по себе запоминаемый материал, а прежде всего тем, что с ним делает субъект[5;164].
Физиологические теории памяти. Физиологические теории механизмов памяти тесно связаны с важнейшими положениями учения И.П. Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности. Учение об образовании условных временных связей - это теория механизмов формирования индивидуального опыта субъекта, т.е. собственно теория «запоминания на физиологическом уровне».
Для
понимания причинной
К
физиологическим теориям более
или менее непосредственно
Современные нейрофизиологические исследования характеризуются все более глубоким проникновением в механизмы закрепления и сохранения следов на нейронном и молекулярном уровне. Установлено, например, что отходящие от нервных клеток аксоны соприкасаются либо с дендритами других клеток, либо возвращаются обратно к телу своей клетки. Стойкие круги реверберирующего возбуждения, не выходящие за пределы данной системы, некоторые исследователи считают физиологическим субстратом процесса сохранения следов. Здесь происходит переход следов из кратковременной памяти в долговременную. Одни исследователи считают, что в основе этих видов памяти лежит единый механизм, другие, что существует два механизма с различными характеристиками. Окончательному разрешение за биохимическими исследованиями.
Биохимические теории памяти. Нейрофизиологический уровень изучения механизмов памяти на современном этапе все более сближается и нередко прямо смыкается с биохимическим. Это подтверждается многочисленными исследованиями, проводимыми на стыке указанных уровней. На основе этих исследований возникла, в частности, гипотеза о двухступенчатом характере процесса запоминания. Суть ее состоит в следующем. На первой ступени в мозгу происходит кратковременная электрохимическая реакция, вызывающая обратимые физиологические изменения в клетках. Вторая стадия, возникающая на основе первой, - это собственно биохимическая реакция, связанная с образованием новых белковых веществ. Первая стадия считается механизмом кратковременного запоминания. Вторая стадия, считается механизмом долговременной памяти.
Сторонники
химических теорий памяти считают, что
специфические химические изменения,
происходящие в нервных клетках
под действием внешних
Успехи новейших, в частности, биохимических, исследований дают немало оснований для оптимистических прогнозов относительно возможностей управления человеческой памятью в будущем.
В этой связи важно подчеркнуть, что, хотя процессы человеческой памяти характеризуются очень сложным взаимодействием на всех уровнях, их детерминация идет сверху, от деятельности человека. Здесь действует принцип: от целого - к его частям. Использование фармакологических катализаторов памяти существа дела изменить не может.
Конечно, отмеченные структурные и химические изменения в клетках мозга, будучи продуктом предшествующей деятельности, становятся затем необходимым условием последующих, более сложных действий, включаясь в механизм их осуществления. Исследования механизмов памяти на различных уровнях, безусловно, взаимно обогащают друг друга.
Привычка
к осмысленному восприятию материала
также связана с улучшением памяти.
Особенно большую пользу в совершенствовании
памяти учащихся оказывают упражнения
и задания по пониманию различных текстов,
составлению к ним планов. Использование
записей (например, стенографирование),
составление схем различных объектов
с целью их запоминания, создание определенной
обстановки - все это примеры употребления
различных мнемотехнических средств.
Их выбор обусловлен индивидуальными
особенностями и личностными возможностями
человека. Лучше всего человеку опираться
при совершенствовании памяти на то, что
у него больше всего развито: зрение, слух,
осязание, движения и т.п. [8;252]
1.2 Характеристика памяти младших школьников и условия его формирования в учебной деятельности.
С
раннего детства процесс
В развитии памяти в целом можно выделить
две генетические линии: ее совершенствование
у всех без исключения цивилизованных
людей по мере общественного прогресса
и ее постепенное улучшение у отдельно
взятого индивида в процессе его социализации,
приобщения к материальным и культурным
достижениям человечества.
Существенный вклад в понимание филогенетического
развития памяти внес П.П.Блонский. Он
высказал и развил мысль о том, что различные
виды памяти, представленные у взрослого
человека, являются также разными ступенями
ее исторического развития, и их, соответственно,
можно считать филогенетическими ступенями
совершенствования памяти. Это относится
к следующей последовательности видов
памяти: двигательная, аффективная, образная
и логическая. П.П.Блонский высказал и
обосновал мысль о том, что в истории развития
человечества эти виды памяти последовательно
появлялись один за другим.
В онтогенезе все виды памяти формируются
у ребенка довольно рано и также в определенной
последовательности. Позже других складывается
и начинает работать логическая память, или,
как ее иногда называл П.П.Блонский, «память-рассказ».
