Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:03, курсовая работа
Мышление является формой человеческого познания. В Российской педагогической энциклопедии под мышлением понимается «процесс познавательной активности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях».
Введение 3
Глава 1: Теоретические основы развития логического мышления.
1.1 Общее понятие мышления. 5
1.2 Виды мышление. 6
1.3. Логическое мышление. Понятие логики 8
1.4 Особенности развития логического мышления младшего школьника. 10
1.5 Психологические особенности развития словесно-логического мышления у младших школьников. 14
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Диагностика уровня развития логического мышления.
2.1 Описание диагностической программы 21
2.2 Описание и анализ результатов констатирующего этапа исследования. 28
Выводы по второй главе. 32
Заключение 33
Список литературы: 36
Новгородский Государственный Университет им. Ярослава Мудрого
Факультет Педагогического Образования, Искусств и Технологий
Кафедра Педагогики и Методики Начального Образования
Курсовая работа на тему:
«Развитие логического мышления младших школьников».
Составила: студентка 3 курса
Группы 5251
Мишина Т. А.
Великий Новгород
2008
Содержание:
Введение
Глава 1: Теоретические основы развития логического мышления.
1.1 Общее понятие мышления.
1.2 Виды мышление.
1.3. Логическое мышление. Понятие логики
1.4 Особенности развития логического мышления младшего школьника.
1.5 Психологические особенности развития словесно-логического мышления у младших школьников.
Глава 2. Диагностика уровня развития логического мышления.
Список литературы:
Мышление является формой человеческого познания. В Российской педагогической энциклопедии под мышлением понимается «процесс познавательной активности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях».
Мышление совершается по законам, общим для всех людей, вместе с тем в мышлении проявляются возрастные и индивидуальные особенности человека. Так, психолог А.А. Смирнов отмечал, что мышление младшего школьника – это «обобщенное, осуществляемое посредством слова и опосредованное имеющимися знаниями отражение действительности, тесно связанное с чувственным познанием мира».
В разные возрастные периоды ведущее значение для общего психического развития человека приобретает какой-либо один из психических процессов. Так, в раннем детстве основное значение имеет развитие восприятия, в дошкольном возрасте - памяти.
Какая же сторона умственного развития обеспечивает дальнейшее совершенствование психики ребёнка в младшем школьном возрасте? Психологические исследования показывают, что в этот период главное значение приобретает дальнейшее развитие мышления. Причём мышление ребёнка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению.
Актуальность темы обусловлена тем, что в период младшего школьного возраста происходят существенные изменения в психике ребёнка усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное мышление способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формах.
Объект исследования: развитие логического мышления младших школьников в ходе образовательного процесса.
Предмет исследования: педагогические условия развития логического мышления младших школьников.
Цель исследования: обоснование и экспериментальная проверка эффективности педагогических условий развития логического мышления младших школьников в ходе образовательного процесса.
Гипотеза исследования: развитие логического мышления младших школьников будет более эффективным, если:
– младший школьный возраст рассматривается как активный пропедевтический период развития логического мышления, в ходе которого закладываются основы освоения логических операций анализа, синтеза, обобщения, ограничения, абстрагирования, оперирования с понятиями, суждениями, построения умозаключений, составляющих основу успешной учебной деятельности, как в начальной школе, так и в последующем;
– созданы педагогические условия, в контексте которых деятельность преподавателей начальной школы в ходе образовательного процесса акцентирована на развитии логического мышления, обеспечении мотивации учащихся к освоению логических операций, реализуется на основе деятельностного и личностно ориентированного подходов к развитию логического мышления, вариативного содержания учебных занятий;
– реализация педагогических условий, способствующих эффективному развитию логического мышления младших школьников, осуществляется без увеличения учебной нагрузки на учеников за счет специально разработанного комплекса педагогических приемов.
Глава 1: Теоретические основы развития логического мышления.
1.1 Общее понятие мышления.
Познавая и преобразуя мир человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Закономерности, внутренне связи явлений отражаются в нашем понятие опосредованно – во внешних признаках явлений человек распознаёт признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей. Замечая связи между явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человек деятельностно осваивает мир, рационально организует своё взаимодействие с ним. Он осуществляет мыслительную деятельность – обобщённую ориентацию в мире.
Мышление – психический процесс обобщённого и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем, схематической ориентации в конкретной ситуациях.
Мышление – продуктивно. Оно представляет собой способность ориентироваться в новых для нас данных, способность понимать их. В элементарной форме понимание появляется уже при узнавании объектов, отнесении их к определённой категории. Понять что-либо – значит, включить новое в систему имеющихся связей.
Мышление – это, прежде всего осознание и понимание не конкретных, а общих свойств и закономерностей, которые прямо, непосредственно человеку в его опыте не даны. Их надо осмыслить, как бы вывести или вычленить. Следовательно, мышление – это психологический процесс с открытием (возможно – субъективно, то есть для мыслящего) нового знания решения проблем на основе переработки полученной информации.
