Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 03:18, контрольная работа
В педагогической науке, пока нет однозначной трактовки этого понятия. В
общефилософском понимании целостность трактуется как внутреннее единство
объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды; с
другой стороны под целостностью понимают единство всех составляющих, входящих
в педагогический процесс. Целостность – это объективное, но не постоянное их
свойство. Целостность может возникнуть на одном этапе педагогического
процесса и исчезнуть на другом.
I. Введение.
II. Педагогический процесс, как целостная система.
§ 2.1 Принцип целостности – основа педагогического процесса
§ 2.2 Структура целостного педагогического процесса
§ 2.3 Движущие силы
§ 2.4 Закономерности педагогического процесса
§ 2.5 Принципы.
III. Роль экономического образования в современном обществе.
IV. Заключение.
Все противоречия делят на объективные и субъективные.
Объективные:
- Противоречия между уровнем развития ребенка, состоянием его
знаний, умений и навыков и возрастающими требованиями жизни. Оно
преодолевается за счет непрерывного образования, интенсивного обучения,
трудового, гражданского, физического, нравственного воспитания. Усложнение
общественной жизни, постоянный рост требований к объему и качеству обязательной
информации, умений и навыков, которыми должны обладать дети, порождает целый
ряд сложностей,
связанных с увеличением
предметов, видов учебной, трудовой, физической и иной деятельности. Образуется
дефицит времени, возникают неизбежные интеллектуальные, физические, моральные
перегрузки.
-
Внутренней движущей силой
противоречие между выдвигаемыми требованиями познавательного, трудового,
практического,
общественно-полезного
возможностями по их реализации. Это противоречие становится источником
движения системы к общей цели, если выдвигаемые требования находятся в зоне
ближайшего развития возможностей и, наоборот, подобное противоречие не будет
содействовать оптимальному развитию, если задачи окажутся чрезмерно трудными
или легкими. Следовательно, задача педагога состоит в том, чтобы овладеть
умением хорошо
изучать ученический и
отдельных членов, умело проектировать близкие, средние и далекие перспективы
развития и превращать их в постоянно зовущие вперед конкретные задачи.
-
Между активно-деятельностной
социально – педагогическими условиями жизни.
Субъективные:
-
Противоречия между
личности и массово-репродуктивным характером организации
педагогического процесса. Постоянные изменения в общественной жизни,
возникновение новых ситуаций, отношений, требований к детям делают невозможным
создание неизменной педагогической системы, абсолютно совершенной
педагогической целостности.
-
Между возрастающей ролью
человека и тенденциями технократизации педагогического процесса.
Преодоление противоречий, обеспечение полной эффективности педагогического
процесса достигается за счет полноценного функционирования основных
содержательных элементов. К таким слагаемым относятся:
- детский трудовой воспитательный коллектив, разнообразные
общественные
организации как ведущие
отношений, факторы и условия воспитания;
- обучение, как стержневой элемент целостности;
- общественно полезный, производительный труд, как важнейшая основа
воспитания;
- внеучебная (внеклассная, внешкольная) творческая деятельность.
§ 2.4 Закономерности педагогического процесса
Всякая наука имеет своей задачей открытие и исследование законов и
закономерностей в своей области. В законах и закономерностях выражается
сущность явлений, в них отражены существенные связи и отношения.
Для выявления закономерностей целостного педагогического процесса необходимо
проанализировать следующие связи:
· связи педагогического процесса с более широким общественными
процессами и условиями;
· связи внутри педагогического процесса;
· связи между процессами обучения, образования, воспитания и развития;
· между процессами педагогического руководства и самодеятельности
воспитуемых;
· между процессами воспитательных влияний всех субъектов воспитания
(воспитателей,
детских организаций, семьи,
· связи между задачами, содержанием, методами, средствами и формами
организации педагогического процесса.
Из анализа всех этих видов связей вытекают следующие закономерности
педагогического процесса:
1.
Закон социальной
педагогического процесса. Он раскрывает объективный процесс определяющего
влияния общественных отношений, социального строя на формирование всех
элементов воспитания и обучения. Речь идет о том, чтобы, используя данный
закон, полно и оптимально перевести социальный заказ на уровень педагогических
средств и методов.
2.
Закон взаимообусловленности
учащихся. Он раскрывает
соотношение между
развитием собственной активности обучающихся, между способами организации
обучения и его результатами.
3. Закон целостности и единства педагогического процесса. Он
раскрывает соотношение части и целого в педагогическом процессе, обусловливает
необходимость единства рационального, эмоционального, сообщающего и поискового,
содержательного, операционного и мотивационного компонентов в обучении.
4. Закон единства и взаимосвязи теории и практики.
5.
Закономерность динамики
всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе.
Это значит, что педагогический процесс, как развивающееся взаимодействие между
педагогом и воспитуемым имеет постепенный характер. Чем выше промежуточные
движения, тем весомее конечный результат: ученик, имеющий более высокие
промежуточные результаты, имеет и более высокие общие достижения.
6.
Закономерность развития
Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от:
1) наследственности;
2) воспитательной и учебной среды;
3) применяемых
средств и способов
7.
Закономерность управления
Эффективность
педагогического воздействия
1)
интенсивности обратных связей
между воспитуемым и
2) величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на
воспитуемых.
8. Закономерность стимулирования. Продуктивность
педагогического процесса зависит от:
1) действия внутренних стимулов (мотивов) педагогической деятельности;
2)
интенсивности, характера и
моральных, материальных и других) стимулов.
9.
Закономерность единства
педагогическом процессе. Эффективность педагогического процесса зависит от:
1) интенсивности и качества чувственного восприятия;
2) логического осмысления воспринятого;
3)
практического применения
10. Закономерность
единства внешней (
(познавательной) деятельности. С этой точки зрения эффективность
педагогического процесса зависит от:
1)
качества педагогической
2)
качества собственной учебно-
11. Закономерность
обусловленности
результаты педагогического процесса зависят от:
1)
потребностей общества и
2) возможностей (материально-технических, экономических и других) общества;
3) условий протекания процесса (морально-психологические, эстетические и
другие).
Многие закономерности обучения обнаруживаются опытным, эмпирическим путем, и
таким образом обучение может строится на основе опыта. Однако построение
эффективных систем обучения, усложнение процесса обучения с включением новых
дидактических средств требует теоретического знания законов, по которым
протекает процесс обучения.
Выделяются внешние закономерности процесса обучения и внутренние. Первые
(описанные выше), характеризуют зависимость от внешних процессов и условий:
социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей
общества в определенном типе личности и уровня образования.
К внутренним закономерностям
относят связи между
процесса. Между целями, содержанием, методами, средствами, формами. Иначе
говоря, - это
зависимость между
материалом. Таких
закономерностей в
много, большая часть из них действует только при создании обязательных
условий обучения. Назову некоторые из них, при этом продолжим нумерацию:
12. Существует закономерная связь между обучением и воспитанием:
обучающая деятельность преподавателя преимущественно носит воспитывающий
характер. Воспитательное воздействие его зависит от ряда условий, в которых
протекает педагогический процесс.
13. Другая закономерность говорит о том, что есть зависимость между
взаимодействием
учителя и ученика и
положению обучение не может состоятся, если нет взаимообусловленной
деятельности участников процесса обучения, отсутствует их единство. Частным,
более конкретным проявлением этой закономерности является связь между
активностью ученика и результатами учения: чем интенсивнее, сознательнее
учебно-познавательная деятельность школьника, тем выше качество обучения.
Частное выражение этой закономерности состоит в соответствии целей учителя и
учеников, при
рассогласовании целей
снижается.