Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2011 в 17:47, курсовая работа
Цель исследования – определить эффективность педагогических условий формирования ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. проанализировать философскую, педагогическую и психологическую литературу по проблеме исследования;
2. определить уровень сформированности ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста;
3. разработать и реализовать систему мероприятий, способствующих формированию ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста;
4. определить эффективность экспериментальной работы.
Средний уровень показали 6 человек, а именно 30%. У этих оптантов сформировано представление о системе ценностей, они не всегда испытывают бережное, уважительное отношение окружающему миру, только под руководством взрослых, и не побуждают совсем сверстников и взрослых к такому отношению.
Уровень ниже среднего присущ 4 оптантам, это 20%. У таких дошкольников не развита элементарная система ценностей. Они лишь умеют называть и элементарно объяснять свои представления о человеке в обществе и природе.
Низкий уровень сформированности ценностного отношения к миру испытуемыми показан не был.
Констатирующий эксперимент показал, что уровень ценностного отношения к миру у детей средний, у них не сформировано понятие ценностей, чувство достоинства и гордости за принадлежность к определенной социокультурной группе (семейной, сверстников, человечества в целом). Лишь отдельные дети высказывают избирательное ценностное отношение к объектам и субъектам окружающего мира, заинтересованность при обсуждении вопросов.
Однако можно отметить, что при средних показателях, большинство детей желают быть хорошими в настоящем и будущем.
Таким
образом, результаты подтвердили нашу
гипотезу о необходимости использования
педагогических условий по формированию
у детей старшего дошкольного
возраста ценностного отношения
к окружающему миру.
2.3. Педагогические средства формирования ценностного отношения к окружающему миру старших дошкольников
Цель: разработать и реализовать систему мероприятий, способствующих формированию ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста.
Наиболее
эффективным средством
Поэтому,
составляя комплекс мероприятий
для формирования ценностного отношения
к окружающему миру, мы разработали
занятия с использованием художественных
средств нравственного
Все
занятия можно условно
Конспекты занятий и этических бесед представлены нами в Приложении 3 «Конспекты занятий и этических бесед».
С
целью успешной реализации данной системы
мероприятий на практике необходимо
соблюдать следующие
Таким
образом, мы способствовали расширению
ценностного пространства личности,
стимулировали проявление ребенком
своего отношения к миру в его
размышлениях. В процессе проведения
занятий и бесед, дети проявляли
активность и интерес к изучаемому
материалу, выражали желание общаться
на предлагаемые темы.
2.4. Выявление эффективности экспериментальной работы
Цель: определение эффективности экспериментальной работы.
С целью определения результатов опытно – экспериментальной работы мы провели контрольный эксперимент. Назначением контрольного эксперимента являлось выявление эффективности проделанной работы. Для этого мы провели диагностику детей по тем же методикам, которые мы использовали на этапе констатирующего эксперимента. Протоколы испытаний с ответами детей, бальными и уровневыми показателями по 3 методикам представлены нами в Приложении 4 «Результаты диагностики контрольного эксперимента».
Полученные итоговые результаты по трем проведенным методикам представим в Таблице 3 «Уровни сформированности ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста на контрольном эксперименте».
Таблица 3
Уровни сформированности ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста на контрольном эксперименте
Имя,
фамилия |
Методика 1 | Методика 2 | Методика 3 | Итого |
Эля Б. | Средний | Средний | Высокий | Выше среднего |
Дима Б. | Средний | Средний | Высокий | Выше среднего |
Настя В. | Средний | Средний | Высокий | Выше среднего |
Таня Г. | Высокий | Высокий | Средний | Выше среднего |
Паша Д. | Средний | Средний | Высокий | Выше среднего |
Динара Е. | Средний | Высокий | Высокий | Высокий |
Андрей Ж. | Средний | Высокий | Средний | Выше среднего |
Олеся Ж. | Средний | Средний | Высокий | Выше среднего |
Слава З. | Средний | Средний | Высокий | Выше среднего |
Паша К. | Средний | Средний | Средний | Средний |
Настя Л. | Высокий | Высокий | Средний | Выше среднего |
Миша М. | Высокий | Средний | Высокий | Выше среднего |
Кристина Н. | Средний | Средний | Средний | Средний |
Саша Р. | Высокий | Высокий | Высокий | Высокий |
Люба Т. | Средний | Средний | Средний | Средний |
Ринат Ф. | Средний | Средний | Средний | Средний |
Оля Ч. | Средний | Средний | Средний | Средний |
Сергей Ш. | Высокий | Средний | Высокий | Высокий |
Андрей Ю. | Высокий | Высокий | Высокий | Высокий |
Катя Я. | Высокий | Высокий | Высокий | Высокий |
По
результатам диагностического обследования
были выявлены три уровня сформированности
ценностного отношения к
Данные результаты переведем в проценты и представим в Таблице 4 «Уровни сформированности ценностного отношения к окружающему миру у детей 5 – 6 лет».
Таблица 4
Уровни сформированности ценностного отношения к окружающему миру у детей 5 – 6 лет
Уровни | Абс. величина | % |
Высокий | 5 | 25 |
Выше среднего | 10 | 50 |
Средний | 5 | 25 |
Всего | 20 | 100 |
На основе процентного соотношения, результаты контрольного эксперимента можно представить в виде круговой диаграммы на Рисунке 2 «Уровни сформированности ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста (контрольный эксперимент)».
Рис. 2. Уровни сформированности ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста (контрольный эксперимент).
Проанализировав
полученные данные, отмечаем, что из
20 испытуемых высокий уровень
Уровень Выше среднего показали 10 ребят, а это 50%.
Средний уровень показали 5 человек, а именно 25%.
Уровень
ниже среднего и низкий уровень сформированности
ценностного отношения к миру
испытуемыми показан не был.
Сравним полученные данные констатирующего и контрольного экспериментов, представив их в Рисунке 3 «Динамика уровней сформированности ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста».
Рис. 3. Динамика уровней сформированности ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста.
Сравнив показатели констатирующего и контрольного экспериментов, можно увидеть существенные изменения в уровнях развития ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста, а именно их положительную динамику: высокий уровень сформированности изменился с 15 % до 25 %, уровень выше среднего изменился с 35 % до 50%, средний уровень изменился с 30% до 25%, а уровень ниже среднего с 20% до 0%.
Можно
сделать вывод о том, что благодаря
реализации системы педагогических
условий, у старших дошкольников
развились представления о
Таким
образом, можно сделать вывод
о том, что наша гипотеза подтвердилась.
Заключение
В
период старшего дошкольного возраста
создаются предпосылки для
Анализ
состояния ценностного
В
исследовании было изучено влияние
специально организованной системы
мероприятий по формированию у детей
ценностного отношения к