Педагогические условия формирования ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2011 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определить эффективность педагогических условий формирования ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. проанализировать философскую, педагогическую и психологическую литературу по проблеме исследования;
2. определить уровень сформированности ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста;
3. разработать и реализовать систему мероприятий, способствующих формированию ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста;
4. определить эффективность экспериментальной работы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по педагогике.docx

— 125.27 Кб (Скачать)
ify">     На  всех этапах развития ценностной ориентации как процесса, все фазы работают синхронно, а их наполняемость зависит  от диапазона ценностного познания, от способности личности к прогнозированию, глубины самосознания и других факторов.

     На  каждой из этих фаз включение и  принятие ребенком исходных отношений, существующих в окружающем мире, в  структуру личностных смыслов, предполагает обязательное их освоение (самосознание, самовыражение, самооценка), усвоение (идентификация) и присвоение (самоопределение).

     Педагогический  процесс, построенный в соответствии с выделенным алгоритмом, соответствует  механизму формирования ценностного  отношения (поиск – оценка – выбор  – проекция), логике ценностного  ориентирования в дошкольном возрасте и логике саморазвития личности ребенка. В решающую силу механизмы ценностного  ориентирования вступают в старшем  дошкольном возрасте.

       Ориентировка, поисковая деятельность, представленная в старшем дошкольном  возрасте как деятельность самостоятельная,  развивается чрезвычайно интенсивно, и способствует обогащению потребностей  личности за счет привнесения  в любой вид деятельности объективно-социальных, значимых ценностей. Поэтому именно  на данном этапе чрезвычайно  важно создать ценностную насыщенность  вокруг ребенка.

     Поиск обогащает процесс познания, эмоциями познавательного характера, формируя осознание детьми мотива «Я хочу это  узнать». На данном этапе вступает в  силу задача создания условий для  самосознания, переживания круга  ценностей окружающего мира как  личностных потребностей.

     Следующий этап развития ценностного ориентирования должен быть в первую очередь направлен  на решение задачи стимулирования мотивации  поведения и прогнозирования  будущего поведения в их целостности  и взаимной связи. Выбор пронизывает  все формы жизнедеятельности  старших дошкольников: общение, деятельность, игру, и позволяет соотносить внешние  обстоятельства и внутренние побуждения, потребности личности.

     Проекция, как механизм ценностной ориентации интенсивно развивается и предметно  дифференцируется по главным линиям жизнедеятельности субъекта: самооценка, идеалы, ценность группового сознания, переживания:

  • старший дошкольник начинает строить индивидуальные притязания, более или менее соответствующие возможностям личности, развивается самооценка (Л. И. Божович, Б. В. Зейгарник, Е. А. Серебрякова, Е. И. Савонько и другие);
  • дети начинают выстраивать перспективы своей жизни, и важное место в создании жизненного плана «Я» занимают идеалы – эталоны, которые личность делает своим активным достоянием. Для ребенка 6 – 7 лет идеалами чаще всего являются либо старшие дети (родственники, друзья), либо родители (в этом случае идентификация происходит по признаку пола), либо литературные персонажи. Идеалы становятся проектирующими факторами саморегуляции, в них начинают срастаться мотивы.
  • к 5 – 7 годам сверстник приобретает индивидуальность в глазах ребенка. Детский коллектив становится источником нравственных представлений и ценностных ориентиров (Т. А. Репина, Т. В. Антонова, А. А. Рояк, Р. Б. Стеркина и другие). Для детей старшего дошкольного возраста более привлекательными оказываются нравственные качества сверстников: интересная совместная игра и умение дружить.
  • старший дошкольник становится способен воспринимать другого человека в его самоценности, а не как объект, в отношении которого осуществляются какие-либо привычные действия.

     Таким образом, именно в старшем дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные  условия для ценностного развития детей, поскольку:

  • происходит становление ведущих потребностей; расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками;
  • у детей складываются первые моральные суждения и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;
  • происходит развитие нравственных мотивов поведения; возникает сознательная нравственность, действенность нравственных представлений, т. е. поведение ребенка, начинает опосредоваться нравственной нормой, как системой устойчивых ценностей, определяющих отношение личности к миру, ее жизненных целей и идеалов.

     Таким образом, к началу старшего дошкольного  возраста ребенок вступает на начальную  фазу ценностного ориентирования –  присвоение ценностей общества, осознание  своих ценностей и осознание  ценностью себя и других – которая  основывается на развитии интеллектуальных и эмоционально-мотивационных процессов  развития личности.

     В этой связи именно ценности могут  стать фундаментом, на котором будет  происходить обогащение содержания образа мира у дошкольников, организованное под влиянием педагогического диалога  взрослой и детской субкультур. Для  развития потенциала ценностей необходимо создание определенных педагогических условий. 
 

     Глава 2. Опытно-экспериментальное  изучение процесса формирования ценностного отношения  к окружающему  миру у старших  дошкольников 

     2.1. Модель опытно-экспериментальной работы

     Наша  опытно-экспериментальная работа состояла из констатирующего, формирующего и  контрольного экспериментов, которые  составлялись и реализовывались  в соответствии с определёнными нами целями, задачами, гипотезой исследования.

     Целью констатирующего этапа было определение  уровня сформированности ценностного  отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного  возраста на начальном этапе эксперимента. Констатирующий эксперимент проводился с использованием следующего комплекса  диагностических методик:

  1. Методика для диагностики нравственной воспитанности детей (автор М. И. Шилова), целью которой выступало определение уровня нравственной воспитанности ребенка, который отражает пять основных показателей воспитанности личности: отношение к обществу, патриотизм; отношение к умственному труду; отношение к физическому труду; отношение к людям (проявление нравственных качеств личности); саморегуляция личности (самодисциплина);
  2. Методика диагностики отношения к жизненным ценностям, целью которой являлось определение уровня осознания детьми ценностей и отношения к ним в старшем дошкольном возрасте;
  3. Методика «Пословицы» (автор  С.М. Петрова), целью которой было определение уровня нравственной воспитанности и выяснение ценностных отношений к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста.

     Целью формирующего этапа выступила разработка и реализация системы мероприятий, способствующих формированию ценностного  отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного  возраста. Для реализации этой цели, нами был разработан комплекс мероприятий, состоящий из 16 занятий, на которых  мы главной задачей поставили  формирование ценностного отношения  к окружающему миру у детей  старшего дошкольного возраста по основным направлениям: формирование ценностного, уважительного отношения к сверстникам, к взрослым, к умственному и  физическому труду, любви и гордости к Родине, своему детскому саду.

     Целью контрольного эксперимента выступило определение эффективности экспериментальной работы. На данном этапе нами были использованы те же методики что и в констатирующем эксперименте.

       

     2.2. Определение уровней ценностного отношения к окружающему миру у старших дошкольников

     Цель: определение уровня сформированности ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе эксперимента.

     Настоящая глава посвящена анализу результатов  констатирующего эксперимента, целью  которого было определение уровня сформированности ценностного отношения к окружающему  миру у старших дошкольников.

     Под ценностными отношениями детей  дошкольного возраста в данном исследовании понимался определенный вид собственных  представлений детей, обуславливающих  их положительное, бережное, уважительное отношение к некоторым своим  проявлениям поведения и деятельности, непосредственно связанных с  моральной сферой.

     Опытно  – экспериментальная работа проводилась  нами на базе МДОУ Детский сад № 105 «Дюймовочка» г. Орска. В обследовании принимали участие 20 детей 5 - 6 лет, обучающихся  и воспитывающихся в старшей  группе ДОУ. Оптанты были обследованы  в период с 1 по 3 марта 2010 года и отсрочено, в период с 4 по 6 мая, после проведения формирующего эксперимента, который  продолжался 2 месяца.

     Обследование  проводилось индивидуально с  каждым ребенком в обстановке, приближенной к естественной. Экспериментатор  был полностью обращен к ребенку, отвечал на его вопросы, внимательно  выслушивал все высказывания детей. Ответы детей фиксировались в  протоколах. Результаты подвергались количественному и качественному  анализу.

