Педагогический процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 03:18, контрольная работа

Описание работы

В педагогической науке, пока нет однозначной трактовки этого понятия. В
общефилософском понимании целостность трактуется как внутреннее единство
объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды; с
другой стороны под целостностью понимают единство всех составляющих, входящих
в педагогический процесс. Целостность – это объективное, но не постоянное их
свойство. Целостность может возникнуть на одном этапе педагогического
процесса и исчезнуть на другом.

Содержание

I. Введение.
II. Педагогический процесс, как целостная система.
§ 2.1 Принцип целостности – основа педагогического процесса
§ 2.2 Структура целостного педагогического процесса
§ 2.3 Движущие силы
§ 2.4 Закономерности педагогического процесса
§ 2.5 Принципы.
III. Роль экономического образования в современном обществе.
IV. Заключение.

Работа содержит 1 файл

Педагог пр..doc

— 161.50 Кб (Скачать)

14.  Только  взаимодействие всех компонентов  обучения обеспечит

достижения результатов  соответствующих поставленным целям.

В последней  закономерности как бы соединяются  в систему все предшествующие.

Если педагог  правильно выберет задачи, содержание, методы стимулирования,

организации педагогического  процесса, учтет имеющиеся условия  и примет меры к

их возможному улучшению, то будут достигнуты прочные, осознанные и

действенные результаты.

Описанные выше закономерности находят свое конкретное выражение в принципах

педагогического процесса.

§ 2.5      Принципы.

В основе принципов  лежат уже познанные законы и  закономерности, но логически

из них не выводятся. Законы и закономерности служат теоретической основой для

выработки, постулирования принципов обучения и правил практической

педагогической  деятельности. Некоторые педагогические законы и закономерности

настолько многогранны, что из них выводится не один, а несколько принципов.

На разработку принципов влияют не только педагогические, но и социальные,

философские, логические, психологические и иные закономерности. Они

обуславливаются также целями образования и воспитания, условиями среды,

уровнем развития науки, характером освоенных обществом  средств и способов и,

конечно, самой  практикой, опытом обучения.

1.      Принцип развивающего и воспитывающего  характера обучения 

направлен на  всестороннее развитие личности и индивидуальности учащегося.

2.      Принцип научности содержания  и методов педагогического процесса 

отражает взаимосвязь  с современным научным знанием  и практикой демократического

устройства общества.

3.      Принцип систематичности и последовательности  в овладении

достижениями науки, культуры придает системный характер учебной деятельности,

теоретическим знаниям, практическим умениям учащегося.

4.       Принцип сознательности, творческой  активности и

самостоятельности, учащихся при руководящей роли учителя.

5.      Принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного,

репродуктивного и продуктивного, как выражение  комплексного подхода.

6.      Принцип доступности обучения.

7.      Принцип прочности результатов  обучения и развития

познавательных  сил учащихся.

8.      Принцип связи обучения с жизнью, с практикой.

9.      Принцип рационального сочетания  коллективных и индивидуальных

форм и способов учебной работы.

10.  Принцип  сознательности и активности  учащихся – педагогический

процесс не должен превращаться в пассивное восприятие знаний.

11.  Принцип  сочетания педагогического управления  с развитием инициативы и

самостоятельности воспитанников.

12.  Уважение  личности ребенка в сочетании  с разумной требовательностью  к нему.

13.  Принцип  согласованности требований школы, семьи и общества.

14.  Принцип  учета возрастных и индивидуальных  особенностей учащихся.

Конечно же все  вышеперечисленные принципы не равнозначны, все они подчинены

ведущему принципу – принципу духовно-направленного  на общечеловеческие

ценности, воспитывающего и развивающего обучения. Ниже дадим их краткую

характеристику.

     Принцип  духовно-направленного, развивающего  и воспитывающего характера

обучения предполагает, что обучение направлено на цели всестороннего

развития личности, на формирование не только знаний и умений, но и определенных

нравственных, эстетических качеств, которые служат основой  выбора жизненных

идеалов и социального  поведения.

     Принцип  научности требует, чтобы содержание  обучения было связано с

объективными  научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное

состояние наук. Этот принцип воплощается в учебных  программах и учебниках, в

отборе изучаемого материала, а также в том, что  школьников обучают элементам

научного поиска, способам научной организации учебного труда.

Принцип научности  нацеливает учителя на использование  в организации учебной

деятельности  школьников проблемных ситуаций, вовлечение их в разнообразные

наблюдения изучаемых  явлений и процессов, научные  споры, проведение анализа

результатов собственных  наблюдений, поиск дополнительной научной информации

для обоснования  самостоятельно сделанных выводов, доказательства своей точки

зрения.

