Педагогические условия реализации эксперимента

Автор: m*******@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 18:23, реферат

Описание работы

Необходимо отметить, что для более успешной реализации эксперимента были созданы педагогические условия.
Под педагогическими условиями мы понимаем «совокупность взаимосвязанных условий, необходимых для создания целенаправленного воспитательно-образовательного процесса с использованием технологий, обеспечивающих формирование личности с заданными качествами».

Работа содержит 1 файл

Педагогические условия реализации эксперимента.doc

— 43.50 Кб (Скачать)

Педагогические  условия реализации эксперимента. 

    Необходимо  отметить, что для более успешной реализации эксперимента были созданы  педагогические условия.

    Под педагогическими условиями мы понимаем «совокупность взаимосвязанных условий, необходимых для создания целенаправленного воспитательно-образовательного процесса с использованием технологий, обеспечивающих формирование личности с заданными качествами».

    В педагогике педагогические условия  подразделяются на группы в зависимости  от той сферы, которую они определяют. В качестве основополагающей в данной работе принята теория В.Н. Монахова, так как она отвечает современной концепции образования, закрепленной ГОС (НРК).

    Согласно  данному подходу, все педагогические условия, определяющие эффективность  реализации педагогического проекта, условно определяющие две группы:

  1. организационные (общеметодологические и частные);
  2. физиолого – валеологические;

    Рассмотрим  влияние реализации каждого из условий  на воплощение идеи работы в практику современной общеобразовательной  школы, а также необходимые меры коррекции негативных явлений.

    Организационные педагогические условия включают две  категории методологических основ  работы: общие (создание микрополитики  внутри классного коллектива, интерактивность  обучения, гуманизация) и частные (выбор технологий, методов, форм).

    Создание  демократической политики внутри класса тесно связано с такими категориями, как демократический стиль общения, субъект-субъектная модель отношений, взаимоуважение, субъектная позиция. Совокупность данных категорий при реализации ее в практике предполагает такой организации коллективной деятельности, при которой обеспечивается активное  и равноправное участие всех членов коллектива.

    Таким образом, взаимодействие учителя и  обучающихся должно быть основано на признании ценности и взаимном уважении точек зрения каждого партнера по общению. Гуманистическая технология педагогического взаимодействия признает общение важнейшим условием и средством развития личности.

    Это условие является одним из обязательных при реализации идей, заложенных в разработанной системе, поскольку качественный прирост исследуемых качеств личности возможен только при активной позиции каждой из сторон, а другие стили общения не гарантируют активной, осознанной позицией субъекта.

    При воплощении демократической политики существует возможность понимания учащимися класса демократического стиля с вседозволенностью.

    Для успешного выполнения общения учитель  должен уметь занимать эффективную  коммуникативную позицию. Педагогу необходимо знать уровень свойственной ему общительности, понять, в какой мере она сформирована как профессионально-личностное качество. Это поможет развивать в себе коммуникативные способности, поможет приоткрыть для себя роскошь человеческого общения, и помочь демократизации взаимоотношений между учителем и учеником.

    Поэтому это корректировалось с помощью  следующих мер в период проведения практики пробных уроков:

  • предшествующие реализации эксперимента изучения характеристик класса, беседа с учителем-предметником с целью выявления готовности/неготовности подростков к демократическому стилю общения;
  • выявление подростков, не готовых к осуществлению общения и совместной работы в режиме демократических принципов;
  • опираясь на выявленные особенности класса и отдельных учащихся, провести поэтапную разъяснительную работу, а также распределение меры ответственности при организации совместной самостоятельной работы.

    Важность  данного условия определяется тем, что для полной реализации эксперимента необходима осознанная самим подростком позиция субъекта образовательного процесса. Согласно современной концепции образования, закрепленной в нормативных документах, невозможно развить личность без ее активной позиции. Поэтому мы считаем необходимым условием успешности работы по формированию теоретико-литературных понятий создание демократической микрополитики внутри классного коллектива.

    Интерактивность обучения в режиме деятельности –  условие, признающееся в настоящее  время более приоритетным, более  того, как утверждают исследователи (В.А. Антропов, В.П. Бояринцев), формирование и развитие любого типа умений возможно только при включении ребенка в деятельность.

    На  практическом этапе в связи с  указанным условием может возникнуть ряд трудностей. Представляется важным перечислить и указать те меры, которые были предусмотрены нами для разрешения возникающих проблем, а также их результат.

    Основная  проблема заключалась в неумении определять композиционные особенности  романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»  при написании теста на первом уроке, в результате чего некоторые учащиеся испытывали затруднения при работе с тестом. Для разрешения ситуации был предложен ряд мер:

    1. актуализация знаний о понятии композиция;
    2. определение композиционных особенностей в романе;

    Гуманизация, рассматриваемая в аспекте условия  реализации эксперимента, понимается как «усиление человечности, уважения к человеческому достоинству; человеколюбие и в обучении и в воспитании».

    Реализация  гуманизации в современной региональной концепции образования предполагает соблюдение совокупности принципов особого характера.

    Принципы  гуманизации понимаются нами как  условия, обеспечивающие результативность образовательного процесса. Сущность их была нами раскрыта выше. Соблюдение данных принципов мы считаем необходимым для реализации эксперимента в полной мере.

    Гуманизация процесса обучения в качестве одного из важнейших условий предполагает осущетсвление на уроке индивидуального  подхода. Его успешность зависит  от знания учителем индивидуальных особенностей своих учеников и от его умения эти особенности постоянно изучать. В конечном счете, индивидуальный подход в процессе обучения означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы и предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм занятий. На уроке, где такой подход не осуществляется, цели являются общим для класса и адекватными, прежде всего содержанию изучаемой темы. Формы, приемы, средства обучения тоже наилучшим образом соответствуют особенностям материала. При проверке знаний учителем планируются не ответы конкретных учеников в зависимости от их способностей и возможностей, а идеальные ответы, правильно раскрывающие сущность изучаемого. Вызовы учащихся на таком уроке отличаются экспромтом, в лучшем случае проводится дифференциация по принципу: слабому ученику - легкий вопрос и наоборот. Иными словами, на уроке без индивидуального подхода господствует учебный материал, его прохождение ради прохождения. Он не служит тем средством, при помощи которого развиваются потенциальные возможности отдельных учеников, не является в руках учителя мощным средством осуществления личностного подхода в обучении и воспитании.

    Необходимо  отметить, что достаточно важным частным педагогическим условием является выбор технологий обучения. При реализации идей эксперимента были использованы следующие технологии:

  1. технология личностно-ориентированного обучения, которая была реализована и являлась приоритетной на протяжении всех уроков и предполагала создание условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка. Целями на каждом уроке являлась актуализация знаний на основе субъективного опыта подростка, оказание помощи в обретении своего стиля и темпа в познании материала, использование разнообразных форм общения (диалога и полилога), избрание приемов и методов педагогической поддержки, проявление доверия и толерантности, а также создание ситуации успеха при оценивании работы учащихся. Среди разнообразий технологий в реализации личностно-ориентированного подхода наиболее эффективна технологи обучения в сотрудничестве, которая была осуществлена на каждом занятии, повлияла на достижение высоких результатов эксперимента. Технология предполагает создание тесного сотрудничества в системе ученик-ученик, ученик-ученик-учитель. Процесс общения и обучения направлен на конкретных учащихся. Данная технология является неотъемлемым звеном обучения.

    К частным организационным педагогическим условиям относятся также три формы познавательной деятельности подростков:

  • индивидуальная – реализуется при наличии заданий, в которых возможен целостный учет особенностей определенной личности;
  • фронтальная- предполагает работу со всем классом по представленному заданию направленную на развитие теоретико-литературных понятий.

    Акцент  делается на индивидуальное обучение и самостоятельную работу.

    Следующая группа педагогических условий состоит  из физиолого-валеологических факторов.

    Соблюдение  физиолого-валеологических требований к организации образовательного процесса в современной школе- необходимое условие сохранения душевного и физиологического здоровья учащихся.

    В ГОС(НРК) уделяется внимание проблематике связанной с индивидуализацией  образования, с необходимостью влечет за собой и весь круг вопросов, касающийся возрастной специфике развития детей, а следовательно специфике образования на разных образовательных ступенях. В связи с этим особую значимость приобретает принцип самооценки каждого возраста. Поэтому представляется важным обозначить возрастные особенности. В когнитивной сфере бурно и резко развиваются познавательные процессы (выбраны новые формы преподавания, акценты на исторические процессы), формируется избирательность, мышление становится абстрактным и теоретическим, повышается интеллектуальная активность (предложена поисковая и исследовательская работа, представлены на выбор различные задания). В личностной сфере формируется самосознание, самооценка (поэтому считается важным акцентировать внимание на личном опыте подростка), жизненное самоопределение (это обосновывает особое внимание ценностно-смысловой компетенции: задания определяли не только личную позицию, но и оценочную позицию других учащихся).

    Именно  соблюдение этих педагогических условий  способствует, по нашему мнению, качественному развитию теоретико-литературных понятий у учащихся 9-го класса при изучении пространственно-временной организации романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Информация о работе Педагогические условия реализации эксперимента