Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 03:18, контрольная работа
В педагогической науке, пока нет однозначной трактовки этого понятия. В
общефилософском понимании целостность трактуется как внутреннее единство
объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды; с
другой стороны под целостностью понимают единство всех составляющих, входящих
в педагогический процесс. Целостность – это объективное, но не постоянное их
свойство. Целостность может возникнуть на одном этапе педагогического
процесса и исчезнуть на другом.
I. Введение.
II. Педагогический процесс, как целостная система.
§ 2.1 Принцип целостности – основа педагогического процесса
§ 2.2 Структура целостного педагогического процесса
§ 2.3 Движущие силы
§ 2.4 Закономерности педагогического процесса
§ 2.5 Принципы.
III. Роль экономического образования в современном обществе.
IV. Заключение.
14. Только
взаимодействие всех
достижения результатов соответствующих поставленным целям.
В последней закономерности как бы соединяются в систему все предшествующие.
Если педагог правильно выберет задачи, содержание, методы стимулирования,
организации педагогического процесса, учтет имеющиеся условия и примет меры к
их возможному улучшению, то будут достигнуты прочные, осознанные и
действенные результаты.
Описанные выше закономерности находят свое конкретное выражение в принципах
педагогического процесса.
§ 2.5 Принципы.
В основе принципов лежат уже познанные законы и закономерности, но логически
из них не выводятся. Законы и закономерности служат теоретической основой для
выработки, постулирования принципов обучения и правил практической
педагогической деятельности. Некоторые педагогические законы и закономерности
настолько многогранны, что из них выводится не один, а несколько принципов.
На разработку принципов влияют не только педагогические, но и социальные,
философские, логические, психологические и иные закономерности. Они
обуславливаются также целями образования и воспитания, условиями среды,
уровнем развития науки, характером освоенных обществом средств и способов и,
конечно, самой практикой, опытом обучения.
1.
Принцип развивающего и
направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности учащегося.
2.
Принцип научности содержания
и методов педагогического
отражает взаимосвязь с современным научным знанием и практикой демократического
устройства общества.
3.
Принцип систематичности и
достижениями науки, культуры придает системный характер учебной деятельности,
теоретическим знаниям, практическим умениям учащегося.
4. Принцип сознательности, творческой активности и
самостоятельности, учащихся при руководящей роли учителя.
5. Принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного,
репродуктивного и продуктивного, как выражение комплексного подхода.
6. Принцип доступности обучения.
7. Принцип прочности результатов обучения и развития
познавательных сил учащихся.
8. Принцип связи обучения с жизнью, с практикой.
9.
Принцип рационального
форм и способов учебной работы.
10. Принцип сознательности и активности учащихся – педагогический
процесс не должен превращаться в пассивное восприятие знаний.
11. Принцип
сочетания педагогического
самостоятельности воспитанников.
12. Уважение личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.
13. Принцип
согласованности требований
14. Принцип
учета возрастных и
Конечно же все вышеперечисленные принципы не равнозначны, все они подчинены
ведущему принципу – принципу духовно-направленного на общечеловеческие
ценности, воспитывающего и развивающего обучения. Ниже дадим их краткую
характеристику.
Принцип
духовно-направленного,
обучения предполагает, что обучение направлено на цели всестороннего
развития личности, на формирование не только знаний и умений, но и определенных
нравственных, эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных
идеалов и социального поведения.
Принцип
научности требует, чтобы
объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное
состояние наук. Этот принцип воплощается в учебных программах и учебниках, в
отборе изучаемого материала, а также в том, что школьников обучают элементам
научного поиска, способам научной организации учебного труда.
Принцип научности нацеливает учителя на использование в организации учебной
деятельности школьников проблемных ситуаций, вовлечение их в разнообразные
наблюдения изучаемых явлений и процессов, научные споры, проведение анализа
результатов собственных наблюдений, поиск дополнительной научной информации
для обоснования самостоятельно сделанных выводов, доказательства своей точки
зрения.
Принцип связи обучения с практикой, предусматривает, чтобы процесс
обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении
поставленных
задач, анализировать и
действительность,
вырабатывая собственные
анализ примеров и ситуаций из реальной жизни. Одним из направлений реализации
принципа связи обучения с практикой, жизнью является активное подключение
учащихся к общественно полезной деятельности в школе и за ее пределами.
Принцип
систематичности и
усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического
построения, как содержания, так и процесса обучения в целом, что выражается в
соблюдении ряда правил:
-
изучаемый материал
(темы), устанавливается порядок и методика работы с ними;
- в каждой теме надо установить содержательные центры, выделить
главные понятия, идеи, структурировать материал урока;
-
при изучении курса
теориями, законами, фактами.
Требование систематичности и последовательности в обучении направлено на
сохранение преемственности содержательной и процессуальной сторон обучения,
при которой каждый урок – это логическое продолжение предыдущего, как по
содержанию учебного материала, так и по характеру, способам выполняемой
учениками учебно-познавательной деятельности.
Принцип
доступности требует учета
материала с точки зрения их реальных возможностей и такой организации
педагогического процесса, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных,
физических перегрузок. Следовательно, недоступность обучения, трудности, с
которыми сталкивается школьник в ходе выполнения разнообразных учебных заданий,
зависят в равной степени и от сложности содержания учебного материала и от
методического структурирования его, характера, структуры, организуемой учителем
деятельности учащихся, применяемых педагогом методов обучения.
Принцип
наглядности – один из
означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения
органов чувств в к восприятию и переработке учебного материала. В процессе
обучения детям надо дать возможность наблюдать, проводить опыты, практически
работать – через это вести к знанию. Однако использование наглядности должно
быть в той мере, в какой она способствует формированию знаний и умений,
развитию мышления. Демонстрация и работа с предметами должны вести к очередной
ступени развития, стимулировать переход от конкретно-образного и
наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому.
Принцип сознательности и активности учащихся в обучении – один из главных
принципов современной дидактической системы, согласно которой обучение
эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются
субъектами деятельности. Это выражается в том, что учащиеся осознают цели
учения, планируют и организуют свою работу, проявляют интерес к занятиям,
ставят проблемы и умеют искать их решения.
Активности и сознательности в учении можно добиться, если:
-
опираться на интересы
учения, среди которых на первом месте – познавательные интересы,
профессиональные склонности;
- включать учеников в решение проблемных ситуаций, в проблемное
обучение, в процесс поиска решений научных и практических проблем;
-
использовать такие методы
-
стимулировать коллективные
Реализация рассматриваемого принципа способствует не только формированию
знаний и развитию детей, но и их социальному росту, воспитанию.
Принцип
прочности требует, чтобы
учеников, стали бы частью их сознания, основой привычек и поведения.
Запоминание и
воспроизведение материала
отношения к нему, поэтому для прочного усвоения необходимо сформировать
позитивное отношение и интерес к изучаемому материалу. Есть и другие правила
этого принципа, а именно:
- прочное усвоение происходит, если ученик проявляет
интеллектуальную, познавательную активность;
-
для прочного усвоения надо
правильно организовать
периодичность упражнений и повторения материала, учесть индивидуальные
различия учеников;
-
прочность знаний
выделяется главное, обозначаются логические связи;
-
прочность знаний
результатами обучения, проверкой и оценкой.
Принцип
рационального сочетания
учебной работы.. Это означает, что учитель может и должен использовать
самые разнообразные формы организации обучения: уроки, экскурсии, практикумы, а