Педагогические условия формирования ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2011 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определить эффективность педагогических условий формирования ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. проанализировать философскую, педагогическую и психологическую литературу по проблеме исследования;
2. определить уровень сформированности ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста;
3. разработать и реализовать систему мероприятий, способствующих формированию ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста;
4. определить эффективность экспериментальной работы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по педагогике.docx

— 125.27 Кб (Скачать)

     Все исследователи сходятся во мнении, что гораздо более значимо  то, принимается ли ценность людьми данной культуры, способствует ли она  принятию социально приемлемых решений, налаживанию здоровой, благополучной  общественной и личной жизни, формированию ценностных отношений.

     Исследователи, сравнивая человека с миром окружающих его ценностей, выделяют три ипостаси его существования в аксиологическом  ключе: ценностно-креативную, оценочную, ценностно-онтологическую сторону  личности человека.

     Ценностное  отношение к окружающему миру, в соответствии с данными сферами, представляется в виде сложной системы  компонентов, которые функционируют  в динамическом единстве. Система  рассматривается в трех плоскостях: когнитивно-эмоциональной, мотивационной  и поведенческой. Ценностное отношение  человека к окружающему миру с  философских позиций, таким образом, может быть охарактеризовано как  единство, взаимосвязь трех основных сторон:

  • познания окружающего мира и объективных ценностных отношений;
  • познания общечеловеческого и индивидуального ценностного миропонимания;
  • роли личности в процессе ценностного ориентирования.

     Причем  всегда существуют определенные условия, влияющие на названный процесс:

  • внутренние условия – определенные психические состояния, которые в определенных условиях закрепляются и превращаются в свойства личности в результате изменений в мотивационной, интеллектуальной и ценностно-оценочной сферах личности;
  • внешние факторы – деятельность и требования взрослых членов общества (семьи, педагогов, значимых взрослых и т.д.), коллектив, содержательная сторона воспитательного процесса, и его методическая сторона.

     В заключении можно сделать вывод  о том, что благодаря философским  дискуссиям о ценностях был сделан важнейший шаг в раскрытии  объективного содержания ценностной проблематики. Было определено, что существенные моменты дальнейшего развития общества обнаруживаются именно в морально-этической  проблематике ценностей, что морально-ценностные качества человеческих взаимодействий являются одним из необходимых условий  нормального протекания жизни общества. 

     
    1. Психологические особенности нравственного развития детей дошкольного возраста

     В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного  развития детей. В этот период расширяется  и перестраивается система взаимоотношений  ребенка с взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает  совместная со сверстниками деятельность. Ведущим видом деятельности становится сюжетно-ролевая игра, где ребенок  моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней  на первый план выдвигаются отношения  между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать  в соответствии с нравственными  нормами, принятыми в человеческом обществе.

     Нравственное  развитие дошкольника включает три  взаимосвязанные сферы. В сфере  моральных знаний, суждений, представлений, то есть когнитивной сфере, дети овладевают различными сторонами общественного  морального сознания, и прежде всего  пониманием моральных требований, критериев  моральной оценки. Ребенок учится добровольно следовать нормам морали, даже если ее нарушение связано с  личной выгодой и малыш уверен в безнаказанности. Таким образом, овладев моральным поведением, ребенок  способен сделать правильный моральный  выбор не на словах, а в действии. В сфере морально ценных переживаний  у ребенка складываются морально ценные и морально одобряемые отношения  к другим людям. Так, у ребенка  формируются гуманистические, альтруистские  чувства и отношения, например внимание к нуждам и интересам других, способность  считаться с ними, сочувствие чужим  бедам и радостям, а также переживание  вины при нарушении норм.

     Для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения. О сформированности понимания  нравственной нормы можно говорить в том случае, если ребенок объясняет, почему норму необходимо соблюдать. В дошкольном возрасте встречаются  различные уровни такого понимания. Чем младше ребенок, тем чаще он объясняет  необходимость выполнения нормы, ссылаясь на возможные последствия при  ее соблюдении для себя или на требования взрослых. В 5 – 7 лет ребенок понимает общественный смысл нравственной нормы, осознает ее объективную необходимость для регуляции взаимоотношений между людьми. Так для старшего дошкольника все большую роль начинают играть интересы, желания другого человека. Дети этого возраста употребляют в речи слова, обозначающие нравственные качества и их антиподы (добрый, драчун, жадина, честный, ябеда и пр.), но связывают их с конкретной ситуацией из собственного опыта, что объясняется конкретной образностью детского мышления. Если дошкольник наглядно видит последствия соблюдения или нарушения нормы, то ему легче понять ее содержание и отнести к себе. Чем конкретнее норма, чем ближе она к собственному опыту ребенка, тем легче она осознается. Ребенок не только узнает и понимает норму, но и относит ее к определенной категории: «хорошо» или «плохо». Он стремится дать ей оценку. В старшем дошкольном возрасте развитие моральных оценок неразрывно связано с тем, как взрослый оценивает поступки детей. Так, легче понимаются и оцениваются те качества, которые взрослый чаще выделяет и оценивает. Старший дошкольник становится инициатором бесед с родителями и воспитателями, тему которых можно обозначить так: «Что такое хорошо, что такое плохо».

     В дошкольном возрасте нравственные представления  дошкольника влияют на его обыденную  жизнь. В реальной жизни ребенок  демонстрирует попытки совершать  нравственные действия и разрешать  конфликты, проявляя эмоциональную  направленность на окружающих.

     Однако  нравственные нормы, даже те, которые  ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально  они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Причем малыш не замечает этого нарушения  и, отрицательно оценивая подобное поведение  в целом, к себе отрицательную  оценку не относит.

     Усвоив  норму, ребенок, прежде всего, начинает контролировать сверстника. Ему легче  увидеть и оценить наличие  нравственных качеств и выполнение норм сверстником, чем самим собой. Очень часто он правильно оценивает  выполнение нравственных норм товарищами и ошибается в отношении себя. Стремление утвердиться в знании нравственной нормы приводит к появлению  особых высказываний в адрес взрослых - «жалоб-заявлений», которые содержат сообщения о нарушении правил кем-то из детей. Ребенок, обращаясь  к взрослому, хочет утвердиться  в том, правильно ли он понимает норму  или правило. Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь  к оценке своих поступков взрослыми  и товарищами, малыш подходит к  реальной самооценке.

     У старших дошкольников все чаще наблюдается  не прагматическое поведение, когда  моральный поступок связан с выгодой  для себя, а бескорыстное, когда  поведение не зависит от внешнего контроля, а его мотивом является нравственная самооценка.

     В возрасте 5 – 7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Старший дошкольник понимает, что норму необходимо соблюдать, чтобы коллективная деятельность была успешной. Необходимость во внешнем контроле за соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает. Поведение ребенка становится нравственным даже в отсутствие взрослого и в случае, если ребенок уверен в безнаказанности своего поступка и не видит выгоды для себя.

     Таким образом, развитие моральных суждений и оценок необходимо, но недостаточно для нравственного развития. Главное - создать условия, когда норма  морали начнет регулировать реальное поведение ребенка, то есть установить связь между нравственным сознанием  и нравственным поведением. Только при наличии такой связи норма  становится мотивом поведения и  выполняет побуждающую смыслообразующую функцию. Тогда сознание ребенка  переходит с результата на процесс  выполнения нормы, и он следует норме  ради нее самой, потому что не может  поступать иначе. А соблюдение нормы  выступает эмоциональным подкреплением  для дошкольника. Взаимосвязь нравственного  сознания и поведения устанавливается  тогда, когда ребенка упражняют  в нравственных поступках, ставят в  ситуацию морального выбора, когда  он сам решает, как поступить: пойти  на интересную прогулку или помочь взрослому; съесть конфету самому или  отнести маме; поиграть с новой  игрушкой или уступить ее младшему. Делая выбор в пользу соблюдения нормы, преодолевая сиюминутные  желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы  порадовать его, ребенок получает удовольствие от того, что поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой  и появляется потребность соблюдать  норму.

     В сфере развития нравственного поведения  пример взрослого также играет важнейшую  роль. Недаром В.А.Сухомлинский подчеркивал: «Ребенок - это зеркало нравственной жизни родителей». Положительный  пример родителей способствует тому, что малыш легко и ненавязчиво  учится жить в соответствии с нормами, принятыми в обществе. Норма, которая  только декларируется, но не соблюдается  взрослым, никогда не станет влиять на реальное поведение ребенка. Более  того, малыш поймет, что нравственные нормы можно нарушать безнаказанно, соблюдать необязательно. Так рождается  приспособленчество, лавирование. Ребенок  неукоснительно выполняет норму  в одних условиях и нарушает в  других, не испытывая чувства вины.

     В дошкольном возрасте возрастает влияние  оценки взрослого на поведение детей, так как взрослый выступает образцом, эталоном, с которым ребенок сравнивает себя и свои действия.

     В 2 – 3 года дети совершают положительные поступки по указанию взрослых, в порядке выполнения их требований. Ограничение своих желаний малышами возникает редко и только под влиянием симпатии или сочувствия. Совершая объективно положительные поступки, дети не осознают их необходимости и значения для других людей. В 3 года на основе моральной оценки взрослого дети устанавливают связь «хорошего» или «плохого» со своим действием, относят свои поступки к соответствующей категории. Они получают удовольствие от оценки «хорошо».

     Положительная моральная оценка взрослого придает  положительную окраску даже тем  действиям, которые обычно совершались  ребенком с полным равнодушием.

     Оценивая  поступки ребенка, взрослый с помощью  положительной оценки фиксирует  правильный способ поведения, а с  помощью отрицательной - разрушает  негативный способ. Действенность оценки, ее влияние на моральное развитие малыша прямо зависит от умения педагога, родителей оказать оценочное  воздействие. Оценка взрослого должна отвечать определенным требованиям, то есть быть:

  • объективной и в то же время тактичной, поэтому в поступке сначала выделяют положительные стороны, об отрицательных говорят как бы вскользь, но так, чтобы ребенок понял, чем именно недоволен взрослый. Оценивать следует не самого ребенка, а его проступок. К порицанию следует прибегнуть в исключительных случаях, показав, как надо поступать;
  • ориентированной на собственное поведение ребенка, а не на сравнивание его с другими детьми, чтобы не унижать в глазах взрослых, не разрушать совместную деятельность;
  • дифференцированной, поскольку общие оценки ничего не дают для развития личности. Нужно показать, за что ребенок оценивается определенным образом. И ребенок будет стремиться повторить действие, чтобы снова заслужить положительную оценку;
  • систематичной, а не даваться от случая к случаю;
  • включающей сочетание вербальных и невербальных способов воздействия. К последним дошкольники особенно чувствительны. Соотношение разных способов оценки зависит от возраста, индивидуальных особенностей воспитанников, ситуации.

     Таким образом, можно выделить следующие  особенности нравственного развития детей в дошкольном возрасте:

  • у детей складываются первые моральные суждения и оценки; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;
  • возрастает действенность нравственных представлений;
  • возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.
 

     1.3. Психолого-педагогическое обоснование процесса формирования ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста

     В психолого-педагогической литературе широко представлены результаты теоретического анализа понятий ценность, ценностная ориентация, ценностное отношение, их значение, как регуляторов деятельности и общения личности, а также взаимосвязь с потребностно – деятельностным отношением к окружающему миру, позволяют утверждать, что процесс формирования ценностного отношения к окружающему миру строится по трем основным направлениям и имеет возрастную специфику:

  • организация осознания личностью объективной ценности при широком диапазоне ценностного познания;
  • создание условий для самосознания, переживания круга ценностей как личностных потребностей;
  • стимулирование мотивации поведения и прогнозирования будущего поведения в их целостности и взаимосвязи.

     Исследования  Б. С. Братусь, М. Кальвиньо, В. В. Столина, В. Е. Василюка, А. Н. Леонтьева, В. Г. Асеева, В. И. Ковалева, Т. А. Репиной показали, что на протяжении развития личности происходит переход от нестойких, эпизодически возникающих отношений к устойчивым и осознанным ценностно-смысловым  ориентациям.

     Процесс формирования ценностного отношения  к окружающему миру развивается  по спирали и имеет фазный характер:

  1. фаза присвоения ценностей общества личностью, которая обеспечивает создание ценностного образа мира;
  2. фаза преобразования личности на основе присвоения ценностей, в процессе которой происходит самопознание, самооценка, формируется образ «Я»;
  3. фаза прогноза, целеполагания, проектирования, что обеспечивает формирование «образа будущего».

Информация о работе Педагогические условия формирования ценностного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста