Педагогический процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 03:18, контрольная работа

Описание работы

В педагогической науке, пока нет однозначной трактовки этого понятия. В
общефилософском понимании целостность трактуется как внутреннее единство
объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды; с
другой стороны под целостностью понимают единство всех составляющих, входящих
в педагогический процесс. Целостность – это объективное, но не постоянное их
свойство. Целостность может возникнуть на одном этапе педагогического
процесса и исчезнуть на другом.

Содержание

I. Введение.
II. Педагогический процесс, как целостная система.
§ 2.1 Принцип целостности – основа педагогического процесса
§ 2.2 Структура целостного педагогического процесса
§ 2.3 Движущие силы
§ 2.4 Закономерности педагогического процесса
§ 2.5 Принципы.
III. Роль экономического образования в современном обществе.
IV. Заключение.

Работа содержит 1 файл

Педагог пр..doc

— 161.50 Кб (Скачать)

План.                                 

I.   Введение.

II.  Педагогический  процесс, как целостная система.

§ 2.1     Принцип целостности – основа педагогического процесса

§ 2.2     Структура целостного педагогического  процесса

§ 2.3     Движущие силы

§ 2.4      Закономерности педагогического процесса

§ 2.5      Принципы.

III. Роль экономического  образования в современном обществе.

IV. Заключение.

     I.   Введение

Для того, чтобы  человеческое общество развивалось, оно  должно передавать свой

социальный опыт  новым поколениям.

Передача социального  опыта может происходить по-разному. В первобытном

обществе это  осуществлялось в основном через  имитацию, повторение,

копирование поведения  взрослых. В средние века такая  передача осуществлялась

чаще всего  через зазубривание текстов.

Со временем человечество пришло к убеждению, что  механическое повторение или

заучивание –  не самые лучшие способы для передачи социального опыта.

Наибольший эффект достигается при активном участии  самого человека в этом

процессе, при  включении в его творческую деятельность, направленную на

познание, освоение и преобразование окружающей действительности.

Современная жизнь  выдвинула целый комплекс требований к человеку,

определяющих  спектр задач и несколько основополагающих направлений их

реализации. Назову более существенные из них:

-         задачи умственного развития, предполагают  усвоение

детьми общих  для всех знаний, умений и навыков, обеспечивающих одновременно

умственное развитие и формирующих у них способность  активного самостоятельного

мышления и  творчества в общественной и производственной деятельности;

-         задачи эмоционального развития, включающего в себя

формирование  у детей идейно-эмоционального, эстетического  отношения к искусству

и действительности;

-         задачи нравственного развития, ориентированного на

усвоение воспитанниками простых норм общечеловеческой морали, привычек

нравственного поведения, на развитие в ребенке  нравственной воли, свободы

нравственного выбора и ответственного поведения  в жизненных отношениях;

-         задачи физического развития, направленного  на

укрепление и  развитие физических сил детей, являющихся материальной основой их

жизненности и  духовного бытия.

-         задачи индивидуально-личностного  развития, требующего

выявления и  развития природных дарований в каждом ребенке с помощью

дифференциации  и индивидуализации процессов обучения и восприятия;

-         задачи культурологического воспитания, основывающегося

на высших ценностях  мировой художественной культуры, противостоящего

разрушительному развитию массовой анти- и псевдокультуры.

Активное осуществление  этих тактических целей позволит реально и эффективно

решить стратегические задачи, осуществить всестороннее развитие личности –

генеральную цель целостного педагогического процесса.

Итак, рассмотрим подробнее все составляющие целостного педагогического процесса.

     II  Педагогический процесс, как целостная  система

     Педагогическим  процессом называется развивающееся  взаимодействие воспитателей

и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее

намеченному  изменению состояния, преобразованию свойств и качеств

воспитуемых. Иными  словами, педагогический процесс –  это процесс, в котором

социальный опыт трансформируется в качества  формируемого человека (личности).

Данный процесс  представляет собой не механическое соединение процессов

воспитания, обучения и развития, а новое качественное образование. Целостность,

общность и  единство, – главные характеристики педагогического процесса.

Что же следует  понимать под целостностью?

В педагогической науке, пока нет однозначной трактовки  этого понятия. В

общефилософском понимании целостность трактуется как внутреннее единство

объекта, его  относительная автономность, независимость  от окружающей среды; с

другой стороны  под целостностью понимают единство всех составляющих, входящих

в педагогический процесс. Целостность – это объективное, но не постоянное их

свойство. Целостность  может возникнуть на одном этапе  педагогического

процесса и  исчезнуть на другом. Это свойственно  как для педагогической науки,

так и практики. Целостность педагогических объектов, из которых наиболее

значимым и  комплексным является учебный процесс, строится целенаправленно.

