Внимание в педагогическом процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

В работах В. Вундта, У. Джеймса, Э. Титченера и Т. Рибо были сформулированы фундаментальные понятия психологии внимания и предложены основные парадигмы по экспериментальным исследованиям. Каждая из множества теорий внимания обладала своеобразием и выглядела достаточно убедительно. Н.Н. Ланге выделил восемь основных взглядов на природу внимания. Проблемой внимания занимались такие учёные, как В. Литугер, К. Черри, Д. Бродбент - с работ этих авторов начинается современный этап развития психологии внимания. Единой и общепринятой теории внимания до сих пор не создано.

Содержание

Введение 3
1. Психология внимания 4
1.1 Природа внимания 4
1.2. Функции и эффекты внимания 5
1.3. Свойства внимания 6
2. Типы и виды внимания 9
2.1. Существующие классификации 9
2.2. Непроизвольное внимание 9
2.3. Произвольное внимание 12
2.4. Послепроизвольное внимание 14
2.5. Физические проявления внимания 14
2.6. Рассеянность 15
3. Внимание в педагогическом процессе 17
3.1. Роль внимания в процессе обучения, особенности коллективного
внимания 17
3.2. Коллективное внимание студентов в процессе лекционных занятий. 20
Заключение 23
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 42.18 Кб (Скачать)

Содержание

Введение                                                                                                                           3  

 1. Психология внимания                                                                                                4  

  1.1 Природа внимания                                                                                                   4

  1.2. Функции и эффекты внимания                                                                             5

  1.3. Свойства внимания                                                                                               6

  2. Типы и виды внимания                                                                                           9

  2.1. Существующие классификации                                                                         9

  2.2. Непроизвольное внимание                                                                                  9

  2.3. Произвольное внимание                                                                                      12

  2.4. Послепроизвольное внимание                                                                           14

  2.5. Физические проявления внимания                                                                    14

  2.6. Рассеянность                                                                                                        15

3. Внимание в педагогическом процессе                                                                   17

  3.1. Роль внимания в процессе обучения, особенности коллективного

 внимания                                                                                                                       17                                                                                                                                         

  3.2. Коллективное внимание студентов в процессе лекционных занятий.           20                                                                                                     

Заключение                                                                                                                    23

Список  литературы                                                                                                       24

 

       Введение

       Исследования  внимания начались уже на этапе становления  научной психологии, а в определённом смысле даже предшествовали ему и  составляли его главное содержание. Права автора первой научной системы  психологии и, одновременно, основания  психологии внимания принадлежат В. Вундту (ассистенту Г. Гельмгольца).

       В работах В. Вундта, У. Джеймса, Э. Титченера  и Т. Рибо были сформулированы фундаментальные  понятия психологии внимания и предложены основные парадигмы по экспериментальным  исследованиям. Каждая из множества  теорий внимания обладала своеобразием и выглядела достаточно убедительно. Н.Н. Ланге выделил восемь основных взглядов на природу внимания. Проблемой  внимания занимались такие учёные, как В. Литугер, К. Черри, Д. Бродбент - с работ этих авторов начинается современный этап развития психологии внимания. Единой и общепринятой теории внимания до сих пор не создано. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1. Психология внимания

     1.1 Природа внимания 

     Все процессы познания, будь то восприятие или мышление, направлены на тот  или иной объект, который в них отражается: мы воспринимаем что-то, думаем о чём-то, что-то себе представляем или воображаем. Вместе с тем воспринимает не восприятие само по себе, и мыслит не сама по себе мысль; воспринимает и мыслит человек — воспринимающая и мыслящая личность. Поэтому в каждом из изучаемых процессов всегда имеется какое-то отношение личности к миру, субъекта к объекту, сознания к предмету. Это отношение находит себе выражение во внимании.

       Внимание  - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы.

         Ощущение и восприятие, память, мышление, воображение — каждый из этих процессов имеет своё специфическое содержание; каждый процесс есть единство образа и деятельности: восприятие — единство процесса восприятия — воспринимания — и восприятия как образа предмета или явления действительности; мышление — единство мышления как деятельности и мысли как содержания — понятия, общего представления, суждения. Внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно — сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект.

     Поскольку внимание выражает взаимоотношение  субъекта и объекта, в нём наблюдается  и известная двусторонность; с  одной стороны, внимание направляется на объект, с другой — объект привлекает внимание. Причины внимания к этому, а не другому объекту не только в субъекте, они и в объекте, и даже прежде всего в нём, в его свойствах и качествах; но они не в объекте самом по себе, так же как они тем более не в субъекте самом по себе, — они в объекте, взятом в его отношении к субъекту, и в субъекте в его отношении к объекту.

    Психическая деятельность не может протекать  целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточится на том, что он делает. Возьмем человека, увлеченного рисованием. Он целиком  углублен в свою работу, сосредоточен на ней, обдумывает, какой цвет выбрать, как расположить предметы на листе. При этом он может не слышать о  чем говорят присутствующие, не откликаться, если его позовут. В этом случае говорят, что он сосредоточил внимание на том, что делает, отвлекаясь от всего  остального. Это свидетельствует, что  человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять  разнообразные работы. Поэтому в  каждый отдельный момент его сознание направляется на те предметы и явления, которые являются для него наиболее важными и значительными.[6]

1.2. Функции и эффекты внимания

       Внимание  невозможно выделить как самостоятельную  форму психической деятельности. В основу самых разных взглядов на природу внимания лежат два кардинальных факта.

