Педагогический процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 03:18, контрольная работа

Описание работы

В педагогической науке, пока нет однозначной трактовки этого понятия. В
общефилософском понимании целостность трактуется как внутреннее единство
объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды; с
другой стороны под целостностью понимают единство всех составляющих, входящих
в педагогический процесс. Целостность – это объективное, но не постоянное их
свойство. Целостность может возникнуть на одном этапе педагогического
процесса и исчезнуть на другом.

Содержание

I. Введение.
II. Педагогический процесс, как целостная система.
§ 2.1 Принцип целостности – основа педагогического процесса
§ 2.2 Структура целостного педагогического процесса
§ 2.3 Движущие силы
§ 2.4 Закономерности педагогического процесса
§ 2.5 Принципы.
III. Роль экономического образования в современном обществе.
IV. Заключение.

Работа содержит 1 файл

Педагог пр..doc

— 161.50 Кб (Скачать)

Все противоречия   делят на объективные и субъективные.

Объективные:

-         Противоречия между уровнем развития ребенка, состоянием его

знаний, умений и навыков и возрастающими  требованиями  жизни. Оно

преодолевается  за счет непрерывного образования, интенсивного обучения,

трудового, гражданского, физического, нравственного воспитания. Усложнение

общественной  жизни, постоянный рост требований к  объему и качеству обязательной

информации, умений и навыков,  которыми должны обладать дети, порождает целый

ряд сложностей, связанных с увеличением количества обязательных для изучения

предметов, видов  учебной, трудовой, физической и иной деятельности. Образуется

дефицит времени, возникают неизбежные интеллектуальные, физические, моральные

перегрузки.

-         Внутренней движущей силой педагогического  процесса является

противоречие  между выдвигаемыми требованиями познавательного, трудового,

практического, общественно-полезного характера  и реальными

возможностями по их реализации. Это противоречие становится источником

движения системы  к общей цели, если выдвигаемые  требования находятся в зоне

ближайшего развития возможностей и, наоборот, подобное противоречие не будет

содействовать оптимальному развитию, если задачи окажутся чрезмерно трудными

или легкими. Следовательно, задача педагога состоит в том, чтобы  овладеть

умением хорошо изучать ученический и педагогический коллективы, а также, его

отдельных членов, умело проектировать близкие, средние  и далекие перспективы

развития и  превращать их в постоянно зовущие  вперед конкретные задачи.

-         Между активно-деятельностной природой  ребенка и  

социально – педагогическими условиями жизни.

Субъективные:

-         Противоречия между индивидуальным  творческим процессом становления

личности и  массово-репродуктивным характером организации

педагогического процесса. Постоянные изменения в  общественной жизни,

возникновение новых ситуаций, отношений, требований к детям делают невозможным

создание неизменной педагогической системы, абсолютно  совершенной

педагогической  целостности.

-         Между возрастающей ролью гуманитарных  предметов в становлении

человека и  тенденциями технократизации педагогического процесса.

Преодоление противоречий, обеспечение полной эффективности  педагогического

процесса достигается  за счет полноценного функционирования основных

содержательных  элементов. К таким слагаемым  относятся:

-         детский трудовой воспитательный коллектив, разнообразные

общественные  организации как ведущие содержательные системы общественных

отношений, факторы  и условия воспитания;

-         обучение, как стержневой элемент  целостности;

-         общественно полезный, производительный труд, как важнейшая основа

воспитания;

-         внеучебная (внеклассная, внешкольная)  творческая деятельность.

§ 2.4      Закономерности педагогического процесса

Всякая наука  имеет своей задачей открытие и исследование законов и

закономерностей в своей области. В законах и закономерностях выражается

сущность явлений, в них отражены существенные связи  и отношения.

Для выявления  закономерностей целостного педагогического  процесса необходимо

проанализировать  следующие связи:

·        связи педагогического процесса с более широким общественными

процессами и  условиями;

·        связи внутри педагогического процесса;

·        связи между процессами обучения, образования, воспитания и развития;

·        между процессами педагогического руководства и самодеятельности

воспитуемых;

·        между процессами воспитательных влияний  всех субъектов воспитания

(воспитателей, детских организаций, семьи, общественности  и др.);

·        связи между задачами, содержанием, методами, средствами и формами

организации педагогического  процесса.

Из анализа  всех этих видов связей вытекают следующие  закономерности

педагогического процесса:

1.      Закон социальной обусловленности  целей, содержания и методов

педагогического процесса. Он раскрывает объективный процесс определяющего

влияния общественных отношений, социального строя на формирование всех

элементов воспитания и обучения. Речь идет о том, чтобы, используя данный

закон, полно  и оптимально перевести социальный заказ на уровень педагогических

средств и методов.

2.      Закон взаимообусловленности обучения, воспитания и деятельности

учащихся. Он раскрывает соотношение между педагогическим руководством и

развитием собственной  активности обучающихся, между способами  организации

обучения и  его результатами.

3.      Закон целостности и единства  педагогического процесса. Он

раскрывает соотношение  части и целого в педагогическом процессе, обусловливает

необходимость единства рационального, эмоционального, сообщающего и поискового,

содержательного, операционного и мотивационного компонентов в обучении.

4.      Закон единства и взаимосвязи  теории и практики.

5.      Закономерность динамики педагогического  процесса. Величина

всех последующих  изменений зависит от величины изменений  на предыдущем этапе.

Это значит, что педагогический процесс, как развивающееся взаимодействие между

педагогом и  воспитуемым имеет постепенный  характер. Чем выше промежуточные

движения, тем  весомее конечный результат: ученик, имеющий более высокие

промежуточные результаты, имеет и более высокие общие достижения.

6.      Закономерность развития личности  в педагогическом процессе.

Темпы и достигнутый  уровень развития личности зависят  от:

1) наследственности;

2) воспитательной  и учебной среды;

3) применяемых  средств и способов педагогического воздействия.

7.      Закономерность управления учебно-воспитательным  процессом. 

Эффективность педагогического воздействия зависит  от:

1)      интенсивности обратных связей  между воспитуемым и педагогами;

2)      величины, характера и обоснованности  корректирующих воздействий на

воспитуемых.

8.      Закономерность стимулирования. Продуктивность

педагогического процесса зависит от:

1)      действия внутренних стимулов (мотивов)  педагогической деятельности;

2)      интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных,

моральных, материальных и других) стимулов.

9.      Закономерность единства чувственного, логического и практики в

педагогическом  процессе. Эффективность педагогического  процесса зависит от:

1) интенсивности  и качества чувственного восприятия;

2) логического  осмысления воспринятого;

3)      практического применения осмысленного.

10.   Закономерность  единства внешней (педагогической) и внутренней

(познавательной) деятельности. С этой точки зрения  эффективность

педагогического процесса зависит от:

1)      качества педагогической деятельности;

2)      качества собственной учебно-воспитательной  деятельности воспитуемых.

11.  Закономерность  обусловленности педагогического  процесса. Течение и

результаты педагогического  процесса зависят от:

1)      потребностей общества и личности;

2)      возможностей (материально-технических,  экономических и других) общества;

3)      условий протекания процесса (морально-психологические,  эстетические и

другие).

Многие закономерности обучения обнаруживаются опытным, эмпирическим путем, и

таким образом  обучение может строится на основе опыта. Однако построение

эффективных систем обучения, усложнение процесса обучения с включением новых

дидактических средств требует теоретического знания законов, по которым

протекает процесс  обучения.

Выделяются внешние  закономерности процесса обучения и  внутренние. Первые

(описанные выше), характеризуют зависимость от  внешних процессов и условий:

социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей

общества в  определенном типе личности и уровня образования.

К внутренним закономерностям  относят связи между компонентами педагогического

процесса. Между  целями, содержанием, методами, средствами, формами. Иначе

говоря, - это  зависимость между преподаванием, учением и изученным

материалом. Таких  закономерностей в педагогической науке установлено довольно

много, большая  часть из них действует только при создании обязательных

условий обучения. Назову некоторые из них, при этом продолжим нумерацию:

12.  Существует закономерная связь между обучением и воспитанием:

обучающая деятельность преподавателя преимущественно  носит воспитывающий

характер. Воспитательное воздействие его зависит от ряда условий, в которых

протекает педагогический процесс.

13.  Другая  закономерность говорит о том, что есть зависимость между

взаимодействием учителя и ученика и результатом  обучения. Согласно этому

положению обучение не может состоятся, если нет взаимообусловленной

деятельности  участников процесса обучения, отсутствует  их единство. Частным,

более конкретным проявлением  этой закономерности является связь между

активностью ученика  и результатами учения: чем интенсивнее, сознательнее

учебно-познавательная деятельность школьника, тем выше качество обучения.

Частное выражение  этой закономерности состоит  в соответствии целей учителя и

учеников, при  рассогласовании целей эффективность  обучения значительно

снижается.

Информация о работе Педагогический процесс