Исторические типы ценностного отношения к природе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:17, реферат

Описание работы

Понятие «природа» - одно из наиболее широких понятий. Явления и объекты природы - это и свет далеких звезд, и взаимопревращения мельчайших элементарных частиц, бескрайние просторы океана и простирающиеся рядом леса и луга, могучие реки. Роль природы в жизни общества всегда была значительной, ибо она выступает в качестве естественной основы его существования и развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….3
Человек и природа. Исторические типы ценностного отношения к природе...4
Исторические формы отношения человека к природе……………………..…….8
Философский образ природы от древности до современности………………….9
Современные проблемы экологии…………………………………………………10

Заключение………………………………………………………………………………..12
Список использованной литературы………………………………………………….13

Работа содержит 1 файл

философия доклад.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

                                                          Содержание

      Введение…………………………………………………………………………………….3

  1. Человек и природа. Исторические типы ценностного отношения к природе...4
  2. Исторические формы отношения человека к природе……………………..…….8
  3. Философский образ природы от древности до современности………………….9
  4. Современные проблемы экологии…………………………………………………10
 

      Заключение………………………………………………………………………………..12 

      Список использованной литературы………………………………………………….13

                                                         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      Введение

       Понятие «природа» - одно из  наиболее широких понятий. Явления  и объекты природы - это и  свет далеких звезд, и взаимопревращения  мельчайших элементарных частиц, бескрайние просторы океана и простирающиеся рядом леса и луга, могучие реки. Роль природы в жизни общества всегда была значительной, ибо она выступает в качестве естественной основы его существования и развития. Многие свои потребности люди удовлетворяют за счет природы. Происходит так называемый обмен веществ между человеком и природой. Актуальность философской проблемы природы обусловлена многими тенденциями научно-технической революции и развития всей современной технической цивилизации. Сегодня нельзя исследовать закономерности общественного развития без тесной связи с закономерностями развития природы и наоборот. В отечественной философской литературе еще совсем недавно этой проблеме не придавалось должного значения. В отношении к природе превалировал прагматический взгляд: она воспринималась лишь как объект применения силы человека, предмет эксплуатации ее ресурсов. Содержание слова «природа» интуитивно для всех понятно и, казалось бы, не нуждается в каком-либо специальном определении. Но интуитивное представление о природе не раскрывает всего ее многообразия в разных исторических и культурных контекстах, в разных типах мировоззрения. Под обманчивой простотой и расплывчатой общепонятностью слова таятся мощные смысловые наслоения, следы различных культурных эпох, своеобразной мыслительной работы. 

                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
 

  1 Человек и природа. Исторические типы ценностного отношения к природе.  

