Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 03:18, контрольная работа
В педагогической науке, пока нет однозначной трактовки этого понятия. В
общефилософском понимании целостность трактуется как внутреннее единство
объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды; с
другой стороны под целостностью понимают единство всех составляющих, входящих
в педагогический процесс. Целостность – это объективное, но не постоянное их
свойство. Целостность может возникнуть на одном этапе педагогического
процесса и исчезнуть на другом.
I. Введение.
II. Педагогический процесс, как целостная система.
§ 2.1 Принцип целостности – основа педагогического процесса
§ 2.2 Структура целостного педагогического процесса
§ 2.3 Движущие силы
§ 2.4 Закономерности педагогического процесса
§ 2.5 Принципы.
III. Роль экономического образования в современном обществе.
IV. Заключение.
Во-первых, воспитание – процесс целенаправленный. Воспитание становится
эффективным, когда педагог специально выделяет цель воспитания, к которой он
стремится. Наибольшая эффективность достигается в том случае, когда эта цель
известна и понятна воспитаннику, и он согласен принять ее.
Во-вторых, это процесс многофакторный. При его осуществлении учитель должен
учитывать и использовать огромное количество объективных и субъективных
факторов. Личность подвергается воздействию множества разнофакторных влияний
и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий
корректировки. Многофакторность объясняет эффект неоднозначности результатов
воспитания.
В-третьих, огромную роль в процессе воспитания играет личность педагога: его
педагогическое мышление, черты характера, личностные качества, ценностные
ориентиры.
В-четвертых, воспитательный
процесс характеризуется
от момента непосредственного воспитательного воздействия. Воспитание не дает
мгновенного эффекта. Его результаты не та ощутимы, не так явно обнаруживают
себя, как, например результаты процесса обучения.
В-пятых, особенностью педагогического процесса выступает его непрерывность.
Воспитание, осуществляемое в ходе педагогического процесса – это процесс
систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Одно
мероприятие, каким бы ярким оно ни было, не способно сильно повлиять на
поведение воспитуемого, в частности ученика. Если же процесс воспитания не
регулярен и идет от случая к случаю, то воспитателю приходится заново
закреплять то, что уже осваивалось учеником, а затем забылось.
Обучение,
как целостная система
взаимосвязанных элементов: цель, учебную информацию, средства педагогической
коммуникации педагога и учащихся, формы их деятельности и способы осуществления
педагогического руководства учебой и другими видами деятельности и поведения
учащихся.
Схематически процесс обучения, как целостную систему можно представить
следующим образом:
Модель структуры учебного
Системообразующим понятием процесса обучения, как системы, выступают цель
обучения, деятельность учителя (преподавание), деятельность учащихся (учение)
и результат. Переменными составляющими этого процесса выступают средства
управления. Они включают: содержание учебного материала, методы обучения,
материальные средства обучения (наглядные, технические, учебные пособия и
др.), организационные формы обучения как процесса и учебной деятельности
учащихся. Связь средств обучения, как переменных компонентов, с постоянными
смыслообразующими компонентами зависит от цели обучения и его конечного
результата. Они образуют устойчивое единство и целостность, которые подчинены
общим целям воспитания, так называемым глобальным целям в подготовке
подрастающих
поколений к жизни и
Основанием единства всех этих компонентов является предметная совместная
деятельность преподавания и учения. Благодаря их единству множественность и
разнотипность разнокачественных элементов и связей образуют целостную систему
обучения и придают ей упорядоченность и организованность, без чего она, как
таковая вообще лишена смысла и способности функционировать.
Процесс обучения рассматривается в дидактике, как деятельность, и потому в
нем четко просматриваются:
- анализ исходной ситуации, определение и постановка цели обучения и
принятие ее учащимися;
- планирование работы, отбор содержания и средств достижения цели –
предъявление нового фрагмента учебного материала разными способами и его
осознанное восприятие;
-
исполнение обучающих и
работы учителя и учеников;
- организация обратной связи, контроль и корректирование работы по
усвоению содержания материала и самоконтроль;
- анализ и самоанализ, оценка результатов обучения;
- подготовка и работа учащихся вне школы.