       1. Внимание нигде не выступает  как самостоятельный процесс.  И про себя, и внешнему наблюдению  оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность  любой психической деятельности, следовательно, только как сторона  и свойство этой деятельности.

       2. Внимание не имеет своего отдельного  специфического продукта. Его результатом  является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется.

       На  современном этапе под вниманием  понимают направленность и сосредоточенность  сознания человека на определённых объектах при одновременном отвлечении от других.

       Функции внимания следующие:

       - функции отбора значимых воздействий,  которые соответствуют потребностям  данной деятельности;

       - функция игнорирования других  несущественных конкурирующих воздействий;

       - функция удержания, сохранения  выполняемой деятельности, пока  не будет достигнута цель, т.е.  регуляции и контроля деятельности.

       Внимание  состоит в том, что известное  представление или ощущение занимает господствующее место в сознании, оттесняя другие. Эта большая степень  сознаваемости данного впечатления  есть основной эффект внимания, отсюда происходят второстепенные эффекты:

       - это представление благодаря  его большой сознаваемости становится  для нас раздельнее, в нём мы  замечаем больше подробностей (аналитический  эффект внимания);

       - оно делается устойчивее в  сознании, не так легко исчезает (фиксирующий эффект);

       - в некоторых случаях впечатление  делается для нас сильнее: слабый  звук, выслушиваемый с вниманием,  кажется несколько громче (усиливающий  эффект).

       1.3.Свойства внимания

       Выделяют  качества внимания: концентрация - степень сосредоточенности внимания на объекте; объём - количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно (у взрослого 4-6), объём зависит не только от генетических факторов и от возможностей кратковременной памяти индивида, имеют также значение характеристики воспринимаемых объектов (их однородность, взаимосвязь) и профессиональные навыки самого субъекта; переключение - намеренный осознанный перенос внимания с одного объекта на другой; с переключением связаны два разнонаправленных процесса - включение и отключение внимания; переключение может быть произвольным, тогда его скорость - это показатель степени волевого контроля субъекта над своим восприятием , и непроизвольным, связанным с отвлечением, что является показателем либо степени неустойчивости психики, либо свидетельствует о появлении сильных неожиданных раздражителей; распределение - возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов, выполнять несколько видов деятельности; устойчивость - длительность сосредоточения внимания на объекте, устойчивость определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией (новизна, значимость потребности, личные интересы), а также внешними условиями деятельности человека.

       Сосредоточение  внимания - это не остановка мыслей на одной точке, а их движение в одном направлении. Для того, чтобы внимание к какому-нибудь предмету поддерживалось, его осознание должно быть динамическим процессом. Устойчивость внимания, будучи условием продуктивной умственной деятельности, является в известной мере и её следствием.

       Никто не может непрерывно сосредотачивать  внимание на не изменяющемся объекте  мысли, объект внимания должен изменяться. Объект зрения с течением времени  становится невидим, объект слуха перестаёт  быть слышим, если мы будем неподвижно направлять на него внимание.

       Внимание, будучи предоставлено самому себе, обнаруживает естественную наклонность  переходить от одного нового впечатления  к другому, как только его объект теряет свой интерес, не доставляя никаких  новых впечатлений, внимание вопреки  нашей воле переходит на что-нибудь другое. Если мы хотим сосредоточить  наше внимание на определённом объекте, то нам необходимо постоянно открывать  в нём всё новые и новые  стороны, в особенности когда  какой-нибудь посторонний импульс  отвлекает нас в сторону. Эти  слова применимы и к вниманию в области интеллектуального  разнообразия.

       Закономерность  циркуляции внимания - через каждые 6-10 секунд мозг человека отключается  от приёма информации на доли секунды, в результате какая-то часть информации может быть потеряна. Качество внимания зависит от свойств нервной системы человека. Людям со слабой нервной системой дополнительные раздражители мешают сосредоточиться, а с сильной - даже повышают концентрацию внимания.

       Важной  особенностью объёма внимания является то, что оно мало поддаётся регулированию  при обучении и тренировке. Но все-таки развивать внимание можно с помощью  психологических упражнений.

       Углубления  в деятельность, иногда доходящие  до уровня полной поглощённости, отстранение  от внутренних и внешних помех, попытки  схватить вниманием несколько объектов или действовать сразу в нескольких направлениях, сопровождаются особым чувством активности, эмоциональная  окраска которого может быть как  положительной, так и отрицательной (интерес и даже наслаждение или  напротив, тягостное и даже мучительное  напряжение). Это переживание может  быть большим или меньшим, приятным или неприятным, но так или иначе, оно свидетельствует о какой-то работе, дополнительной к основному  потоку желанной или вынужденной  деятельности. Одни задачи требуют  значительного внимания или умственной энергии, другие же решаются легко, без  усилия и не требуют затрат. Общий  объём усилий внимания, которым мы располагаем и распоряжаемся  по собственному усмотрению, ограничен. Мы можем увеличивать своё внимание лишь до определённого предела. Особенно ярко ограниченность внимания проявляется  в ситуациях одновременного выполнения двух или более действий. Если внимания требуют две задачи, то одновременно они рассматриваются хуже, чем  по отдельности. Поэтому внимание представляет собой как бы личный, имеющийся  у каждого человека определённый капитал, который следует расходовать  бережно и эффективно. Сумма усилий, затрачиваемых на выполнение какой-то новой и сложной деятельности, уменьшается по ходу практики и тренировки практически до нуля.[2] 
 

Информация о работе Внимание в педагогическом процессе