Планирование педагогического процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:29, контрольная работа

Описание работы

Основным направлением деятельности дошкольных учреждений в современных условиях является обеспечение качества образовательного процесса, способствующего достижению основной цели - разностороннему гармоническому развитию ребенка и его комфортному самочувствию в детском коллективе. Немаловажное значение в достижении этой цели придается планированию.
Образовательный процесс в дошкольном учреждении многопрофилен: это не только специально организованное обучение (игры-занятия, занятия), но и «специфические детские виды деятельности» в конкретном возрасте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Значение планирования педагогического процесса для систематического, последовательного решения задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста 4
Содержание планирования воспитательно-образовательной работы в детском саду 6
Планирование образовательной работы в дошкольном учреждении на основе программы «Пралеска» 7
Виды и формы планирования образовательной работы в детском саду 9
Календарный план работы в разновозрастной группе детей 12
Особенности ведения учета образовательной работы с детьми в практике современного детского сада 15
Практико-ориентированные задания 17
Календарный план воспитательно-образовательной работы с детьми на неделю 17
Анализ плана воспитательно-образовательной работы с детьми 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 21

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.docx

— 60.12 Кб (Скачать)

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Могилевский государственный  университет имени А.А.Кулешова»

 

 

 

 

 

 

ПЛАНИРОВАНИЕ  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

 

 

 

 

Контрольная работа

по  дошкольной педагогике

студентки 2 курса группы «М»

специальности «Дошкольное образование.

Практическая  психология»

ЗФПО

Ярославцевой  Екатерины Юрьевны

 

Научный руководитель

кандидат  педагогических наук, доцент,

  заведующая кафедрой

Прокофьева  Ольга Олеговна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Могилев

2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

3

1

Значение планирования педагогического  процесса для систематического, последовательного  решения задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста

4

     

2

Содержание планирования воспитательно-образовательной  работы в детском саду

6

     

2.1

Планирование образовательной работы в дошкольном учреждении на основе  программы «Пралеска»

7

     

3

Виды и формы планирования образовательной  работы в детском саду

9

     

3.1

Календарный план работы в разновозрастной  группе детей

12

     

4

Особенности ведения учета образовательной  работы с детьми в практике современного детского сада

15

     

5

Практико-ориентированные задания

17

     

5.1

Календарный план воспитательно-образовательной  работы с детьми на неделю

17

     

5.2

Анализ плана воспитательно-образовательной  работы с детьми

18

     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

20

   

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

21


ВВЕДЕНИЕ

 

Общественное воспитание только тогда  оказывается действенным, когда  его вопросы становятся общественными  вопросами для всех и семейными  вопросами для каждого.

К.Ушинский

 

Основным  направлением деятельности дошкольных учреждений в современных условиях является обеспечение качества образовательного процесса, способствующего достижению основной цели - разностороннему  гармоническому развитию ребенка и его комфортному  самочувствию в детском  коллективе. Немаловажное значение в достижении этой цели придается планированию.

Образовательный процесс в дошкольном учреждении многопрофилен: это не только специально организованное обучение (игры-занятия, занятия), но и «специфические детские  виды деятельности» в конкретном возрасте.

Актуальность  рассматриваемого вопроса заключается в целенаправленном изучении основных аспектов планирования педагогического процесса в дошкольном учреждении, направленных на обеспечение выполнения требований образовательного стандарта и программы «Пралеска».

Педагоги к планированию образовательного процесса подходят творчески: планирование совершенствуется, обновляются методы и приемы в организации работы с детьми, широко внедряются в содержание образовательного процесса инновационные технологии, что способствует повышению качества образовательного процесса.

 

  1. Значение планирования педагогического процесса для систематического, последовательного решения задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста

 

Планирование — это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления программы воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы.

Планирование  направлено на организацию педагогического  процесса как единого целого в  детском саду и в каждой возрастной группе. План определяет на конкретный отрезок времени конкретные задачи воспитательно-образовательной работы, отбор основных видов деятельности и способов их организации, средств решения поставленных задач. В нем предусматривается характер связи и взаимодействия различных средств, форм и методов обучения и воспитания, сочетание деятельности детей, организуемой воспитателем, с их самостоятельной деятельностью, деятельности коллективной, совместной и индивидуальной и т. д. Таким образом, функция организации педагогического процесса как единого целого являете я ведущей в планировании.

Вторая функция планирования — обеспечение движения и развития педагогического процесса во времени: усложнение содержания, форм и методов работы с детьми, изменение структуры педагогического процесса (сочетание форм организации детей и видов их деятельности) по мере развития детей и детского коллектива в целом в ходе воспитательно-образовательной работы.

Реализация  этих функций планирования придает педагогическому процессу организованный и планомерный характер, делает работу педагога более целенаправленной и результативной, обеспечивая всестороннее воспитание и развитие детей.

В процессе воспитания, которое является решающим фактором развития, осуществляется усвоение ребенком общественно-исторического опыта, представленного в форме знаний, умственных и практических навыков и способах действий, в нравственных нормах и правилах, в нравственных и эстетических оценках и т. д. Содержание воспитания определяется его целью, следовательно, имеет программный характер и может быть спланировано.

Ведущая роль в воспитании принадлежит взрослому — учителю, воспитателю. Он организует и направляет разнообразную деятельность детей, осуществляет процесс обучения. При планировании всей этой деятельности педагог опирается на знание общих закономерностей развития и воспитания детей и индивидуальных особенностей воспитанников. Закономерности воспитания и развития ребенка объективны, они служат основой для определения как содержания, так и последовательности воспитательно-образовательной работы с детьми.