     Для реализации цели констатирующего эксперимента нами была проведена диагностика. Для  этого мы использовали следующие  методики: методика для диагностики нравственной воспитанности детей (автор М. И. Шилова), методика диагностики отношения к жизненным ценностям, методика «Пословицы» (автор  С.М. Петрова). Все методики соответствуют поставленной цели констатирующего эксперимента и подбирались с учетом возрастных особенностей детей.

     Описание  методик, технологий, программных средств  представлены нами в Приложении 1 «Диагностический материал».

     Протоколы испытаний с ответами детей, бальными и уровневыми показателями по 3 методикам  представлены нами в Приложении 2 «Результаты диагностики констатирующего эксперимента».

     На  основании проведенной диагностики  нами были получены данные об уровнях  сформированности ценностного отношения  к окружающему миру у детей  старшего дошкольного возраста по каждому  ребенку группы.

     Полученные  итоговые результаты по трем проведенным  методикам представим в Таблице 1 «Уровни сформированности ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем эксперименте». 
 
 

     Таблица 1

     Уровни  сформированности ценностного  отношения к окружающему  миру у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем эксперименте

Имя,

фамилия

Методика 1 Методика 2 Методика 3 Итого
Эля Б. Средний Ниже ср. Высокий Средний
Дима  Б. Средний Средний Высокий Выше среднего
Настя В. Средний Средний Высокий Выше среднего
Таня  Г. Высокий Средний Средний Выше среднего
Паша  Д. Средний Ниже ср. Высокий Средний
Динара  Е. Средний Средний Высокий Выше среднего
Андрей  Ж. Средний Средний Средний Средний
Олеся Ж. Средний Ниже ср. Средний Ниже среднего
Слава З. Средний Средний Средний Средний
Паша  К. Средний Средний Низкий Ниже среднего
Настя Л. Высокий Высокий Средний Выше среднего
Миша  М. Высокий Средний Высокий Выше среднего
Кристина  Н. Средний Средний Низкий Ниже среднего
Саша  Р. Высокий Высокий Высокий Высокий
Люба  Т. Средний Средний Средний Средний
Ринат Ф. Средний Средний Средний Средний
Оля Ч. Средний Ниже ср. Средний Ниже среднего
Сергей  Ш. Средний Средний Высокий Выше среднего
Андрей  Ю. Высокий Высокий Высокий Высокий
Катя  Я. Высокий Высокий Высокий Высокий

     По  результатам диагностического обследования были выявлены четыре уровня сформированности ценностного отношения к окружающему миру у детей 5 – 6 лет: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего. Данные результаты переведем в проценты  и представим в Таблице 2 «Уровни сформированности ценностного отношения к окружающему миру у детей 5 – 6 лет».

     Таблица 2

     Уровни  сформированности ценностного  отношения к окружающему  миру у детей 5 – 6 лет

Уровни Абс. величина %
Высокий 3 15
Выше  среднего 7 35
Средний 6 30
Ниже  среднего 4 20
Всего 20 100
 

     На  основе процентного соотношения, результаты констатирующего эксперимента можно  представить в виде круговой диаграммы на Рисунке 1 «Уровни сформированности ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)».

     

     Рис. 1. Уровни сформированности ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент).

     Проанализировав полученные данные, отмечаем, что из 20 испытуемых высокий уровень сформированности ценностного отношения к окружающему  миру имеют 3 дошкольников, а это 15%. У этих ребят сформировано представление  о системе ценностей, они не только испытывают бережное, уважительное отношение  к природе, обществу, к умственному  и физическому труду, к людям, но и побуждают сверстников и  взрослых к такому отношению. Такие ребята требовательны к себе и товарищам, всегда стремятся проявить себя в хороших делах и поступках.

     Уровень Выше среднего показали 7 ребят, а это 35%. У этих ребят сформировано представление о системе ценностей, они испытывают бережное, уважительное отношение окружающему миру, но не всегда побуждают сверстников и взрослых к такому отношению. У таких детей развито самоуважение, организованность и самодисциплина.

Информация о работе Педагогические условия формирования ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста