Педагогический процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 08:58, реферат

Описание работы

Исторические предпосылки научного представления о педагогическом процессе как целостном явлении.
Сущность педагогического процесса.
Педагогический процесс как целостное явление.
Основные аспекты целостности педагогического процесса.
Структура педагогического процесса.
Педагогический процесс является многофункциональным процессом.

Работа содержит 1 файл

педагогика.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

Введение 

Развитие  любой области научного знания связано  с развитием понятий, которые, с  одной стороны, указывают на определенный класс сущностно единых явлений, а с другой - конструируют предмет  данной науки. В понятийном аппарате конкретной науки можно выделить одно, центральное, понятие, которое обозначает всю изучаемую область и отличает ее от предметных областей других наук. Остальные понятия аппарата той или иной науки, в свою очередь, отражают дифференциацию исходного, стрежневого, понятия.

Система понятий, представленная во взаимосвязи их друг с другом, есть не что иное, как одно развитое понятие, выражающее сущность предмета данной науки. Для педагогики роль такого стержневого понятия выполняет педагогический процесс. Оно, с одной стороны, обозначает весь комплекс явлений, которые изучаются педагогикой, а с другой - выражает сущность этих явлений. Анализ понятия "педагогический процесс" поэтому выявляет существенные черты явлений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Исторические  предпосылки научного представления о  педагогическом процессе как целостном явлении

    Обращение к  истокам  возникновения педагогической профессии показывает, что стихийно протекавшие в ее рамках дифференциация и интеграция  привели  сначала  к разграничению,  а затем и  к явному противопоставлению обучения и воспитания:  учитель учит, а воспитатель воспитывает. Но уже к середине XIX в. в трудах прогрессивных педагогов все чаще и чаще стали встречаться обоснованные  аргументы в пользу объективного единства обучения и воспитания. Наиболее отчетливо эта точка зрения была выражена в  педагогических воззрениях И. Ф.  Гербарта,  отмечавшего,  что обучение без нравственного образования есть средство без цели, а нравственное образование  (или образование характера) без обучения есть цель,  лишенная средства.  Более глубоко идея целостности  педагогического процесса  была выражена К. Д. Ушинским.  Он понимал ее как единство административного,  учебного и воспитательного элементов школьной деятельности.  От комбинации основных элементов всякой школы, отмечал он, более всего зависит ее воспитательная сила, без которой она является декорациями, закрывающими от непосвященных пробел в общественном воспитании.

Прогрессивные идеи К. Д. Ушинского нашли свое отражение  в трудах его последователей - Н. Ф. Бунакова, П. Ф Лесгафта, В. П. Вахтерова и других. Особое место в ряду исследователей педагогического процесса занимает П. Ф. Каптерев.  Общеобразовательный курс школы,  по его замыслу,  был призван обеспечить правильное соотношение между образованием и воспитанием в целях всестороннего  совершенствования личности гражданина.

Большой вклад в развитие представлений  о целостности педагогического  процесса уже в новых социально-экономических  и политических условиях внесли  Н. К. Крупская, А. П. Пинкевич,  С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, М. М. Рубинштейн, А. С. Макаренко.

Однако  начиная с 30-х гг. основные усилия педагогов были на углубленное изучение обучения и воспитания как относительно самостоятельных процессов.

Научный интерес  к  проблеме  целостности  педагогического процесса,  вызванный потребностями практики школы, возобновился в середине 70-х гг.  Наметились и различные подходы к пониманию целостного  педагогического  процесса  (Ю. К. Бабанский,   М. А. Данилов, В. С. Ильин, В. М. Коротов, В. В. Краевский, Б. Т. Лихачев, Ю. П. Сокольников и др.).  Это объясняется сложностью педагогического процесса. В  то же время авторы современных концепций едины во мнении,  что раскрыть сущность педагогического процесса и выявить условия приобретения им свойств целостности можно -"только на основе методологии системного подхода. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сущность  педагогического  процесса

Педагогический  процесс как динамическая педагогическая система.

Педагогический  процесс - это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников,  направленное на решение развивающих и образовательных задач.

Педагоги  и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического  процесса.  Взаимодействие субъектов  педагогического  процесса (обмен  деятельностями) своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта,  накопленного человечеством во всем его многообразии.  А успешное освоение опыта,  как известно, осуществляется в специально организованных условиях при наличии хорошей материальной базы, включающей разнообразные педагогические средства. Взаимодействие педагогов и воспитанников  на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического  процесса, протекающего в любой педагогической системе.

Системообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель,  понимаемая как многоуровневое явление. Педагогическая система организуется с ориентацией  на цели воспитания  и  для их осуществления, она всецело подчиняется целям  образования.

 Педагогическая задача -  основная  единица  педагогического процесса.  Развивающаяся во времени основная единица педагогического процесса,  по которой только и можно судить о  его  течении, должна  удовлетворять следующим условиям:  обладать всеми существенными признаками педагогического процесса;  являться общей  при реализации любых педагогических целей;  наблюдаться при выделении путем абстрагирования в любом реальном процессе.  Именно этим условиям отвечает педагогическая задача как единица педагогического процесса.

Осуществление педагогического процесса можно  рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в  себя важные взаимосвязанные элементы:

-         постановка  и разъяснение целей  и задач предстоящей деятельности;

-         взаимодействие педагогов и учеников;

-         использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;

-         создание благоприятных условий;

-    осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников;

-         обеспечение связи  педагогического процесса с другими процессами.  

В реальной  педагогической деятельности в результате взаимодействия педагогов и воспитанников  возникают разнообразные ситуации.  Привнесение в педагогические ситуации целей придает взаимодействию целенаправленность.  Педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления, и есть педагогическая задача.

