Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:58, курсовая работа
В работах В. Вундта, У. Джеймса, Э. Титченера и Т. Рибо были сформулированы фундаментальные понятия психологии внимания и предложены основные парадигмы по экспериментальным исследованиям. Каждая из множества теорий внимания обладала своеобразием и выглядела достаточно убедительно. Н.Н. Ланге выделил восемь основных взглядов на природу внимания. Проблемой внимания занимались такие учёные, как В. Литугер, К. Черри, Д. Бродбент - с работ этих авторов начинается современный этап развития психологии внимания. Единой и общепринятой теории внимания до сих пор не создано.
Введение 3
1. Психология внимания 4
1.1 Природа внимания 4
1.2. Функции и эффекты внимания 5
1.3. Свойства внимания 6
2. Типы и виды внимания 9
2.1. Существующие классификации 9
2.2. Непроизвольное внимание 9
2.3. Произвольное внимание 12
2.4. Послепроизвольное внимание 14
2.5. Физические проявления внимания 14
2.6. Рассеянность 15
3. Внимание в педагогическом процессе 17
3.1. Роль внимания в процессе обучения, особенности коллективного
внимания 17
3.2. Коллективное внимание студентов в процессе лекционных занятий. 20
Заключение 23
Список литературы
Содержание
Введение
1. Психология
внимания
1.1
Природа внимания
1.2.
Функции и эффекты внимания
1.3.
Свойства внимания
2. Типы
и виды внимания
2.1.
Существующие классификации
2.2.
Непроизвольное внимание
2.3.
Произвольное внимание
2.4.
Послепроизвольное внимание
2.5.
Физические проявления внимания
2.6.
Рассеянность
3. Внимание
в педагогическом процессе
3.1. Роль внимания в процессе обучения, особенности коллективного
внимания
3.2.
Коллективное внимание студентов в процессе
лекционных занятий.
20
Заключение
Список
литературы
Введение
Исследования внимания начались уже на этапе становления научной психологии, а в определённом смысле даже предшествовали ему и составляли его главное содержание. Права автора первой научной системы психологии и, одновременно, основания психологии внимания принадлежат В. Вундту (ассистенту Г. Гельмгольца).
В
работах В. Вундта, У. Джеймса, Э. Титченера
и Т. Рибо были сформулированы фундаментальные
понятия психологии внимания и предложены
основные парадигмы по экспериментальным
исследованиям. Каждая из множества
теорий внимания обладала своеобразием
и выглядела достаточно убедительно.
Н.Н. Ланге выделил восемь основных
взглядов на природу внимания. Проблемой
внимания занимались такие учёные,
как В. Литугер, К. Черри, Д. Бродбент
- с работ этих авторов начинается
современный этап развития психологии
внимания. Единой и общепринятой теории
внимания до сих пор не создано.
1. Психология внимания
1.1
Природа внимания
Все процессы познания, будь то восприятие или мышление, направлены на тот или иной объект, который в них отражается: мы воспринимаем что-то, думаем о чём-то, что-то себе представляем или воображаем. Вместе с тем воспринимает не восприятие само по себе, и мыслит не сама по себе мысль; воспринимает и мыслит человек — воспринимающая и мыслящая личность. Поэтому в каждом из изучаемых процессов всегда имеется какое-то отношение личности к миру, субъекта к объекту, сознания к предмету. Это отношение находит себе выражение во внимании.
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы.
Ощущение и восприятие, память, мышление, воображение — каждый из этих процессов имеет своё специфическое содержание; каждый процесс есть единство образа и деятельности: восприятие — единство процесса восприятия — воспринимания — и восприятия как образа предмета или явления действительности; мышление — единство мышления как деятельности и мысли как содержания — понятия, общего представления, суждения. Внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно — сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект.
Поскольку внимание выражает взаимоотношение субъекта и объекта, в нём наблюдается и известная двусторонность; с одной стороны, внимание направляется на объект, с другой — объект привлекает внимание. Причины внимания к этому, а не другому объекту не только в субъекте, они и в объекте, и даже прежде всего в нём, в его свойствах и качествах; но они не в объекте самом по себе, так же как они тем более не в субъекте самом по себе, — они в объекте, взятом в его отношении к субъекту, и в субъекте в его отношении к объекту.
