Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:19, творческая работа
Педагогический процесс – это целостный учебно-воспитательный процесс единства и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности.
Лактионова Ирина Андреевна группа № 0531
Задание № 4 «Опорный конспект»
«Педагогический процесс»
Педагогический процесс – это
целостный учебно-
Как и в других трудовых процессах, в педагогическом выделяются объекты, средства, продукты труда. ( схема 1)
Объект деятельности педагога - развивающаяся личность, коллектив воспитанников. Объектам педагогического труда кроме сложности, системности, саморегуляции присуще и такое качество, как саморазвитие, чем и обуславливается вариативность, изменчивость, неповторимость педагогических процессов.
Предмет педагогического труда - формирование человека, который в отличие от педагога находится на более ранней ступени своего развития и не обладает необходимыми для взрослого человека знаниями, умениями, навыками, опытом. Своеобразие объекта педагогической деятельности состоит также в том, что он развивается не в прямой пропорциональной зависимости от педагогического воздействия на него, а по законам, свойственным его психике, - особенностям восприятия, понимания, мышления, становления воли и характера.
Орудия труда также очень специфичны, к ним относятся не только знания педагога, его опыт, личное воздействие на воспитуемого, но и виды деятельности, на которые он должен уметь переключить школьников, способы сотрудничества с ними, и методика педагогического влияния. Это духовные средства труда.
Составляющими целостного педагогического процесса являются процессы: воспитания, обучения, развития. (схема 2)
Наряду с вышеназванными компонентами
педагогической системы (педагоги, воспитанники,
содержание образования, средства) в
структуру педагогического
Основные характеристики педагогического процесса:
Педагогический процесс
Функциями педагогического процесса являются:
образовательная, воспитательная, развивающая.
Образовательная:
Воспитательная (проявляется во всем):
Развивающая:
Развитие в процессе воспитания выражается
в качественных изменениях психической
деятельности человека, в формировании
у него новых качеств, новых умений.
Педагогический процесс обладает рядом свойств.
Свойствами педагогического
Структура педагогического процесса.
Структура – расположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по определенному критерию компоненты, а так же связи между ними.
Структура педагогического процесса состоит из следующих компонентов:
Этот компонент
Этот компонент включает
все многообразие целей, задач педагогической
деятельности от генеральной цели –
«всестороннее гармоническое
Связан с разработкой
и отбором содержания образования.
Содержание чаще всего предлагает и регулирует
преподаватель с учетом целей обучения,
интересов, склонностей учащихся;
Содержание конкретизируется в отношении,
как отдельной личности, так и определенных
групп в зависимости от возраста субъектов,
особенностей педагогических условий.
Характеризует взаимодействие
педагогов и детей, связан с организацией
и управлением процесса.
Средства и методы в зависимости от особенностей
воспитательных ситуаций складываются
в определенные формы совместной деятельности
воспитателей и воспитанников. Так достигаются
желаемые цели.
Опорный конспект на тему «Педагогический процесс»
Педагогический процесс — специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.
Схема № 1 «Педагогический процесс»
Схема №2 «Составляющие педагогического процесса»
Схема № 3 «Компоненты, порождаемые самой деятельностью субъектов педагогического процесса»
Схема № 4 «Основные характеристики педагогического процесса»
Схема № 5 «Функции педагогического процесса»
Схема №6 «Структура педагогического процесса»