Окружающий мир подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 07:57, курсовая работа

Описание работы

Главным содержанием подросткового возраста является переход из детства во взрослость. У подростков (13-16 лет) появляются уже другие интересы и занятия. Они по-другому смотрят на мир, часто в их поведение проявляется агрессия, идёт борьба с родителями. Подростков уже не интересуют всевозможные детские игры, книги и т.д. Они начинают осваивать новые интересы, более взрослые.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Глава I. Окружающий мир подростка
Кто такой подросток?.............................................................................................................
Сверстники…………………………………………………………………………………………………………………………..
«С кем поведёшься»……………………………………………………………………………………………………………
Целевые установки и направление интересов…………………………………………………………………
Уличная компания……………………………………………………………………………………………………………….
Глава II. Физиологические особенности подростка
Фазы переходного возраста……………………………………………………………………………………………….
Трудности переходного возраста………………………………………………………………………………………
Глава III. Внутренний мир подростка
Что и как чувствует подросток…………………………………………………………………………………………...
Целевые установки……………………………………………………………………………………………………………..
Прекрасное в мире подростка…………………………………………………………………………………………….
Подростковые депрессии……………………………………………………………………………………………………
Глава IV. Взрослая жизнь
Ответственность в мире взрослых…………………………………………………………………………………….
Нравственность и взросление……………………………………………………………………………………………
Глава V. Увлечение и кумиры
Показ алкоголя в кино, подталкивание подростков к выпивке………………………………………
Спортивные интересы подростков…………………………………………………………………………………..
Глава VI. Как вести себя с подростком………………………………………………………………………………………….
Итоги социальных опросов……………………………………………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………………….
Список используемой литературы ………

Работа содержит 1 файл

Реферат по Основам социологии..docx

— 53.27 Кб (Скачать)

       МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

           ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                                              ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

                         «ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
     
     
     

                         Кафедра философии  и социально-гуманитарного  образования 
     
     
     

                                 Окружающий мир подростка 
     
     
     
     
     

                                                                Контрольную работу

                                                                  по основам социологии

                                                                         Выполнил: Осадшая Е.А.

                                                                 студент Б10102 группы

                                                               Проверил: к. филос.н.,

                                                                доцент, Томилов В. А. 
     
     
     
     

                                         Уссурийск, 2011 
 
 
 

                                                                           

Содержание.

Введение………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Глава  I. Окружающий мир подростка

  1. Кто такой подросток?.............................................................................................................
  2. Сверстники…………………………………………………………………………………………………………………………..
  3. «С кем поведёшься»……………………………………………………………………………………………………………
  4. Целевые установки и направление интересов…………………………………………………………………
  5. Уличная компания……………………………………………………………………………………………………………….

Глава II. Физиологические особенности подростка

  1. Фазы переходного возраста……………………………………………………………………………………………….
  2. Трудности переходного возраста………………………………………………………………………………………

Глава III.  Внутренний мир подростка

  1. Что и как чувствует подросток…………………………………………………………………………………………...
  2. Целевые установки……………………………………………………………………………………………………………..
  3. Прекрасное в мире подростка…………………………………………………………………………………………….
  4. Подростковые депрессии……………………………………………………………………………………………………

Глава IV. Взрослая жизнь

  1. Ответственность в мире взрослых…………………………………………………………………………………….
  2. Нравственность и взросление……………………………………………………………………………………………

Глава V. Увлечение и кумиры

  1. Показ алкоголя в кино, подталкивание подростков к выпивке………………………………………
  2. Спортивные интересы подростков…………………………………………………………………………………..

Глава VI. Как вести себя с подростком………………………………………………………………………………………….

Итоги социальных опросов……………………………………………………………………………………………………………

Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………………….

Список  используемой литературы ……………………………………………………………………………………………….         
 

Введение.

Главным содержанием  подросткового возраста является переход  из детства во взрослость. У подростков (13-16 лет) появляются уже другие интересы и занятия. Они по-другому смотрят  на мир, часто в их поведение проявляется  агрессия, идёт борьба с родителями.  Подростков уже не интересуют всевозможные детские игры, книги и т.д. Они  начинают осваивать новые интересы, более взрослые.  Это может  наблюдаться у каждого второго  подростка.1 Каков окружающий мир подростка? Что он чувствует? Почему они испытывают агрессию, не находят общий язык с родителями? Это и многое другое  мы рассмотрим в данном тексте и сделаем вывод.

Глава I. Окружающий мир подростка

1.Кто  такой подросток?

В классической психологии есть несколько вариантов названия этого переходного возраста. Этот период называют пубертальным или пубертатным, отрочеством или переходным, половое  созревание и т.д. Каждое из названий в принципе отражает особенности  этого периода. Интересен тот  факт, что этот период в жизни  каждого человека выделяется только у цивилизованных людей. Проводившиеся  в племенах наблюдения показали, что  для них проблемы переходного  возраста почти не существует.

Прежде всего, нужно  отметить, что возраст этот сложен не потому, что «заиграли гормоны», здесь более сложная философско-экзестенциальная  подоплека (Скрытая причина, сущность чего-либо). Подросток ушел из того возраста, когда все было понятно и устойчиво. Он был ребенком, у него были любимые  игры и игрушки, поведение и статус – «я – маленький!». При переходе в пубертатный возраст подросток  становится потерянным. Он чувствует, что что-то поменялось, а что конкретно  – непонятно, интересы меняются. В  этот момент хочется найти интересное  новое, соответственно, этим поделиться с близкими. Подросток – это уже не ребенок, но еще не вполне сформировавшаяся личность. А для мира он – просто «подросток». Каждый человек меняется и эту динамику изменений ему необходимо чувствовать, осознавать и как-то определять. И в этом ему нужно помогать. Хотя бы относится с уважением к его мнению и «взрослым мыслям». Поддерживать начало самостоятельного мышления, помогать перешагнуть проблемы, неизбывно возникающие при общении с окружающим миром: будь то учительница, одноклассники, лучшие друзья и непримиримые враги, а также сосед, который ему читает нотации у родителя за спиной. Ему нужно внимание взрослого к взрослому. А не взрослого – к заболевшему ребенку. А уже затем и активно просыпающаяся сексуальная сфера найдет свои определения и решения быстро и без проблем.2

2.Сверстники

Огромную роль в  жизни ребенка-подростка будет  играть его школьный коллектив, его  друзья, а впоследствии – поздний  подростковый возраст – сформировавшаяся компания. И значения ее нельзя преуменьшать.

Если в возрасте до 11-12 лет ребенок был домашним, спокойным и любил читать книжки, то к подростковому периоду все  меняется. Дома он усидеть не может, его тянет пообщаться с друзьями и школьных переменок. Какие бы ни были расчудесные отношения с  родителями и вообще внутри семьи, заменить друзей ребенку никто не сможет. Это и есть его реальный и первый опыт самостоятельной жизни, отношений, обид и радостей. Друзья будут формировать  и его приоритеты.

Каждая группа задает свой тон. Но прежде всего, произойдет общая перемена. В начальных классах  авторитет и положение среди  класса и учеников определяется «свыше»: учителем и оценками, похвалой на родительских собраниях. А к среднему звену  дети сами вырабатывают свои ценности. «Тот мальчик – крутой, потому что…», «А я некрутой, так как…». Примерно так все и происходит.

И здесь важно  помочь ребенку достойно войти в  коллектив, послушать, что считается  важным, а что – нет, прояснить  ему некоторые моменты, если уж они  стали проблемой для подростка  и вызывают кучу вопросов.

Обиды и ссоры, непонимания  и слезы, общие шалости и буйная радость – все это и есть первые шаги. И ни один из них оставить незамеченным нельзя. Ведь из этого  он уже начинает извлекать первые уроки, а так как они еще  ни разу не пройдены и аналогов в  жизни ребенка не имеют, то нужна  помощь в любом случае. Если ребенок  не может увидеть свою нишу среди  приятелей и друзей, осознать свой недостаток или наоборот положительное  качество, которое ему поможет  стать увереннее, то помочь ему как  никто сможет родитель. И справится  с изменчивостью жизни и людей  вокруг – тоже.3

3.«С  кем поведешься…»

Ребенок-подросток  всегда находится в поиске своего идеала. Ему нужно общение, да и  не просто общение, ради самих игр. Это  уже новый уровень. Найти друга, который будет отвечать требованиям, сложившимся к этому моменту, друга, с которым будет интересно общаться и вместе расти, друга, который в некотором смысле будет воплощением идеала. Дружба в подростковом возрасте требовательна. В ней должны быть: взаимопонимание, искренняя отзывчивость, моральные правила. Если ребенок нашел «своего» друга, соответствующего представлениям о том, какими должны быть «настоящие» друзья, то эти отношения будут идти на пользу и воспитывать ребенка. Первые лучшие друзья, их отношения, недопонимания и несходства в характерах, чего избежать никак нельзя: все дети формируются в своей особой среде, и каждый приходит в коллектив с некоторым «личным» багажом». Дружбу детей нужно поддерживать, помогать прояснять ситуации, которые вполне могут поставить сначала в тупик: «Почему он так сделал?!»