        В широком смысле природа — всё сущее, весь мир в многообразии его форм; понятие природы в этом значении стоит в одном ряду с понятиями материи, универсума, вселенной. В более узком смысле природа — объект науки, а точнее — совокупный объект естествознания («наук о Природе»). При этом разные естественные науки изучают различные аспекты природы и выражают результаты своего исследования в форме универсальных, но достаточно конкретных законов (типа, например, законов механики, которые характеризуют механическое движение в природе, а не природу как таковую). Природа в целом выступает как общее понятие, задающее принципиальную схему понимания и объяснения того или иного конкретного предмета изучения (например, представления о пространстве и времени, движении, причинности и др.). Такое общее понятие природы разрабатывается в рамках философии и методологии науки, которые выявляют его основные характеристики, опираясь при этом на результаты естественных наук Реальную основу отношения человека к Природе образует его деятельность, которая всегда осуществляется в конечном счёте в Природе и с данным ею материалом. Поэтому и изменение отношения к Природе на протяжении истории общества определяется прежде всего изменением характера, направленности и масштабов человеческой деятельности. Первобытный человек подавляющую часть средств существования получал от Природы в готовом или почти готовом виде, продукты его материальной деятельности были непосредственно продуктами Природы. Сообразно с этим в отношении человека и общества к Природе главным было по существу прямое потребление. Господство этого типа отношения легко просматривается в развитии культур, основанных на скотоводстве и земледелии; исходный продукт производства сохраняет здесь свою непосредственную принадлежность к Природе. Чисто природными были и довольно жёсткие пространственно-временные рамки деятельности; пространственно она локализовалась по слабо взаимосвязанным очагам культуры и испытывала сильнейшее влияние географических условий, а её ритмика задавалась прежде всего ритмами Природы (суточными и сезонными), так что циклы деятельности в целом соответствовали циклам Природы. Эта общая схема отношения к Природе мало изменилась и после возникновения высокоразвитой античной культуры, т.к. последняя фактически не затронула принципиальную структуру материальной деятельности (её ведущим мотивом продолжает оставаться получение и обработка материала Природы), в которой и осуществляется реальное взаимодействие Природы и общества. Масштабы этого взаимодействия начали заметно меняться лишь в новое время — в связи с развитием машинного производства, которое потребовало новых видов сырья и источников энергии и, следовательно, более глубокого проникновения в «кладовую» Природы. Человек начал теперь не только значительно больше брать у Природы, но и делать это существенно иных формах; он не просто потреблял материал Природы, а всё более основательно перерабатывал его, придавал ему новые, в неприродные свойства, так что в сумме продуктов производства социальные качества, созданные деятельностью, получали растущий перевес над качествами природными, естественными. С этого момента отношения потребления замещаются отношениями покорения Природы, расширяющейся эксплуатации природных ресурсов. Под этим знаком проходит первая промышленная революция, которой предшествовала эпоха Великих географических открытий, способствовавших существенному расширению объёма и номенклатуры эксплуатируемых ресурсов Природы. Общество всё более активно осваивает и преобразует естественное пространство Природы, создаёт на нём свои, специфически социальные формы организации — «вторую Природу», социальное пространство, законы которого задаются не только природными условиями, но во всё большей степени — общественным трудом; одновременно меняется и ритмика деятельности, утрачивая непосредственную зависимость от ритмов Природы. До начала современной научно-технической революции эксплуатация Природы носила преимущественно экстенсивный характер, т. е. основывалась на увеличении объёма и разновидностей получаемых от Природы ресурсов. При этом масштабы деятельности общества практически не были ограничены извне, со стороны Природы — человек мог брать у неё «без счёта», столько, сколько позволяла его собственная производительная сила. К середине 20 века такой способ эксплуатации начинает приближаться к критическим точкам, причём сразу в нескольких отношениях: масштабы потребления традиционных источников энергии, сырья и материалов становятся сравнимы с их общими запасами в земной Природе; та же картина вырисовывается и в отношении естественной базы для производства продовольствия в связи с быстрым ростом населения планеты; совокупная деятельность общества оказывает всё более заметное влияние на Природу, явственно вторгается в её естественные механизмы саморегуляции, резко видоизменяет условия существования живой материи. Всё это создаёт объективно-природную основу и необходимость перехода от экстенсивного к интенсивному способу эксплуатации Природы, т. е. более полному, эффективному и разностороннему использованию её ресурсов. Со стороны самого общества эта необходимость подкрепляется соответствующим изменением характера деятельности, которая теперь уже не может развиваться спонтанно под воздействием своей собственной внутренней логики, а требует специального регулирования, поскольку оказывается ограниченной совокупность её материальных, природных условий. В современном обществе инструментом такого регулирования выступает наука — главное орудие интенсификации производства и рационализации, осмысленного переустройства материальных отношений человека с Природой. На науку всё более последовательно и ориентируется современная деятельность. В итоге начинает складываться новый тип отношения общества к Природе — отношение глобального управления, которое охватывает как процессы в Природе, так и деятельность общества в целом и предполагает разработку рациональных программ этой деятельности, учитывающих характер и границы допустимого воздействия на Природу и необходимость её сохранения и воспроизводства. Природа во всё больших масштабах становится существенным и разумно управляемым компонентом социального организма. Развитие форм деятельности определяло и изменение духовно-теоретического отношения к Природе с той, однако, разницей, что здесь непосредственное влияние оказывали не формы материального производства, а их преломление в формах духовной