Планирование  педагогической работы в детском  саду должно отвечать ряду требований, выполнение которых поможет достижению общей цели.

В плане в первую очередь предусматривается  работа, обеспечивающая формирование нравственной направленности личности каждого ребенка, ее активности и  самостоятельности, коллективизма, гуманистических  черт характера, освоение детьми нравственных норм, правил и привычек поведения.

Планирование  занятий, руководства играми и трудом детей включает определение не только образовательных задач — формирование знаний, навыков, но и воспитательных — формирование любви и уважения к людям труда, воспитание дружеских  чувств, коллективизма, ответственности  и т. д.

Планирование  должно быть направлено на организацию  педагогического процесса в целом: конкретизацию задач воспитания детского коллектива и отдельных  детей, отбор содержания и способов педагогического воздействия в  соответствии с задачами и возрастом  детей; использование различных  форм организации жизни детей, видов  детской деятельности

В плане предусматривается рациональное сочетание коллективных (фронтальных  и групповых) и индивидуальных форм работы с детьми. Особого внимания требуют дети с временным отставанием  в развитии.

Учитывая  достижения детей, воспитатель планирует  последовательный перевод их на освоение нового содержания знаний, способов действий, новых форм организации деятельности и их сочетание.

План  должен обеспечить системность работы — установление связи между отдельными видами и формами работы. Так, важно  установить связь между занятиями  и работой воспитателя с детьми в повседневной жизни, между занятиями, игрой и трудом детей. Наличие  связей обеспечивает формирование системы  знаний, навыков и умений, способов поведения и отношения к окружающему.

План  должен служить руководством к деятельности, быть реальным. Реальность плана достигается  постановкой конкретных задач с  учетом уровня развития детского коллектива и отдельных детей. План будет реален, если он учитывает также детские интересы [5].

 

  1. Содержание планирования воспитательно-образовательной работы в детском саду

 

Основной  целью планирования является определение  конкретных задач воспитательно-образовательной  работы на конкретный отрезок времени, а также видов деятельности, способов их организации и средств решения  поставленных задач, обеспечивающих выполнение программы.

Принципы  планирования: научность, перспективность, конкретность, регулярность, последовательность, повторность.

Исходя  из принципов планирование всей работы детского сада должно отвечать определенным требованиям:

1. Планирование должно исходить  из общей цели воспитания и  обучения детей, а также соответствующих  задач. Исходя из этого планируются содержание жизни детей, формы организации их деятельности, методы работы.

2. Планирование должно быть направлено  на организацию педагогического  процесса в целом: конкретизацию  задач, стоящих перед дошкольным  учреждением, отбор содержания  и способов педагогического воздействия  в соответствии с задачами  воспитания и возрастом детей.

3. Планирование воспитательной работы  должно предусматривать сохранение  основных принципов воспитания  и обучения.

Основной  формой организации образовательной  работы в детском саду являются занятия. При планировании занятий учитываются основные этапы усвоения, предусматривается повторение материала и постепенный характер его усложнения. Обучение продолжается и вне занятий, в процессе повседневной жизни, играх, труде. Планируется проведение наблюдений, дидактических игр, упражнений с дидактическими материалами. Формирование нравственных качеств личности осуществляется в процессе всей воспитательно-образовательной работы с детьми.

В плане находит отражение работа по формированию поведения и культурно-гигиенических навыков у детей. Что касается игры, то планируется не игровая деятельность детей, а педагогическая деятельность воспитателя по руководству играми (задачи и приемы руководства).

Планирование  трудовой деятельности опирается на 2 группы задач: воспитание у детей  трудовых умений и навыков и формирование нравственных качеств. Наиболее эффективным  является планирование по формам организации  труда.

Кроме того планированию подлежат конкретное содержание и формы организации  работы с родителями.

    1. Планирование образовательной работы в дошкольном учреждении на основе  программы «Пралеска»

 

Педагогический процесс по реализации программы «Пралеска» охватывает все основные направления развития, а также предусматривает систему мер по охране и укреплению здоровья детей. Он должен быть дифференцированным и гибким, защищать ребенка от переутомления и дезадаптации, отражать новые позитивные изменения в содержании, методах, формах обучения и воспитания детей.

При осуществлении планирования необходимы: единство целевой установки и  условий реализации; единство долгосрочного и краткосрочного планирования; осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал при разработке планов; обеспечение комплексного характера планирования; стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов; учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. При планировании следует учесть интересы и потребности, способности детей конкретной группы, с которой работает педагог (даже в одном и том же детском саду они могут отличаться), особенности самого «детского общества».

Реализуя принцип тесного взаимодействия воспитания в семье и дошкольном учреждении, детский сад привлекает родителей не только к воплощению: запланированных мероприятий, но и к продумыванию перспективы работы с детьми, учитывает их предложения, пожелания, возможности в оказаний содействия.

При планировании необходимо предусмотреть ряд основных компонентов жизнедеятельности детей: ежедневную утреннюю гимнастику, соблюдение режима (питание, сон, прогулка), самостоятельную детскую деятельность, создание условий для ее обогащения и развития, специфику проведения занятий с воспитанниками. Это важно прежде всего для укрепления физического, психического и психологического здоровья малыша, обеспечения защиты и заботы, необходимых для его благополучия.

Основное содержание программы, систему  представленных в ней задач, связанных с гармоничным развитием основных его линий (физическое, личностное, интеллектуальное), планируется реализовать педагогом посредством различных видов детской деятельности.

Информация о работе Планирование педагогического процесса