§ 2.1  Принцип  целостности – основа педагогического  процесса

Итак, целостность  является закономерным свойством учебного процесса. Она

объективно существует, поскольку существует в обществе школа, процесс

обучения. Например, для процесса обучения, взятого в  абстрактном понимании,

такими характеристиками целостности являются единство преподавания и  учения.

А для реальной педагогической практики – единство образовательной,

развивающей и  воспитательной функций. Но каждый из названных процессов

выполняет и  сопутствующие  функции в целостном  образовательном процессе:

воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую и

образовательную функции, а обучение немыслимо без  сопутствующего ему

воспитания и  развития. Эти связи налагают отпечаток  на цели, задачи, формы и

методы формирования учебного процесса. Так, например, в  процессе обучения

преследуется  формирование научных представлений, усвоение понятий, законов,

принципов, теорий, оказывающих впоследствии большое  влияние и на развитие, и

на воспитанность  личности. В содержании воспитания преобладает формирование

убеждений, норм, правил и идеалов, ценностных ориентации и т.д., но в то же

время формируются  представления знания и умения. Таким  образом, оба процесса

ведут к главной  цели –  формированию личности, но каждый из них способствует

достижению этой цели присущими ему средствами. На практике этот принцип

реализуется комплексом задач урока, содержанием обучения, т.е. деятельностью

учителя и учащихся, сочетанием различных форм, методов  и средств обучения.

В педагогической практике, как и в педагогической теории, целостность

процесса обучения, как комплексность его задач и средств их реализации,

находит выражение  в определении правильного соотношения  знаний, умений и

навыков, в согласовании процесса обучения и развития, в  объединении знаний,

умений и навыков  в единую систему представлений о мире и способах его

изменения.

§ 2.2     Структура целостного педагогического  процесса

Педагогический  процесс считают системой наук и  выделяют следующие основные

части:

-         общие основы;

-         теория воспитания;

-         дидактика – теория обучения;

-         школоведение.

Каждая из них  решает свои собственные задачи, результат  которых часто

накладывается друг на друга.

Структура –  это расположение элементов в  системе. Структуру системы

составляют выделенные по определенному критерию элементы, или компоненты

системы, а также  связи между ними. Только зная, что  и с чем связано в

целостном педагогическом процессе, можно решить проблему улучшения

организации, управления и качества данного процесса. Связи  в педагогической

системе не похожи на связи в других динамических системах. Результат

процесса находится  в прямой зависимости от взаимодействия педагога,

применяемой технологии и ученика.

Взаимная активность педагога и воспитуемого в педагогическом процессе

наиболее полно  отражается термином “педагогическое взаимодействие”, которое

включает в  себя в  единстве педагогическое влияние, его активное восприятие,

усвоение объектом, собственную активность воспитуемого, проявляющуюся в

воздействии на самого себя (самовоспитание). В ходе педагогического

взаимодействия  проявляются разнообразные связи  между субъектами и объектами

воспитания. Особенно распространены информационные связи, проявляющиеся в

обмене информацией  между воспитателями и воспитуемыми, организационно-

деятельностные  связи. Весьма важное значение имеют связи управления и

самоуправления  в педагогическом процессе. От правильного  соотношения их во

многом зависит  успешное протекание всего процесса. В свою очередь связи

управления опираются  на информационные, организационно-деятельностные и

другие виды связей. При анализе педагогического взаимодействия надо учитывать

и причинно-следственные связи, выявляя среди них особо  важные. Например,

выявление особо  важных причин недостатков и успехов  в педагогическом

процессе, позволяет  затем более удачно проектировать новые этапы его

совершенствования. Там, где это рационально, полезно  выявить и функциональные

связи между  педагогическими явлениями, описывая их в математически корректной

форме. Но при  этом особо важно соблюдать требования о ведущей роли

качественного анализа педагогических явлений, так как чрезвычайная сложность,

многофакторность  этих процессов часто не поддаются  корректному

математическому описанию.

Развитие человека требует организации двух взаимосвязанных  процессов –

обучения и  воспитания. Эти два процесса имеют различные задачи и потому,

пересекаясь, друг с другом, а иногда даже совпадая во времени, принципиально

отличаются друг от друга методами и формами организации. Рассмотрим основные

теоретические проблемы воспитания и образования.

     Воспитание  есть относительно самостоятельный  процесс, имеющий ряд особенностей:

Информация о работе Педагогический процесс