Педагогический процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:22, доклад

Описание работы

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Работа содержит 1 файл

Начало курсовой работы!!!.docx

— 39.60 Кб (Скачать)

Введение

Словарь, грамматические формы речи - всё это только средства, только абстрактно выделенные стороны или  моменты речи. Основным в речевом  развитии ребёнка является всё перестраивающееся  и совершенствующееся умение пользоваться речью как средством общения. В зависимости от изменения форм этого общения изменяются и формы  речи. Сначала общение у ребёнка  происходит лишь с его ближайшим  непосредственным окружением. Вкрапленные  в непосредственный контакт с  близкими отдельные высказывания, просьбы, вопросы и ответы отливаются в  разговорную диалогическую форму. Лишь затем появляется потребность  передать, отобразив его в речевом  плане, более или менее обширное смысловое целое (описание, объяснение, рассказ), предназначенное и для  постороннего слушателя и ему  понятное. Тогда развивается связная  речь, умение раскрыть мысль в связном  речевом построении.

Развитие связной речи имеет  особое значение. Развитие словаря, овладение  грамматическими формами и т. п. включаются в неё в качестве частных моментов.

Психологически в известном смысле, прежде всего для самого говорящего, всякая подлинная речь, передающая мысль, желание говорящего, является связной речью (в отличие от отдельного зависимого слова, извлечённого из контекста речи), но формы связности в ходе развития изменились. Связной в специфическом, терминологическом смысле слова мы называем такую речь, которая отражает в речевом плане все существенные связи своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо потому, что, будучи представлены в мысли говорящего, эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи. Связность собственно речи означает адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения её понятности для слушателя или читателя. Связная речь - это такая речь, которая может быть вполне понятна на основе её собственного предметного содержания. Для того чтобы её понять, нет необходимости специально учитывать ту частную ситуацию, в которой она произносится; всё в ней понятно для другого из самого контекста речи; это"контекстная" речь.

 

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования – процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – педагогические условия развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования – связная речь детей старшего дошкольного возраста будет развиваться более успешно при использовании эффективных методов, приёмов, средств, которые могут способствовать мотивации речевой деятельности и появлению интереса к занятиям по обучению рассказыванию.

В соответствии с целью  и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы  в психолого-педагогической литературе.

2. Проанализировать особенности  связной речи детей дошкольного  возраста.

3. Определить критерии  и выявить уровни развития  связной речи у детей старшего  дошкольного возраста.

4.Выявить и экспериментально  проверить условия развития связной  речи у детей старшего дошкольного  возраста.

5. Подобрать наиболее  эффективные методы, приёмы, средства, способствующие создать мотивацию  к речевой деятельности у воспитанников,  интерес к занятиям по обучению  рассказыванию.

Методологическая  основа и теоретическая база исследования основывается на закономерностях речевого развития дошкольников, сформулированных в трудах А.Н. Гвоздева, Н.С. Жуковой, Ф.А. Сохина.

Для достижения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:

¾  теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

¾  наблюдение за учебно-воспитательным процессом;

¾  педагогический эксперимент;

¾  сравнительный анализ обработки данных.

Опытно-экспериментальной  базой нашего исследования является МДОУ №153 детский сад «Русская сказка» города Ижевска.

Практическая значимость исследования заключается в возможности  применять результаты исследования в практике дошкольного образования  в процессе обучения и воспитания дошкольников.

Апробация и адаптация  результатов исследования осуществлялась в МДОУ №153 детский сад «Русская сказка» города Ижевсска.

Структура реферата состоит  из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложения.

В связи с актуальностью  нами сформулирована тема исследования: «Развитие связной речи дошкольников в процессе обучения рассказыванию по сюжетным картинкам».

Проблема исследования: каковы методы развитие связной речи дошкольников в процессе обучения рассказыванию по сюжетным картинкам

Цель исследования: определение особенностей развития связной речи.

Объект исследования: процесс развития связной речи дошкольников в процессе обучения рассказыванию по сюжетным картинкам.

Предмет исследования: воспитание устойчивых качеств личности младшего школьника.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать  психолого-педагогическую и методическую  литературу по проблеме исследования.

2. Раскрыть сущность понятий:  «речь», «связная речь».

3. Определить особенности  развития связной речи дошкольников  в процессе обучения рассказыванию  по сюжетным картинкам.

4. Разработка и апробирование  коррекционной методики.

Гипотеза исследования: если учитывать особенности развития связной речи, то процесс развития старших дошкольников будет протекать более успешно.

Методы исследования: наблюдение, объяснение, беседа, педагогический эксперимент.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяется проблема, цель и задачи, объект и предмет, гипотеза, методы исследования.

В первой главе «Научно - теоретические основы проблемы развития связной речи» анализируются понятия «речь», «связная речь», «монологическая речь»; содержится общая характеристика трудностей развития речи.

Во второй главе  «Экспериментальное изучение особенностей развития связной речи у детей в процессе обучения рассказыванию по серии сюжетных картин» представлены результаты опытно-экспериментальной работы.

В заключении изложены основные выводы по исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.

Общий объем курсовой работы составляет 59 страниц машинописного текста. Список литературы включает 9 наименований. Приложение состоит из 3 рисунков.

 

 

 

1.1 Развитие связной  речи в онтогенезе

Вопросы развития связной  речи изучались в разных аспектах Ушинским К. Д., Тихеевой Е. И., Коротковой Э. П., Бородич А. М., Усовой А. П., Соловьевой О.И. и другими. "Связная речь, - подчеркивал Сохин Ф.А., - это не просто последовательность связанных  друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно  построенных предложениях… Связная  речь как бы вбирает в себя все  достижения ребенка в овладении  родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического  строя".[35] По тому как дети строят свои высказывания можно судить об уровне их речевого развития.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи –  это связность мыслей. В связной  речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи.

Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает  влияние и на эстетическое развитие ребенка: при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения, усвоенные  из художественных произведений.[1]

Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих  силах.

Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы. Умаление смысловой стороны  приводит к тому, что внешняя, формальная сторона (грамматически правильное употребление слов, согласование их в  предложении и т.п.) опережает  в развитии внутреннюю, логическую сторону. Это проявляется в неумении подобрать слова, нужные по смыслу, в неправильном употреблении слов, неумении объяснить смысл отдельных слов.

Однако нельзя недооценивать  и развитие формальной стороны речи. Расширение и обогащение знаний, представлений  ребенка должно быть связано с  развитием умения правильно выразить их в речи.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму  речевой деятельности. Она носит  характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция  связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе.

Диалог как форма  речи состоит из реплик, из цепи речевых  реакций, он осуществляется либо в виде сменяющих друг друга вопросов и  ответов, либо в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников. Опирается  диалог на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание того, о чем  идет речь.

Монологическая  речь понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение каких-либо фактах действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму  речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам  монологической речи относятся: односторонний  характер высказывания, произвольность, обусловленность содержания ориентацией  на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения Особенность  этой формы речи состоит в том, что содержание ее, как правило, заранее  задано и предварительно планируется.[14]

Развитие обеих  форм (диалога и монолога) связной  речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать как цель и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи и в то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций.

У детей без речевой  патологии развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием  мышления, связано с развитием  деятельности и общения.[3]

На первом году жизни, в процессе непосредственного эмоционального общения со взрослым закладываются  основы будущей связной речи. На основе понимания, сначала очень  примитивного, начинает развиваться  активная речь детей.

К началу второго  года жизни появляются первые осмысленные  слова, позднее они начинают служить  обозначениями предметов. Постепенно появляются первые предложения.

На третьем году жизни быстрыми темпами развивается  понимание речи, собственная активная речь, резко возрастает словарный  запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются диалогической формой речи. [29]

Более сложное и  разнообразное общение ребенка  со взрослыми и сверстниками создает  благоприятные условия для развития речи: обогащается и ее смысловое  содержание, расширяется словарь, главным  образом за счет существительных  и прилагательных. Кроме величины и цвета, дети могут выделять и  некоторые другие качества предметов. Ребенок много действует, поэтому  его речь обогащается глаголами, появляются местоимения, наречия, предлоги (употребление этих частей речи характерно для связного высказывания). Малыш  правильно строит простые предложения, используя разные слова и различный их порядок: Лиля будет купаться; Гулять хочу; Я пить молоко не буду. Появляются первые придаточные предложения времени (когда...), причины (потому что...).

Для детей трех лет  доступна простая форма диалогической  речи (ответы на вопросы), но они только начинают овладевать умением связно излагать свои мысли. Их речь все еще  ситуативна, преобладает экспрессивное  изложение. Малыши допускают много  ошибок при построении предложений, определении действия, качества предмета. Обучение разговорной речи и ее дальнейшее развитие является основой формирования монологической речи.

В среднем дошкольном возрасте большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация  словаря, объем которого увеличивается  примерно до 2,5 тысяч слов. Ребенок  не только понимает, но и начинает употреблять  в речи прилагательные для обозначения  признака предмета, наречия – для  обозначения временных и пространственных отношений. Появляются первые обобщения, выводы, умозаключения.

Дети чаще начинают пользоваться придаточными предложениями, особенно причинными, появляются придаточные  условия, дополнительные, определительные (Спрятала игрушку, которую мама купила; Если дождик кончится, пойдем гулять?)

Информация о работе Педагогический процесс