Итак, ребенок постоянно  находится в поисках своего друга. Этот процесс будет длиться долго, результаты его будут меняться. Детские  компании то образуются, то распадаются  – ведь система приоритетов еще  не установлена, каждый новый день несет  какие-то изменения во взглядах и  желаниях. Мир подростка как калейдоскоп: картинка меняется от каждого нового события, меняется зачастую кардинально  – максимализм, свойственный этому  возрасту, подстегивает каждую новую  принятую мысль и суждение. Как  же должен вести себя родитель, если ребёнок попал не в очень хорошую  компанию? В первую очередь нужно  поговорить, объяснить ребенку, почему не стоит дружить с той компанией, постараться так объяснить, чтобы  ребёнок сумел увидеть минусы этой компании. Но ни в коем случае не нужно бить, запрещать выходить из дома, или ругать ребёнка, так как  у него сейчас очень сложный возраст, он на стадии готовности вступить во взрослую жизнь (взрослеет). Обычно в возрасте 13-16 лет из-за недопонимания родителей, вечного битья и скандалов, подростки делают неосознанные, грозящие жизни поступки.4

4.Целевые  установки и направление  интересов

У подростка в  голове, благодаря общей активности и обилия информации, целая каша. И чувства, и знания, и желания  переплетаются в сложный массив. При этом не особенно еще тонкое отношение к деталям и нюансировке жизненных моментов отнюдь не помогает делу. Но постепенно и особенно при надежном родительском плече «почемучка» определяет для себя те полки, на которых можно все-таки разложить весь этот багаж.

В частности, нестабильность эмоциональной сферы и общая  неуравновешенность в поступках, которая  заметна и подростку, со временем находит свой баланс. Если конфликт решался дракой, то позже появится желание не так бурно реагировать  и придет способность решать возникшие  трудности без разрушительных последствий, а с помощью обсуждения и логики, учитывая ситуативные моменты.

Место, которое подросток  ищет в коллективе, будет меняться. Это может быть компания, где он будет лидером и заводилой, а  может, просто лучший друг и надежный партнер, к сожалению, возможно и  существование на «вторых ролях», обусловленное низкой самооценкой  или не той компанией, в которой  есть совпадение интересов. Личность, стремящаяся к гармоническому существованию, рано или поздно вычленит для себя это ядро, позволяющее найти тех  людей, в обществе которых будет  приятно и интересно.

Профессиональная  сфера сложнее. Сколько профессий  будет перебрано в поисках  той самой – родителям не хватит пальцев. Затухающие и возрастающие интересы то к тому, то к другому  предмету – одна из причин. Появление  кумиров – вторая. Мелькающие названия, будоражащие рассказы – третья. А вот реальные возможности и  уже с возрастом возникающие  углубленные интересы, скорее всего, и станут базой для разговора  о том, куда двинуться дальше. И  здесь родительский опыт незаменим  – объяснить нужно законы уже  совсем взрослого мира, чтобы потом  не разочаровать и не оставить ребенка  нереализованной личностью.5

5.Уличная  компания

В какой-то степени  все мы — дети улицы. При вечно  работающих родителях улица довершала  школьное воспитание. Правда, ранее  существовали большой институт молодежных общественных организаций и сеть внешкольного воспитания, которые “помогали” улице формировать личность будущего строителя социализма. Сегодня ситуация катастрофическая. По-прежнему отсутствует  домашнее воспитание. В силу непростых  экономических причин женщины не просто работают, но и зачастую содержат семью. Дети же предоставлены уличной  компании в самом плохом ее понимании. Уже почти нет дворовых педагогов. Пионерия приказала долго жить, не сдав вахту бойскаутскому движению. Растет детская преступность, вновь появились беспризорники. Школа, обессиленная низкими зарплатами педагогов, потеряла свою воспитательную и организационную сущность.

Информация о работе Окружающий мир подростка