Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2011 в 17:47, курсовая работа
Цель исследования – определить эффективность педагогических условий формирования ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. проанализировать философскую, педагогическую и психологическую литературу по проблеме исследования;
2. определить уровень сформированности ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста;
3. разработать и реализовать систему мероприятий, способствующих формированию ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста;
4. определить эффективность экспериментальной работы.
На каждой из этих фаз включение и принятие ребенком исходных отношений, существующих в окружающем мире, в структуру личностных смыслов, предполагает обязательное их освоение (самосознание, самовыражение, самооценка), усвоение (идентификация) и присвоение (самоопределение).
Педагогический процесс, построенный в соответствии с выделенным алгоритмом, соответствует механизму формирования ценностного отношения (поиск – оценка – выбор – проекция), логике ценностного ориентирования в дошкольном возрасте и логике саморазвития личности ребенка. В решающую силу механизмы ценностного ориентирования вступают в старшем дошкольном возрасте.
Ориентировка, поисковая деятельность,
представленная в старшем
Поиск обогащает процесс познания, эмоциями познавательного характера, формируя осознание детьми мотива «Я хочу это узнать». На данном этапе вступает в силу задача создания условий для самосознания, переживания круга ценностей окружающего мира как личностных потребностей.
Следующий этап развития ценностного ориентирования должен быть в первую очередь направлен на решение задачи стимулирования мотивации поведения и прогнозирования будущего поведения в их целостности и взаимной связи. Выбор пронизывает все формы жизнедеятельности старших дошкольников: общение, деятельность, игру, и позволяет соотносить внешние обстоятельства и внутренние побуждения, потребности личности.
Проекция, как механизм ценностной ориентации интенсивно развивается и предметно дифференцируется по главным линиям жизнедеятельности субъекта: самооценка, идеалы, ценность группового сознания, переживания:
Таким
образом, именно в старшем дошкольном
возрасте создаются наиболее благоприятные
условия для ценностного
Таким
образом, к началу старшего дошкольного
возраста ребенок вступает на начальную
фазу ценностного ориентирования –
присвоение ценностей общества, осознание
своих ценностей и осознание
ценностью себя и других – которая
основывается на развитии интеллектуальных
и эмоционально-мотивационных
В
этой связи именно ценности могут
стать фундаментом, на котором будет
происходить обогащение содержания
образа мира у дошкольников, организованное
под влиянием педагогического диалога
взрослой и детской субкультур. Для
развития потенциала ценностей необходимо
создание определенных педагогических
условий.
Глава
2. Опытно-экспериментальное
изучение процесса формирования
ценностного отношения
к окружающему
миру у старших
дошкольников
2.1.
Модель опытно-
Наша
опытно-экспериментальная
Целью констатирующего этапа было определение уровня сформированности ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе эксперимента. Констатирующий эксперимент проводился с использованием следующего комплекса диагностических методик:
Целью
формирующего этапа выступила разработка
и реализация системы мероприятий,
способствующих формированию ценностного
отношения к окружающему миру
у детей старшего дошкольного
возраста. Для реализации этой цели,
нами был разработан комплекс мероприятий,
состоящий из 16 занятий, на которых
мы главной задачей поставили
формирование ценностного отношения
к окружающему миру у детей
старшего дошкольного возраста по основным
направлениям: формирование ценностного,
уважительного отношения к
Целью контрольного эксперимента выступило определение эффективности экспериментальной работы. На данном этапе нами были использованы те же методики что и в констатирующем эксперименте.
2.2. Определение уровней ценностного отношения к окружающему миру у старших дошкольников
Цель: определение уровня сформированности ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе эксперимента.
Настоящая
глава посвящена анализу
Под
ценностными отношениями детей
дошкольного возраста в данном исследовании
понимался определенный вид собственных
представлений детей, обуславливающих
их положительное, бережное, уважительное
отношение к некоторым своим
проявлениям поведения и
Опытно – экспериментальная работа проводилась нами на базе МДОУ Детский сад № 105 «Дюймовочка» г. Орска. В обследовании принимали участие 20 детей 5 - 6 лет, обучающихся и воспитывающихся в старшей группе ДОУ. Оптанты были обследованы в период с 1 по 3 марта 2010 года и отсрочено, в период с 4 по 6 мая, после проведения формирующего эксперимента, который продолжался 2 месяца.
