Педагогический процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 03:18, контрольная работа

Описание работы

В педагогической науке, пока нет однозначной трактовки этого понятия. В
общефилософском понимании целостность трактуется как внутреннее единство
объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды; с
другой стороны под целостностью понимают единство всех составляющих, входящих
в педагогический процесс. Целостность – это объективное, но не постоянное их
свойство. Целостность может возникнуть на одном этапе педагогического
процесса и исчезнуть на другом.

Содержание

I. Введение.
II. Педагогический процесс, как целостная система.
§ 2.1 Принцип целостности – основа педагогического процесса
§ 2.2 Структура целостного педагогического процесса
§ 2.3 Движущие силы
§ 2.4 Закономерности педагогического процесса
§ 2.5 Принципы.
III. Роль экономического образования в современном обществе.
IV. Заключение.

Работа содержит 1 файл

Педагог пр..doc

— 161.50 Кб (Скачать)

также различные  способы взаимодействия учащихся в учебном процессе:

индивидуальную  работу, работу в постоянных и сменных  парах, в малых и больших

группах. Кроме  того, обучение можно осуществлять в разнообразных видах

деятельности  детей вне урока: походах, клубах, кружках, различных объединениях

по интересам  и других.

Как видно, принципы современной дидактики образуют систему, целостное

единство, скрепленное  их тесной взаимосвязью. Реализация одного принципа

тесно связана  с реализацией других: активность и систематичность – с

прочностью, доступность  – с научностью и т.д. Все вместе они отражают

основные особенности  процесса обучения, они дают учителю  совокупность

указаний к  организации учебного процесса от целеполагания  до анализа

результатов.

Все рассмотренные  принципы нацелены на осуществление первого, ведущего,

принципа  воспитывающего и развивающего обучения.

При всех подходах принципы дидактики должны сохранять  специфичность, то есть

отражать особый характер связей именно внутри дидактической  системы, иначе

принципы теряют определенность, корректность и превращаются в  общие

положения, несомненно, верные, но не дающие конкретных дидактических

ориентиров.

     III. Роль экономического образования  в современном обществе

С переходом  российского государства к экономике  рыночного типа

общеобразовательная школа встала перед необходимостью радикального обновления

содержания образования, в том числе возникла необходимость  экономического

образования, которому до этого уделялось весьма незначительное внимание.

Старшеклассник, готовящийся к самостоятельной жизни независимо от избираемой

области профессиональной деятельности должен иметь (и это  составляет часть

социального заказа требований к выпускнику) прочные  экономические знания,

должен уметь  ориентироваться в экономических  вопросах и проблемах, что

позволит уверенно чувствовать себя в жизни. Выпускнику просто жизненно

необходимо морально, психологически и практически быть готовыми к труду в

условиях рыночной экономики; ему необходимо помочь осознать, что личный успех

зависит от их профессиональной и экономической грамотности, трудолюбия,

инициативы, предприимчивости и творчества.

В связи с  этим образовательная система призвана решить важную задачу

обеспечения трудовой подготовки старшеклассников в неразрывной  связи с

экономическим образованием и воспитанием, предполагающими формирование тех

знаний, умений и навыков, потребностей и интересов, характера мышления,

поведения и  деятельности, которые соответствуют  принципам и нормам

хозяйствования  в новых социально-экономических  условиях.

Исторически сложилось  отношение к экономическому образованию  как к части

профессиональной  и трудовой подготовки, а не как  к самостоятельно-

направленной  линии воспитания и образования  в рамках образовательного

пространства  учреждения. В связи с этим обозначился ряд противоречий, а

именно:

·        между объективно существующей необходимостью руководства социальным

становлением  старшеклассников и недостаточным  осознанием педагогической

общественностью возможностей экономической подготовки в этом процессе;

·        традиционным содержанием, формами, методами осуществляемой

экономической подготовки и необходимостью использования  инновационных

технологий в  формировании социально значимых качеств  личности, знаний,

умений, опыта  социально-экономической деятельности школьников, что

способствует  социальному самоопределению и  становлению личности;

·        между инновационными процессами, проходящими  в общественном сознании

молодежи в  связи с объективной потребностью в экономическом образовании, и

наличием стереотипного подхода к передаче этой области знаний;

·        между насущной потребностью в непрерывности, преемственности и

универсальности образования на всех этапах образования (довузовский,

вузовский, поствузовский), а также неразработанностью или  несогласованностью

между имеющимися для этого учебными планами, программами, содержанием,

формами и методами получения образования, что значительно  снижает возможность

получения экономического образования, адекватно отвечающего  потребностям

времени и общества.

Решение этой задачи затруднено тем, что у большинства населения, в том числе

у молодежи, не сформированы ценностные ориентации на свободную  экономическую

деятельность, развитие творческой и предпринимательской  инициативы, многим не

хватает социально-значимых знаний и умений, опыта самостоятельной

экономической деятельности. Социальное становление  молодых происходит в

условиях, когда  естественное стремление к самоутверждению, успеху

сталкивается  со все возрастающей конкуренцией, высокими требованиями к

личности на рынке труда.

Экономическая подготовка, на мой взгляд, может  не только формировать

специальные экономические  знания и умения, актуальные в современных  условиях,

но и развивать  социально-востребованные качества личности (инициативность,

самостоятельность, предприимчивость), формировать нравственно-ценностные

мотивы экономической  деятельности (мотивы социальной ответственности,

творческого сотрудничества в процессе социально-значимой деятельности,

достижения прочного социально-профессионального статуса, материального

благополучия).

     IV. Заключение

Обобщая все  вышесказанное можно сделать  следующий вывод – рекомендации для

учителя:

1.      Учителю надо ориентироваться  не на отдельные принципы обучения, а на

их систему, обеспечивая  научно обоснованный выбор целей, отбор, содержания,

методов и средств  организации деятельности учащихся, создание благоприятных

условий и анализ учебного процесса.

2.      Учителю целесообразно рассматривать  каждый принцип и их систему  как

рекомендации  о воплощении в жизнь системы  основных законов и стратегических

целей, составляющих ядро современной концепции школьного  образования

(всестороннее  гармоничное развитие личности, индивидуальности школьника,

деятельностный  и личностный подходы, единство обучения и воспитания,

оптимизация учебного процесса).

3.      Учитель должен видеть противоположные  стороны, сопряженные,

взаимодействующие элементы педагогического процесса (овладение знаниями и

развитие, элементаризм и системность в знаниях, соотношение  абстрактного и

конкретного и  т.д.) и умело регулировать их взаимодействие, опираясь на

законы и принципы обучения и добиваясь гармоничного педагогического процесса.

Информация о работе Педагогический процесс