Мышление тесно связано с речью. Мысль формулируется с помощью его речевого формулирования. Речь подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя речь лишена фонации (звукопроизнесения): в ней используются специфические коды. Первоначально мысль зарождается в форме опорных речевых элементов.
Сформулировать мысль – значит обьективизировать её, облечь в обобщённые языковые значения. Отношения речи к мышлению – отношение формы к содержанию. Построение речи определяется законами грамматики, процесс мышления – законами всеобщих взаимосвязей.
Классификация явлении мышления:
Мыслительная деятельность – система мыслительных действий, операций, направленное на решение определённой задачи.
Мыслительные операции – сравнение, обобщение, абстракция, классификация, систематизация и конкретизация.
Формы мышления: суждение, умозаключение, понятие.
Виды мышления: практически-действенное, наглядно-образное и теоретически абстрактное.
По содержанию: практическая, научная и художественная мыслительная деятельность.
По операционной структуре: алгоритмическое, осуществляемое по заранее известным правилам, и эвристическое – творческое решение нестандартных задач.
Все мыслительные акты совершаются на основе взаимодействия анализа и синтеза.
1.2 Виды мышления.
Практически-действенное, наглядно-образное и теоретически-отвлечённое – взаимосвязанные виды мышления. В процессе исторического развитии интеллект человека первоначально формировался в ходе практической деятельности.
Генетически самый ранний вид мышления – практически-действенное мышление; определяющее значение в нём имеют действия с предметами.
На основе практически-действенного манипуляционного мышления, возникает наглядно-образное мышление. Для него характерно оперирование наглядным образом в уме. Высшая ступень мышления – отвлечённое, абстрактное мышление. Но и здесь мышление сохраняет связь с практикой.
Мышление отдельных людей так же подразделяется на преимущественно образное (художественное) и абстрактное (теоретическое). Но в процессе жизнедеятельности у одного и того же человека на передний план выступает то один, то другой вид мышления.
По содержанию мыслительная деятельность подразделяется на практическую, художественную и научную.
Структурная единица практического (оперативного) мышления – действие; художественного – образ; научного – понятие.
В зависимости от глубины обобщённости различают эмпирическое и теоретическое мышление.
Эмпирическое мышление даёт первичные обобщения на основе опыта. Эти обобщения делаются на низком уровне абстракции. Эмпирическое сознание представляет собой низшую, элементарную ступень познания. Эмпирическое мышление не следует смешивать с практическим мышлением.
Умственная деятельность практика сосредоточены на переходе от абстрактного мышления к практике. Особенностью практического мышления являются тонкая наблюдательность, способность сконцентрировать внимание на отдельных деталях события.
Теоретическое мышление выявляет всеобщее отношение, исследует объект познания в системе его необходимых связей. Его результат построение теоретических моделей, создание теорий, обобщение опыта, раскрытие закономерности развития различных явлений, знание которых обеспечивает преобразовательную деятельность человека. Теоретическое мышление неразрывно связано с практикой, но в своих конечных результатах имеет относительную самостоятельность.
В зависимости от стандартности – нестандартности решаемых задач:
Алгоритмическое мышление ориентированы на заранее установленные правила, общепринятую последовательность действий, необходимых для решения типовых задач.
Дискурсивное мышление основано на системе взаимосвязанных умозаключений.
Эвристическое мышление это продуктивное мышление, состоящее в решение нестандартных задач.
Творческое мышление приводит к новым открытиям, принципиально новым результатам.
1.3. Логическое мышление.
Логическое мышление — естественная способность здорового человеческого мозга к самостоятельной разработке самостоятельных методов «добывания» из окружающей действительности новых знаний. Высокая способность оперировать с «отвлеченными», «воображаемыми» понятиями (которые в принципе невозможно увидеть или «потрогать руками» и способность к отслеживанию влияния «отвлеченных» понятий на явления конкретной жизни). Высокая способность к творчеству и жизни «своим умом». л.м. практически полностью утрачивается при отравлении даже в самых «малых» и «культурных» дозах. Утверждается, что отравление даже с дозой один литр абсолютного алкоголя на человека в год, то есть — примерно две бутылки пива в месяц, полностью лишают человека способности к л.м. В этом случае человеку становится в принципе недоступным понимание явлений в сфере политики, финансов и прочих областях, требующих высокой способности к л.м. Индивид, утративший способность к л. м. установить и понять эту свою потерю не в состоянии. При освобождении от табачно-алкогольно-
Классическая логическая теория далеко не совершенна: основное её содержание формулируется на особом, созданном специально для своих целей языке, использует абсолютное предметное мышление. В ней не предполагается использование контроля прагматических ошибок, погрешностей нелинейностей используемых систем отсчёта, пограничных ошибок описания, релятивизма масштабирования и т. п. Вследствие чего принято считать нормальным факт наличия в её языке парадоксов и априорных утверждений, кустовых эффектов словаря и т. п.
Информация о работе Развитие логического мышления младших школьников