Педагогические условия формирования ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2011 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определить эффективность педагогических условий формирования ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. проанализировать философскую, педагогическую и психологическую литературу по проблеме исследования;
2. определить уровень сформированности ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста;
3. разработать и реализовать систему мероприятий, способствующих формированию ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста;
4. определить эффективность экспериментальной работы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по педагогике.docx

— 125.27 Кб (Скачать)

     Средний уровень показали 6 человек, а именно 30%. У этих оптантов сформировано представление  о системе ценностей, они не всегда испытывают бережное, уважительное отношение  окружающему миру, только под руководством взрослых,  и не побуждают совсем сверстников и взрослых к такому отношению.

     Уровень ниже среднего присущ 4 оптантам, это 20%. У таких дошкольников не развита  элементарная система ценностей. Они  лишь умеют называть и элементарно  объяснять свои представления о  человеке в обществе и природе.

     Низкий  уровень сформированности ценностного  отношения к миру испытуемыми  показан не был.

     Констатирующий  эксперимент показал, что уровень  ценностного отношения к миру у детей средний, у них не сформировано понятие ценностей, чувство достоинства  и гордости за принадлежность к определенной социокультурной группе (семейной, сверстников, человечества в целом). Лишь отдельные дети высказывают  избирательное ценностное отношение  к объектам и субъектам окружающего  мира, заинтересованность при обсуждении вопросов.

     Однако  можно отметить, что при средних  показателях, большинство детей  желают быть хорошими в настоящем  и будущем.

     Таким образом, результаты подтвердили нашу гипотезу о необходимости использования  педагогических условий по формированию у детей старшего  дошкольного  возраста ценностного отношения  к окружающему миру. 

       

     2.3. Педагогические средства формирования ценностного отношения к окружающему миру старших дошкольников

     Цель: разработать и реализовать систему мероприятий, способствующих формированию ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста.

     Наиболее  эффективным средством формирования у детей старшего дошкольного  возраста моральных представлений  и воспитания чувств и  ценностного отношения к окружающему миру на наш взгляд выступают художественные средства нравственного воспитания, к ним можно отнести художественную литературу, изобразительное искусство, кино, музыку, и метод нравственного воспитания – этическую беседа.

     Поэтому, составляя комплекс мероприятий  для формирования ценностного отношения  к окружающему миру, мы разработали  занятия с использованием художественных средств нравственного воспитания и разработали ряд этических  бесед. Всего нами было составлено 16 конспектов занятий. Данные конспекты  мы использовали на занятиях по познавательному  развитию детей и знакомству с  окружающим миром. Мы проводили их в  течение 2 месяцев 2 раза в неделю.

     Все занятия можно условно разделить  на 4 блока:

  1. занятия, основной целью которых выступало формирование ценностного отношения к обществу, к родной стране, воспитание патриотизма;
  2. занятия, основной целью которых выступало формирование ценностного отношения к физическому труду, а именно формирование знаний о профессиях, людях труда, отношения к ним и труду в целом;
  3. занятия, основной целью которых выступало формирование ценностного отношения к сверстникам, старшим;
  4. занятия, основной целью которых выступало формирование ценностного отношения к себе, развития таких качеств как самоуважение, самодисциплина, требовательность и организованность.

     Конспекты занятий и этических бесед  представлены нами в Приложении 3 «Конспекты занятий и этических бесед».

     С целью успешной реализации данной системы  мероприятий на практике необходимо соблюдать следующие педагогические условия:

  1. опора на личный опыт детей, уважение мнения каждого ребенка, как воспитателем, так и сверстниками;
  2. рассмотрение педагогами проблемы формирования ценностного отношения к окружающему миру как необходимого компонента воспитания детей;
  3. организация фронтальной работы с детьми, диалогов с детьми по поводу ценностей;
  4. создание ценностной насыщенности в обучении и воспитании;
  5. использование художественных средств, с целью формирования у каждого ребенка собственного отношения к окружающему миру;
  6. актуализация активности старших дошкольников в присвоении системы ценностей;
  7. систематичность и непрерывность процесса формирования ценностного отношения к окружающему миру у детей.

     Таким образом, мы способствовали расширению ценностного пространства личности, стимулировали проявление ребенком своего отношения к миру в его  размышлениях. В процессе проведения занятий и бесед, дети проявляли  активность и интерес к изучаемому материалу, выражали желание общаться на предлагаемые темы. 

     2.4. Выявление эффективности  экспериментальной  работы

     Цель: определение эффективности экспериментальной работы.

     С целью определения результатов  опытно – экспериментальной работы мы провели контрольный эксперимент. Назначением контрольного эксперимента являлось выявление эффективности проделанной работы. Для этого мы провели диагностику детей по тем же методикам, которые мы использовали на этапе констатирующего эксперимента. Протоколы испытаний с ответами детей, бальными и уровневыми показателями по 3 методикам представлены нами в Приложении 4 «Результаты диагностики контрольного эксперимента».

     Полученные  итоговые результаты по трем проведенным  методикам представим в Таблице 3 «Уровни сформированности ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста на контрольном эксперименте».

     Таблица 3

     Уровни  сформированности ценностного  отношения к окружающему  миру у детей старшего дошкольного возраста на контрольном эксперименте

Имя,

фамилия

Методика 1 Методика 2 Методика 3 Итого
Эля Б. Средний Средний Высокий Выше среднего
Дима  Б. Средний Средний Высокий Выше среднего
Настя В. Средний Средний Высокий Выше среднего
Таня  Г. Высокий Высокий Средний Выше среднего
Паша  Д. Средний Средний Высокий Выше среднего
Динара  Е. Средний Высокий Высокий Высокий
Андрей  Ж. Средний Высокий Средний Выше среднего
Олеся Ж. Средний Средний Высокий Выше среднего
Слава З. Средний Средний Высокий Выше среднего
Паша  К. Средний Средний Средний Средний
Настя Л. Высокий Высокий Средний Выше среднего
Миша  М. Высокий Средний Высокий Выше среднего
Кристина  Н. Средний Средний Средний Средний
Саша  Р. Высокий Высокий Высокий Высокий
Люба  Т. Средний Средний Средний Средний
Ринат Ф. Средний Средний Средний Средний
Оля Ч. Средний Средний Средний Средний
Сергей  Ш. Высокий Средний Высокий Высокий
Андрей  Ю. Высокий Высокий Высокий Высокий
Катя  Я. Высокий Высокий Высокий Высокий
 

     По  результатам диагностического обследования были выявлены три уровня сформированности ценностного отношения к окружающему  миру у детей 5- 6 лет: высокий, выше среднего, средний.

     Данные  результаты переведем в проценты  и представим в Таблице 4 «Уровни сформированности ценностного отношения к окружающему миру у детей 5 – 6 лет».

     Таблица 4

     Уровни  сформированности ценностного  отношения к окружающему  миру у детей 5 – 6 лет

Уровни Абс. величина %
Высокий 5 25
Выше  среднего 10 50
Средний 5 25
Всего 20 100
 
 
 
 
 

     На  основе процентного соотношения, результаты контрольного эксперимента можно представить в виде круговой диаграммы на Рисунке 2 «Уровни сформированности ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста (контрольный эксперимент)».

     

     Рис. 2. Уровни сформированности ценностного отношения  к окружающему  миру у детей старшего дошкольного возраста (контрольный  эксперимент).

     Проанализировав полученные данные, отмечаем, что из 20 испытуемых высокий уровень сформированности ценностного отношения к окружающему  миру имеют 5 дошкольников, а это 25%.

     Уровень Выше среднего показали 10 ребят, а это 50%.

     Средний уровень показали 5 человек, а именно 25%.

     Уровень ниже среднего и низкий уровень сформированности ценностного отношения к миру испытуемыми показан не был.  
 
 
 

     Сравним полученные данные констатирующего  и контрольного экспериментов, представив их в Рисунке 3 «Динамика уровней сформированности ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста».

       

     Рис. 3. Динамика уровней  сформированности ценностного  отношения к окружающему  миру у детей старшего дошкольного возраста.

     Сравнив показатели констатирующего и контрольного экспериментов, можно увидеть существенные изменения в уровнях развития ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста, а именно их положительную динамику: высокий уровень сформированности изменился с 15 % до 25 %, уровень выше среднего изменился с 35 % до 50%, средний уровень изменился с 30% до 25%, а уровень ниже среднего с 20% до 0%.

     Можно сделать вывод о том, что благодаря  реализации системы педагогических условий, у старших дошкольников развились представления о системе  ценностей, нравственные и моральные  суждения, а на основе этого сформировалось ценностное отношение к окружающему  миру.

     Таким образом, можно сделать вывод  о том, что наша гипотеза подтвердилась. 

     Заключение 

     В период старшего дошкольного возраста создаются предпосылки для присвоения общечеловеческой системы ценностей, потому что этот период является наиболее сенситивным. Дети осваивают ценности окружающего мира как в процессе стихийного взаимодействия с ним, так  и в процессе целенаправленного  педагогического воздействия.

     Анализ  состояния ценностного отношения  к окружающему миру у у детей 5 – 7 лет позволил нам определить духовную бедность, недостаточную эмоциональную  насыщенность ценностного мира детей.

     В исследовании было изучено влияние  специально организованной системы  мероприятий по формированию у детей  ценностного отношения к окружающему  миру. В организации процесса формирования ценностного отношения окружающего  миру необходимо соблюдать следующие  педагогические условия:

  1. опора на личный опыт детей, уважение мнения каждого ребенка, как воспитателем, так и сверстниками;
  2. рассмотрение педагогами проблемы формирования ценностного отношения к окружающему миру как необходимого компонента воспитания детей;
  3. организация фронтальной работы с детьми;
  4. использование художественных средств, с целью формирования у каждого ребенка собственного отношения к окружающему миру;
  5. актуализация активности старших дошкольников в присвоении системы ценностей;
  6. систематичность и непрерывность процесса формирования ценностного отношения к окружающему миру у детей.

Информация о работе Педагогические условия формирования ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста