Развитие логической памяти младших школьников в учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 10:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – эмпирическое и теоретическое изучение развития логической памяти младших школьников в учебной деятельности.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие о памяти.
2. Рассмотреть характеристики памяти младших школьников и условия ее формирования в учебной деятельности.
3. Подобрать методики по развитию логической памяти младших школьников. Провести педагогический эксперимент.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения памяти младших школьников.
1.1 Теоретическое понятие памяти. Логическая память.
1.2 Характеристика памяти младших школьников и условия его формирования в учебной деятельности.
Глава 2. Педагогический эксперимент по развитию памяти младших школьников.
2.1 Характеристика группы и анализ результатов педагогического эксперимента
2.2 Подбор упражнений и реализация коррекционной развивающей программы, повторная диагностика.
Заключение
Список литературы
Приложение 1

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 243.50 Кб (Скачать)

     Повторная диагностика позволяет проследить, какие произошли изменения: кто начал выправляться, а кто, наоборот, выпадать из учебного процесса. Работа каждого учащегося так же анализируется, подсчитываются результаты.  Для каждого ребенка высчитывается количество правильно воспроизведенных слов.  Для каждого составляется специальная таблица с результатами, полученными каждым учащимся. Такие таблицы позволяют проследить динамику развития логической памяти каждого ученика из класса. После проведения занятий были подведены общие итоги изменения развития произвольного внимания  детей. Результаты тестирования оказались довольно высокими и представлены в таблице 3. 

     ВТОРИЧНЫЕ ДАННЫЕ  УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Имя ученика Количество  правильно воспроизведенных слов Уровень логической памяти
Павел Т. 3 низкий
Полина  Б. 5 низкий
Стас  С. 6 низкий
Денис Д. 5 низкий
Андрей  Щ. 7 средний
Соня  Л. 7 средний
Тимур А. 8 средний
Алина К. 9 средний
Эдик  С. 7 средний
Толик С. 9 средний
Настя П. 9 средний
Даша  Ф. 10 средний
Дарина  И. 9 средний
Вадик С. 10 средний
Егор  К. 10 средний
Антон З. 12 высокий
Арсений М. 11 высокий
Глеб  Б. 12 высокий
Наталия Ш. 12 высокий
Елизавета Н. 13 высокий

 

       Таблица 3. 
 

     Анализ  теста дал следующие результаты, представленные в таблице 4. 

     
Уровень развития логической памяти младших школьников Количественные  показатели
Низкий 0%
Ниже  среднего 20%
Средний 55 %
Высокий 25%

     Таблица 4 

     Из  таблицы видно, что количество учеников с высшим уровнем логической памяти увеличилось на 10%, количество среднего уровня увеличилось на 10%, а низкий уровень внимания снизился на 20%. Это означает, что коррекционные упражнения  изменили количество детей с низким уровнем внимания.

     10% детей со средним уровнем развития логической памяти улучшили свой уровень до высокого уровня. 10% детей с низким уровнем развития логической памяти перешли на средний уровень. Таким образом, нам удалось повысить уровень развития логической памяти на 20%

     Сравнение между собой результатов позволяет оценить работоспособность и стиль работы учащихся. Индивидуальный анализ результатов тестирования с указанием количества правильно указанных слов позволил нам сформулировать конкретные рекомендации, как избежать ошибок в дальнейшем, на что следует особо обратить внимание. Это позволяет обратиться к каждому ребенку лично и повышает уровень его заинтересованности в результате, приучает к самостоятельному анализу своих ошибок.

     На  основе исследования можно выявить происхождение сложностей в учебе и найти пути их преодоления. Выявление особенностей логической памяти каждого учащегося помогает объяснить его неудачи на уроках. Необходимо провести повторное тестирование, плюс дополнительные методики для определения особенностей других видов памяти, а также внимания и мышления, понаблюдать за детьми на уроке, обратить внимание ребенка на последовательность выполнения действий, предложить ученику самому попробовать группировать информацию, указать на причины возникновения трудностей. В процессе работы были замечены такие изменения: у детей повысился уровень логической памяти в результате проводимых занятий в экспериментальной группе.

     Из  анализа опытно-экспериментальной  работы, следует, что логическую память младших школьников можно развивать при систематическом проведении развивающих занятий.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Курсовая  работа посвящена проблеме развития логической памяти младшего школьника  в учебной деятельности. Анализ психологической  литературы свидетельствует, что память является одним из важнейших условий успешности любой деятельности, а в частности учебной, и полноценного протекания психических процессов.

     Младший школьный возраст очень важен  для развития логической памяти, так как она – необходимое условие формирования учебной деятельности. Логическая память младших школьников развита гораздо хуже, чем у взрослого человека. Но память можно развивать, если соблюдать определенные условия – использовать мыслительные приемы при работе с материалом, развивать учебную мотивацию, рационально организовывать деятельность детей на уроке, смена видов деятельности.

     Учителю важно понимать зависимость успеваемости по отдельным предметам от уровня развития памяти. Для определения  уровня логической памяти у школьников разработаны методики по диагностике. Определив уровень развития различных видов памяти, психолог может применять игры и упражнения для коррекции, создавая из них развивающие программы. Учитель также может использовать игры для формирования произвольного внимания на уроке, совмещая их с учебным материалом.

     В связи с поставленной целью в  первой главе моего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализированы особенности памяти школьников. Было дано определение памяти, а также логической памяти, рассмотрены основные теории памяти.

       Анализ  теоретических источников и результаты экспериментального исследования по развитию памяти у младших школьников показали, что проблема является актуальной. О актуальности проблемы говорится во введение. Младший школьный возраст - возраст интенсивного развития памяти. Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.

     Младшие школьники так же, как и дошкольники, обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего  обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объему. Они склонны дословно воспроизводить то, что запомнили. Совершенствование логической памяти в этом возрасте дает возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания.

     Во  второй главе проведена опытно-экспериментальная  работа по выявлению уровня логической памяти младших школьников и развитию логической памяти. Для изучения уровня логической памяти использовалась методика А.Н. Леонтьева. Для развития памяти использовались упражнения Л.В. Черемошкиной. Прослежена динамика  изменения уровня логической памяти в процессе экспериментальной работы. Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности проведенного нами комплекса методов и приемов. Экспериментальная группа улучшила свои результаты. Процент детей с высоким уровнем развития увеличился на 10%.  Результаты занесены в таблицы.

     Полученные  результаты подтверждают, что при  проведении специальных занятий память улучшается.

     Вся проделанная работа позволяет сделать  следующие основные выводы:

  1. Опыт показал, что учебная деятельность разных предметов в школе  зависит от уровня памяти.
  2. Помощь взрослых должна быть целенаправленной и включать в себя разнообразные формы и методы, в том числе и игры.
  3. Благоприятную почву для целенаправленной помощи создает наличие программы, разработанной на основе наблюдений за детьми и проведенных экспресс-диагностик.

     Коррекционная работа по развитию учебных навыков  эффективна лишь в случае, если используется значительный спектр методов: наблюдение, психологический эксперимент, изучение опыта, анализ документации, изучение детских работ, изучение литературных источников. Каждый из указанных методов обретает действенность в совмещении с другими, так как их использование носит комплексный характер.

     Присущие  младшим школьникам трудности с  осмысливанием материала резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса. В связи с этим наиболее актуальным является поиск путей и методов, способствующих развитию логической памяти учащихся младшего школьного возраста.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  Литературы

1. Агафонов А. Ю. К вопросу о модели функционирования памяти в познавательной деятельности // Интеграция науки в высшей школе: Материалы научной международной конференции. В 2-х частях. − Самара, 2001 − Ч.1.

2. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.-672с.

3. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. В двух томах. Том 1. Спб.: изд-во Санкт-Петербургского университета,2007.-412с.

4. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.- 639с.

5. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. — М.: Издательский центр «Академия», 1996.-496с.

6. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. – М., 2000.

7. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456с.

8. Немов Р.С.  Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3кн./ Р.С. Немов. – 5-е изд. – М.: Владос,2005. - Кн.1. – 687с.

9.Общая психология: Учебник / Под ред. Тугушева Р. X. и Гарбера Е. И. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. 400с.

10.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.:Педагогика,1989. 

Т. 1. 448с.

11.Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.-240с.

12. Возрастная  и педагогическая психология / Под  ред. Петровского А.В., М., Просвещение, 1973

13. Рыбников Н.А.  Память. Ее педагогика и психология. – М., 1970 

Приложение 1

       КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

       На  развитие логической памяти

         «Для чего нужна  память?» 
 

       Составила: студентка ФМГО ПиП-09 Плахтий М.Н.

       Уроки составлены на базе упражнений, разработанных  Л.В. Черемошкиной

       В основу уроков для учащихся выпускных классов легли упражнения на развитие логической памяти младших школьников.

        Цели  уроков: отработка с учащимися  навыков развития логической памяти.

Информация о работе Развитие логической памяти младших школьников в учебной деятельности