Обследование
проводилось индивидуально с
каждым ребенком в обстановке, приближенной
к естественной. Экспериментатор
был полностью обращен к
Для реализации цели констатирующего эксперимента нами была проведена диагностика. Для этого мы использовали следующие методики: методика для диагностики нравственной воспитанности детей (автор М. И. Шилова), методика диагностики отношения к жизненным ценностям, методика «Пословицы» (автор С.М. Петрова). Все методики соответствуют поставленной цели констатирующего эксперимента и подбирались с учетом возрастных особенностей детей.
Описание методик, технологий, программных средств представлены нами в Приложении 1 «Диагностический материал».
Протоколы испытаний с ответами детей, бальными и уровневыми показателями по 3 методикам представлены нами в Приложении 2 «Результаты диагностики констатирующего эксперимента».
На
основании проведенной
Полученные
итоговые результаты по трем проведенным
методикам представим в Таблице
1 «Уровни сформированности
ценностного отношения
к окружающему миру
у детей старшего дошкольного
возраста на констатирующем
эксперименте».
Таблица 1
Уровни сформированности ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем эксперименте
Имя,
фамилия |
Методика 1 | Методика 2 | Методика 3 | Итого |
Эля Б. | Средний | Ниже ср. | Высокий | Средний |
Дима Б. | Средний | Средний | Высокий | Выше среднего |
Настя В. | Средний | Средний | Высокий | Выше среднего |
Таня Г. | Высокий | Средний | Средний | Выше среднего |
Паша Д. | Средний | Ниже ср. | Высокий | Средний |
Динара Е. | Средний | Средний | Высокий | Выше среднего |
Андрей Ж. | Средний | Средний | Средний | Средний |
Олеся Ж. | Средний | Ниже ср. | Средний | Ниже среднего |
Слава З. | Средний | Средний | Средний | Средний |
Паша К. | Средний | Средний | Низкий | Ниже среднего |
Настя Л. | Высокий | Высокий | Средний | Выше среднего |
Миша М. | Высокий | Средний | Высокий | Выше среднего |
Кристина Н. | Средний | Средний | Низкий | Ниже среднего |
Саша Р. | Высокий | Высокий | Высокий | Высокий |
Люба Т. | Средний | Средний | Средний | Средний |
Ринат Ф. | Средний | Средний | Средний | Средний |
Оля Ч. | Средний | Ниже ср. | Средний | Ниже среднего |
Сергей Ш. | Средний | Средний | Высокий | Выше среднего |
Андрей Ю. | Высокий | Высокий | Высокий | Высокий |
Катя Я. | Высокий | Высокий | Высокий | Высокий |
По результатам диагностического обследования были выявлены четыре уровня сформированности ценностного отношения к окружающему миру у детей 5 – 6 лет: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего. Данные результаты переведем в проценты и представим в Таблице 2 «Уровни сформированности ценностного отношения к окружающему миру у детей 5 – 6 лет».
Таблица 2
Уровни сформированности ценностного отношения к окружающему миру у детей 5 – 6 лет
Уровни | Абс. величина | % |
Высокий | 3 | 15 |
Выше среднего | 7 | 35 |
Средний | 6 | 30 |
Ниже среднего | 4 | 20 |
Всего | 20 | 100 |
На основе процентного соотношения, результаты констатирующего эксперимента можно представить в виде круговой диаграммы на Рисунке 1 «Уровни сформированности ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)».
Рис. 1. Уровни сформированности ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент).
Проанализировав
полученные данные, отмечаем, что из
20 испытуемых высокий уровень
Уровень Выше среднего показали 7 ребят, а это 35%. У этих ребят сформировано представление о системе ценностей, они испытывают бережное, уважительное отношение окружающему миру, но не всегда побуждают сверстников и взрослых к такому отношению. У таких детей развито самоуважение, организованность и самодисциплина.