Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:29, контрольная работа
Основным направлением деятельности дошкольных учреждений в современных условиях является обеспечение качества образовательного процесса, способствующего достижению основной цели - разностороннему гармоническому развитию ребенка и его комфортному самочувствию в детском коллективе. Немаловажное значение в достижении этой цели придается планированию.
Образовательный процесс в дошкольном учреждении многопрофилен: это не только специально организованное обучение (игры-занятия, занятия), но и «специфические детские виды деятельности» в конкретном возрасте.
ВВЕДЕНИЕ 3
Значение планирования педагогического процесса для систематического, последовательного решения задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста 4
Содержание планирования воспитательно-образовательной работы в детском саду 6
Планирование образовательной работы в дошкольном учреждении на основе программы «Пралеска» 7
Виды и формы планирования образовательной работы в детском саду 9
Календарный план работы в разновозрастной группе детей 12
Особенности ведения учета образовательной работы с детьми в практике современного детского сада 15
Практико-ориентированные задания 17
Календарный план воспитательно-образовательной работы с детьми на неделю 17
Анализ плана воспитательно-образовательной работы с детьми 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 21
Министерство образования
Учреждение образования
«Могилевский государственный
университет имени А.А.
ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Контрольная работа
по дошкольной педагогике
студентки 2 курса группы «М»
специальности «Дошкольное образование.
Практическая психология»
ЗФПО
Ярославцевой Екатерины Юрьевны
Научный руководитель
кандидат педагогических наук, доцент,
заведующая кафедрой
Прокофьева Ольга Олеговна
Могилев
2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 | |
1 |
Значение планирования педагогического процесса для систематического, последовательного решения задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста |
4 |
2 |
Содержание планирования воспитательно-образовательной работы в детском саду |
6 |
2.1 |
Планирование образовательной |
7 |
3 |
Виды и формы планирования образовательной работы в детском саду |
9 |
3.1 |
Календарный план работы в разновозрастной группе детей |
12 |
4 |
Особенности ведения учета образовательной работы с детьми в практике современного детского сада |
15 |
5 |
Практико-ориентированные |
17 |
5.1 |
Календарный план воспитательно-образовательной работы с детьми на неделю |
17 |
5.2 |
Анализ плана воспитательно- |
18 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
20 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ |
21 |
ВВЕДЕНИЕ
Общественное воспитание только тогда оказывается действенным, когда его вопросы становятся общественными вопросами для всех и семейными вопросами для каждого.
К.Ушинский
Основным направлением деятельности дошкольных учреждений в современных условиях является обеспечение качества образовательного процесса, способствующего достижению основной цели - разностороннему гармоническому развитию ребенка и его комфортному самочувствию в детском коллективе. Немаловажное значение в достижении этой цели придается планированию.
Образовательный процесс в дошкольном учреждении многопрофилен: это не только специально организованное обучение (игры-занятия, занятия), но и «специфические детские виды деятельности» в конкретном возрасте.
Актуальность рассматриваемого вопроса заключается в целенаправленном изучении основных аспектов планирования педагогического процесса в дошкольном учреждении, направленных на обеспечение выполнения требований образовательного стандарта и программы «Пралеска».
Педагоги к планированию образовательного процесса подходят творчески: планирование совершенствуется, обновляются методы и приемы в организации работы с детьми, широко внедряются в содержание образовательного процесса инновационные технологии, что способствует повышению качества образовательного процесса.
Планирование — это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления программы воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы.
Планирование направлено на организацию педагогического процесса как единого целого в детском саду и в каждой возрастной группе. План определяет на конкретный отрезок времени конкретные задачи воспитательно-образовательной работы, отбор основных видов деятельности и способов их организации, средств решения поставленных задач. В нем предусматривается характер связи и взаимодействия различных средств, форм и методов обучения и воспитания, сочетание деятельности детей, организуемой воспитателем, с их самостоятельной деятельностью, деятельности коллективной, совместной и индивидуальной и т. д. Таким образом, функция организации педагогического процесса как единого целого являете я ведущей в планировании.
Вторая функция планирования — обеспечение движения и развития педагогического процесса во времени: усложнение содержания, форм и методов работы с детьми, изменение структуры педагогического процесса (сочетание форм организации детей и видов их деятельности) по мере развития детей и детского коллектива в целом в ходе воспитательно-образовательной работы.
Реализация этих функций планирования придает педагогическому процессу организованный и планомерный характер, делает работу педагога более целенаправленной и результативной, обеспечивая всестороннее воспитание и развитие детей.
В процессе воспитания, которое является решающим фактором развития, осуществляется усвоение ребенком общественно-исторического опыта, представленного в форме знаний, умственных и практических навыков и способах действий, в нравственных нормах и правилах, в нравственных и эстетических оценках и т. д. Содержание воспитания определяется его целью, следовательно, имеет программный характер и может быть спланировано.
Ведущая роль в воспитании принадлежит взрослому — учителю, воспитателю. Он организует и направляет разнообразную деятельность детей, осуществляет процесс обучения. При планировании всей этой деятельности педагог опирается на знание общих закономерностей развития и воспитания детей и индивидуальных особенностей воспитанников. Закономерности воспитания и развития ребенка объективны, они служат основой для определения как содержания, так и последовательности воспитательно-образовательной работы с детьми.
Планирование педагогической работы в детском саду должно отвечать ряду требований, выполнение которых поможет достижению общей цели.
В плане в первую очередь предусматривается работа, обеспечивающая формирование нравственной направленности личности каждого ребенка, ее активности и самостоятельности, коллективизма, гуманистических черт характера, освоение детьми нравственных норм, правил и привычек поведения.
Планирование
занятий, руководства играми и трудом
детей включает определение не только
образовательных задач —
Планирование должно быть направлено на организацию педагогического процесса в целом: конкретизацию задач воспитания детского коллектива и отдельных детей, отбор содержания и способов педагогического воздействия в соответствии с задачами и возрастом детей; использование различных форм организации жизни детей, видов детской деятельности
В
плане предусматривается
Учитывая достижения детей, воспитатель планирует последовательный перевод их на освоение нового содержания знаний, способов действий, новых форм организации деятельности и их сочетание.
План
должен обеспечить системность работы
— установление связи между отдельными
видами и формами работы. Так, важно
установить связь между занятиями
и работой воспитателя с детьми
в повседневной жизни, между занятиями,
игрой и трудом детей. Наличие
связей обеспечивает формирование системы
знаний, навыков и умений, способов
поведения и отношения к
План должен служить руководством к деятельности, быть реальным. Реальность плана достигается постановкой конкретных задач с учетом уровня развития детского коллектива и отдельных детей. План будет реален, если он учитывает также детские интересы [5].
Основной
целью планирования является определение
конкретных задач воспитательно-
Принципы планирования: научность, перспективность, конкретность, регулярность, последовательность, повторность.
Исходя из принципов планирование всей работы детского сада должно отвечать определенным требованиям:
1.
Планирование должно исходить
из общей цели воспитания и
обучения детей, а также
2.
Планирование должно быть
3.
Планирование воспитательной
Основной формой организации образовательной работы в детском саду являются занятия. При планировании занятий учитываются основные этапы усвоения, предусматривается повторение материала и постепенный характер его усложнения. Обучение продолжается и вне занятий, в процессе повседневной жизни, играх, труде. Планируется проведение наблюдений, дидактических игр, упражнений с дидактическими материалами. Формирование нравственных качеств личности осуществляется в процессе всей воспитательно-образовательной работы с детьми.
В
плане находит отражение работа
по формированию поведения и культурно-
Планирование трудовой деятельности опирается на 2 группы задач: воспитание у детей трудовых умений и навыков и формирование нравственных качеств. Наиболее эффективным является планирование по формам организации труда.
Кроме того планированию подлежат конкретное содержание и формы организации работы с родителями.
Педагогический процесс по реализации программы «Пралеска» охватывает все основные направления развития, а также предусматривает систему мер по охране и укреплению здоровья детей. Он должен быть дифференцированным и гибким, защищать ребенка от переутомления и дезадаптации, отражать новые позитивные изменения в содержании, методах, формах обучения и воспитания детей.
При осуществлении планирования необходимы: единство целевой установки и условий реализации; единство долгосрочного и краткосрочного планирования; осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал при разработке планов; обеспечение комплексного характера планирования; стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов; учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. При планировании следует учесть интересы и потребности, способности детей конкретной группы, с которой работает педагог (даже в одном и том же детском саду они могут отличаться), особенности самого «детского общества».
Реализуя принцип тесного взаимодействия воспитания в семье и дошкольном учреждении, детский сад привлекает родителей не только к воплощению: запланированных мероприятий, но и к продумыванию перспективы работы с детьми, учитывает их предложения, пожелания, возможности в оказаний содействия.
При планировании необходимо предусмотреть ряд основных компонентов жизнедеятельности детей: ежедневную утреннюю гимнастику, соблюдение режима (питание, сон, прогулка), самостоятельную детскую деятельность, создание условий для ее обогащения и развития, специфику проведения занятий с воспитанниками. Это важно прежде всего для укрепления физического, психического и психологического здоровья малыша, обеспечения защиты и заботы, необходимых для его благополучия.
Основное содержание программы, систему представленных в ней задач, связанных с гармоничным развитием основных его линий (физическое, личностное, интеллектуальное), планируется реализовать педагогом посредством различных видов детской деятельности.