деятельности. Для первобытного человека, почти полностью растворённого в Природе, характерно её одухотворение; мир Природы выступает здесь непосредственно как мир самого человека; мифологическое мышление ещё не располагает основаниями для противопоставления Природы и человека. Собственно теоретическое отношение к Природе впервые складывается с отделением философии от мифологии, т. е. с появлением теоретического мышления как такового. В ценностном плане это отношение оказывается двойственным: та часть Природы, которая вовлечена в орбиту деятельности человека, толкуется с утилитарно-прагматической точки зрения как потребительская ценность, как источник ресурсов для человека и место его обитания (эта ценностная позиция сохраняется вплоть до середины 20 века); Природа же в целом долгое время выступает как неизмеримо превосходящая человека сила и потому — как идеал гармонии, нерукотворного совершенства. Этот тип ценностного отношения определяет и направление теоретических размышлений о Природе. Через всю античную философию проходит трактовка Природы как совершенства, как средоточия логоса (хотя способы этой трактовки весьма различны; если, например, у Пифагора мир, Природа выступают как гармония, как безусловно совершенный порядок, то для Демокрита Природа — это царство стихийных сил, а Платон вообще занимает здесь особую позицию, предвосхищающую позднейшее отношение к Природе со стороны христианской религии — толкование Природы как бледного отражения сверхматериального идеального мира). Античному мышлению свойственно обращаться к Природе как к эталону организации, мерилу мудрости, а жизнь в согласии с Природой и её законами расценивается здесь обычно как самая благая и желанная. Иначе говоря, Природа возвышается над теоретическим мышлением как нечто превосходное, необъятное, неисчерпаемое и в своей целостности доступное лишь идеально. Аналогичное по типу отношение формируется и в др. культурах, сумевших развить теоретическое мышление, в частности в индийской и китайской. Существенно иное отношение к Природе складывается с утверждением христианства, которое рассматривает её как воплощение материального начала, как «низ», где всё преходяще и изменчиво. Земному, Природа резко противопоставляется вечное, абсолютное духовное начало — бог, безусловно стоящий над Природой. В противоположность античности основных идеей здесь является не слияние с Природой, а возвышение над нею. Возрождение вновь обращается к античным идеалам толкования Природы и всего естественного, природного как воплощения гармонии и совершенства. Эта позиция и позднее многократно воспроизводится в самых разных контекстах, в частности в концепции естественного права (Ж. Ж. Руссо и др.), выводившей право из данных Природы, «естественных» законов человеческого общежития, а также в ряде школ литературы и философии, активно проводивших лозунг «назад, к Природе» и усматривавших в нём единственное спасение от разрушительного действия буржуазных порядков. Этот же идеал отношения к Природе в новое время сыграл немалую роль в превращении Природы в объект научного изучения. Вместе с тем развитие науки и начало активного освоения Природы на базе развития промышленности существенно трансформировали первоначальную схему идеализированного и поэтизированного отношения к Природе. Опытное естествознание выдвигает идею «испытания» Природы. По отношению к познавательной и практичной активности человека Природа начинает выступать как объект, как поприще деятельности, как косная и инертная сила, требующая покорения, установления над нею господства разума. Такой тип отношения к Природе сохраняется до тех пор, пока действительное господство над нею не начинает превращаться в реальность. Когда мир, созданный деятельностью человека, становится соизмеримым с миром Природы (но это лишь кажущее, обманчивое впечатление "незнайки" человека), т. е. когда деятельность общества достигает планетарных масштабов, становится по своему объёму сравнимой с масштабами процессов в Природе, утилитарно-прагматическое отношение к Природе постепенно перестаёт быть самодовлеющим и безграничным, оно дополняется осознанием растущей зависимости самой Природы от человека и его деятельности. На этой основе складывается новый тип ценностного отношения к Природе, который можно назвать социально-историческим и который исходит из оценки Природы как уникального и универсального вместилища человека и всей его культуры. Природа - это общий большой дом для человечества, и потому, не стоить гадить там, где ты живешь, и не стоит разводить огонь в кровати, в которой ты спишь. Такая оценка предполагает ответственное отношение к Природе, постоянное соизмерение нужд общества и возможностей Природы, а равно и возможных последствий от неразумной игры с Природой, которая может и отомстить "глупому зазнайке" человеку, и увы, спереть его в своем существовании. Не стоит ставить над Природой неумелые опыты, в результате которых человечество все ближе может подойти к окончанию своего существования на Земле. В научно-теоретическом плане этой ценностной переориентации соответствует переход от идеи абсолютного господства над Природой к идее отношений общества и Природы как отношений партнёров, соизмеримых по своему потенциалу. Первым теоретическим выражением этой позиции явилась созданная В. И. Вернадским концепция ноосферы. Сознание потенциального (а в некоторых пунктах и актуального) превосходства общества над Природой постепенно, хотя и не безболезненно, рождает новый подход, основанный на идее единого, сбалансированного и ответственного управления социальными и природными процессами и условиями. Во 2-й половине 20 в. этот подход начинает получать распространение и выступать в качестве основы регулирования деятельности и всей системы практических отношений общества и Природы, в том числе мероприятий по охране природы и защите окружающей среды. Однако процесс рационализации отношений с Природой далеко ещё не стал всеобщим. В ряде стран продолжаются загрязнение среды, хищническая эксплуатация ресурсов Природы, негативное или свинское отношение человека к Природе, к ее естественной чистоте. В связи с этим на Западе получил распространение экологическое движение Зеленых. Они требуют сокращения безудержной эксплуатации Природы, бережного отношения к Флоре и Фауне окружающей среды. Давайте и мы присоединимся к этому, и будем бережно и разумно обращаться с Природой, со всем живым и не живым что окружает нас с вами, и не будем свиньями по отношению сами к себе.     
 

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  2 Исторические формы отношения человека к природе

         Взаимосвязь людей с окружающим природным миром является важной проблемой социальной философии, и, как и любая иная философская проблема, она достаточно сложна и многогранна. Особую актуальность философскому осмыслению этой проблемы придает обострившаяся экологическая ситуация. Диалектическое понимание взаимосвязи общества и природы характеризует ее как развивающийся, объективный и противоречивый процесс. Используя гегелевскую схему развития противоречия, можно выделить ряд этапов взаимодействия общества и природы. Первый этап характеризует процесс становления общества. Он охватывает период от возникновения вида Homo sapiens до появления скотоводства и земледелия. Человек в этот период находился в единстве с природой, сколько-нибудь заметно не выделялся из нее и не оказывал на природу ощутимого воздействия. На примитивных орудиях труда и невысоком развитии разума основывалась так называемая «присваивающая» экономика, включающая в себя собирательство, охоту, рыболовство и изготовление простейших орудий труда и бытовых предметов. «Дикое», первобытное состояние человека порождало признание им своего происхождения от различных явлений природы, зависимости и подчиненности им, что наглядно отражено в мифологии. Второй этап взаимодействия общества и природы связан с возникновением и развитием скотоводства и земледелия, что характеризовало переход к «производящей» экономике, поскольку человек начал активно преобразовывать природу, производить не только орудия труда, но и средства существования. Но общественное производство (строительство ирригационных сооружений, вырубка под пашни лесов, селекционная деятельность и т. д.) имело и оборотную, разрушительную для природы сторону, пока еще характеризовавшуюся локальностью и ограниченностью последствий. На этом этапе уже вполне отчетливо проявилось различие общества и природы. Начало третьего этапа взаимодействия общества и природы связано с развертыванием промышленной революции ХVIII века в Англии. Быстрыми темпами росли общественные производительные силы, гигантски увеличились масштабы материального производства. В погоне за прибавочной стоимостью буржуазия хищнически эксплуатировала не только трудящихся, но и природу. На этом этапе общество и природа превратились в антагонистические противоположности, что нашло отражение в представлении о человеке как о господине, царе природы и в восприятии природы в качестве мастерской и неисчерпаемого источника богатств. Своего апогея этот процесс достиг в эпоху НТР (научно-технической революции), показавшую ограниченность человеческих попыток произвольно-эгоистического преобразования природы только ради преходящей, сиюминутной выгоды. ХХ век явился четвертым этапом, обнажившим противоречие (в гегелевской философии этот термин означает преобразование, изменение самих противоположностей) между обществом и природой. С одной стороны, человечество обладает небывалыми по сравнению с прошлым возможностями по преобразованию природы и общества, а с другой стороны, их реализация привела к небывалым масштабным разрушительным и для природы, и для людей последствиям неразумного воздействия на природу. Возникло и осознание необходимости отказа от старых форм взаимодействия с природой, и социальное движение за формирование нового отношения к природе (движение «зеленых»). Требуется коренная перемена взаимодействия общества и природы, что должно составить содержание будущего, пятого этапа их развития, т. е. становления качественно новых отношений общества и природы. 
 
 
 
 