Психическая деятельность не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточится на том, что он делает. Возьмем человека, увлеченного рисованием. Он целиком углублен в свою работу, сосредоточен на ней, обдумывает, какой цвет выбрать, как расположить предметы на листе. При этом он может не слышать о чем говорят присутствующие, не откликаться, если его позовут. В этом случае говорят, что он сосредоточил внимание на том, что делает, отвлекаясь от всего остального. Это свидетельствует, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Поэтому в каждый отдельный момент его сознание направляется на те предметы и явления, которые являются для него наиболее важными и значительными.[6]
1.2. Функции и эффекты внимания
Внимание
невозможно выделить как самостоятельную
форму психической
1.
Внимание нигде не выступает
как самостоятельный процесс.
И про себя, и внешнему наблюдению
оно открывается как
2.
Внимание не имеет своего
На
современном этапе под
Функции внимания следующие:
-
функции отбора значимых
-
функция игнорирования других
несущественных конкурирующих
-
функция удержания, сохранения
выполняемой деятельности, пока
не будет достигнута цель, т.е.
регуляции и контроля
Внимание
состоит в том, что известное
представление или ощущение занимает
господствующее место в сознании,
оттесняя другие. Эта большая степень
сознаваемости данного
-
это представление благодаря
его большой сознаваемости
- оно делается устойчивее в сознании, не так легко исчезает (фиксирующий эффект);
-
в некоторых случаях
1.3.Свойства внимания
Выделяют качества внимания: концентрация - степень сосредоточенности внимания на объекте; объём - количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно (у взрослого 4-6), объём зависит не только от генетических факторов и от возможностей кратковременной памяти индивида, имеют также значение характеристики воспринимаемых объектов (их однородность, взаимосвязь) и профессиональные навыки самого субъекта; переключение - намеренный осознанный перенос внимания с одного объекта на другой; с переключением связаны два разнонаправленных процесса - включение и отключение внимания; переключение может быть произвольным, тогда его скорость - это показатель степени волевого контроля субъекта над своим восприятием , и непроизвольным, связанным с отвлечением, что является показателем либо степени неустойчивости психики, либо свидетельствует о появлении сильных неожиданных раздражителей; распределение - возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов, выполнять несколько видов деятельности; устойчивость - длительность сосредоточения внимания на объекте, устойчивость определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией (новизна, значимость потребности, личные интересы), а также внешними условиями деятельности человека.
Сосредоточение внимания - это не остановка мыслей на одной точке, а их движение в одном направлении. Для того, чтобы внимание к какому-нибудь предмету поддерживалось, его осознание должно быть динамическим процессом. Устойчивость внимания, будучи условием продуктивной умственной деятельности, является в известной мере и её следствием.
Никто не может непрерывно сосредотачивать внимание на не изменяющемся объекте мысли, объект внимания должен изменяться. Объект зрения с течением времени становится невидим, объект слуха перестаёт быть слышим, если мы будем неподвижно направлять на него внимание.
Внимание, будучи предоставлено самому себе, обнаруживает естественную наклонность переходить от одного нового впечатления к другому, как только его объект теряет свой интерес, не доставляя никаких новых впечатлений, внимание вопреки нашей воле переходит на что-нибудь другое. Если мы хотим сосредоточить наше внимание на определённом объекте, то нам необходимо постоянно открывать в нём всё новые и новые стороны, в особенности когда какой-нибудь посторонний импульс отвлекает нас в сторону. Эти слова применимы и к вниманию в области интеллектуального разнообразия.
Закономерность циркуляции внимания - через каждые 6-10 секунд мозг человека отключается от приёма информации на доли секунды, в результате какая-то часть информации может быть потеряна. Качество внимания зависит от свойств нервной системы человека. Людям со слабой нервной системой дополнительные раздражители мешают сосредоточиться, а с сильной - даже повышают концентрацию внимания.
Важной особенностью объёма внимания является то, что оно мало поддаётся регулированию при обучении и тренировке. Но все-таки развивать внимание можно с помощью психологических упражнений.
Углубления
в деятельность, иногда доходящие
до уровня полной поглощённости, отстранение
от внутренних и внешних помех, попытки
схватить вниманием несколько объектов
или действовать сразу в