Поскольку педагогическая деятельность в рамках любой педагогической системы имеет  задачную структуру, т.е. может быть представлена как взаимосвязанная последовательность решения бесчисленного множества задач разного уровня сложности,  а воспитанники, в свою  очередь,  включены в их решение,  так как взаимодействуют с педагогами,  то и с этой точки  зрения  единицей  педагогического процесса есть все основания рассматривать материализованную педагогическую задачу как воспитательную ситуацию,  характеризующуюся взаимодействием  педагогов  и воспитанников с определенной целью. Таким образом,  движение педагогического процесса,  его "моменты" должны прослеживаться при переходе от решения одной задачи к другой.

Принято различать задачи разного класса, типа и уровня сложности,  но все  они имеют общее свойство, а  именно: являются задачами  социального  управления.  Однако "клеточкой" педагогического процесса, стремясь к его наименьшей единице, можно считать только оперативные задачи,  ограниченно выстроенный ряд которых приводит к решению тактических, а затем и стратегических задач. Объединяет их  то,  что все они решаются с соблюдением принципиальной схемы, предполагающей прохождение четырех взаимосвязанных этапов: 

- анализа ситуации и постановки педагогической задачи; 

- проектирования вариантов решения и выбора оптимального для данных  условий;

- осуществления плана решения задачи на практике,  включающего организацию взаимодействия,  регулирование и корригирование течения педагогического процесса;

- анализа результатов решения.

Поступательное  движение  педагогического  процесса от решения одних задач к другим, более сложным и ответственным, осуществляется в результате научно обоснованного разрешения объективных и своевременного осознания и устранения субъективных педагогических  противоречий,  являющихся следствием ошибочных педагогических решений.

Наиболее  общим внутренним противоречием объективного  характера,  определяющим  движение педагогического процесса,  является несоответствие реальных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые к ним предъявляются со стороны общества: школы, учителей. Однако если требования слишком завышены или,  наоборот, занижены, то  они не становятся источниками движения школьника,  а следовательно,  и всей педагогической системы к намеченной цели.  Только задачи, ориентированные на завтрашний день развития, вызывают интерес и потребность в их решении.  Это  говорит  о  необходимости проектирования близких, средних и далеких перспектив коллектива и отдельных воспитанников,  их конкретизации и обеспечения принятия самими детьми.

В последние  годы в связи с демократизацией  образования  выявилось главное внутреннее противоречие педагогического процесса и развития личности в детском возрасте.  Это  несоответствие  между активно-деятельной  природой  ребенка  и социально педагогическими условиями его жизни.  Главное противоречие конкретизируется целым рядом  частных:  между общественными интересами и интересами личности;  между коллективом и личностью;  между сложными  явлениями общественной жизни и недостатком детского опыта для их понимания; между стремительно нарастающим потоком информации и возможностями учебно-воспитательного процесса и др.

К субъективным противоречиям относятся следующие:  между целостностью  личности и  функциональным подходом к ее формированию, односторонностью педагогического  процесса;  между  отставанием  процесса  генерализации  знаний  и умений и нарастающей необходимостью применять преимущественно обобщенные знания и умения; между  индивидуальным  творческим  процессом  становления личности и массово-репродуктивным  характером  организации   педагогического процесса;  между  определяющим  значением деятельности в развитии личности и установками преимущественно на  словесное  воспитание; между  возрастающей  ролью  гуманитарных  предметов в гражданском становлении человека и тенденцией к технократизации  педагогического процесса и др.

Педагогическое  взаимодействие и его виды

Педагогическое  взаимодействие  является универсальной  характеристикой педагогического  процесса. Оно значительно шире категории "педагогическое воздействие", сводящей педагогический процесс к субъект - объектным отношениям.

Даже  поверхностный  анализ  реальной педагогической практики обращает внимание на широкий  спектр  взаимодействий:  "ученик - ученик",  "ученик - коллектив",  "ученик - учитель",  "учащиеся объект усвоения" и т.п.  Основным отношением педагогического процесса  является  взаимосвязь  "педагогическая деятельность - деятельность воспитанника". Однако исходным, определяющим в конечном итоге его результаты является отношение "воспитанник - объект усвоения".

В этом  заключается  и  сама специфика педагогических задач.

Они могут  быть решены и решаются только  посредством  руководимой педагогом активности учащихся,  их деятельности. Д. Б. Эльконин отмечал,  что основное отличие  учебной задачи от  всяких  других  в том,  что  ее  цель и результат - в изменении самого действующего субъекта,  заключающемся в овладении им  определенными  способами действия.  Таким образом, педагогический процесс как частный случай социального отношения выражает взаимодействие двух субъектов, опосредованное объектом усвоения, т.е. содержанием образования.

Принято различать разные виды педагогических взаимодействий, а следовательно  и отношений: педагогические (отношения  воспитателей и воспитанников); взаимные (отношения со взрослыми, сверстниками, младшими); предметные (отношения воспитанников  с предметами материальной культуры);  отношения к самому себе.  Важно подчеркнуть,  что воспитательные взаимодействия возникают и тогда, когда воспитанники и без участия воспитателей  в повседневной  жизни вступают в контакт с окружающими людьми и предметами.

 Педагогическое  взаимодействие всегда имеет  две стороны,  два взаимообусловленных  компонента:  педагогическое воздействие  и ответную реакцию воспитанника. Воздействия могут быть прямые  и косвенные, различаться по  направленности, содержанию и формам  предъявления, по наличию или отсутствию цели, характеру обратной связи (управляемые,  неуправляемые) и т.п.  Столь же многообразны и ответные реакции воспитанников:  активное  восприятие,  переработка информации,  игнорирование или противодействие, эмоциональное переживание или безразличие,  действия,  поступки,  деятельность  и т.п.

Информация о работе Педагогический процесс