Она имеется уже у ребенка 3-4-летнего возраста
в сравнительно элементарных формах, но
достигает нормального уровня развития
лишь в подростковом и юношеском возрасте.
Ее совершенствование и дальнейшее улучшение
связаны с обучением человека основам
наук. [8; 244]
Само
развитие стимулов-средств для
В современной возрастной психологии, практикой образования принято младший школьный возраст относить к детям - от 6 (7) до 10 лет.
Так или иначе школа является важнейшим социальным пространством (кроме семьи и соседей), где разворачиваются жизненные события ребенка, в которых он решает свои важнейшие проблемы развития. [2;469]
Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу. В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребенка в 6-7 лет.
Учебная деятельность требует развития высших психических функций - произвольности внимания, памяти, воображения. Внимание, память, воображение младшего школьника уже приобретают самостоятельность - ребенок научается владеть специальными действиями, которые дают возможность сосредоточиться на учебной деятельности, сохранить в памяти увиденное или услышанное, представить себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше.
Если в дошкольном возрасте игровая деятельность сама способствовала количественным изменениям в развитии произвольности (возрастанию произвольности, выражаемой в сосредоточенности и устойчивости внимания, долговременности сохранения образов в памяти, обогащение воображения), то в младшем школьном возрасте учебная деятельность требует от ребенка присвоения специальных действий, благодаря которым внимание, память, воображение приобретают выраженный произвольный, преднамеренный характер. [7; 248]
Младший школьный возраст - возраст интенсивного развития памяти. Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.
Младшие школьники так же, как и дошкольники, обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объему. Они склонны дословно воспроизводить то, что запомнили. Совершенствование логической памяти в этом возрасте дает возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания. Когда ребенок осмысливает учебный материал, понимает его, он его одновременно и запоминает. Таким образом, интеллектуальная работа является в то же время мнемонической деятельностью, мышление и смысловая память оказываются неразрывно связанными. Следует отметить, что младший школьник может успешно запомнить и воспроизвести и непонятный ему текст. Поэтому взрослые должны контролировать не только результат (точность ответа, правильность пересказа), но и сам процесс - как, какими способами ученик это запомнил. Одна из задач учителя в начальных классах - научить детей использовать определенные мнемонические приемы. Это, прежде всего, деление текста на смысловые части (обычно придумывание к ним заголовков, составление плана), прослеживание основных смысловых линий, выделение смысловых опорных пунктов или слов, возвращение к уже прочитанным частям текста для уточнения их содержания, мысленное припоминание прочитанной части и воспроизведение вслух и про себя всего материала, а также рациональные приемы заучивания наизусть. В результате учебный материал понимается, связывается со старым и включается в общую систему знаний, имеющуюся у ребенка. Такой осмысленный материал легко «извлекается» из системы связей и значений и воспроизводится.
Учебная
деятельность неукоснительно требует
от ребенка запоминания. Учитель
дает ребенку указания, каким образом
можно запомнить и
Важным средством улучшения памяти, как показали исследования отечественных психологов, может стать формирование специальных мнемических действий, в результате освоения которых человек оказывается способным лучше запомнить предлагаемый ему материал за счет особой, сознательной организации самого процесса его познания с целью запоминания. Развитие подобных действий у ребенка, как показали специальные исследования, проходит через три основных этапа. На первом из них (младшие дошкольники) мнемические познавательные действия ребенка организуются у него взрослым человеком во всех существенных деталях. На втором этапе старшие дошкольники уже способны самостоятельно классифицировать, распределять предметы на основании общих признаков по группам, причем соответствующие действия выполняются еще во внешней развернутой форме. На третьем этапе (младшие школьники) наблюдается полное овладение структурой и выполнением познавательного мнемического действия в уме. [8; 253]
Зная проблемы младших школьников с памятью, психолог может составить программу коррекции памяти, используя специальные методики и игры для развития логической памяти, например, «Имена», «Антонимы», «Разрезанные предложения « и т.д. Учитель может использовать эти средства во внеурочной деятельности. Речь о них пойдет в следующей главе.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Одним из видов памяти является логическая память. Логическая память - основывается на обобщенных и систематизированных ассоциациях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения предметов. Логическая память более продуктивна, т. к. опирается на системы временных связей, уже образованные в прошлом опыте человека, тогда как механическая память лишена такой опоры.
Информация о работе Развитие логической памяти младших школьников в учебной деятельности