                     3 Философский образ природы от древности до современности

           Под природой обычно понимается не социальное. В царство природы не включается лишь то, что выделяет из универсума человека и общество. В связи с этим часто говорят о соотношениях «природа и общество», «человек и общество». Общество и человек имеют определенную природную основу бытия, но в своей специфике они не являются частью природы. Часто используемое выражение «вторая природа», т.е. «очеловеченная природа» может ввести в заблуждение. Как бы ни манипулировал человек природой, она остается сама собой. Человек не способен создать вторую природу, но он придает ей символическое значение. Вторая природа - это не что иное, как природа в ее символическом значении. Весьма близки по своему значению понятия «природа» и «материя». Материя - это объективная реальность. Материя в отличие от природы не содержит психические явления мира животных, в остальном природа и материя совпадают. Есть, впрочем, еще один оттенок, по которому различаются природа и материя. Когда используется понятие «природа», то обычно предполагается некоторое отношение человека и общества к внешнему окружению. Другими словами, понятию природы придается более яркий прагматический смысл, чем понятию материи. По этой причине нам привычны высказывания типа «отношение человека к природе» и режет ухо высказывание типа «отношение человека к материи». Природа в силу своей непреходящей значимости всегда являлась предметом философского анализа. Античная философия строится на примере природного. Выдающиеся древнегреческие мыслители воспринимали природу как полноту бытия, эстетически прекрасное, результат целесообразной упорядочивающей деятельности демиурга (Платон). По своей мощи природа неизмеримо превосходит человека, выступает идеалом совершенства. Благая жизнь мыслится не иначе, как в согласии и гармонии с природой. Средневековая христианская философия развивает концепцию ущербности природы как результата грехопадения человека. Неизмеримо высоко над природой стоит Бог. Человек, развивая свои духовные силы, стремится к возвышению над природой. Свои намерения по возвышению над природой человек может осуществлять разве что по отношению к собственному телу, ибо в глобальном масштабе он в средневековье подчинен природным ритмам. Возрождение, вроде бы возвращаясь к античным идеалам понимания природы, дает им иное толкование. Выступая против средневекового резкого противопоставления Бога и природы, возрожденческие философы их сближают и довольно часто доходят до пантеизма, до отождествления Бога и мира, Бога и природы. У Дж. Бруно Бог стал просто напросто природой. Античные философы в силу указанных выше оснований не могли быть пантеистами. Впрочем, они часто выступали с позиций гилозоизма, считая Космос живым (гиле - жизнь) целым. Возрожденческая философия фактически реализовала лозунг «Назад к природе». Она это сделала в силу культивирования чувственно-эстетического идеала философии. В Новое время природа становится объектом тщательного научного изучения и вместе с там поприщем активной практической деятельности человека, масштабы которой постоянно нарастают. Относительно низкий уровень развития науки и вместе с тем овладение человеком мощными силовыми агентами природы не могли не привести к хищническому отношению к природе, преодоление которого растянулось на века, вплоть до наших дней. Необходимость такой организации взаимодействия общества и природы, которая отвечала бы нынешним и будущим потребностям развивающегося человечества, была выражена в концепции ноосферы французских философов Т. де Шардена и Е. Ле-Руа и русского мыслителя В.И. Вернадского. Ноосфера - это область господства разума. Все вышеуказанное говорит о том, что человек всегда находился в определенном соотношении с природой, которое он определенным образом интерпретирует.

          

                                  4   Современные проблемы экологии

          Все большее значение в современную эпоху приобретает решение проблем экологии. Термин «экология» образован от греческих оkos - дом, жилище и logos - наука; употребляется чаще всего для обозначения науки о взаимоотношениях общества и природы. Проблема взаимоотношения общества и природы есть глобальная, всечеловеческая экологическая проблема. Она давно вышла на первый план и особенно обострилась во второй половине нынешнего века, когда масштабы и характер воздействия человека на природу приобрели угрожающий характер для самого его существования. Сущность современной экологической проблемы заключается в глобальном изменении природной среды существования человечества, в быстром уменьшении ее ресурсов, в ослаблении восстановительных процессов в природе, что ставит под вопрос будущее человеческого общества. Природная среда существования общества изменяется под воздействием как сугубо естественных земных и космических факторов, так и деятельности людей. Речь идет прежде всего о их производственной деятельности, в орбиту которой вовлекается все больше природного материала - недра земли, горные породы, почвы, леса, реки, моря и т.д. и которая нередко нарушает ход естественных процессов, что ведет порой к непредсказуемым последствиям. Глобальная экологическая проблема, сущность которой была определена выше, имеет множество сторон. Каждая из них представляет собой самостоятельную, нередко масштабную экологическую проблему, тесно связанную с другими. В настоящее время чаще всего отмечаются следующие экологические проблемы:

- рациональное использование невозобновимых природных ресурсов (полезных ископаемых, минеральных ресурсов);

- рациональное использование возобновимых природных ресурсов (почв, вод, растительного и животного мира);

- борьба с  загрязнениями и другими поражениями  природной среды (ядохимикатами, радиоактивными отходами и т.д.);

- защита природы  от некомпетентного и безответственного  вмешательства в ее процессы.

Надо сказать, что действия человека по отношению  к природе носят все более  некомпенсируемый характер. Так, например, естественный процесс образования угля, нефти, газа и других полезных ископаемых длится миллионы лет. Однако огромная их часть извлечена из недр земли всего лишь за последние сто пятьдесят-двести лет. Сегодня эти ресурсы на исходе, в то же время их потребление многократно возрастает. Возникла реальная опасность их полного исчерпания в ближайшие несколько десятков лет. Некомпенсируемый характер носит и все ускоряющаяся вырубка лесов, в том числе в России, Канаде, Бразилии и других странах. Леса этих стран справедливо называют «легкими планеты», поскольку они в огромных количествах снабжают ее кислородом. К тому же эти и все другие леса имеют большое значение для нормального функционирования почв. К сожалению, люди не всегда предвидят сколько-нибудь отдаленные последствия своих действий по отношению к природе. Многие ученые считают, что на месте современной пустыни Сахары некогда была обильная растительность. Со временем она погибла в результате уничтожения лесов и разрушения почв. В последние триста лет в Европе на огромных площадях шло уничтожение лесов. В результате существенно нарушился водный баланс, исчезли многие реки и озера, ухудшилась структура почв. Важнейшее значение для существования человечества приобретает сохранение и улучшение почв, вод, растительного и животного мира. Важно осуществлять комплексное и в то же время научное воздействие на почвы. При этом важны и лесопосадки, и орошение, и осушение, и внесение удобрений как органических, так и неорганических при строгом соблюдении норм. Основное направление развития земледелия в передовых странах мира - это интенсификация, означающая все большее превращение его в наукоемкое производство с применением новой техники, прогрессивных технологий, современной агрономической науки и т.д. Необходима всемерная защита животного и растительного мира. Она весьма усложнилась, в частности, с внедрением в сельское хозяйство интенсивных технологий и активным применением химических веществ при обработке почв и выращивании растений. Решением этой задачи в нашей стране должны заниматься во всех хозяйствах - фермерских, коллективных, государственных. В целях воспроизводства и качественного улучшения животного и растительного мира необходимо вести селекционную работу по выведению новых видов растений и пород скота, улучшать работу в заповедниках, расширять их, улучшать их флору и фауну. Наконец, чрезвычайно важно усилить защиту лесов, рек, озер, морей и их обитателей от всякого рода браконьеров, наносящих огромный вред живой природе. Особой важности задача состоит в рациональном использовании водных ресурсов, которые необходимы: для питья, поддержания жизни людей, животных и растений; для промышленного производства; для транспортных целей; для поливов и ирригации засушливых земель. До настоящего времени человечество потребительски относилось к водным ресурсам, которые стремительно уменьшались. Особенно остро стоит проблема пресной воды, которая берется из наземных и подземных рек, озер и других водоемов. Помимо самоограничения, бережного и экономного использования природных ресурсов, надо улучшить охрану природы, защитить ее от пагубного воздействия промышленных и иных браконьеров. Большая опасность заключается еще и в том, что в результате научных и промышленных экспериментов появились новые физико-химические вещества, которых никогда не существовало в природе и которые могут оказать непредсказуемые воздействия на все живое. Это может подорвать способность природы к саморегулированию и самавоспроизводству. Отсюда задача: добиться, чтобы вносимые человеком изменения в природу, в том числе получаемые искусственным путем физико-химические соединения, вписывались в структуру и естественное функционирование тех или иных природных систем. Другими словами, речь идет о компетентном вмешательстве в природу с учетом возможных последствий предпринимаемых действий. Сегодня встает вопрос о защите не только водоемов, лесов, почв, флоры и фауны Земли, но также атмосферы и ближайшего космоса, который все больше становится сферой научной и практической деятельности людей. Российская общественность многократно выступала и продолжает выступать за оптимальное решение экологических проблем. Выражением этого служит, в частности, такой глубокий и содержательный документ, как «Меморандум в защиту природы», подписанный известными российскими писателями, учеными, деятелями искусств, другими представителями культуры. Люди являются самой значительной ценностью и каждый человек имеет право на необходимый уровень жизни и здоровую среду обитания. В соответствии с этим каждый человек несет ответственность за охрану и улучшение окружающей среды. Природные ресурсы Земли должны обеспечить улучшение качества жизни и возможность развития будущих поколений. Все эти положения сохраняют свою актуальность в наши дни.

Информация о работе Исторические типы ценностного отношения к природе