     Принцип  связи обучения с практикой,  предусматривает, чтобы процесс

обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении

поставленных  задач, анализировать и преобразовывать  окружающую

действительность, вырабатывая собственные взгляды. Для этого используется

анализ примеров и ситуаций из реальной жизни. Одним  из направлений реализации

принципа связи  обучения с практикой, жизнью является активное подключение

учащихся к  общественно полезной  деятельности в школе и за ее пределами.

     Принцип  систематичности и последовательности  предполагает преподавание и

усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического

построения, как  содержания, так и процесса обучения в целом, что выражается в

соблюдении ряда правил:

-         изучаемый материал планируется,  делится на логические разделы

(темы), устанавливается  порядок и методика работы  с ними;

-         в каждой теме надо установить содержательные центры, выделить

главные понятия, идеи, структурировать материал урока;

-         при изучении курса устанавливаются  внешние и внутренние связи  между

теориями, законами, фактами.

Требование систематичности и последовательности в обучении направлено на

сохранение преемственности  содержательной и процессуальной сторон обучения,

при которой  каждый урок – это логическое продолжение  предыдущего, как по

содержанию учебного материала, так и по характеру, способам выполняемой

учениками учебно-познавательной деятельности.

     Принцип  доступности требует учета особенностей  развития учащихся, анализа

материала с  точки зрения их реальных возможностей и такой организации

педагогического процесса, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных,

физических перегрузок. Следовательно, недоступность обучения, трудности, с

которыми сталкивается школьник в ходе выполнения разнообразных  учебных заданий,

зависят в равной степени и от сложности содержания учебного материала и от

методического структурирования его, характера, структуры, организуемой учителем

деятельности  учащихся, применяемых педагогом  методов обучения.

     Принцип  наглядности – один из старейших  и важнейших в дидактике,

означает, что  эффективность обучения зависит  от целесообразного привлечения

органов чувств в к восприятию и переработке  учебного материала. В процессе

обучения детям  надо дать возможность наблюдать, проводить  опыты, практически

работать –  через это вести к знанию. Однако использование наглядности должно

быть в той  мере, в какой она способствует формированию знаний и умений,

развитию мышления. Демонстрация и работа с предметами должны вести к очередной

ступени развития, стимулировать переход от конкретно-образного и

наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому.

     Принцип  сознательности и активности  учащихся в обучении – один  из главных

принципов современной  дидактической системы, согласно которой  обучение

эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются

субъектами деятельности. Это выражается в том, что учащиеся осознают цели

учения, планируют  и организуют свою работу, проявляют  интерес к занятиям,

ставят проблемы и умеют искать их решения.

Активности и сознательности в учении можно добиться, если:

-         опираться на интересы учащихся  и одновременно формировать мотивы

учения, среди  которых на первом месте – познавательные интересы,

профессиональные  склонности;

-         включать учеников в решение проблемных ситуаций, в проблемное

обучение, в процесс  поиска решений научных и практических проблем;

-         использовать такие методы обучения, как дидактические игры, дискуссии;

-         стимулировать коллективные формы  работы.

Реализация рассматриваемого принципа способствует не только формированию

знаний и развитию детей, но и их социальному росту, воспитанию.

     Принцип  прочности требует, чтобы знания  прочно закреплялись в памяти

учеников, стали  бы частью их сознания, основой привычек и поведения.

Запоминание и  воспроизведение материала зависят  не только от материала, но и от

отношения к  нему, поэтому для прочного усвоения необходимо сформировать

позитивное отношение  и интерес к  изучаемому материалу. Есть и другие правила

этого принципа, а именно:

-         прочное усвоение происходит, если  ученик проявляет

интеллектуальную, познавательную активность;

-         для прочного усвоения надо  правильно организовать количество  и

периодичность упражнений и повторения материала, учесть  индивидуальные

различия учеников;

-         прочность знаний обеспечивается, когда материал структурируется,

выделяется главное, обозначаются логические связи;

-         прочность знаний обеспечивается  систематическим контролем над

результатами  обучения, проверкой и оценкой.

     Принцип  рационального сочетания коллективных  и индивидуальных форм и способов

учебной работы.. Это означает, что учитель может  и должен использовать

самые разнообразные  формы организации обучения: уроки, экскурсии, практикумы, а

Информация о работе Педагогический процесс