Такова структура процесса обучения в его теоретическом представлении. В
реальной педагогической действительности процесс обучения носит цикличный
характер. Каждый дидактический цикл процесса обучения представляет собой
функциональную схему, основанную на совместной работе всех его звеньев.
Остановимся подробнее на цикличном анализе учебного процесса. Такой анализ
позволяет четче обозначить структурные связи компонентов процесса обучения.
В развитии всех педагогических процессов можно легко обнаружить одни и те же
этапы. Этапы – это не составные части, а последовательности развития
процесса. Главными
этапами можно назвать
заключительный. Рассмотрим их подробнее.
На этапе подготовки педагогического процесса создаются надлежащие
условия для его протекания в заданном направлении и с заданной скоростью. На
этом этапе решаются следующие важные задачи: обоснование и постановка цели,
диагностика условий, прогнозирование, проектирование и планирование развития
процесса. Сущность первой, состоит в том, чтобы трансформировать общую
педагогическую цель, стоящую перед системой народного образования в целом, в
конкретные задачи, достижимые на заданном отрезке педагогического процесса. На
этом этапе функционирования педагогического процесса выявляются противоречия
между требованиями общей педагогической цели и конкретными возможностями
контингента учеников учебного заведения и т.д., намечаются пути разрешения этих
противоречий в проектируемом процессе.
Поставить правильную цель, определить задачи процесса невозможно без
диагностики. Ее главная цель получить ясное представление о тех причинах,
которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов. В
процессе диагностики собирается вся необходимая информация о реальных
возможностях педагогов и учеников, уровне их предшествующей подготовки и многих
других важных обстоятельствах. В процессе диагностики происходит корректировка
первоначальных задач: очень часто конкретные условия заставляют их
пересматривать, приводить в соответствие с реальными возможностями.
Далее проводится прогнозирование хода и результатов
педагогического процесса. Сущность прогнозирования заключается в том, чтобы еще
до начала процесса оценить его возможную результативность в имеющихся
конкретных условиях. Применяя научное прогнозирование, можем заранее
теоретически взвесить и рассчитать параметры процесса. Оно осуществляется по
довольно сложным методам, но затраты на получение прогноза окупаются, поскольку
в этом случае педагоги
получают возможность активно
ход педагогического процесса, не дожидаясь, пока он окажется малоэффективным
или приведет к нежелательным последствиям.
Завершается подготовительный этап скорректированным на основе результатов
диагностики и прогнозирования проектом организации процесса, который
после окончательной доработки воплощается в план. Планы педагогических
процессов имеют определенный срок действия. Таким образом, план – это итоговый
документ, в котором точно определено кому, когда и что нужно сделать.
Этап осуществления педагогического процесса – основной этап. Его можно
рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные
взаимосвязанные элементы:
-
постановка и разъяснение целей
и задач предстоящей
-
взаимодействие педагогов и
-
использование намеченных
процесса;
-
создание благоприятных
-
осуществление разнообразных
школьников;
-
обеспечение связи
Эффективность процесса зависит от того, насколько целесообразно эти элементы
связаны между собой, не противоречит ли их направленность и практическая
реализация общей цели, и друг другу.
Важную роль
на этапе осуществления
связи, служащие основой для принятия оперативных управленческих решений.
Обратная связь – основа качественного управления процессом, ее развитию и
укреплению каждый педагог обязан придавать приоритетное значение, только
опираясь на нее, удается найти рациональное соотношение педагогического
управления и самоуправления своей деятельностью со стороны воспитуемых.
Завершается цикл педагогического процесса этапом анализа достигнутых
результатов. Важно еще раз внимательно проанализировать ход и результаты
педагогического процесса после его завершения, чтобы в будущем не повторить
ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо спланированном и
организованном процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты
предыдущего.
Особенно важно понять причины неполного соответствия результатов и процесса
первоначальному замыслу, где, как и почему возникли ошибки. Практика
подтверждает, что больше всего ошибок появляется тогда, когда педагог
игнорирует диагностику и прогнозирование процесса.
§ 2.3 Движущие силы
Движущей силой развития и совершенствования целостного педагогического
процесса являются противоречия.